Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №3/2006

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ
ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ

Д.И.Менделеев – профессор столичного университета, а затем и руководитель Главной палаты мер и весов – постоянно и глубоко интересовался постановкой образования как в России, так и за границей. У него была возможность всесторонне изучать эту проблему еще и потому, что он неоднократно выезжал за границу на длительный срок, а в своей стране участвовал в работе различных комиссий, связанных либо с созданием высших учебных заведений (Петербург, Томск, Варшава), либо с их разнообразной деятельностью (Петербург – университет, технологический институт, институт инженеров путей сообщения; Москва – Высшее техническое училище; Киев – государственная экзаменационная комиссия; Тарту – юбилей университета и т.д.).

В то время остро встал вопрос о профессиональном среднем и высшем специальном, политехническом и университетском образовании. «Лестницу образования надо мести сверху», – любил говорить Менделеев, один из первых пропагандистов идеи непрерывного образования.

В создании новой системы образования в стране важнейшая роль отводилась учителю. Этой теме Менделеев посвятил три большие работы: «Заметки о народном просвещении России» (глава 2 – «О направлении русского просвещения и необходимости подготовки учителей»), «Проект училища наставников» и «О подготовке учителей и профессоров» (седьмая глава «Заветных мыслей»).

«Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того уже обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании», – писал Менделеев в 1899 г. Задачу эту он представлял себе как очень сложную, проблематичную: чтобы во всем разобраться с необходимой полнотой и доказательностью, может быть, потребуется несколько томов – таково значение проблемы для будущего страны!

Д.И.Менделеев, 1880 г.
Д.И.Менделеев,
1880 г.

«Ныне человечество мыслимо только как разумная связь государств, а общественные школы – как один из плодов государственности». Впрочем, замечает Менделеев, «государственная школа не исключает семейного и общечеловеческого образования, а только их формирует и связует...».

Педагогическая деятельность не состоит «только в обучении тому, что распространилось уже в жизни». «Педагоги должны содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад».

Эту задачу могут решить разнообразные школы, как государственные, так и частные, и реальные гимназии, как общеобразовательные, так и технические учебные заведения. Но учитель должен иметь такую подготовку, которая позволяла бы ему решать самые разнообразные интеллектуальные и практические задачи. «Узкость учителя» – это «высшее зло… которого надо бояться в учителях». Его можно преодолеть, если наряду с делением педагогического института по факультетам, связанным с определенными предметами (математика, филология, естествознание, история и т.д.), будет налажено постоянное общение, совместная практическая или исследовательская деятельность. Важно выработать коллективное понимание, т. е. универсальный стиль мышления и деятельности.

В своей работе «Проект училища наставников» Менделеев писал: «Трудность дела зависит здесь более всего от того, что педагогическая специальность имеет предметом не какие-либо отдельные приложения научных начал к жизненным потребностям частных людей или обществ, а имеет дело с общефилософским образованием и с передачею его юношеству».

Таким образом, в деле подготовки учителей был сформулирован первый вопрос: каким должно быть соотношение научного и учебного знания по выбранному предмету? Менделеев без оговорок заявлял: «Тот только учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит». Это же обстоятельство заставляет осуществлять в педвузах «дробное факультетское деление», ведь «уровень всех отраслей знаний и их содержание ныне быстро повышаются, а учителя… должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности».

Менделеев отмечал и такое обстоятельство, как необходимость готовить педагогов, которые владели бы прикладными знаниями и умениями (техническими, агротехническими), причем их подготовку можно осуществлять, по мнению ученого, как в политехнических институтах и сельскохозяйственных академиях, так и в педагогических, если в них будут созданы свои технические факультеты (с отделениями на старших курсах).

К сожалению, как констатировал Менделеев, Россия пошла по пути сильного дробления специального образования, когда каждое ведомство (связи, путей сообщения, торговли) создавало свое высшее учебное заведение. «Бывши первоначально профессором не только университета, но и разных узкоспециальных учебных заведений, подобных Инженерной академии, Институту путей сообщения и Технологическому институту, я из жизни извлек эту мысль и на основании этого утверждаю, что дело высшего образования, даже специального, много теряет в узкоспециальных заведениях, потому именно, что товарищи других специальностей влияют на все развитие слушателей едва ли меньше, чем профессора». При этом Менделеев вспоминал годы учения в Главном педагогическом институте, когда некоторые лекции он слушал вместе с будущими гуманитариями. «И я никогда не забуду тех столкновений во мнениях, которые у нас часто бывали и немало послужили к общей полировке всех нас».

Преодолеть односторонность высших технических учебных заведений были призваны политехнические институты, своеобразные технические университеты. Менделеев особенно интересовался возможностью развития таких вузов в Киеве, Варшаве, Риге, Томске, а в создании политехникума в Петербурге сам принимал непосредственное участие.

Образцом в системе высшего педагогического образования служил для него Главный педагогический институт. Менделеев считал, что в педагогическом институте общее высшее образование может быть обеспечено на трех отделениях или факультетах: историко-филологическом, физико-математическом и техническом (или камеральном, т.е. экономико-административном), причем переходить на последний можно только после предварительного прохождения одного из первых двух.

