Творческий путь А.П.БородинаВнеклассное мероприятие по химииЦель. Популяризация имени великого русского ученого-химика А.П.Бородина, доказательство гениальности талантливого ученого. Действующие лица: двое ведущих; СЦЕНАРИЙ 1-й ведущий. Я хочу рассказать об удивительнейшем человеке. В жизни мой герой – человек чрезвычайно добрый, деликатный, уступчивый, талантливый и трудолюбивый. Эти качества я очень ценю в людях, поэтому он привлек мое внимание. Итак, мои дорогие зрители, расположитесь поудобнее, сейчас мы отправляемся в прекраснейший город на земле, в Санкт-Петербург (говорит под звуки поезда, а на экране телевизора проецируются достопримечательности Санкт-Петербурга). Начало 30-х годов XIX столетия. Северная столица еще недавно бурно росла и строилась, и в самом центре то и дело попадались обширные пустыри и заборы. Но уже близок к окончательному завершению классически ясный, «строгий и стройный» вид города. 2-й ведущий.
1-й ведущий. Не могу сказать, сколько младенцев мужского полу родилось в Санкт-Петербурге в 1833 г. и многие ли из них получили при крещении имя Александр, но одно знаю точно: 31 октября (по старому стилю) в Петербурге, в доме № 9 по Гагаринской улице родился Александр Порфирьевич Бородин. В какой семье? Вот тут мы обратимся к подлинному документу. 2-й ведущий. «Пантелеймоновская церковь в Санкт-Петербурге, 1833 года, октября, тридцать первого числа ... у дворового человека Порфирия Ионова Бородина и законной жены его Татьяны Григорьевой родился сын Александр». А.П.Бородин. В моей метрической выписи справедливо лишь утверждение, что родился я 31 октября 1833 г. и что зовут меня Александр. 1-й ведущий. Сейчас я позволю себе сказать несколько слов о настоящих родителях нашего героя. Лука Степанович Гедианов, князь из древнего рода Имеретинских, – настоящий отец Александра Бородина. Мать, Авдотья Константиновна, – солдатская дочь родом из Нарвы. Лука Степанович увидел Авдотью Константиновну на танцевальном вечере в доме брата ее, петербургского чиновника. И бывает же такое! Увидел, обмер и полюбил. Князю же было без малого 60 лет. В Москве, в значительном отдалении, существует семья – законная супруга, с которой отношения не сложились. Может, ни на что не надеялся Лука Степанович, а его полюбили. Да, полюбили. И так прожили они в мире и согласии более 10 лет, до самой кончины князя. Прожили невенчанными супругами. Оттого их сын Александр узаконен именем дворового человека Порфирия Бородина, по метрическому свидетельству он – крепостной собственного отца. И вот, думаете вы, готовая семейная драма? Отнюдь. Нелегкие семейные обстоятельства разрешились вполне благополучно, ибо главные действующие лица отличались добротой и на редкость хорошими характерами. Перед своей кончиной князь Гедианов дал «вольную» крепостному мальчику Александру Бородину (во время рассказа демонстрируются портреты родителей на эпидеоскопе). Мать А.П.Бородина. Маленькие детки – маленькие бедки, а вырастут велики – будут большие. Ох, уж не знаю, как там будет, когда вырастет, только сейчас на дитятко мое не нарадуюсь. Не ребенок, а чистое золото. Собою красавец, тихий, ласковый, кроткий. Вот только до всякого учения слишком усерден. На что ему эти науки-премудрости? Совсем дитя уморят. Сам к фортепиано подбегает – не оттащить, сам буквы складывает и про каждую малость все доподлинно знать хочет. А.П.Бородин (в детстве). Всякая обыденность таинственна (мальчик зажигает свечу). Отчего горит свеча? Отчего мыло мыльное? Только и успевай думать: «Отчего? Отчего? Отчего?» На то книжки есть, чтобы искать ответы. Мама говорит: «Сашура обожает фокусы». Ах, ну при чем тут фокусы?! Я делаю опыты. Мать А.П.Бородина. Господи, чего не вытерпишь ради науки. Химия Сашурина расселилась по всему дому. Куда ни глянь, везде что-нибудь булькает, шипит, а то и полыхнет вдруг. Страсть как боюсь пожара! А уж запахи такие иногда в доме, хоть святых вон выноси. Одно слово – наука есть жертва бесконечная.
