К ВОПРОСУ ОБ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЯХ ПО ХИМИИ«Тетрадь» – одно из понятий, применяющихся в нашей практике, в содержание которого вкладывается дополнительный смысл, а практике ее ведения придается особое значение. В публикации на эту тему В.Я.Вивюрского (Ведение тетради. Химия (ИД «Первое сентября»), 2000, № 2) обстоятельно обсуждается вопрос о ведении тетради по химии: «…ведение тетрадей должно стать неотъемлемой частью работы как преподавателя, так и учеников. Учебные тетради – это важное средство организации и активизации познавательной деятельности, они формируют умение самостоятельной работы, помогают более прочному и глубокому усвоению учебного материала, вырабатывают трудолюбие и ответственность». Должен откровенно сказать, что наши взгляды на многие аспекты обозначенной проблемы не совпадают, но не это является предметом настоящей статьи. Подчеркиваем актуальность, злободневность и проблемность данного вопроса, учитывая, что далеко не все учителя химии озабочены вопросом о ведении тетрадей учащимися. В нашей практике используются четыре вида тетрадей. Первая – основная тетрадь – толстая, стандартного формата, не клеенная, о ней речь пойдет дальше. Эта тетрадь в школе и дома – с учащимся, кроме случаев, когда ее сдают учителю для просмотра, проверки и контроля. Таких тетрадей за год может накопиться несколько. Вторая – тетрадь для контрольных работ – обычная ученическая тетрадь в клетку. Хранится в кабинете химии. По окончании учебного года остается у учителя для аналитической деятельности, а нереализованные листы раздаются ученикам во время написания скоротечных письменных работ, анкетирования и прочего. Подобная практика объясняется тем, что учащиеся, не интересовавшиеся учебой, а таких всегда было много, украшали окрестности своими достижениями. Эта проблема была радикально решена раз и навсегда. Третья – тетрадь для практических работ. Хранится в кабинете химии. Четвертая – так называемая «холостая тетрадь», тонкая в клетку. Если письменная работа пишется на спаренном листе, то у ученика не возникает проблем. Значительная часть первого урока в 8-м классе посвящается оформлению рабочей тетради. На рис. 1 показано, как оформляется первая страница тетради, или же первый двойной разворот, когда девиз всего курса химии вписывается на ненумерованную страницу – левую: «Невежество не есть аргумент». Этому девизу мы придаем особое значение. Девиз – своего рода психологическое воздействие на сознание, чтобы ученик отучался апеллировать к своему незнанию, неумению, интеллектуальной слабости, не пытался упрекать учителя – мы этого не проходили, не изучали...
Теперь обратимся к началу тетради. Каждая страница нумеруется, желательно пастой красного цвета. Ученик знает, что вырывать страницы из тетради нельзя, как и невозможно потерять тетрадь, потому что учитель потребует восстановить утраченное. Дело в том, что без качественной тетради нет шансов достойно завершить учебу в данном классе. В настоящее время перевод из класса в класс на Украине (искренне радуюсь этому, т. к. был единственным, кто выдвинул и защищал эту идею начиная с 1991 г.) не зависит от успеваемости школьника. Однако ученик все же заинтересован в получении более высоких баллов. На каждой странице есть широкие поля – это 8 клеток. Почему? Во-первых, в соответствующие места (не где попало!) вписывается (конспективно) дополнительная информация из учебника. Во-вторых, делаются разного рода пометки и записи по ходу урока. В-третьих, речь учителя, хочет он того или нет, насыщена научной и прочей лексикой, более богатой, чем словарный запас учащихся. Это важно и ценно. И ясно почему. Ученик фиксирует новое слово. Он может тут же узнать смысл этого слова, или же ему будет дан совет обратиться к словарям. И это тоже важно! С первых шагов учащиеся должны знать обозначение NВ – сокращение от латинского словосочетания nota bene, т.е. нота бене, что означает – «обрати внимание», образно говоря, смотри, не проходи мимо, задержись, остановись, не потеряй это место. Учитель говорит, где и когда надо ставить этот значок. Так называемый «флажок» указывает место, где записано домашнее задание. В дневнике напротив слова «химия» делается запись «см. тетрадь». За несколько страниц до конца тетради начинается раздел «Содержание». Каждый урок нумеруется, а на полях проставляется дата проведении урока. То же самое делается в содержании (оглавлении). После названия темы урока указывается, на какой странице урок начинается и на какой завершается. Пользуясь оглавлением, ученик быстро находит нужный урок. Учитель – тоже! Бывает, что ученик не был на уроке, но конспект урока у него должен быть. И он (ученик) знает, к кому обратиться. Каким же образом ведутся записи, конспектирование на уроке? Что должен записывать ученик в тетрадь? Как функционирует треугольник ученики – учитель – тетрадь? Что-то записывается под диктовку в доступном
для учащихся темпе и в то же время в сжатой форме.
