Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2006

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

 

 

России верные сыны:
вклад российских химиков
в мировую цивилизацию

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ПО КУРСУ ХИМИИ
ДЛЯ КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Цели и задачи.

• Способствовать формированию национальной гордости и национального самосознания через активизацию знаний о достижениях российских ученых-химиков.

• Показать, что залогом выдающихся достижений является упорный кропотливый труд.

• Повторить основные мировоззренческие понятия курса химии.

• Способствовать развитию активности, самостоятельности и мобильности мышления.

Методы и приемы. «Мозговой штурм», проблемный диалог, составление уравнений химических реакций по схемам.

Тип урока. Обобщающий.

Предварительная подготовка к уроку.

1. Оформить альбомные листы с портретами русских химиков, датами их жизни, перечнем наиболее значительных достижений, яркими цитатами (по типу пиктограмм).

2. Напечатать девиз урока и цитаты:

«Если бы… не научил нас ничему, кроме… то и тогда его имя осталось бы записанным золотыми буквами в истории химии»

(А.В.Гофман).

«Трудился всю жизнь – потому и гений»

(Д.И.Менделеев).

«Ученым можешь ты не быть, а гражданином быть обязан»

(В.В.Марковников).

«Он был по отношению к студентам и сотрудникам не только добрым и хорошим учителем, который всегда готов выслушать вопрос и дать ответ, но и оставался товарищем для всех них»

(В.В.Марковников о А.М.Бутлерове).

«Он русский и по ученому образованию, и по оригинальности своих трудов. Он сделался химиком не в чужих краях и продолжает развивать самостоятельную химическую школу»

(Д.И.Менделеев о А.М.Бутлерове).

3. Подготовить иллюстрации мозаичных картин М.В.Ломоносова и аудиозапись фрагмента арии князя Игоря из одноименной оперы А.П.Бородина.

ХОД УРОКА

Оргмомент.

Учитель. Заключительный урок химии в классе гуманитарного профиля посвящается вкладу российских химиков в историю человечества. Цель урока – вспомнить всех поименно, вспомнить суть открытий, ибо эти знания – неотъемлемая часть общей культуры цивилизованного человека, а также повторить основные химические понятия.

Активизация учащихся.

Учитель. Ребята, внимательно прочитайте девиз урока – слова выдающегося немецкого химика-органика Августа Вильгельма Гофмана: «Если бы… не научил нас ничему, кроме… то и тогда его имя осталось бы записанным золотыми буквами в историю химии». Вы знаете, кому посвящены эти слова?

Если учащиеся называют имя Н.Н.Зинина и его открытие превращения нитробензола в анилин, уточняем это и обсуждаем, какое значение имело данное открытие (импульс для развития органического синтеза: производство красителей и соответственно развитие текстильной отрасли промышленности, синтез лекарств – сульфаниламидных препаратов – производных парааминосульфокислоты). Укрепляем на магнитной доске под девизом урока лист «Н.Н.Зинин (1812–1880) – восстановление нитробензола в анилин».

Учитель. Чьи имена и в связи с какими достижениями вы считаете достойными «быть вписанными золотыми буквами в историю химии»?

Одновременно с ответами закреплять листы с фамилиями ученых на магнитной доске:

Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) – периодический закон;

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) – закон сохранения массы веществ в химических реакциях, атомно-молекулярная теория;

Николай Николаевич Бекетов (1827–1911) – «ряд напряжений» металлов;

Александр Михайлович Бутлеров (1828–1886) – теория химического строения органических веществ;

Николай Дмитриевич Зелинский (1861–1953) – создание первого противогаза;

Александр Яковлевич Данилевский (1838–1923) – теория полипептидного строения белков;

Владимир Васильевич Марковников (1837–1904) – направление реакции присоединения у алкенов;

Сергей Васильевич Лебедев (1874–1934) – промышленное производство синтетического каучука;

Михаил Григорьевич Кучеров (1850–1911) – гидратация алкинов;

Николай Семенович Курнаков (1860–1941) – теория сплавов и растворов;

Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) – альдольная конденсация;

Николай Николаевич Семенов (1896–1986) – теория цепных химических реакций (Нобелевская премия по химии 1956 г.).

Если учащиеся не называют кого-то из ученых, напоминаем его фамилию, стимулируем воспоминания о сущности его открытия. Если класс не вспоминает – называет учитель, но желательно, чтобы вышеперечисленный ряд открытий сложился на магнитной доске полностью.

Вывод. Вклад русских химиков в прогресс человечества очень значителен.

Основная часть урока – обобщение важнейших химических понятий, фронтальная беседа с учащимися.

