Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2006

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Химики и лирики

Несколько лет назад в нашей школе впервые состоялся выпуск гуманитарно-филологического класса. В моей педагогической практике это был первый опыт профилизации химических знаний. Поэтому мне захотелось подвести некоторые итоги этой работы и вынести их на суд коллег.

Для 10-го класса указанного профиля мною была создана специальная программа (приложение 1), а в 11-м классе преподавание велось по модифицированной программе О.С.Габриеляна. В качестве пособий использовались учебники «Химия. 10 класс» О.С.Габриеляна и др., (2001) и «Химия. 11 класс» О.С.Габриеляна и Г.Г.Лысовой, (2001).

Темы уроков в программах адаптированы к преимущественно образному мышлению и жизненному опыту. Например, вместо стандартной темы «Карбонильные соединения» использовалась формулировка «Герань, миндаль, фиалка», которая указывала на то, что изучение учебного материала будет идти от характерного свойства – запаха – к строению соединения.

Преподавание в гуманитарно-филологическом классе было связано с разработкой особых форм уроков наряду с традиционными, что отражено в поурочном планировании в приложении 1. Среди них значительное место занимали интегрированные уроки по химии и русскому языку («Русская лексика и морфология в химических терминах»), химии и биологии. Реализовывались разнообразные формы уроков: семинары, дискуссии, пресс-конференции, уроки с элементами медиаобразования, в том числе работа с литературными первоисточниками.

Среди домашних заданий предпочтение отдавалось творческим работам – написанию химических загадок, сочинений, эссе, созданию книжек-самоделок, головоломок и др. В процессе уроков больше времени отводилось на устную работу. Таким образом удалось сделать обучение в гуманитарно-филологическом классе более комфортным для учащихся и подчинить изучение предмета естественно-научного цикла указанному профилю образования.

Изучение курса химии в выпускном классе обычно заканчивается циклом практических работ и итоговой контрольной работой. Но мне захотелось и этот апрельский урок сделать для гуманитариев ярким и запоминающимся. Так появилось контрольно-практическое занятие «Химическая радуга». Оно рассчитано на два часа учебного времени (спаренный урок).

Главная задача занятия – вспомнить химию с радостью и унести эту радость с собой из школы. Над доской – радуга из воздушных шаров. На стенах кабинета – красочные транспаранты с эпиграфами, которые придумали и оформили сами ребята. Большинство из них – стихотворные строки или пословицы о настоящей радуге. Два из них, на мой взгляд, заслуживают упоминания и наиболее соответствуют контексту урока «Радуга – радость»:

Семь цветов радуги – как семь дней недели.
Каждый из них имеет свой колорит.
А значит, мы живем радугой жизни.

А.Наумова

 

Вот солнечный луч покатился с окошка
И исчез меж пробирок, словно замер в стекле.
Вместе с нами поудивлялся немножко,
А потом вдруг радугу зажег на столе.

Н.Жукова

Каждый ученик получал индивидуальную распечатку задания «Сделай радугу сам» для практической и контрольной работы «Химическая радуга» (приложение 2) и выполнял работу самостоятельно. Для слабых учащихся были приготовлены листы-подсказки с формулами соединений, которыми они при желании могли воспользоваться.

Занятие заканчивалось напутствием-пожеланием учителя:

Пусть это многоцветное сиянье
Из школы в жизнь ведет вас за собой!
Пусть все, что было радужным мечтаньем,
Благословенной сбудется судьбой!


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Программа и поурочное планирование курса
органической химии в 10 классе
гуманитарно-филологического профиля

Пояснительная записка

В настоящей программе учтены аспекты обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, который может использоваться в общеобразовательных учреждениях гуманитарного профиля.

Ее ключевым моментом является идея гуманизации химического образования, которая выступает как идея раскрытия личного потенциала каждого ученика. Программа базируется на принципах развивающего обучения химии:

– содержание соотнесено с гуманистическими и культурными ценностями;

– знания раскрываются в теоретическом, методологическом, прикладном и описательном аспектах;

– реализуется внутри- и межпредметная интеграция, опирающаяся на жизненный опыт учащихся;

– учебный материал подобран с учетом психологических особенностей подростков преимущественно с образным мышлением.

Одной из целей, реализуемых программой, является адаптация учащихся к постоянно изменяющимся условиям жизни, поэтому в нее включены элементы медиаобразования. Программа рассчитана на 68 ч учебного времени.

