В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ
УЧИТЕЛЮ |
Видеофильмы на уроках химии
как фактор развития культуры
Интегративный подход в обучении
Культура – это стиль,
образ жизни человека, главным содержанием
которого является развитая потребность в
образовании. В последние годы обозначились новые
педагогические тенденции: изменение
целеполагания в направлении гуманизации,
развитие общей культуры и любви к природе при
обучении и воспитании по естественно-научному
циклу дисциплин. Особенность современного
обучения – личностно ориентированное
образование с ярко выраженной творческой и
развивающей направленностью, технологизация и
компьютеризация.
Переход человечества к постиндустриальному
информационному обществу приводит к тому, что
процессы создания и распространения знаний в
значительной мере опираются на возможности
образовательной системы.
«Среди задач образования можно выделить те,
которые решаются с помощью интеграции.
а) Изменение методов обучения, расширения веса
тех из них, которые формируют практические
навыки восприятия и анализа информации,
самообучения, повышают роль самостоятельной
работы учащихся.
б) Усиление социально-гуманитарной ценностной
ориентированности общего среднего образования,
обеспечение расширения и конкретизации его
социального и культурного контекста.
Содержательная интеграция осуществляется
на межпредметном и внутрипредметном уровне в
учебной и внеучебной деятельности; технологическая
интеграция предполагает сочетание элементов
педагогических технологий (проблемно-модульной,
личностно-ориентированной, развивающего
обучения и т.д.)»*.
Актуальность использования видеофильмов
связана с реалиями современной жизни –
переходом от книжной литературы к экранной.
Использование видеофильмов повышает мотивацию
обучения и познавательную активность, развивает
воображение и интерес к учебе, мобилизует
внимание, формирует навыки самоорганизации,
восприятия и анализа информации. За счет
расширения числа задействованных каналов
восприятия информации (аудиального, визуального,
кинетического) возрастает эффективность
обучения.
Мы воспринимаем окружающий мир благодаря нашим
органам чувств (зрение, слух, ощущение, обоняние,
осязание), или сенсорным системам. Эти же
сенсорные системы мы используем внутренне для
обработки информации, конструирования своей
картины мира. Каналы восприятия информации у
разных людей развиты в разной степени (у одних
учеников преобладает зрительная образная сфера,
у других – слуховая и т. д.). Многосенсорное
представление информации воздействует на
большую часть учеников, позволяя им выбрать свой
входной канал. Более того, многосенсорное
обучение подкрепляет запоминание, ибо чем больше
информационных каналов, тем лучше живая память.
Косвенно многосенсорное обучение усиливает
дополнительные сенсорные каналы учеников.
Эффективность произвольной памяти старшего
школьника (сколько запоминает): 10% – из того, что
читает глазами, 25% – слышит, 30% – видит, 50% – видит
и слышит, 70% – обсуждает, 80% – опирается на опыт, 90%
– говорит и делает совместно, 95% – обучает
других.
Видеофильмы позволяют
реализовать принцип развивающего обучения,
основной задачей которого является формирование
у школьников активного, самостоятельного,
творческого мышления. Развитию мышления
помогает применение давно известного метода
передачи знаний путем подведения учащихся к
самостоятельным выводам из известных фактов.
Различные виды вопросов, противопоставления и
сравнения, использование контробразов и
контрпримеров, задач, над которыми нужно
задуматься, но которые можно решить собственными
силами, – все это побуждает, а затем и приучает
школьников к самостоятельным обобщениям
проанализированных примеров.
Важным средством активизации мышления
является система вопросов, используемая
учителем во время объяснения. Большое значение
для активизации мыслительной деятельности имеет
включение в рассказ или объяснения учителя
элементов беседы, обсуждения, т.е. постановка
вопросов учащимся. Это и вопросы, которые
мобилизуют у школьников уже имеющиеся знания и
помогают связать старый материал с новым, и
вопросы, с помощью которых вводятся в
употребление новые, формируемые на уроке понятия
или выявляется усвоение новых знаний. Но главное
– это вопросы, требующие рассуждения, обсуждения
фактов и оценки.
Перед началом демонстрации фильма ученики
получают листы с перечнем вопросов, на которые
они должны дать ответы после просмотра, что
способствует концентрации и активизации
внимания.
Во время показа фильма делаются остановки и
ученикам предлагается: ответить на вопросы,
сформулировать правило, дать определение,
выдвинуть гипотезу, аргументированно изложить
свою точку зрения, сравнить вещества или явления,
выявить причинно-следственные связи и т.д.
После просмотра фильма устные ответы на
вопросы к нему позволяют осуществить первичную
проверку знаний, определить эффективность
процесса обучения, обнаружить пробелы в
восприятии и осмыслении знаний и действий. Это
позволяет и учителю, и ученику оценить качество
усвоения нового материала, своевременно
скорректировать деятельность по ликвидации
выявленных пробелов.
Это и есть обучающе-технологический аспект
интегративного обучения.
Немаловажен и иллюстративно-содержательный
аспект, когда зрительное восприятие более
полноценно, чем речь учителя или текст учебника.
Современный курс химии включает вопросы
электронной природы химической связи и
стереохимии, позволяющие глубже понять
зависимость свойств от строения. Традиционные
дидактические средства не дают четкого
представления о формах и способах перекрывания
электронных орбиталей, распределения
электронной плотности, не позволяют показать
явление в динамике. Эти проблемы успешно
решаются при использовании на уроках учебных
видеофильмов.
Так, коллективом сотрудников и преподавателей
нашего училища созданы компьютерные видеофильмы
о строении органических веществ (метана, этилена,
ацетилена, бензола, спиртов, альдегидов,
карбоновых кислот, глюкозы). Кроме того, созданы
фильмы по важнейшим изучаемым технологическим
производствам: производству серной кислоты и
аммиака, переработке нефти. Фильмы помогают
лучшему усвоению учебного материала,
касающегося устройства и принципа работы
важнейших аппаратов, восприятия всего
технологического процесса в целом.
Создание и использование видеофильмов
позволяет реализовать межпредметные связи химии
с другими науками. Фильм «Строение нуклеиновых
кислот» – связь с биологией, фильмы «Типы
кристаллических решеток», «Аллотропия
углерода», «Аллотропия кислорода»,
«Электролитическая диссоциация» – связь с
физикой.
Видеоматериалы способствуют восприятию и
усвоению учебного материала, развитию
воображения учеников. Активизация мыслительной
деятельности достигается с помощью проблемных
вопросов, использования приемов сравнения,
выявления аналогий и причинно-следственных
связей. Все это расширяет кругозор и
эрудированность ученика; формирует
компетентность в сфере самостоятельной
познавательной деятельности, основанной на
умении получать знания из различных источников.
Интегративный подход в обучении с
использованием видеофильмов позволяет учащимся
осваивать различные виды деятельности:
организаторскую, проектную, мыслительную,
информационно-коммуникативную, оценочную
(деятельностная культура учения), фокусом
которых являются процессы самоорганизации и
саморазвития личности.
А.Х.Амирова,
преподаватель химии
Екатеринбургского суворовского военного
училища
* Воронова Н.В., Прокина Н.В.
Интегративный подход в образовании: видеофильм в
цикле обществоведческих дисциплин как средство
развития личности школьника. Модернизация
образования: проблемы, направления, опыт
Екатеринбурга. Материалы VIII городских
Педагогических чтений 28 октября 2002 г. – 27 февраля
2003 г., Екатеринбург, 2002, с. 162. |