Это девиз урока, который должен быть созвучным
содержанию урока и направленным на формирование
каких-то качеств учащихся. В статьях,
опубликованных в газете «Химия» (№ 42/1995, Важное место занимает формулировка и запись главных понятий. Дело в том, что многие определения и понятия, приводимые в учебниках, или меня не устраивают, или неточны. Об этом – публикации в газете «Химия»: «Продолжим разговор о веществе», № 6/2001; «Очередной раунд борьбы за наполнение понятия “химический элемент” научным содержанием», № 30/2001. Периодически учащимся напоминается общий принцип конспектирования: ученик записывает все, что появляется на доске, и все, что диктует учитель. Кроме того, ученик фиксирует главное содержание урока самостоятельно и записывает то, о чем учитель... не говорит. К сожалению, последнее встречается редко. Почему так важно иметь качественный конспект урока? Это связано с личностью учителя, который имеет свое видение вещей. Если учебник его не устраивает, учитель реализует собственную структуру уроков, придумывает названия и содержание уроков, которые не согласуются с учебниками и программой (см., например: Методологические уроки. Народное образование, 1992, январь – февраль, с. 53–56; Понятие как логическая форма мышления. Химия, 1907, № 43, с. 6–7). Практически учебники не учат решать задачи, а отдельные образцы решения расчетных задач могут сформировать исключительно стереотип мышления. Школьный курс химии лишен математической доказательности, а количественные законы химии неформализованы, что диссонирует с тем же курсом физики. Поэтому авторитет тетради очень высок. К сожалению, подрывается уважение к учебнику, но учитель должен критически относиться к любым печатным текстам и тем самым будить сознание учащихся, формировать у них критическое мышление, в том числе и к тому, что они сами пишут и утверждают. Приведу в этом плане один пример: 1998 г., финал конкурса «Учитель года», урок в 9-м классе. Лейтмотив урока – алюминий. Учащимся предлагается прочесть абзац, в котором утверждается, что алюминий реагирует со щелочами. На заднем плане класса внимающая комиссия. И в этот момент учитель заявляет, что это утверждение ложное. Он записывает на доске схему перераспределения электронов при взаимодействии алюминия с водой: Al0 – 3e Al3+, H–O–H H+ + ОH–, 2H+ + 2e H20. Из этой схемы видно, что гидроксид-ион не может присоединять электроны. Электроны из кристаллической решетки алюминия присоединяют адсорбированные на поверхности металла ионы водорода (гидроксония), образуя молекулы водорода, которые покидают среду образования. Молекулы воды вырывают ионы алюминия из кристаллической решетки. Ионы Al3+ соединяются с гидроксид-ионами, образуя гидроксид алюминия. В присутствии щелочи неуспевший сформироваться осадок гидроксида алюминия тут же растворяется в ней, при этом образуется алюминат. Но почему алюминий не растворяется в воде? Оказывается, что гидроксид-ионы растворяют оксидную пленку на поверхности металла, открывая воде доступ к атомам алюминия. Учащиеся озадачены, члены комиссии удивлены и… соглашаются с учителем. Небольшое лирическое отступление. Учитель, продумывая содержание и ход урока, тем самым как бы составляет план его проведения. Однако, как правило, сам процесс проведения урока – это сплошное творчество, всплески идей, находок, решений – и тогда от замысла ничего не остается. Были случаи, когда на пути в школу в голове прокручивались разные мысли, и в результате этого формировался и кристаллизовался абсолютно иной подход к уроку. После урока одна-две тетради оставляются для фиксации изложенного на уроке. К конспектированию урока привлекали и лаборанта, благодаря чему удалось сохранить все идеи, определения, формулировки, схемы, рисунки и пр. Большую помощь оказывали тетради при поступлении учащихся на учебу в техникумы и институты. Многие учащиеся утверждали, что к экзаменам по химии в вузах они готовились по школьным тетрадям. Отдельные учащиеся, которые уже прослушали курс школьных наук, шутя, спрашивали: что делать со всеми тетрадями? Учитель убеждал и наставлял своих питомцев, что тетрадь – это сейфовый документ, хранится и оберегается от любого покушения на него. И что важно – хранится всю жизнь! Не вы, так ваши дети и даже внуки будут иметь пользу от ваших тетрадей. И действительно, не так давно два ученика принесли на урок тетради своих родителей! Проверяли идентичность тетрадей. Конечно, были пересечения, но чаще – расхождения. Что тут удивляться, если в каком-то году мы имеем одну ситуацию, а на следующий учебный год складывается другая, связанная с творчеством учителя, иными обстоятельствами, даже с такими, например, когда необходимо давать большие блоки информации на одном уроке. Меняется, содержательно обогащаясь, учитель, изменяются программы, идеология общественного устройства. Изменяется структура уроков, их содержание, перемещаются акценты, поэтому консервативной конструкции системы уроков в принципе быть не может. Зато идея тетради остается незыблемой, мощной и фундаментальной. Теперь скажем несколько слов о других тетрадях. На рис. 2 приведен образец подписи тетради для контрольных работ, а также «шапки» практической работы № 3 и контрольной работы № 2. С правой стороны листа на ширину ученической линейки проводятся поля или «линейка» (паста, карандаш, цвет не имеет значения). Запись 2Б-3 надо понимать так: писалась вторая работа по билету № 3. Если написано «1Б», а затем «3Б», то, следовательно, ученик не сдал работу № 2 и имеет задолженность. В условленное время он должен эту работу написать.
