Знаете ли вы химию?Я – учитель химии высшей категории, имею большой опыт работы. Хочется поделиться им, особенно с начинающими педагогами. Посылаю вам разработанный мной методический материал, который можно использовать в декадах, днях химии, на классных часах, вечерах. Цели. Повысить интерес к предмету «Химия», развивать и стимулировать любознательность учащихся, воспитывать культуру поведения на внеклассных мероприятиях. Оборудование. Кодоскоп, кодопозитивы, сигнальные карточки, оформленная доска. КОНКУРСЫКонкурс «Кто быстрее?»Командам предлагаются вопросы. Отвечает та команда, которая быстрее найдет ответ. Оценивается по 1 баллу за каждый правильный ответ. Вопросы. • Один из ученых-химиков был талантливым музыкантом, он даже написал оперу. Кто этот ученый? (Александр Порфирьевич Бородин, • Прославлен всеми Уж блеск его не манит.
• Он всем известен в обиходе,
• Твердое химически чистое вещество, занесенное с мороза в теплую комнату, плавится. Полученная прозрачная жидкость бурно реагирует со щелочными металлами, взаимодействует со многими оксидами. При взаимодействии с кислотами и щелочами новых веществ не образует. Ни расплав вещества, ни его раствор в воде не проводят электрический ток. (Вода.) • Среди металлов самый
• О каких двух русских химиках идет речь, если число букв в их фамилиях одинаково, но в фамилии одного, кроме согласных, все четыре гласные «о», а у другого такое же количество гласных «е»? (Д.И.Менделеев, М.В.Ломоносов.) • Бесцветный газ без запаха
• Она родилась в самой волшебной стране – Химической лаборатории. Ее папа – Оксид азота(IV) – был мужчиной злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Ее мама была простой, спокойной женщиной, звали ее Вода. Она появилась маленькой, бесцветной. Но, когда к ней прибавили раствор фиолетового лакмуса, все сразу поняли, что родилась девочка. Назовите ее. (Азотная кислота.) • Известен с древности он
• Какой русский химик закончил свою жизнь на царской виселице? (Н.И.Кибальчич – повешен в 1881 г. • Хранят обычно в керосине,
• Давно известна человеку,
Конкурс знатоковКомандам дается кроссворд. Они должны отгадать как можно больше слов. Время – 8 мин. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Химический кроссвордПо горизонтали: 1. Химический элемент с
порядковым номером 17. 2. Сложное вещество, в
состав которого входят атомы водорода и
кислотный остаток. 3. Химический элемент,
названный в честь великого русского ученого. 4.
Химический элемент, электронная структура
которого: . По вертикали: 1. Определенный вид атомов.
Конкурс болельщиков «Составь слово»Пока работают команды, болельщики должны составить наиболее длинное слово из слова «валентность». Победитель получает приз. (Тленность.) Конкурс «Какое утверждение верно?»Необходимо выбрать правильный ответ из предложенных и поднять табличку с соответствующим номером. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. 1. Оксид углерода – это ядовитый газ, который: 1) пахнет, как горящая резина; 2) имеет запах клевера; 3) не имеет запаха. 2. В ртути не тонет: 1) золото; 2) осмий; 3) платина; 4) медь; 5) вольфрам. 3. Металлический натрий хранят в: 1) воде; 2) керосине; 3) бензине; 4) серной кислоте. 4. В группу галогенов входит: 1) медь; 2) калий; 3) галлий; 4) йод. 5. В самородном виде в природе встречается: 1) сера; 2) алюминий; 3) радий; 4) железо; 5) кальций. 6. Впервые был обнаружен в спектре Солнца, а затем найден на Земле: 1) водород; 2) кальций; 3) плутоний; 4) гелий; 5) цирконий. 7. Малахит – это: 1) лак для покрытия деревянных изделий; 2) медная руда; 3) отходы цинкового производства. 8. Никелин – это: 1) химический элемент; 2) углеводород; 3) сплав; 4) пластмасса.
