Химики и лирикиНесколько лет назад в нашей школе впервые состоялся выпуск гуманитарно-филологического класса. В моей педагогической практике это был первый опыт профилизации химических знаний. Поэтому мне захотелось подвести некоторые итоги этой работы и вынести их на суд коллег. Для 10-го класса указанного профиля мною была создана специальная программа (приложение 1), а в 11-м классе преподавание велось по модифицированной программе О.С.Габриеляна. В качестве пособий использовались учебники «Химия. 10 класс» О.С.Габриеляна и др., (2001) и «Химия. 11 класс» О.С.Габриеляна и Г.Г.Лысовой, (2001). Темы уроков в программах адаптированы к преимущественно образному мышлению и жизненному опыту. Например, вместо стандартной темы «Карбонильные соединения» использовалась формулировка «Герань, миндаль, фиалка», которая указывала на то, что изучение учебного материала будет идти от характерного свойства – запаха – к строению соединения. Преподавание в гуманитарно-филологическом классе было связано с разработкой особых форм уроков наряду с традиционными, что отражено в поурочном планировании в приложении 1. Среди них значительное место занимали интегрированные уроки по химии и русскому языку («Русская лексика и морфология в химических терминах»), химии и биологии. Реализовывались разнообразные формы уроков: семинары, дискуссии, пресс-конференции, уроки с элементами медиаобразования, в том числе работа с литературными первоисточниками. Среди домашних заданий предпочтение отдавалось творческим работам – написанию химических загадок, сочинений, эссе, созданию книжек-самоделок, головоломок и др. В процессе уроков больше времени отводилось на устную работу. Таким образом удалось сделать обучение в гуманитарно-филологическом классе более комфортным для учащихся и подчинить изучение предмета естественно-научного цикла указанному профилю образования. Изучение курса химии в выпускном классе обычно заканчивается циклом практических работ и итоговой контрольной работой. Но мне захотелось и этот апрельский урок сделать для гуманитариев ярким и запоминающимся. Так появилось контрольно-практическое занятие «Химическая радуга». Оно рассчитано на два часа учебного времени (спаренный урок). Главная задача занятия – вспомнить химию с радостью и унести эту радость с собой из школы. Над доской – радуга из воздушных шаров. На стенах кабинета – красочные транспаранты с эпиграфами, которые придумали и оформили сами ребята. Большинство из них – стихотворные строки или пословицы о настоящей радуге. Два из них, на мой взгляд, заслуживают упоминания и наиболее соответствуют контексту урока «Радуга – радость»: Семь цветов радуги – как семь дней
недели. А.Наумова
Каждый ученик получал индивидуальную распечатку задания «Сделай радугу сам» для практической и контрольной работы «Химическая радуга» (приложение 2) и выполнял работу самостоятельно. Для слабых учащихся были приготовлены листы-подсказки с формулами соединений, которыми они при желании могли воспользоваться. Занятие заканчивалось напутствием-пожеланием учителя:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Программа и поурочное планирование
курса
|
Номер урока |
Тема урока (форма урока) |
Эксперимент (Д – демонстрация, ЛО – лабораторные опыты) |
---|---|---|
I. Введение (2 ч) |
||
1 | Предмет органической химии. Генетическая связь между органическими и неорганическими веществами (комбинированный урок) | Д: образцы органических и неорганических веществ |
2 | Органическая химия в жизни великих писателей и художественная литература в творчестве ученых-химиков (семинар или интегрированный урок химии и риторики) | – |
II. История органической химии в событиях и лицах (7 ч) |
||
3 | Ремесла – источник знаний об органических веществах (пивоварение, виноделие, фармацевтика, получение красителей и т. п.) (беседа) | Д: получение красителей из свеклы, луковичной шелухи |
4 | Алхимия в литературных произведениях. «Можно ли создать философский камень?» (дискуссия) | – |
5 | Иатрохимия и рожденная ею теория витализма в художественной и исторической прозе (семинар) | – |
6 | Становление научной органической химии. Борьба идей и борьба людей – движущие силы развития науки. Теории радикалов, типов, валентности как ступени, ведущие к теории химического строения (лекция) | Таблицы-иллюстрации к рассматриваемым теориям |