Предусмотрел Менделеев и срок обучения: пять лет. «Прибавляя к четырехлетнему курсу полгода на реальное приспособление к преподаванию, я считаю необходимым в главном училище наставников прибавить еще полгода… ввиду необходимости для всех учителей курса педагогии, а также для проведения особых испытаний и возможно наилучшего выбора лиц, пригодных для такой работы».

Он замечал, что при аттестации бакалавра в Англии в дипломе указывают его успехи и в овладении какой-либо узкой и конкретной областью знаний.

Весьма современны мысли Менделеева о взаимодействии географического, социально-экономического и культурного пространства в решении образовательных задач.

Русская история тесно связана с взаимодействием европейской и азиатской культур. Россия – молодое государство, и образование должно сыграть решающую роль в его развитии.

В письме к С.Ю.Витте (1898) Менделеев высказал свою точку зрения на задачи просвещения на рубеже XIX–XX вв.: «Ближайшими его целями, особенно ныне, в век господства промышленного склада жизни, должно считать: внушение разумных, т. е. выдерживающих критику опыта, способов умелой жизнедеятельности, показание зависимости успеха от количества и качества приложенного труда и приобретение привычек, облегчающих прохождение жизненного пути».

«На школьном пути все просвещение основывается на учителях», – считал Менделеев. А в деятельности учителя должны быть соединены истинные общие цели образования и частные интересы учащихся. В этом утверждении Дмитрий Иванович солидарен с мнением выдающегося русского педагога П.Ф.Каптерева.

Поскольку главным научным предметом учителей является педагогия (так именует его Менделеев вслед за К.Д.Ушинским), то кафедры педагогики должны быть утверждены во всех российских университетах. Все профессора вузов должны владеть педагогикой!

Это – наука прикладная, утверждает Менделеев, и она знакомит с общей постановкой дела образования в разные времена и в разных странах, а «изучение философской стороны этого предмета может много помочь сложению у будущих учителей твердых, правильных методов обучения».

«Плодотворность преподавания почти всецело зависит только от обстоятельств: от личного воздействия учителя и от основного содержания предметов обучения».

С этих позиций надо рассматривать и деятельность учителя в классической и реальной гимназии. «Классическое образование более всего имеет в виду – при малом содержании – придать ученику гибкую свободу мышления; реальное же, по своему существу, стремится обогатить ученика запасом действительных знаний, чтобы он умел действовать в жизни».

По мнению Менделеева, так называемая «классическая гимназия», насыщенная древними языками, становится не общеобразовательной, а профессиональной школой, готовящей узких специалистов. Сохранить статус общеобразовательной школы она может путем замены «мертвых языков» живыми, а также рисованием, гимнастикой, а «при особых условиях местной обстановки и некоторыми необязательными профессиональными предметами».

Следует указать и на то, что в трудах Менделеева по проблемам образования наметился валеологический подход к организации процесса обучения, воспитания и развития учащихся.

В критике системы классического образования, сложившейся в России, он опирался и на соображения о здоровье учащихся: «...при большом количестве уроков по этим предметам (древним языкам) остается мало часов для прохождения других необходимых образовательных предметов, и ученики лишаются возможности запастись в гимназии здоровьем и необходимейшими для жизни познаниями».

Весь строй учебных предметов в отечественных гимназиях должен соответствовать не чужой религии и языку (латинскому), а своим. Дмитрий Иванович так и пишет: «Добрые, мягкие принципы христианского чувства и правильное отношение их к действительной жизни, очевидно, скорее могут возбуждаться иным строем предметов... тем более, что труд, долженствующий составлять долг каждого, для классического миросозерцания казался делом рабским...» «Здоровой педагогикой» Менделеев и называл ту, которая стремится развить в ученике все стороны и качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые. Это отразилось в перечне предметов, которые надлежит изучать в гимназиях.

В конкретных учебно-методических трудах Менделеева (его учебники, особенно «Основы химии», публичные лекции или изданные гектографированным способом курсы лекций, прочитанных в университете) нашла выражение социокультурная концепция образования: наука и цивилизация, показ роли учебного предмета в развитии материальной, духовной, художественной и социальной культуры; персонификация учебных текстов; региональные, государственные и общенациональные черты развития наук и учебного знания и т.д.

Характер подаваемых фактов, раскрываемых законов, концепций, систем, понятий позволяет учащемуся выработать научный стиль мышления и деятельности, сформулировать различные (художественные, научные, экологические, технологические) картины мира.

Учителями Д.И.Менделеева в Тобольской гимназии были замечательные сибирские педагоги И.П.Менделеев, П.П.Ершов, И.К.Руммель, М.И.Доброхотов, Д.П.Шелудков, воспитавшие у будущего автора периодического закона, ученого-энциклопедиста, педагога-просветителя ряд выдающихся качеств: самостоятельность, трудолюбие, жажду знаний, наблюдательность, стремление к самовыражению.

