Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №3/2006

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

ХИМИЯ В БЫТУ

Разнообразить процесс обучения химии поможет приведенный ниже материал, используемый учителем по своему усмотрению или как домашнее задание, работа над которым начинается на уроке и заканчивается дома, или в химических олимпиадах, вечерах и т. д. Подобные задания расширяют кругозор учащихся в области применения химических соединений, учат работе с учебниками, справочниками, развивают логическое мышление, настойчивость, внимание и пригодны для учащихся с разным уровнем подготовки.
В приведенном ниже тексте содержатся названия соединений почти всех классов органических веществ, изучаемых в школьном курсе. Полный перечень заданий для работы с текстом может быть пересмотрен учителем в зависимости от целей использования текста, а также степени подготовки учащихся.

Примерные задания для работы с текстом

1. Выписать формулы всех органических соединений, названных в тексте (кроме фамилий и имен главных героев). (Подготовленные и внимательные учащиеся выпишут кроме формул явно обозначенных соединений, также формулы полиэтилена, мыла, парафинов, входящих в состав бензина, ваты, сахарного песка.)

2. Выписать названия классов органических веществ, не встретившихся в тексте.

3. Написать уравнения химических реакций, упомянутых в тексте.

4. Составить уравнения химических реакций с использованием всех выписанных из текста формул веществ.

5. Решить задачу. Сколько полиэтиленовых пакетов с яблоками сможет заполнить газом дедушка, если в каждый пакет он запускает 0,5 л газа и использует для этого 200 мл этилового спирта с массовой долей его в растворе 95% и практическим выходом газа 70% от теоретически возможного. Плотность раствора спирта равна 7,94 г/см3.

6. Привести примеры органических соединений, используемых в быту (помимо упомянутых в тексте).

7. Сочинить химическую историю (подобную приведенной или другую) для использования на уроках химии.

Один день из жизни семьи Органниковых

Знакомьтесь! Глава семьи – Ацетилен Горелович, жена главы семьи – Муравьина Уксусовна, их дети – Ацетонка и Глицеринчик, отец жены – дедушка Этэн.

Лето. Каникулы. Жара. Дедушка Этэн с утра пропадает в своем саду и делает там какие-то непонятные вещи (по крайней мере так считают остальные члены семьи). А делает он вот что. Смешивает этиловый спирт с серной кислотой, потом смесь нагревает до 180 °С и запускает немного выделяющегося газа в полиэтиленовые пакеты с яблоками. Вся деревня считает его чудаком, однако никто не может понять, почему в семье Органниковых на столе раньше, чем у других, появляются спелые яблоки.

Дедушка Этэн заходит в дом, моет с мылом руки, садится за стол и наливает в рюмку 50 г принесенного из сада спирта. Дедушка не знает, что окислившийся в его организме до альдегида спирт может наделать немало бед.

А мама Муравьина Уксусовна собирается подоить любимую всеми козочку Аминокислотку. В хлеву, где живет козочка, всегда чистота и порядок. Мама вытирает ноги о коврик, смоченный формалином, смазывает руки глицерином, и вот уже молоко упругими струйками звенит по ведру. Мама считает козье молоко очень полезным. Она наливает по целому стакану молока и просит, чтобы Ацетонка и Глицеринчик выпили их до дна, объясняя это тем, что молоко содержит белки со всеми незаменимыми аминокислотами и очень богато жиром.

Дедушка Этэн тем временем успел вернуться с пасеки и нести целую банку душистого меда. Сколько радости на лице Ацетонки, а Глицеринчик объясняет, что в меде, кроме глюкозы и фруктозы, очень много всяких полезных компонентов. Вооружившись ложками, дети начинают лакомиться медом, но вскоре мама прерывает их занятие и убирает банку в холодильник.

Включив редуктор на баллоне со странной надписью «пропан», мама начинает варить варенье, а дети выбегают во двор. Ацетонка слезно просит Глицеринчика покатать ее на мотоцикле. Глицеринчик соглашается, но, заглянув в бак, обнаруживает, что там нет бензина. Оказалось, что через открытый краник и прохудившийся резиновый шланг бензин вытек наружу. Кроме того, проколото колесо и почему-то сломано крыло.

Пришлось разбудить мирно дремавшего после обеда на диване с приподнимавшейся на лице газеткой отца и попросить его отремонтировать крыло. Что-то ворча себе под нос, отец неспешно идет в гараж и извлекает оттуда странное приспособление. Он наполняет его водой и бросает туда какие-то камешки. Приспособление начинает страшно урчать и бурлить, а из его наконечника раздается шипение. Папа поджигает выделяющийся ацетилен и очень быстро отрезает кусок крыла от мотоцикла.

Пока Ацетонка рассматривает какую-то козявку, а папа реставрирует крыло, Глицеринчик решает заняться колесом. Он снимаете с колеса покрышку, быстро находит в камере прокол (оттуда торчит гвоздь) и решает его заклеить. Вырезав из резины заплатку, Глицеринчик думает, чем ее обезжирить (ведь бензина больше нет), но тут же вспоминает, что в гараже стоит бутылка с ацетоном. Кусочком ваты, смоченным в ацетоне, Глицеринчик тщательно протирает место склеивания и клеем «Момент», содержащим хлоропреновый каучук и фенолформальдегидную смолу, приклеивает заплатку.

