Тесты по химии к аттестации школы
* «Звездочка» означает к о м м е н т а р и и: какие контролируются знания и умения, решения заданий. Раз в пять лет школы проходят переаттестацию, подтверждают свой статус образовательного учреждения. При этом учащиеся пишут тесты. Независимая проверка – серьезное испытание. Тесты привозит специальная комиссия. Тесты с ответами учащихся подвергают компьютерной проверке. Потом администрацию школы извещают, прошла школа тестирование или нет. В учебном 2005/06 году учащимся 10-х и 11-х классов было предложено четыре варианта тестов по 15 заданий в каждом. В 10-м классе – три задания по органике и двенадцать по неорганике, в 11-м классе – 9 заданий по органике и 6 по неорганике. Из четырех вариантов ответа только один верный. Конечно, и учителю, и учащимся интересно знать, что и как спрашивается на такой проверке: содержание и формулировки вопросов. Мы приведем по два варианта тестов в 10-м и 11-м классах и ответы на них. 10-й классВариант 1 1. Изомером н-пентана является вещество со структурной формулой: * Изомеры – вещества с одинаковой молекулярной формулой, но разными структурными. У веществ 1 и 2 молекулярная формула С5Н12, причем первое вещество с линейной углеродной цепью, а второе – с разветвленной. 2. Коэффициент перед формулой углекислого газа в уравнении реакции горения этана (С2Н6) в кислороде равен: 1) 5; 2) 2; 3) 3; 4) 4. * Проверяется умение расставлять коэффициенты в химическом уравнении, т. е. уравнивать число атомов в левой и правой частях уравнения: 2С2Н6 + 7О2 = 4СО2 + 6Н2О. 3. Вещества с общей формулой СnH2n относятся к классу: 1) алкинов; 2) алкенов; 3) алканов; 4) аренов. * Необходимо по общей формуле некоторого класса углеводородов (СnH2n) назвать этот класс (алкены). 4. Валентность углерода в соединении СН4 такая же, как у серы в соединении: 1) Na2S; 2) H2S; 3) SO3; 4) SO2. * Требуется не только определить валентность углерода в метане СН4 – С(IV), но и выбрать соединение серы с такой же валентностью атома серы S(IV) – SO2. 5. Укажите предложение, в котором речь идет о химическом явлении. 1) В духовке подрумянивался пирог. 2) Раздались раскаты грома, и полил дождь. 3) Над городом проносились темные облака. 4) За окнами раздавалась трель соловья. * Термическая обработка при приготовлении пищи сопровождается химическими реакциями – это химическое явление. 6. Реакцией соединения является: 1) AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3; 2) O2 + 4NO2 + 2H2O = 4HNO3; 3) CaCO3 = CaO + CO2; 4) Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu. * В реакциях соединения из двух или нескольких веществ (у нас из трех веществ) образуется одно. 7. Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении реакции алюминия с серной кислотой равен: 1) 6; 2) 2; 3) 3; 4) 4. * Сначала надо расставить коэффициенты в уравнении реакции: 2Al + 3H2SO4 (разб.) = Al2(SO4)3 + 3H2. Потом выбрать окислитель и взять коэффициент перед ним. Элемент-окислитель понижает свою степень окисления в реакции. У нас этот элемент – водород, изменяющий степень окисления от +1 до 0. 8. При комнатной температуре с образованием водорода реагирует с водой: 1) оксид фосфора(V); 2) оксид натрия; 3) железо; 4) кальций. * При 20 °С из воды выделяют водород щелочные и щелочно-земельные металлы. Уравнение реакции: Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2. 9. Сокращенное ионное уравнение Н+ + ОН– = Н2О соответствует взаимодействию: 1) соляной кислоты с гидроксидом алюминия(III); 2) соляной кислоты с гидроксидом натрия; 3) угольной кислоты с гидроксидом натрия; 4) угольной кислоты с гидроксидом алюминия(III). * Ионы Н+ и ОН–, фигурирующие в сокращенном ионном уравнении, поступают в раствор от растворимых электролитов, причем как сильных, так и слабых. Однако сильным электролитам – кислотам и щелочам – следует отдать предпочтение. 