Тематическое планирование

I. Введение. (Предмет органической химии. Мотивационные уроки.) (2 ч).

II. История органической химии в событиях и лицах (7 ч).

III. Углеводороды (17 ч).

IV. Природные источники углеводородов и их переработка (6 ч).

V. Кислородсодержащие органические соединения (14 ч).

VI. Жиры (6 ч).

VII. Углеводы (8 ч).

VIII. Химия и здоровье (6 ч).

IX. Заключение. Органическая химия и искусство (2 ч).

Поурочное планирование
(по плану – 68 ч)

Номер
урока
Тема урока
(форма урока)
Эксперимент
(Д – демонстрация,
ЛО – лабораторные опыты)

I. Введение (2 ч)  

1 Предмет органической химии. Генетическая связь между органическими и неорганическими веществами (комбинированный урок) Д: образцы органических и неорганических веществ
2 Органическая химия в жизни великих писателей и художественная литература в творчестве ученых-химиков (семинар или интегрированный урок химии и риторики)

II. История органической химии в событиях и лицах (7 ч)

3 Ремесла – источник знаний об органических веществах (пивоварение, виноделие, фармацевтика, получение красителей и т. п.) (беседа) Д: получение красителей из свеклы, луковичной шелухи
4 Алхимия в литературных произведениях. «Можно ли создать философский камень?» (дискуссия)

5 Иатрохимия и рожденная ею теория витализма в художественной и исторической прозе (семинар)

6 Становление научной органической химии. Борьба идей и борьба людей – движущие силы развития науки. Теории радикалов, типов, валентности как ступени, ведущие к теории химического строения (лекция) Таблицы-иллюстрации к рассматриваемым теориям
7 «Нечто о химическом строении веществ». Теория химического строения, ее значение и перспективы развития (комбинированный урок)

8 Изомерия. Виды связей в органических соединениях и способы их разрыва (лекция)

9 А.М.Бутлеров – ученый и человек. Оценка его научной деятельности в России и за рубежом, анализ фактов и сообщений в печати. Влияние межличностных отношений на развитие науки (дискуссия)

III. Углеводороды (17 ч)

10 Метан и его гомологи (лекция)

11 Номенклатура алканов (урок-упражнение) Д: образцы жидких и твердых алканов – гексана, парафина, вазелина
12 Русская лексика в химической терминологии (интегрированный урок русского языка и химии)

13 Свойства алканов (лекция)

14 Свойства и применение алканов (обучающий и контролирующий семинар) Д: отсутствие реакции метана с Br2 и раствором KМnО4; горение гексана
15 Kачественное определение наличия C, H, Cl в органических соединениях Практическая работа № 1
16 Строение молекулы метана (лекция)

17 Изготовление моделей алканов Практическая работа № 2
18 Алкены, гомологический ряд, номенклатура и изомерия (лекция)

19 Электронное строение этилена и химические свойства алкенов (комбинированный урок) ЛО: получение этилена из этанола и качественные реакции на двойную связь С=С
20 Получение и применение алкенов (обучающий и контролирующий семинар)

21 Kак резать и сваривать металлы? Ацетилен и его гомологи (самостоятельное изучение нового материала)

22 Химические свойства алкинов (обучающий и контролирующий семинар) ЛО: получение С2Н2 карбидным способом и качественные реакции на тройную связь С=С
23 Получение и свойства ацетилена Практическая работа № 3
24 Свойства и применение алканов, алкенов и алкинов (урок-упражнение)

25 Бензол – главный объект научного творчества Ф.А.Kекуле. Эволюция взглядов на строение бензола (лекция) Д: горение бензола; отсутствие его реакций с водным раствором Br2 и раствором KМnО4
26 Понятие о циклоалканах. Kлассификация углеводородов (урок-обобщение)

IV. Природные источники углеводородов и их переработка (6 ч)

27 Природный и попутный нефтяной газы (урок самостоятельного изучения нового материала)

28 Нефть. Первичная нефтепереработка (комбинированный урок) Д: коллекция «Продукты нефтепереработки»
29 Вторичная нефтепереработка. Жидкости для мотора (обучающий семинар)

30 Kоксохимическое производство. Прошлое и будущее угля в художественных произведениях (урок обмена мнениями) Д: коллекция «Продукты коксования каменного угля»
31 Обобщение знаний об углеводородах

32 Kонтрольная работа № 1

V. Kислород содержащие органические соединения (14 ч)

33 Спирты: древесный, винный и др. Понятие о многоатомных спиртах (беседа)

34 Химические свойства спиртов (комбинированный урок) Д: горение спиртов и их растворимость в воде
35 «Kакая истина в вине?» (антиалкогольная пропаганда). Применение спиртов

36 Понятие о фенолах. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (лекция) Д: растворение фенола в воде и щелочах, выделение фенола из фенолята натрия
37 Пластмассы из нефти и газа. Генетическая связь между углеводородами и спиртами (урок-упражнение) Д: образцы полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида и изделий из них, каучуков
38 Герань, миндаль, фиалка. Понятие о карбонильных соединениях (рассказ учителя и анализ художественных и научных текстов о душистых веществах) Д: получение уксусного альдегида из этанола при окислении перманганатом калия
39 Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот (комбинированный урок)

40 Химические свойства карбоновых кислот (урок самостоятельного изучения) ЛО: взаимодействие уксусной кислоты с Mg, NaOH, NaHCO3
41 Представители одноосновных карбоновых кислот (муравьиная, пальмитиновая, стеариновая). Понятие о многоосновных кислотах. Этимология названий кислот как отзвук раннего этапа развития химии (урок-ярмарка) ЛО: реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. Д: склянки с реактивами, названными по-разному
42 Представители непредельных карбоновых кислот (комбинированный урок)

43 Получение и свойства карбоновых кислот Практическая работа № 4
44 Решение экспериментальных задач Практическая работа № 5
45 Kарамель, газированная вода с сиропом, лавсан, клей и прочее (применение сложных эфиров) (урок-ярмарка) Д: образцы этилацетата, изоамилацетата и др.

