Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2006

КОНКУРС "Я ИДУ НА УРОК"

Реакции разложения и соединения

8 класс

Тип урока. Изучение новых знаний.

Вид урока. Беседа с демонстрацией опытов.

Цели.

Обучающие. Рассмотреть сущность реакций разложения и соединения; научить учащихся писать уравнения реакций разложения и соединения.

Развивающие. Развить умения, опираясь на знание химии, формулировать несложные проблемы, гипотезы, обобщать; формировать навыки само- и взаимоконтроля.

Воспитательные. Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик – ученик», «учитель – ученик»; воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

Методы и методические приемы. Фронтальный опрос, беседа, демонстрация опытов, заполнение таблицы, химический диктант и взаимопроверка результатов химического диктанта в парах с выставлением отметок, работа с карточками.

Оборудование и реактивы. Кодоскоп, карточки с таблицей «Классификация реакций на основании количества и состава реагирующих веществ», лабораторный штатив с пробирками, ложка для сжигания веществ, кристаллизатор, спиртовка, спички; стакан с кислородом, колба с водой, метилоранж, свежеприготовленный гидроксид меди(II), красный фосфор.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Учитель. План урока следующий. Сначала мы проведем устный опрос, затем напишем химический диктант. После этого – изучение новой темы, сопровождаемое демонстрационными опытами. В завершение урока – обобщение материала и подведение итогов.

Актуализация знаний

Проводится фронтальная беседа, в ходе которой за каждый правильный ответ выдается фишка. В конце урока по количеству набранных фишек учитель выставляет отметки. Объявляются критерии оценки: на оценку «5» нужно набрать 5 фишек, на оценку «4» – 4 фишки.

Учитель. Мы изучаем главу «Изменения, происходящие с веществами» и знаем, что изменения могут быть физическими и химическими. В чем отличие химического явления от физического?

Ученик. В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления – не изменяется.

Учитель. По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?

(Каждый отвечающий должен назвать только один признак химической реакции.)

Ученики. Изменение цвета, выделение газа, выпадение или растворение осадка, появление запаха, выделение света, выделение теплоты.

В реакции меди с азотной кислотой происходит изменение цвета, выделение газа и теплоты, появление запаха

В реакции меди с азотной кислотой
происходит изменение цвета,
выделение газа и теплоты,
появление запаха

Учитель. Какому закону, связанному с массой веществ, подчиняются все химические реакции?

Ученик. Все химические реакции протекают в соответствии с законом сохранения массы веществ.

Учитель. Дайте формулировку этого закона.

Ученик. Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате реакции.

Химический диктант (5–7 мин)

Задание. Укажите, о каких явлениях (физических или химических) идет речь. Поясните свой ответ.

Вариант 1

1. В ложке для сжигания веществ сожгли красный фосфор, при этом образовалось твердое вещество белого цвета.

2. Через раствор соли пропустили углекислый газ, выпал белый осадок.

3. Кузнец нагрел металлическую заготовку и выковал подкову. Какое явление произошло с металлом?

4. Прозрачную воду вскипятили, при этом внешне она никак не изменилась.

5. В пробирке смешали растворы двух веществ, при этом выделился газ.

Вариант 2

1. В пробирку насыпали твердое вещество желтого цвета и расплавили его.

2. На привале туристы разожгли костер. К какому явлению относится горение дров?

3. Пакет молока оставили на столе в жаркую погоду. Через сутки молоко скисло.

4. В химической лаборатории нагрели стеклянную трубочку и согнули ее.

5. К твердому веществу добавили раствор другого вещества, при этом твердое вещество растворилось и выделился газ.

Критерии оценивания. Максимально можно набрать 10 баллов (по 1 баллу за правильно указанное явление и по 1 баллу за обоснование ответа).

На оценку «5» – 10–9 баллов,

на «4» – 8–7 баллов,

на «3» – 6–5 баллов.

После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами. Происходит взаимная проверка работ с помощью кодоскопа (на экране высвечиваются верные ответы) и выставление отметок по вышеуказанным критериям.

Учитель. Ребята, поднимите руку, кто выполнил работу на оценку «5». А кто – на оценку «4»?