10. Оксид железа(II) взаимодействует с каждым из веществ: 1) сера и азот; 2) соляная кислота и медь; 3) гидроксид натрия и хлор; 4) углерод и кислород. * Задание на химические свойства основных оксидов. Оксид FeO не реагирует ни с серой, ни с азотом. Невозможна и реакция FeO с медью, т.к. медь в ряду напряжений металлов расположена правее железа. Возможны реакции FeO с гидроксидом натрия и с хлором, но о таких реакциях не говорится в школьном курсе химии. Ожидаемый и наиболее логичный ответ – реакция оксида железа(II), находящегося в промежуточной степени окисления, с восстановителем (углерод) и окислителем (кислород): FeO + С Fe + СО, 4FeO + О2 = 2Fe2O3. 11. С раствором гидроксида натрия реагируют оба вещества пары: 1) СаО и КОН; 2) СО2 и НСl; 3) NaCl и Na2O; 4) CuCl2 и CuO. * Задание на химические свойства оснований, точнее щелочей. Щелочи взаимодействуют с кислотными оксидами и кислотами. 12. Соляная кислота может взаимодействовать с каждым веществом из пары: 1) оксид железа(III) и гидроксид меди(II); 2) медь и оксид меди(II); 3) цинк и оксид кремния(IV); 4) сера и оксид серы(VI). * Кислоты реагируют с активными металлами, их оксидами и гидроксидами. Кислотные оксиды SiO2 и SO3 с кислотой HCl не взаимодействуют, как и неактивный металл медь. 13. Формулы основного и кислотного оксида соответственно: 1) FeO и BeO; 2) CaO и CrO3; 3) P2O5 и CO2; 4) SO3 и CaO. * Рекомендации к заданию: не назвать кислотным оксидом амфотерный (ВеО), а основным оксидом – кислотный – оксид металла в высокой степени окисления (CrО3). 14. Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома кремния в основном состоянии равно: 1) двум; 2) четырем; 3) пяти; 4) восьми. * Необходимо знать, как по номеру группы в таблице Д.И.Менделеева определить число электронов на внешнем энергетическом уровне элемента главной подгруппы (а-подгруппы). Кто-то может сделать ошибку, используя электронную формулу: 14Si ... 3s23р2 (дать ответ 1), т.е. перепутать уровни и подуровни. 15. Масса соли, образовавшейся при взаимодействии азотной кислоты с 20 г гидроксида натрия, равна: 1) 85 г; 2) 63 г; 3) 42,5 г; 4) 40 г. * Решение лучше всего начать с записи уравнения реакции: Затем составить и решить пропорцию относительно х. Ответы
Вариант 2 1. Изомером 2,2-диметилпропана является вещество, имеющее структурную формулу: * Надо сложить число атомов С в формуле исходного вещества (2 + 3 = 5) и найти среди веществ 1) – 4) формулу с пятью атомами С. 2. В уравнении реакции полного сгорания пентана С5Н12 коэффициент перед формулой кислорода равен: 1) 5; 2) 7; 3) 3; 4) 8. * Чтобы поставить коэффициент перед О2, необходимо составить уравнение реакции: С5Н12 + 8О2 5СО2 + 6Н2О. (Если такого уравнения нет в черновике ученика, возникают сомнения в самостоятельности его решения.) 3. К алканам относится: 1) С2Н2; 2) С2Н4; 3) С2Н6; 4) С6Н6. * Если в решении опираться на общую формулу класса углеводородов «алканы», то сначала эту формулу надо вспомнить: СnH2n+2. При n = 2 легко находится индекс при водороде: 2•2 + 2 = 6. 4. Валентность фосфора в соединениях Р2О5 и РН3 соответственно равна: 1) III и I; 2) V и III; 3) V и II; 4) III и II. * Поскольку индекс 2 при фосфоре в оксиде Р2О5 равен валентности кислорода(II), то и валентность фосфора равна индексу (5) при кислороде, т.