2-й ведущий. Когда Александру пошел 14-й год, он сочинил и записал свое первое произведение: концерт для флейты с фортепиано. Но химия продолжала оставаться наиболее любимым увлечением. Мать А.П.Бородина. Быстро то время пролетело, а нынче уж о другом думать пора. Сашура в возраст вошел – 16 полных лет. Университет? Ох, боязно. Сословие его для такого учения не годится. Ну да о чем горевать? Хлопоты надо затевать – купеческое звание откупать. 1-й ведущий. Осенью 1850 г. Александр Бородин поступил в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Но, как и прежде, больше всего увлекается глубоким изучением химии. А.П.Бородин (сидит за столом, в руке держит гусиное перо, пишет письмо). Отдавать себя всего, без остатка, тому делу, которым ты занят сейчас, сию минуту, оказывается – это счастливое свойство моей натуры. Прежде я и не замечал этого свойства и не ценил его. Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что не врачебная деятельность мое призвание. Побеждает страсть к моей давней возлюбленной – химии. 2-й ведущий. Кончив курс медицинских наук в 1856 г. лекарем с отличием, Александр Бородин в 1858 г. выдержал экзамен на степень доктора медицины, был командирован на два года за границу в немецкий город Гейдельберг. По прибытии туда наш герой без устали бегал по городу в поисках квартиры, размышлял, в какой лаборатории работать. А.П.Бородин. Конечно, есть общественная лаборатория Гейдельбергского университета. Но здесь много времени уходит даром: надо ждать своей очереди, чтобы пользоваться печами, приборами, посудой. Когда же тут работать? 1-й ведущий. Вскоре найдена и квартира, и лаборатория. А.П.Бородин. У меня теперь свое совершенно отдельное помещение. И работать можно сколько угодно, в любое время суток. Теперь жизнь моя сосредоточится в лаборатории. Вот что есть счастье – работать много, со вкусом и наслаждаться полной независимостью. Нет, Европа – это вам, господа, не что-нибудь! Ну вот, прогуливаюсь я нынче после дождика без калош и вспоминаю, как бы мама хлопотала, чтобы непременно снабдить меня этим предметом российской необходимости. Да о каких калошах может идти речь, ежели каждую субботу здесь моют с мылом не только тротуар, но и мостовую. Да, очень миленький и чистенький этот городок – Гейдельберг. Только отчего-то тоска одолевает. Такая тоска, хоть волком вой, хоть посуду бей, хоть бегом беги в Россию. 2-й ведущий. Сентябрь 1860 г. отмечен
весьма значительным для научного мира событием. Знакомый А.П.Бородина. Здравствуйте, Александр Порфирьевич! Знаете, какое нынче событие? Приехала замечательная музыкантша, барышня из Москвы. А.П.Бородин. Да почем же вы знаете, что замечательная? Ведь вы ее не видали и не слыхали. Знакомый А.П.Бородина. А это уж известно. И отзывы самые восторженные. Великолепная музыкантша, несомненно. Пойдемте, Александр Порфирьевич, на музыкальный вечер и познакомимся с ней. (Входят. Е.С.Протопопова играет на фортепиано, они слушают музыку.) А.П.Бородин (говорит в сторону). С первых звуков я понял, что слышу высокоартистическую игру. Ее душа так искренне, так серьезно и горячо исповедалась в звуках. Знакомый А.П.Бородина (представляет Бородину пианистку). Екатерина Сергеевна Протопопова. Александр Порфирьевич Бородин. Е.С.Протопопова. Господа, благодарю вас за внимание (поклон, Бородин и его знакомый уходят). Что же это такое, в самом деле?! Зачем только я сюда заехала? Такая скверная погода. Мокнуть уж лучше дома. Бородин?! Какое он на меня произвел впечатление? Красив он действительно. Несомненно и то, что умен очень. Так что же он за человек такой? Ну что гадать попусту – поживем, тогда и увидим. 1-й ведущий. 22 августа 1861 г. стал для Бородина и Протопоповой самым счастливым днем, отныне и навсегда. Затем Бородину предстояла поездка в Италию. Работая в 1861–1862 гг. в г. Пизе, он произвел реакцию, которую затем много раз повторяли. Именно Бородин синтезировал первое фторорганическое соединение. В течение многих десятилетий открытая Бородиным новая область органической химии оставалась в сфере узких академических интересов и лишь с началом работ над урановым проектом в 1940-х гг. стала бурно развиваться и вышла на широкие производственные просторы. Тогда-то было осознано, что необычайно высокая прочность связей С–F придает фторорганическим соединениям исключительные свойства. По образному выражению одного специалиста, эти соединения имеют «алмазное сердце и шкуру носорога».