И вот мотоцикл готов, бензин найден, и дети с радостью описывают круги вокруг дома и по саду, а сзади на огромной скорости (что несвойственно его возрасту) бежит дедушка Этэн, размахивает граблями и что-то громко кричит.

Вечером мама насыпает в кастрюльку крахмал, заливает его водой, насыпает сахарный песок и варит кисель. Затем гасит пищевую соду уксусом, готовит тесто и печет пирожки.

У деда отчего-то разболелись ноги, и папа растирает их раствором муравьиной кислоты.

После ужина вся семья дружно рассаживается около телевизора и долго обсуждает, что смотреть: мамин сериал, папин футбол, дедушкины новости или Ацетиленкины мультики. В итоге побеждает дед, и вся семья смотрит новости о том, что опять растут цены на нефть, в шахте взорвался метан, геологи разрушают горную породу тринитротолуолом, а в магазин поступила в продажу очень красивая поливинилхлоридная плитка для пола.

Вдруг раздается храп деда. Мама переключает телевизор на свой любимый сериал, и все, кроме нее, мирно засыпают под признания в любви.

Следующий текст может быть использован учителем химии при изучении темы «Минеральные удобрения». Подобрать задания для работы с текстом не составит труда. После текста приведен ответ на один из вариантов заданий.

Калий Нитратович на даче

Дачник Калий Нитратович сейчас находится на заслуженном отдыхе и занимается выращиванием овощей у себя на участке. Две недели он не мог выехать из города на свой участок по причине сильной занятости. И вот наконец он на даче.

Проснувшись с первыми лучами солнца, Калий Нитратович вышел на свой огород. В теплице уже покраснели томаты, а на грядках завязывается капуста, в парниках – …...... . Впрочем, не будем перечислять все то, что выращивал Калий Нитратович.

Вдруг он обнаружил, что верхние листья огурцов стали какие-то желтоватые, а нижние пожелтели совсем. От чего бы это могло быть? Порывшись в огородных справочниках, Калий Нитратович решил, что им не хватает жизненно важного элемента – ………………… . Он растворил один коробок …………………… в лейке воды и полил огурцы.

Затем он заглянул в теплицу с помидорами. О ужас! На листьях и плодах поселился микроскопический грибок, вызывающий фитофтороз. «Надо почаще проветривать теплицу», – подумал Калий Нитратович. Он сделал раствор ……………………… …………………….. и опрыскал им растения.

Рассмотрев повнимательнее листья томатов, Калий Нитратович обнаружил, что на них появились фиолетовые пятна, нижняя сторона листьев была красновато-фиолетовая, а некоторые из них засохли. Решив, что растениям не хватает …………… , он растворил в воде …………………… и полил этим раствором томаты.

Целую сотку на участке занимал картофель. Калий Нитратович вот уже третий год пытается вывести новый сорт картофеля и назвать его своим именем – «Нитратный». Клубни его картофеля после трех лет скрещивания и отбора были действительно очень крупными.

Взглянув на листья картофеля, Калий Нитратович обнаружил на них краевой «ожог». Кроме того, листья начинали морщиться и закручиваться вниз.

В запасах Калия Нитратовича был целый мешок комплексного удобрения, но он решил не использовать его для картофеля. Ведь на дворе уже август, а избыток азота в почве может вызвать ускоренный рост ботвы, что сказалось бы на урожае. к тому же в клубнях могут накопиться нитраты. Судя по окраске листьев, картофелю требовался только ..................... , и Калий Нитратович подкормил картофель раствором ....................................... .

На одном из картофельных кустов Калий Нитратович обнаружил колорадского жука, который как-то странно смотрел на нашего дачника и, казалось, даже ухмылялся. Калий Нитратович был вне себя от такой наглости жука. Погрозив жуку кулаком, он взял банку и стал собирать вредителей. От опрыскивания картофеля пестицидами Калий Нитратович отказался из-за предстоящего вскоре сбора урожая.

Закончив все огородные дела, Калий Нитратович зашел в дом. В доме был сильный запах аммиака. Калий Нитратович вспомнил, что он не закрыл бутылку с нашатырным спиртом, которым он сначала хотел удобрить свои огурцы, но потом передумал: раствор аммиака обладает щелочной реакцией, а в почву не так давно вносили гашеную известь, и, следовательно, она не была кислой.

Положив в тарелку вареной картошки и открыв банку с малосольными огурчиками, Калий Нитратович стал с аппетитом хрустеть ими, запивая все это молоком. На звуки, раздававшиеся с кухни, прибежала соседская кошка и стала тереться о ноги. Калий Нитратович объяснил кошке, что на его огороде селедка не растет, налил ей молока и отправился отдыхать.

(Ответ. Азот, аммиачная селитра, медный купорос, фосфор, суперфосфат, калий, сульфат калия – перечень элементов и примерный список удобрений.)

С.В.ДРУЖИНИН,
учитель химии
(Каргопольский р-н, Архангельская обл.)

Рейтинг@Mail.ru