Говоря об ученических тетрадях по химии, необходимо исходить не из некоторой абстракции (учащийся), не из идеальных представлений об учебном процессе, не из механических представлений об учениках и учителе, а из богатой коллизиями реальности. Никаким жестким контролем вы не принудите школяра учиться. Эту мысль, кстати, высказывал В.А.Сухомлинский. Но мы в силах потребовать, и это не самодурство, чтобы ученик посещал уроки, имел и вел тетрадь, чтобы тем самым прослушал курс химии, чтобы ученик наблюдал за деятельностью учителя на уроке, учился у товарищей по классу, как надо и можно учиться, как формировать и шлифовать свои знания и умения. И этого достаточно, чтобы такой школьник переходил из класса в класс и выпускался из школы – без лжи, насилия, давления, репрессий, лицемерия и очковтирательства, т.е. честно, открыто, прозрачно, правдиво и гуманно. Жизнь на каждом шагу подтверждает, что гуманизм, демократизм и толерантность, выражающие уважение к личности, ее природе, способностям, талантам и наклонностям, – это та оптимальность, без которой школа никогда нормально не функционировала и не будет функционировать. Наш контроль за ведением тетради сводится к проверке наличия атрибутики тетради: наличие полей, страниц, записей содержания и уроков на данном этапе. Ставятся и промежуточные цели, например, выполнение домашнего задания к данному уроку, решение так называемых «серий задач», удачный набор которых имелся в учебниках. Беглого взгляда достаточно, чтобы определить уровень самостоятельности в выполнении не просто домашних заданий, а умственных действий, требующих творчества, аналитического мышления, навыков, опыта пребывания в поисковых ситуациях и просто знаний. Списывание и переписывание тоже требует творчества, а слепое копирование есть выражение интеллектуальной зависимости, скованности мышления, его некритичности, ограниченности знаний. При очевидном списывании учитель делает в тетради ученика соответствующие пометки типа: Иванов = Петров = Сидоров. Фактически контроль за ведением тетрадей сводится к их просмотру. Чтение физически неосуществимо, а проверка грамотности, стиля изложения не может быть ни самоцелью, ни причиной для снижения оценки. В противном случае пародируется химический компонент знаний. Более того, оказывается, что положительная оценка по химии становится невозможной, тетради как бы нет и ведется она с нарушениями. На самом же деле – это примерная тетрадь по наличию всех элементов тетради, аккуратности, опрятности, чистоты, бережного отношения. Многие ученики проявляют свою любовь к тетради, изобретательно оформляя обложку, трепетно ожидая возвращения тетради. Полагать, что можно добиться приличной грамотности у всех учащихся – это иллюзия. Малограмотность или остаточная неграмотность неистребимы, постоянные спутники детей и взрослых. Один из профессоров, преподаватель русского языка, как-то признался, что в порядке эксперимента написал сочинение и допустил три ошибки. Постоянно приходится обращаться к словарям за семантической или орфографической консультацией. Одно из достоинств конспективного ведения тетради на уроке состоит в формировании навыков быстрого письма. Надо заметить, что даже без конспектирования ученик усваивает 10–20% материала, излагаемого учителем на уроке. Чтобы понять новый материал урока, ученику необходимо внимательно слушать и контактировать с учителем. Самостоятельная работа, и на это обращали внимание древние мыслители, выдающиеся ученые – единственный путь постижения истины, образования и самообразования. Конспект – это только материальная база познавательного процесса. Так вот, бывшие наши школьники при дальнейшем обучении в вузах благодарили учителя химии за то, что он подготовил их к вузовской системе обучения, что адаптационный период прошел безболезненно. Учитель – единственный человек, который проверяет тетради, с тем чтобы иметь представление о всех аспектах учебного процесса: состояние тетради, выполнение домашних заданий, реальные знания учащихся. Когда требуется, учащиеся по рядам оперативно собирают тетради, лаборант может помочь раскрыть тетрадь в нужном месте, отметить в списке (учительский, неофициальный, но очень удобный, документ) сдавших тетради, отсутствующих и пр. Могут быть разные формы сотрудничества учителя с учащимися, когда создается треугольник ученик – учитель – тетрадь, но окончательное суждение выносит учитель. А свое мнение ученик может высказать только товарищу, вместе предмет спора они могут представить учителю. Таким образом, тетрадь – это создаваемый на уроке учеником банк данных по научному содержанию предмета химии, организованных в систему по определенной учителем логике. Знания по химии необходимы ученику для преодоления проблемных ситуаций на всех этапах его пребывания в школе и в будущих жизненных обстоятельствах. Е.Г.Шмуклер,
|