Рейтинговая система оценки знаний
|
Учащиеся работают по новой
рейтинговой
|
Заметки для стенда «Новости химии» должны быть содержательны, интересны, хорошо оформлены. За полугодие можно сдать не более четырех заметок.
Хорошо подготовленные ребята могут принимать участие в школьной, муниципальной и окружной олимпиадах по химии. В зависимости от результатов олимпиад ученик получает от 3 до 10 баллов.
Ответы учащихся по теме урока заслушиваются по их желанию, чтобы не тратить время на неподготовленные ответы. Уделяю больше времени самостоятельной работе с учебником, т.к. считаю, что необходимо учить школьников работать с научной литературой. Как бы ни был хорош учитель, если ученик не хочет учиться, его никто не научит.
На информационном стенде постоянно вывешен план проведения различных видов работ, так что ребята всегда знают, что и когда они будут делать. Там же висит рейтинговый лист, в котором проставляются баллы за выполненные работы.
Работая уже не первый год по этой системе, постоянно ее усовершенствую, нахожу в ней новые удобства и новые области применения.
Приведу конкретный пример. В 11-м классе провожу практическую работу по теме «Зависимость скорости химической реакции от температуры». Разбиваю класс на 5–6 групп. Каждой группе выделяю определенное количество баллов (например, чтобы на каждого ученика приходилось по 5 баллов, что соответствует оценке «5»). Рассказываю о порядке выполнения работы и о вкладе каждого ученика в эту работу.
В группе обязательно должен быть:
– ученик-руководитель, который координирует действия своих товарищей;
– ученик, который следит за температурой (нагревает или охлаждает пробирки с веществами);
– ученик, который отслеживает время протекания реакции;
– ученик, который оформляет работу, чертит график;
– ученик, который проводит эксперимент.
На первом уроке ребята успевают только провести эксперимент, на втором уроке они обсуждают полученные результаты, отвечают на вопросы по данной работе и заканчивают отчет о ней.
Если на первом уроке были допущены ошибки, связанные либо с техникой проведения эксперимента, либо с нарушением правил техники безопасности, либо было оставлено неубранным рабочее место, то за это им снижаются баллы в зависимости от уровня нарушения. Следовательно, к началу второго урока они получают несколько меньший балл, чем первоначальный, который написан на их предварительном отчете.
В конце второго урока прошу руководителей групп самим выставить баллы ребятам в зависимости от их вклада в данную работу. И тут, как правило, получаю только два варианта:
1) все баллы делятся поровну;
2) баллы выставляются так, как действительно работали ученики.
Я всегда принимаю те баллы, которые они поставили себе сами, и никогда их не исправляю, но обязательно высказываю свое мнение по поводу оценки своей работы в группе.
Основные ожидания от рейтинговой системы оправдались. Благодаря информационному контролю рейтинговая система заставляет школьника систематически заниматься в течение всего полугодия, что позволяет улучшить качество обучения. У ребят заметно возросла учебная активность, они стали более организованными, своевременно выполняют учебные задания, неформальным стало их отношение к консультациям, беседам с учителем по вопросам и задачам органической химии. Ребята стремятся к самостоятельной работе с дополнительной литературой, нет страха случайно получить неудовлетворительную отметку.
Когда я в начале года в 11-м классе спрашиваю у ребят, по какой системе нам работать в этом учебном году – по старой, с поурочными отметками, или по новой рейтинговой, то получаю всегда один ответ: по новой. Это лишнее доказательство преимущества данной системы оценки знаний.
К недостаткам этой системы я могу отнести проблемы, связанные с ведением классного журнала, т.к. баллы, получаемые ребятами, не соответствуют ежеурочным оценкам. Но и здесь можно найти выход из положения. Например, рассчитывать процентное соотношение полученных баллов к заданному количеству примеров на уроках и выставлять отметки в соответствии со схемой (шкалой) пересчета, о которой говорилось выше.
Также отметим, что эта система требует от учителя очень четкой, спланированной работы. Нагрузка заметно увеличивается, т.к. приходится ежедневно проверять большое количество заданий. Ведь одно из главных условий – быстрота проверки заданий, чтобы ученик смог увидеть свои пробелы и устранить их, пока не забыл. Поэтому, проведя урок сегодня, я завтра, а то и к концу того же учебного дня вывешиваю результаты. Ребята, увидев их, сразу же начинают обсуждать свои ошибки, т.к. они еще хорошо помнят задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика балльной системы для 10-го класса
1. Каждая ученическая работа оценивается баллами от 0 до максимального числа баллов за эту работу.
2. Оценка за полугодие выставляется по сумме баллов, набранных за этот период. Максимальное число баллов за полугодие примерно 100.
3. Максимальное число баллов рассчитывается по следующим видам обязательных работ:
а) оформление рабочей тетради (3 балла);
б) работа на уроке (1 балл за каждое задание);
в) домашняя работа (1 балл за каждое задание);
г) самостоятельная работа (2–5 баллов);
д) контрольная работа (5–10 баллов).
4. Если учащийся в полугодии набрал больше максимального числа баллов, то лишние баллы переходят в следующее полугодие.
5. Кроме того, учащиеся могут получать баллы за необязательные работы, не учитываемые при расчете максимального числа баллов:
а) рефераты (до 5 баллов);
б) участие в химических олимпиадах (до 10 баллов);
в) заметки для химического стенда (до 5 баллов);
г) ответы и работа на уроках (до 5 баллов).
6. Ученик может потерять баллы за опоздания – за каждое опоздание ученик теряет 1 балл.
7. Если ученик пропустил работу или хочет повысить баллы за самостоятельную или контрольную работу, он может выполнить ее после уроков в оговоренное с учителем время до контрольного срока.
8. После прохождения контрольного срока все работы, стоящие в плане до этой даты, считаются сданными, и переписывать или писать эти работы запрещается. Исключение допускается для тех, кто пропустил занятия по болезни. В этом случае контрольный срок продлевается по договоренности с учителем (на 1–2 недели).
Для более четкой работы с учащимися привожу правила оформления рабочей тетради и домашней работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Правила оформления рабочей тетради
1. Учащийся работает в «Рабочей тетради по химии» – это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов.
2. В конспект урока заносятся все определения, диктуемые на уроке, формулы, рисунки, таблицы, которые учитель приводит на доске или просит записать.
3. Все записи в рабочей тетради должны быть аккуратными.
4. Качество ведения рабочей тетради проверяется по требованию учителя. За ведение тетради выставляется 3 балла при каждой проверке. В случае невыполнения п. 1–3 баллы за рабочую тетрадь не выставляются.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Правила оформления домашней работы
1. Домашняя работа выполняется в тонкой тетради в клеточку толщиной 18 листов.
2. Качественные ответы должны быть аргументированы. Ответы типа «да» или «нет» не принимаются.
3. Домашние задания проверяются на уроке по требованию учителя. Баллы за домашние задания выставляются сразу же и исправляться позже не могут.
4. Списанные и одинаковые домашние задания не оцениваются.