Конкурс «Что здесь написано?»Командам предлагается ряд веществ, изображенных химическими формулами. Они должны по первым буквам названий этих веществ составить крылатую фразу: Au, NH4NO3, NH3, Na, CaCO3, Eu, Na2CO3, In, Li, N2. Время на ответ – 3 мин. (Знание – сила.) Конкурс болельщиков «Кот в мешке»Ребятам дается описание различных веществ, хорошо им известных. Тот, кто отгадает вещество, получает его в подарок. Это вещество вы постоянно видите, например, в школе в руках учителя. Им нередко пользуются в своих играх дети. По химическому составу оно находится в родстве с мрамором и известняком. Это – соль угольной кислоты. (Мел.) Конкурс «Кто прав?»Команды должны выбрать правильный ответ из предложенных под именами Олег, Аркадий и Семен. За каждый правильный ответ – 1 балл. • В банку ввели равные количества газообразных хлора и водорода, закрыли ее притертой пробкой и поместили на окно, освещенное ярким солнечным светом. Спрашивается, что произойдет? Олег: «Водород, как более легкий газ, соберется наверху, а хлор останется внизу». Аркадий: «Часа через три газы перемешаются». Семен: «Отойдем, она сейчас взорвется». Кто из ребят прав? 1) Олег; 2) Аркадий; 3) Семен; 4) никто; 5) все. (Ответ. 3. Реакция между газообразным
хлором и водородом • На банке, в которой хранился белый порошок, была приклеена этикетка с формулой СаО. Вот что сказали об этом веществе ребята. Олег: «Это – воздушная известь». Аркадий: «Известь-то известь, но только она называется обожженной». Семен: «Это негашеная известь». Кто прав? 1) Олег; 2) Аркадий; 3) Семен; 4) все. (Ответ. 4. Все трое.) • В банку с керосином бросили кусок металлического калия. Что произойдет? Вот какие есть мнения. Олег: «Калий – очень активный металл. Попав в керосин, он воспламенится. Будет пожар!» Аркадий: «Калий самовоспламеняется на воздухе. Поэтому до банки его не донесут, он весь сгорит». Семен: «Металл упадет на дно и останется лежать там неизмененным». Кто прав? 1) Олег; 2) Аркадий; 3) Семен; 4) никто. (Ответ. 3. Металлический калий Конкурс «Кто они?»Из следующего списка профессий: шофер, электромонтер, летчик, радист, токарь, печатник, сварщик (на кодопленке) – командам необходимо выбрать ту, о которой идет речь в каждом конкретном случае. За каждый правильный ответ – 1 балл. В купе ехали восемь человек. Стук поезда смешивался с голосами беседующих, и до слуха пассажира, лежавшего на верхней полке, долетали только отдельные фразы. Однако даже по этим обрывкам он догадался о профессии каждого из остальных пассажиров. Попробуйте и вы по приведенным ниже фразам определить профессии пассажиров. Возьмите лист бумаги с названием конкурса «Кто они?» и напротив слов из рассказа каждого пассажира напишите название его профессии. 1) Он все твердил мне, что это хлам и старье. А я ему говорю: «Предположим, что до капитального она пройдет еще тысяч двадцать...» (Шофер.) 2) Оказалось, что в спешке я вместо треугольника соединил звездой... (Электромонтер.) 3) Погода просто собачья, потолок только сто метров, радиокомпас ни влево, ни вправо. А тут еще и дождь... (Летчик.) 4) На звуке я ничего не мог понять, так что крикнул: «Давай ключом!» – и тотчас же ясно слышу: «SOS!» (Радист.) 5) Сначала снял пять соток. Мало. Снял еще две сотки. И в конце концов подогнал палец. (Токарь.) 6) Я ему говорю как человеку: «Налаживай первый лист в третью машину». А он все мудрит. (Печатник.) 7) Не было кислорода, пришлось током. А лист тонкий, так что у меня ничего не получилось, и я выбросил неудавшееся изделие. (Сварщик.) Ответы передаются для проверки в жюри, а ученики смотрят правильные ответы. Жюри подсчитывает баллы каждой команды, происходит награждение команд. Т.В.Кириленко,
|