Итак, вам известно, что все явления подразделяют на физические и химические. Химические явления, или химические реакции, можно распознать по ряду признаков. Кроме того, химические реакции можно записать с помощью химических уравнений. Сегодня перед нами стоит задача – изучить два типа химических реакций, научиться распознавать их среди всех химических реакций, уметь применять закон сохранения массы веществ к этим реакциям.

Изучение нового материала

Учитель. Для того чтобы познакомить вас с реакциями разложения и соединения, я проведу ряд опытов. Вам нужно определить признаки, по которым можно сказать, что произошла химическая реакция. Обратите внимание на то, сколько веществ было до реакции и сколько веществ образовалось, какие условия необходимы для протекания этих химических реакций.

Демонстрационный опыт 1.
Разложение гидроксида меди(II) при нагревании

Учитель. В первом опыте нужно выяснить, что происходит с гидроксидом меди(II) при нагревании. У меня в пробирке находится свежеприготовленный гидроксид меди(II). Что можно сказать о физических свойствах вещества?

Ученик. Гидроксид меди(II) – твердое вещество голубого цвета, нерастворимое в воде.

Учитель. Зажигаю спиртовку, сначала нагреваю всю пробирку, затем продолжаю нагревать в том месте, где находится гидроксид меди(II). Внимательно наблюдайте за изменениями, происходящими с этим веществом. Что вы можете сказать о признаках химической реакции?

Ученик. Изменился цвет, появилось вещество черного цвета.

Учитель. Вещество черного цвета – это оксид меди(II). Вторым продуктом реакции является вода. Запишем схему реакции:

гидроксид меди(II) оксид меди(II) + вода.
   (голубой цвет)                  (черный цвет)

Подставьте в эту схему вместо названий веществ их химические формулы.

Ученик записывает на доске уравнение реакции:

Cu(OH)2 = CuO + H2O.

Учитель. Cколько веществ вступило в реакцию и сколько образовалось?

Ученик. В реакцию вступило одно вещество – гидроксид меди(II), а образовалось два вещества – оксид меди(II) и вода.

Учитель. Такие реакции относятся к реакциям разложения. Попробуйте дать определение реакции разложения.

Ученик. Реакцией разложения называется такая реакция, в результате которой из одного сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ.

Учащиеся записывают определение в тетрадь под диктовку.

Демонстрационный опыт 2.
Горение красного фосфора в кислороде

Учитель. В ложечку для сжигания веществ набираю красный фосфор. Вы видите, что это твердое вещество. Зажигаю спиртовку, вношу красный фосфор в верхнюю, самую горячую зону пламени спиртовки.

Нагреваю фосфор до воспламенения и вынимаю ложечку с веществом из пламени. Что происходит с красным фосфором?

Ученик. Фосфор горит неярким светящимся пламенем, значит, происходит химическая реакция.

Учитель. Ложечку с горящим красным фосфором вношу в стакан с кислородом и накрываю его. Что вы можете сказать о процессе горения?

Ученик. Горение красного фосфора в кислороде происходит более интенсивно, чем на воздухе.

Учитель. По каким признакам можно сказать, что произошла химическая реакция?

Ученик. Образовалось новое твердое вещество белого цвета. Это вещество – оксид фосфора(V).

Горение, сопровождаемое пламенем, – признак химической реакции

Горение,
сопровождаемое пламенем, –
признак химической реакции

Учитель. Сколько веществ вступило в реакцию и сколько образовалось?

Ученик. Вступило в реакцию два вещества – красный фосфор и кислород, а образовалось одно вещество – оксид фосфора(V).

Учитель. Подставьте в схему проведенной реакции

   фосфор + кислород оксид фосфора(V)
(красный цвет)                               (белый цвет)

вместо названий веществ их химические формулы.

Ученик записывает на доске:

Р + О2 Р2О5.

Учитель. Можно ли сказать, что эта реакция относится к реакциям разложения?

Ученик. Эта реакция не относится к реакциям разложения, т.к. в реакцию вступает два вещества, а образуется одно вещество.

Учитель. Правильно, такие реакции называют реакциями соединения. Что вы можете сказать о качественном составе веществ, вступивших в эту реакцию и образовавшихся в результате реакции?

Ученик. В реакцию вступило два простых вещества, а образовалось одно сложное вещество.

Учитель. Запишите определение в тетрадь. Реакцией соединения называется такая реакция, в результате которой из двух или более простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество.