7 | «Нечто о химическом строении веществ». Теория химического строения, ее значение и перспективы развития (комбинированный урок) | – |
8 | Изомерия. Виды связей в органических соединениях и способы их разрыва (лекция) | – |
9 | А.М.Бутлеров – ученый и человек. Оценка его научной деятельности в России и за рубежом, анализ фактов и сообщений в печати. Влияние межличностных отношений на развитие науки (дискуссия) | – |
III. Углеводороды (17 ч) |
||
10 | Метан и его гомологи (лекция) | – |
11 | Номенклатура алканов (урок-упражнение) | Д: образцы жидких и твердых алканов – гексана, парафина, вазелина |
12 | Русская лексика в химической терминологии (интегрированный урок русского языка и химии) | – |
13 | Свойства алканов (лекция) | – |
14 | Свойства и применение алканов (обучающий и контролирующий семинар) | Д: отсутствие реакции метана с Br2 и раствором KМnО4; горение гексана |
15 | Kачественное определение наличия C, H, Cl в органических соединениях | Практическая работа № 1 |
16 | Строение молекулы метана (лекция) | – |
17 | Изготовление моделей алканов | Практическая работа № 2 |
18 | Алкены, гомологический ряд, номенклатура и изомерия (лекция) | – |
19 | Электронное строение этилена и химические свойства алкенов (комбинированный урок) | ЛО: получение этилена из этанола и качественные реакции на двойную связь С=С |
20 | Получение и применение алкенов (обучающий и контролирующий семинар) | – |
21 | Kак резать и сваривать металлы? Ацетилен и его гомологи (самостоятельное изучение нового материала) | – |
22 | Химические свойства алкинов (обучающий и контролирующий семинар) | ЛО: получение С2Н2 карбидным способом и качественные реакции на тройную связь С=С |
23 | Получение и свойства ацетилена | Практическая работа № 3 |
24 | Свойства и применение алканов, алкенов и алкинов (урок-упражнение) | – |
25 | Бензол – главный объект научного творчества Ф.А.Kекуле. Эволюция взглядов на строение бензола (лекция) | Д: горение бензола; отсутствие его реакций с водным раствором Br2 и раствором KМnО4 |
26 | Понятие о циклоалканах. Kлассификация углеводородов (урок-обобщение) | – |
IV. Природные источники углеводородов и их переработка (6 ч) |
||
27 | Природный и попутный нефтяной газы (урок самостоятельного изучения нового материала) | – |
28 | Нефть. Первичная нефтепереработка (комбинированный урок) | Д: коллекция «Продукты нефтепереработки» |
29 | Вторичная нефтепереработка. Жидкости для мотора (обучающий семинар) | – |
30 | Kоксохимическое производство. Прошлое и будущее угля в художественных произведениях (урок обмена мнениями) | Д: коллекция «Продукты коксования каменного угля» |
31 | Обобщение знаний об углеводородах | – |
32 | Kонтрольная работа № 1 | – |
V. Kислород содержащие органические соединения (14 ч) |
||
33 | Спирты: древесный, винный и др. Понятие о многоатомных спиртах (беседа) | – |
34 | Химические свойства спиртов (комбинированный урок) | Д: горение спиртов и их растворимость в воде |
35 | «Kакая истина в вине?» (антиалкогольная пропаганда). Применение спиртов | – |
36 | Понятие о фенолах. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (лекция) | Д: растворение фенола в воде и щелочах, выделение фенола из фенолята натрия |
37 | Пластмассы из нефти и газа. Генетическая связь между углеводородами и спиртами (урок-упражнение) | Д: образцы полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида и изделий из них, каучуков |
38 | Герань, миндаль, фиалка. Понятие о карбонильных соединениях (рассказ учителя и анализ художественных и научных текстов о душистых веществах) | Д: получение уксусного альдегида из этанола при окислении перманганатом калия |
39 | Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот (комбинированный урок) | – |
40 | Химические свойства карбоновых кислот (урок самостоятельного изучения) | ЛО: взаимодействие уксусной кислоты с Mg, NaOH, NaHCO3 |
41 | Представители одноосновных карбоновых кислот (муравьиная, пальмитиновая, стеариновая). Понятие о многоосновных кислотах. Этимология названий кислот как отзвук раннего этапа развития химии (урок-ярмарка) | ЛО: реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. Д: склянки с реактивами, названными по-разному |
42 | Представители непредельных карбоновых кислот (комбинированный урок) | – |
