Классификация элементов. АмфотерностьЦели. Расширить знания о классификации и свойствах веществ; рассмотреть понятия «амфотерность», «переходные элементы»; применить полученные ранее знания, развить технику проведения эксперимента, наблюдательность, умение делать выводы. Оформление класса. Химические газеты, иллюстрации свойств кислот и щелочей, правила техники безопасности. Оборудование и реактивы. Пробирки, таблица генетической связи веществ, карточки с заданиями, рисунок замка, вырезанные из картона персонажи кислот, щелочей и незнакомца, ребус; растворы ZnCl2, KOH, HCl, AlCl3. ХОД УРОКА Учитель. Ребята, вы знакомы со многими тайнами удивительной страны Химия, но всегда остается что-то неразгаданное. И сегодня мы постараемся добыть новые знания – раскрыть одну из тайн путем самостоятельной творческой работы. Девизом урока возьмем слова Д.И.Менделеева: «Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда – пробуйте еще». Итак, в путь за тайной. Чтобы познать новое, нужно вспомнить уже известные вам знания. Повторение пройденного материалаВопросы 1. Что такое химический элемент? 2. Какие виды элементов вы знаете? 3. Какие вам известны классы неорганических веществ? Учитель раздает карточки по рядам столов учащихся – задания для пар (3–5 мин). 1-й р я д. Игра «Крестики-нолики». (Выигрышный путь составляют соединения одного класса – растворимые или нерастворимые основания, кислоты, основные или кислотные оксиды.) Примеры:
2-й р я д. Буквенный диктант. На карточке написаны формулы веществ. Из названия каждой соли по аниону («хлорид», «сульфид») или названия кислоты («серная», «соляная») берется буква, указанная в скобках. По буквам составляется слово. Примеры: а) KCl (3), CaCO3 (1), Na2SO4 (1), Ba(NO3)2 (2), CuS (7); (Ответ. Хлорид, карбонат, сульфат,
нитрат, б) FeSO4 (1), K3PO4 (2), CaSiO3 (3), CuSO4 (4); (Ответ. Cульфат, фосфат, силикат, в) Н2SiO3 (1), Н2SO3 (5), HCl (1), Н2СO3 (4), Н3PO4 (2), НNO3 (4), Н2SO4 (5). (Ответ. Кремниевая, сернистая,
соляная, угольная, 3-й р я д. Разделить вещества по классам соединений. Формулы веществ: H2SO4, NaOH, CuCl2, Na2SO4, CaO, SO3, H3PO4, Fe(OH)3, AgNO3, Mg(OH)2, HCl, ZnO, CO2, Cu2O, NO2. Учащиеся обмениваются карточками и проверяют друг друга. Объяснение нового материалаУчитель. Дальше перед нами дворец (демонстрирует рисунок замка).
По ходу стихотворения один из учащихся показывает персонаж незнакомца, вырезанного из картона, который меняет маски. Учитель. Кто же этот незнакомец? На балу мы встретили кислоту и щелочь. Составим генетическую цепочку ретро-синтеза, из каких элементов получаются кислота и щелочь: H2CO3 CO2 C (элемент-неметалл); NaOH Na2O Na (элемент-металл). На доске вывешивают таблицу. Таблица Элементы, их оксиды и гидраты оксидов
Учитель рассказывает, что химические элементы можно подразделить на металлы, переходные элементы и неметаллы. Этим элементам соответствуют основные, амфотерные и кислотные оксиды, а тем в свою очередь основания, амфотерные гидроксиды и кислоты. Задание. Получить гидроксид цинка. Решение Учащиеся составляют формулу Zn(OH)2, классифицируют основание как нерастворимое. Чтобы получить нерастворимое основание ZnO Zn(OH)2, не подходит прямой путь ZnO + Н2О (нет реакции). Сначала оксид превращают в растворимую соль, потом получают нерастворимое основание: Демонстрационный опыт. Получение Zn(OH)2 из хлорида цинка и растворение этого основания в соляной кислоте. (Учащиеся пишут уравнения реакций на доске.) Вопрос. Будет ли Zn(ОН)2 взаимодействовать со щелочью? (Учащиеся отвечают, что нет, т.к. основания не взаимодействуют с основаниями. Однако это мнение ошибочно.) Демонстрационный опыт. Растворение Zn(ОН)2 в щелочи. Амфотерный гидроксид Zn(ОН)2 проявляет двоякие свойства – основания и кислоты. Переписываем формулу Zn(ОН)2 как кислоту Н2ZnО2 и пишем уравнение реакции: Ученик.
Учащиеся разгадывают ребус, где зашифровано название этого явления – амфотерность. Схема генетической связи: Практическая работа. На столах учащихся реактивы и инструкция для получения и изучения свойств гидроксида алюминия. Но… стоп! У нас в гостях Баба Яга (учащаяся 9-го класса в лохмотьях). Ученица.
Двое ребят выполняют работу на демонстрационном столе. Уравнения реакций записывают на плакате. Правильность записи проверяет учитель. После работы плакат вывешивают на доску, и класс проверяет свои результаты. 3акрепление материала
Вопрос. Почему щелочь нужно приливать к раствору соли алюминия, а не наоборот? Задание. Составить уравнения реакций для цепочки химических превращений: SnCl2 Sn(OН)2 К2SnО2 SnSO4. Домашнее задание. Составить кроссворд с ключевым словом «амфотерность». Учитель. Сегодня вы узнали одну из тайн удивительной науки химии. Оказывается между типичными основаниями и кислотами находятся амфотерные соединения, а наряду с характерными металлами и неметаллами в природе встречаются переходные элементы. На следующем уроке мы рассмотрим, кто, когда и как систематизировал элементы в единую систему. На уроке использованы стихи школьников, напечатанные в газете «Химия» (ИД «Первое сентября») и журнале «Химия в школе». Л.М.ВАЛИЕВА,
|