2-й ведущий. Разнообразные фторорганические соединения широко вошли в наш быт: покрытия «неподгорающих сковородок» изготовлены из тефлона, до сих пор большая часть холодильников содержит в качестве хладагентов фреоны, фторорганическими соединениями заполнены баллончики аэрозольных упаковок. Эти вещества используют в качестве заменителей крови. Возможно, что в XXI в. наука сможет материально осуществить то, о чем писал Валерий Брюсов:
Бородиным также было открыто совершенно новое, неизвестного типа соединение – альдегидоспирт, названный альдолом. Ценность всех его работ выявилась особенно в наши дни. Из альдольных смол сейчас изготавливают лаки, детали для автомашин, изделия электротехнической отрасли промышленности. А началось все с опытов Бородина. 1-й ведущий. 20 сентября 1862 г. в паспорте доктора медицины А.П.Бородина сделана отметка на пограничной станции. Он возвращается домой в Россию, в Петербург. А.П.Бородин.
(На фоне слов идет показ видеокассеты «Петербург».) 2-й ведущий. Вскоре он получает звание профессора. В эти годы его интересуют альдегиды и их производные. Несмотря на свою огромную занятость химией, Бородин уделяет каждую минуту свободного времени музыке. Он пишет крупное музыкальное произведение – оперу «Князь Игорь». Одновременно он сочиняет замечательные небольшие музыкальные произведения – романсы, песни, а также эпические поэмы «Спящая княжна», «Морская царевна», «Песня темного леса», «Фальшивая нота» на свои стихи. В 1870-х гг. Бородин становится известным не только как химик и композитор, но и как активный общественный деятель и просветитель. Много внимания он уделил Женским врачебным курсам, которые были первым «женским университетом» не только в России, но и во всем мире. Он открыл двери своей лаборатории будущим врачам-женщинам. Здесь проявился блестящий педагогический талант великого ученого. Бородин пишет 2-ю симфонию, «Богатырскую». Друзья-композиторы просят его ускорить работу над оперой «Князь Игорь». Бородин им отвечает: «Видели ли вы на Литейном близ Невского магазин игрушек с вывеской “Забава и дело”? Так вот, для меня музыка – забава, а химия – дело». 1-й ведущий. И все же его заявление можно принять за шутку, ибо все, за что брался Бородин, было всегда серьезным делом, а не забавой. Сейчас прозвучит отрывок из симфонии № 2, «Богатырской», А.П.Бородина (звучит музыка). 2-й ведущий. И вот наступило 15 февраля (по старому стилю) 1887 г. А.П.Бородин. Вот и гуляет у нас широкая Масленица! Удивительно все хорошо сегодня. Народу немного, но бал удался на славу. Вальс, вальс, вальс, господа! (Танцуют пары под звуки вальса.) 1-й ведущий. 15 февраля 1887 г. скоропостижно скончался великий ученый, талантливый композитор, русский патриот А.П.Бородин. А.П.Бородин.
(Зажигают свечи.) Л.А.Мишина,
|