46

Синтез этилацетата Практическая работа № 6

VI. Жиры (6 ч)

47 Жиры из природы и из пробирки. Роль М.Бертло в крушении теории витализма (урок-беседа)
48 Мыло из жира и нефти (комбинированный урок)
49 Понятие о синтетических моющих средствах (СМС). Преимущества и недостатки СМС по сравнению с мылами. Экологические аспекты использования СМС (обучающий семинар)
50 Превращения жиров в организме и их биологическое значение. Понятие о липидах (интегрированный урок химии и биологии)
51 Обобщение знаний о кислородсодержащих соединениях
52 Kонтрольная работа № 2
VII. Углеводы (8 ч)
53 Сахар, содержащийся в крови. Логика научного исследования на примере изучения строения глюкозы (лекция) Д: реакция «серебряного зеркала». ЛО: окисление глюкозы гидроксидом меди(II)
54 Глюкоза в природе. Фруктовый сахар. Биологическое значениеи применение глюкозы (обучающий семинар)
55 Kлассификация углеводов. Место глюкозы в этой классификации. Понятие о пентозах (лекция)
56 «Является ли сахароза наркотиком?» (дискуссия). Получение сахарозыиз свеклы и тростника (выделение главного в учебном тексте) Д: гидролиз сахарозы
57 Kрахмал. «Чем отличается крахмал от муки?» (беседа) Д: гидролиз крахмала
58 Понятие о целлюлозе и волокнах на ее основе (лекция) Д: коллекция волокон
59 Целлюлозно-бумажная отрасль промышленности и экология. Проблема Байкала (урок с элементами медиаобразования)

60 Решение экспериментальных задач Практическая работа № 7

VIII. Химия и здоровье (6 ч) (обобщение знаний об органических соединениях)

61 Молекула, организм, жизнь. Генетическая связь между органическими соединениями. Понятие о белках (интегрированный урок химии и биологии)
62 Биологическая активность органических соединений. Составные части питания и пищевые добавки, витамины, ферменты, гормоны, продукты выделения, яды и др. (интегрированный урок химии и биологии)
63
64
«Не все ль блаженства лишь отрава?» (уроки антинаркотической пропаганды)
65 Плохая экология – больная нация. Влияние загрязнения окружающей среды органическими веществами на здоровье людей (интегрированный урок химии и риторики)
66 Реклама с точки зрения химика (урок с элементами медиаобразования)

IX. Заключение. Органическая химия и искусство (2 ч)

67 У.Шекспир и химия (интегрированный урок химии и литературы)
68 Представление итоговых работ


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сделай радугу сам!

Вариант 1

Оформите наблюдения в виде цветной радуги, указав в каждом случае, что получено: осадок () или раствор (р-р).

Составьте уравнения реакций обмена в молекулярной и ионной формах.

Выберите качественные реакции из всех проделанных и укажите определяемые ионы или функциональные группы.

Контрольные задания

1. Укажите среди проведенных реакций окислительно-восстановительную реакцию, назовите восстановитель и окислитель. Составьте уравнение этой реакции.

2. Укажите, в каких из проделанных реакций образуются комплексные соединения.

3. Составьте уравнения реакций по схеме:

Для реакции 1 покажите переход электронов и отметьте восстановитель и окислитель. Назовите тип каждой реакции. Напишите эссе о смысле этой взаимосвязи веществ.

Вариант 2

Оформите наблюдения в виде цветной радуги, указав в каждом случае, что получено: осадок () или раствор (р-р).

Составьте уравнения реакций обмена в молекулярной и ионной формах. Выберите качественные реакции из всех проделанных и укажите определяемые ионы или функциональные группы.

Контрольные задания

1. Укажите среди проведенных реакций окислительно-восстановительную реакцию, назовите восстановитель и окислитель. Составьте уравнение этой реакции.

2. Укажите, в каких из проделанных реакций образуются комплексные соединения.

3. Составьте уравнения реакций по схеме:

Для реакции 1 покажите переход электронов и отметьте восстановитель и окислитель. Назовите тип каждой реакции. Напишите эссе о смысле этой взаимосвязи веществ.

Т.В.Романенко,
учитель химии школы № 16 (г. Коломна)

Рейтинг@Mail.ru