В Главном педагогическом институте, где Менделеев учился в 1850–1855 гг., работали ученые с мировыми именами: М.В.Остоградский (математика), Э.X.Ленц (физика), А.Н.Савич (астрономия), А.А.Воскресенский (химия), Ф.Ф.Брандт (зоология), С.С.Куторга (геология). Педагогику читал Н.А.Вышнеградский, известный русский педагог, редактор «Педагогического журнала». Такие педагоги воспитывали людей с ярко выраженной индивидуальностью. индивидуальность – одно из любимейших менделеевских понятий, отражающее его мировоззрение, его отношение к природе и обществу, к их объектам и явлениям, пронизывающее его научную и педагогическую деятельность.

Менделеев считал, что предметы делятся на основные и дополнительные, причем основных не должно быть много: «Для надлежащего образования людей, которые могут или сами идти по проторенным путям жизни, прилагая к ней научные приемы, или, что еще важнее, – далее развивать самое знание, нужно получить не столько в количественном отношении запасов знаний, сколько в качественном. Надо уметь отличать существенно необходимое, определяющее мировоззрение и направление деятельности, от того, что составляет мелкие подробности».

Идеи Менделеева о развитии навыков самостоятельности актуальны и в настоящее время. В период образования различных типов учебных заведений (лицеи, реальные школы, гимназии и др.) акцент в педагогической практике делается на приобщение учащихся к самостоятельности. Для этого используются самые различные методы и методические приемы.

На родине Менделеева, в г. Тобольске, и Тюменской области идут самые разнообразные педагогические эксперименты, в том числе по развитию самостоятельности мышления. В школе-гимназии № 10 г. Тобольска использовалась для этого двенадцатибалльная и рейтинговая оценки знаний учащихся как факторы стимулирования самостоятельности. В Реальной сибирской школе № 12 апробировались интеллектуальные игры, элементы коллективной системы образования, элементы научно-исследовательской деятельности. Школа № 6 г. Лангепаса работает над проблемой «Создание бесклассно-урочной системы обучения» и т.д.

Новые требования и проблемы школы заставляют обращаться к не замеченным ранее сторонам и деталям педагогических концепций Менделеева. Так, совершенно отчетливо в его системе просматриваются элементы валеологического подхода к организации учебного процесса, к деятельности его субъектов – учителей и учащихся, ко всем сторонам образовательной политики: от целей до учебных помещений.

Истоки такого внимания к проблемам здоровья в образовательной системе лежат в родном Тобольске. И здесь нельзя не вспомнить декабристов.

Попав в непривычные условия, декабристы заботились о своем физическом и нравственном здоровье, стали образцом для подражания. Плавание, гимнастика, катание на коньках, шахматы были распространены среди молодежи. Игре в шахматы научился и юный Менделеев.

И.П.Менделеев и П.П.Ершов (директора Тобольской гимназии и преподаватели гуманитарных предметов) широко использовали игровые формы занятий, экскурсии, разумно строили расписание, чередуя физические упражнения, занятия музыкой, танцами, рисованием с предметами, требующими большого умственного напряжения. Это не осталось незамеченным юным Менделеевым.

Перемена климата и обстановки при переезде в Петербург (1850) отрицательно сказались на здоровье Д.И.Менделеева. Это заставило его внимательно отнестись к режиму труда и отдыха, к советам медиков, к собственным познаниям в области медицины. Он приобрел много друзей в Медико-хирургической академии. Среди них были Е.В.Пеликан – профессор петербургской Медико-хирургической академии, Ю.К.Трапп – академик, начальник кафедры фармации, А.В.Пель – видный русский фармацевт и врач, С.П.Боткин – врач-терапевт, Э.А.Юнге – врач-окулист. По возвращении Д.И.Менделеева из Гейдельберга Юнге сделал ему операцию на глазах при участии других врачей из Медико-хирургической академии – И.М.Сеченова, Е.В.Пеликана.

Научные и дружеские контакты с представителями медицины сохранились в течение всей жизни Дмитрия Ивановича. В связи с 20-летием открытия Менделеевым периодического закона от лица Медицинского совета ему был преподнесен адрес, который вручили Ю.К.Трапп и А.В.Пель. По поводу адреса, полученного от Н.Ф.Здекауэра – председателя Медицинского совета при Министерстве внутренних дел – в день 20-летия открытия периодического закона, Менделеев дал ответ 4 апреля 1889 г. Он писал о роли закона в развитии биологических наук, заключающейся в том, что закон помогает проникнуть «в некоторые тайны органических превращений».

Соображения валеологического характера разбросаны по многим педагогическим трудам и учебникам, написанным Менделеевым в течение 50 лет его творческой деятельности. В «Основах химии» развиваются идеи химической индивидуальности элементов и их роли в процессах жизнедеятельности, рассмотрена взаимосвязь валеологических и экологических проблем. Ученый впервые обратил внимание на необходимость постоянного контроля и за качеством питьевой воды.

Не раз приходилось восхищаться размахом многих менделеевских дел. Не стали исключением его педагогические труды и идеи.

Н.С.КРЮКОВА,
заслуженный учитель России
(г. Тобольск)

Рейтинг@Mail.ru