43 | Получение и свойства карбоновых кислот | Практическая работа № 4 |
44 | Решение экспериментальных задач | Практическая работа № 5 |
45 | Kарамель, газированная вода с сиропом, лавсан, клей и прочее (применение сложных эфиров) (урок-ярмарка) | Д: образцы этилацетата, изоамилацетата и др. |
46 |
Синтез этилацетата | Практическая работа № 6 |
VI. Жиры (6 ч) |
||
47 | Жиры из природы и из пробирки. Роль М.Бертло в крушении теории витализма (урок-беседа) | – |
48 | Мыло из жира и нефти (комбинированный урок) | – |
49 | Понятие о синтетических моющих средствах (СМС). Преимущества и недостатки СМС по сравнению с мылами. Экологические аспекты использования СМС (обучающий семинар) | – |
50 | Превращения жиров в организме и их биологическое значение. Понятие о липидах (интегрированный урок химии и биологии) | – |
51 | Обобщение знаний о кислородсодержащих соединениях | – |
52 | Kонтрольная работа № 2 | – |
VII. Углеводы (8 ч) | ||
53 | Сахар, содержащийся в крови. Логика научного исследования на примере изучения строения глюкозы (лекция) | Д: реакция «серебряного зеркала». ЛО: окисление глюкозы гидроксидом меди(II) |
54 | Глюкоза в природе. Фруктовый сахар. Биологическое значениеи применение глюкозы (обучающий семинар) | – |
55 | Kлассификация углеводов. Место глюкозы в этой классификации. Понятие о пентозах (лекция) | – |
56 | «Является ли сахароза наркотиком?» (дискуссия). Получение сахарозыиз свеклы и тростника (выделение главного в учебном тексте) | Д: гидролиз сахарозы |
57 | Kрахмал. «Чем отличается крахмал от муки?» (беседа) | Д: гидролиз крахмала |
58 | Понятие о целлюлозе и волокнах на ее основе (лекция) | Д: коллекция волокон |
59 | Целлюлозно-бумажная отрасль промышленности и экология. Проблема Байкала (урок с элементами медиаобразования) | – |
60 | Решение экспериментальных задач | Практическая работа № 7 |
VIII. Химия и здоровье (6 ч) (обобщение знаний об органических соединениях) |
||
61 | Молекула, организм, жизнь. Генетическая связь между органическими соединениями. Понятие о белках (интегрированный урок химии и биологии) | – |
62 | Биологическая активность органических соединений. Составные части питания и пищевые добавки, витамины, ферменты, гормоны, продукты выделения, яды и др. (интегрированный урок химии и биологии) | – |
63 64 |
«Не все ль блаженства лишь отрава?» (уроки антинаркотической пропаганды) | – |
65 | Плохая экология – больная нация. Влияние загрязнения окружающей среды органическими веществами на здоровье людей (интегрированный урок химии и риторики) | – |
66 | Реклама с точки зрения химика (урок с элементами медиаобразования) | – |
IX. Заключение. Органическая химия и искусство (2 ч) |
||
67 | У.Шекспир и химия (интегрированный урок химии и литературы) | – |
68 | Представление итоговых работ | – |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сделай радугу сам!
Вариант 1
Оформите наблюдения в виде цветной радуги, указав в каждом случае, что получено: осадок () или раствор (р-р).
Составьте уравнения реакций обмена в молекулярной и ионной формах.
Выберите качественные реакции из всех проделанных и укажите определяемые ионы или функциональные группы.
Контрольные задания
1. Укажите среди проведенных реакций окислительно-восстановительную реакцию, назовите восстановитель и окислитель. Составьте уравнение этой реакции.
2. Укажите, в каких из проделанных реакций образуются комплексные соединения.
3. Составьте уравнения реакций по схеме:
Для реакции 1 покажите переход электронов и отметьте восстановитель и окислитель. Назовите тип каждой реакции. Напишите эссе о смысле этой взаимосвязи веществ.
Вариант 2
Оформите наблюдения в виде цветной радуги, указав в каждом случае, что получено: осадок () или раствор (р-р).
Составьте уравнения реакций обмена в молекулярной и ионной формах. Выберите качественные реакции из всех проделанных и укажите определяемые ионы или функциональные группы.
Контрольные задания
1. Укажите среди проведенных реакций окислительно-восстановительную реакцию, назовите восстановитель и окислитель. Составьте уравнение этой реакции.
2. Укажите, в каких из проделанных реакций образуются комплексные соединения.
3. Составьте уравнения реакций по схеме:
Для реакции 1 покажите переход электронов и отметьте восстановитель и окислитель. Назовите тип каждой реакции. Напишите эссе о смысле этой взаимосвязи веществ.