Посмотрите внимательно на схему реакции, которую мы составили. Не нарушает ли эта схема какой-либо из изученных вами законов?

Ученик. В этой схеме нарушен закон сохранения массы веществ, т. к. число атомов до и после реакции неодинаково.

Учитель (расставляет коэффициенты в химическом уравнении).

4Р + 5О2 = 2Р2О5.

Проверьте, соблюдается ли закон сохранения массы веществ в уравнении реакции.

Ученик. В этой реакции закон сохранения массы веществ соблюдается, т.к. число атомов химических элементов до и после реакции одинаково.

Демонстрационный опыт 3.
Взаимодействие оксида фосфора(V) с водой

Учитель. В стакан с оксидом фосфора(V) наливаю воду. Что вы наблюдаете?

Ученик. Оксид фосфора(V) растворяется в воде.

Учитель. Для того чтобы определить, образовалось ли новое вещество, добавлю в стакан индикатор метилоранж. По какому признаку можно сказать, что произошла химическая реакция?

Ученик. Метилоранж изменил свой цвет с желтого на розовый, значит, образовалось новое вещество – кислота. Следовательно, произошла химическая реакция.

Учитель. Сколько веществ вступило в реакцию и сколько образовалось?

Ученик. Вступило в реакцию два вещества – оксид фосфора(V) и вода, а образовалось одно вещество – фосфорная кислота.

Учитель. К какому типу относится данная реакция – к реакциям разложения или соединения? Почему?

Ученик. Это – реакция соединения, т. к. вступило в реакцию два вещества, а образовалось одно вещество.

Учитель. Запишем схему этой химической реакции:

оксид фосфора(V) + вода фосфорная кислота.

Подставьте в эту схему химические формулы веществ и расставьте коэффициенты.

Работу выполняет ученик у доски:

P2O5 + 3Н2О = 2Н3РО4.

Учитель. Прочтите еще раз определения изученных типов реакций, после этого перейдем к заполнению таблицы.

Таблица

Классификация реакций на основании количества
и состава реагирующих веществ

Тип реакции Уравнения реакций в общем виде
Реакция соединения Соединение простых веществ в одно сложное вещество:

А + В = АВ.

Примеры:

Сa + Cl2 = CaCl2,

2Mg + O2 = 2MgO.

Соединение двух бинарных веществ в одно трехэлементное сложное вещество:

АВ + СВ = АСВ2

Примеры:

СaО + Н2О = Ca(ОН)2,

SO2 + Н2О = Н2SO3

Реакция разложения Разложение сложного вещества на два (несколько) простых вещества:

АВ = А + В.

Примеры:

2HI Н2 + I2,

2HgO 2Hg + O2.

Разложение трехэлементного сложного вещества на два бинарных вещества:

АСВ2 = AB + BC.

Примеры:

Fe(OH)2 FeO + H2O,

MgCO3 MgO + CO2

Закрепление материала

Учитель. Вы изучили два типа химических реакций – реакции разложения и соединения, научились расставлять коэффициенты в уравнениях этих реакций.

На доске написаны схемы химических реакций разного типа. Выберите реакции разложения и соединения, перепишите их схемы к себе в тетрадь и расставьте коэффициенты.

Класс работает самостоятельно, затем один ученик зачитывает выписанные схемы, обосновывает свой выбор и расставляет коэффициенты.

Задание.

Fе(ОН)3 2O3 + Н2O,

Fе(ОН)3 + HCl FеСl3 + Н2О,

Li + O2 Li2O,

Li2O + H2O LiOH,

CuSO4 + Fe FeSO4 + Cu,

HNO3 H2O + NO2 + O2.

Заключительная часть

Учитель (выставляет оценки по количеству набранных фишек). Я надеюсь, что в результате проделанной работы вы представили себя и химиками-исследователями, и химиками-теоретиками.

Домашнее задание. По учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс»: § 27, упр. 1а, б, 2г (с. 100).

Литература

Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, 208 с.; Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, 416 с.; Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2003, 224 с; Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2003, 88 с.

Т.Н.Синчук,
учитель химии школы № 1
(г. Светлый, Калининградская обл.);
Н.Б.Левичева,
учитель-методист (г. Калининград)

Рейтинг@Mail.ru