е. V. В бинарных водородных соединениях вида ЭНх валентность элемента Э равна индексу при водороде, в нашем случае – III. 5. К физическим явлениям относится: 1) разложение воды электрическим током; 2) испарение воды; 3) горение свечи; 4) скисание молока. * Физические явления связаны с изменением агрегатного состояния вещества, в частности жидкость пар. 6. Реакцией обмена является: 1) О2 + 4NO2 + 2H2O = 4HNO3; 2) Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu; 3) AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3; 4) 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2. * В реакции обмена не участвуют простые вещества. В левой и правой частях уравнения реакции обмена – по два сложных вещества. 7. Коэффициент перед формулой восстановителя в уравнении реакции между калием и кислородом равен: 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4. * Если ученик знаком с химической литературой (кроме учебников, адресованных школьникам, много других книг) и напишет уравнение реакции К + О2 = КО2, то попадет в ловушку, подготовленную составителями тестов. Надо записать уравнение реакции так: 4К + О2 = 2К2О. 8. При взаимодействии бария с водой образуется: 1) гидроксид бария и водород; 2) только гидроксид бария; 3) оксид бария и водород; 4) оксид бария и кислород. * Металлы, вступающие в реакцию с водой, вытесняют водород и образуют гидроксиды М(ОН)х. Их мы и обнаруживаем при взаимодействии с водой щелочных и щелочно-земельных металлов, магния и алюминия. Для вовлечения в реакцию с водой менее активных металлов (Zn, Fe) требуется весьма сильное нагревание. При таких условиях промежуточно образующиеся нерастворимые гидроксиды металлов разлагаются до оксидов. 9. Сокращенное ионное уравнение 2Н+ + SiО32– = Н2SiO3 соответствует взаимодействию: 1) серной кислоты с силикатом калия; 2) угольной кислоты с силикатом калия; 3) угольной кислоты с силикатом магния; 4) серной кислоты с силикатом магния. * Если бы среди ответов не было варианта с серной кислотой и растворимым силикатом К2SiО3, можно выбрать такую реакцию: 2Н2СО3 + К2SiО3 = 2КНСО3 + Н2SiО3. Здесь из двух правильных ответов следует выбрать более быструю реакцию. 10. С водой взаимодействует каждое из двух веществ: 1) Cu и CuO; 2) Hg и НgO; 3) Ba и BaO; 4) Pb и PbO. * При комнатной температуре с водой взаимодействуют только самые активные металлы (уже с магнием требуется нагревание). Металлы Cu, Hg и Pb – неактивные металлы. Кроме того, среди оксидов металлов с водой реагируют только оксиды щелочных и щелочно-земельных металлов. 11. Гидроксид бария взаимодействует с: 1) CO2; 2) NaOH; 3) CaCO3; 4) MgO. * Щелочь Ва(ОН)2 не взаимодействует со щелочью NаОН, основным оксидом МgО, нерастворимой солью СаСО3, зато взаимодействует с кислотным оксидом СО2. 12. Разбавленная азотная кислота взаимодействует с каждым веществом группы: 1) хлорид натрия, оксид цинка; 2) серебро, оксид фосфора(V); 3) оксид алюминия, хлороводород; 4) оксид магния, гидроксид натрия. * Вещества, позволяющие отвергнуть соответствующую пару, – NаСl, Р2О5, НСl. Напротив, соединения основной природы – МgО и NаОН – подходят вполне. 13. Укажите название амфотерного гидроксида: 1) гидроксид магния; 2) гидроксид алюминия; 3) гидроксид натрия; 4) гидроксид кальция. * Надо хорошо знать амфотерные оксиды и гидроксиды алюминия и цинка, быть готовым назвать таковыми оксиды и гидроксиды железа(III), бериллия, хрома(III). 14. Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома хлора в основном состоянии равно: 1) двум; 2) трем; 3) семи; 4) восьми. * Для элементов подгруппы а неважно, основное или возбужденное состояние атома, – число валентных (внешних) электронов от этого не меняется и равно номеру группы элемента в таблице Д.И.Менделеева. 15. При взаимодействии цинка с разбавленной серной кислотой выделилось 5,6 л водорода (н.у.). Масса цинка равна: 1) 5,6 г; 2) 32,5 г; 3) 16,25 г; 4) 65,0 г. * Составим уравнение реакции: Количества веществ цинка и водорода одинаковые, поэтому х/65 = 5,6/22,4. Отсюда х = 16,25 г. Ответы
|