Н.Н.Зинин (1812–1880)

Д.И.Менделеев (1834–1907)

М.В.Ломоносов (1711–1765)

Н.Н.Бекетов (1827–1911)

А.М.Бутлеров (1828–1886)

Н.Н.Зинин
(1812–1880)
Д.И.Менделеев
(1834–1907)
М.В.Ломоносов
(1711–1765)
Н.Н.Бекетов
(1827–1911)
А.М.Бутлеров
(1828–1886)

Н.Д.Зелинский (1861–1953)

А.Я.Данилевский (1838–1923)

В.В.Марковников (1837–1904)

С.В.Лебедев (1874–1934)

М.Г.Кучеров (1850–1911)

Н.Д.Зелинский
(1861–1953)
А.Я.Данилевский
(1838–1923)
В.В.Марковников
(1837–1904)
С.В.Лебедев
(1874–1934)
М.Г.Кучеров
(1850–1911)

Н.С.Курнаков (1860–1941)

А.П.Бородин (1833–1887)

Н.Н.Семенов (1896–1986)

Н.С.Курнаков
(1860–1941)
А.П.Бородин
(1833–1887)
Н.Н.Семенов
(1896–1986)

Если ученики не вспоминают самостоятельно, подводим их к сути химического понятия наводящими вопросами, первыми фразами формулировок.

Сформулируйте периодический закон.

Каково значение периодического закона?

Укажите физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы в таблице Д.И.Менделеева.

В чем отличие периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева от систем химических элементов, предложенных другими учеными?

Почему свойства химических элементов и их соединений периодически повторяются?

Чем определяются свойства органических веществ в соответствии с теорией химического строения Бутлерова?

Что такое изомерия? Приведите примеры изомеров, докажите, что они имеют разные свойства.

Сформулируйте закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Каково значение этого закона?

Что такое атом, молекула? В чем суть химических реакций? Физических явлений?

Какие вещества называются простыми, а какие сложными? Приведите примеры.

Как Бекетов работал над составлением «ряда напряжений» металлов? Каково значение «ряда Бекетова» в теории и на практике?

Сформулируйте правило Марковникова.

Какая реакция носит имя Кучерова? При каких условиях она протекает?

На чем основано действие угольного патрона в противогазе Зелинского?

Каково главное свойство каучука? Что является мономером при производстве синтетического каучука Лебедева? Из чего он получил бутадиен-1,3?

Как доказать, что процесс растворения веществ имеет не только физическую, но и химическую природу?

Какова главная особенность цепных химических реакций? Почему эти реакции протекают с высокой скоростью? Каков заряд свободных радикалов?

Учитель. Обратите внимание на следующую часть эпиграфа урока: «…не научил нас ничему, кроме…» Ученые, о которых мы сегодня говорим, оставили значительный след в нескольких областях химии. Что вы об этом знаете? (Использовать «информацию к размышлению» с пиктограмм.)

Д.И.Менделеев внес свой вклад в создание теории растворов. Один из его практических выводов в этой связи – обоснование 40%-й крепости русской водки. Независимо от французского ученого Б.П.Э.Клапейрона он вывел уравнение, позволяющее вести химические расчеты для условий, отличающихся от нормальных. Менделеев предложил карбидную теорию происхождения нефти и заложил «философские основы» нефтепереработки. Давайте практически обоснуем знаменитые слова Дмитрия Ивановича: «Топить нефтью – все равно, что топить ассигнациями». Составьте уравнения реакций получения из метана уксусной кислоты, анилина, тротила, дипептида глицина*, глюкозы, синтетического каучука (6 учащихся индивидуально работают у доски, после выполнения заданий уравнения реакций проверяет весь класс).

М.В.Ломоносов предложил органическую теорию происхождения нефти – из костей динозавров, исследовал природу атмосферного электричества, организовал в России производства мозаики и фарфора (показать иллюстрации его художественных произведений).

А.М.Бутлеров ввел понятие реакции полимеризации, впервые получил глюкозу из формальдегида, что способствовало краху теории витализма о божественном происхождении органических веществ.

Н.Д.Зелинский создал теорию органического катализа. А что такое катализаторы?

А.Я.Данилевский заложил основы ферментологии и химии пищи. Что такое ферменты? Чем они отличаются от химических катализаторов?

Н.Н.Зинин своими синтезами заложил основу для создания промышленности взрывчатых веществ, синтетических красителей, фармацевтических препаратов и др. При этом Зинин отмечал, что рад способствовать открытиям своими идеями.

В.В.Марковников известен своими исследованиями состава нефтей и открытием в них циклопарафиновой фракции. Вся жизнь этого человека – образец служения Отечеству. Он много сделал для введения научных основ в химические производства (вспомните его слова: «Превратить химическую технологию из ремесла в науку!»), участвовал в организации санитарной помощи действующей армии. Своим жизненным девизом Марковников считал слова: «Ученым можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!» Этот девиз можно отнести ко всем ученым, о ком мы сегодня говорим. Многие из них были и выдающимися педагогами, «продолжили себя в учениках». Об этом замечательно сказал Марковников, имея в виду Бутлерова (цитата об учителе).

Многогранность талантов русской души проявилась у русских химиков не только в науке. Многие прославились и своими увлечениями. Известен исторический казус: когда у кучера, подвозившего Д.И.Менделеева, спросили, кто этот представительный господин, то кучер ответил: «Это знаменитый чемоданных дел мастер господин Менделеев». Вам что-нибудь известно о выдающихся увлечениях русских химиков?

А.М.Бутлеров выводил новые сорта роз, разводил пчел и оставил книги по цветоводству и пчеловодству.

А.П.Бородин – выдающийся композитор. Его самое знаменитое произведение – опера «Князь Игорь». Давайте послушаем фрагмент из арии князя Игоря...

Это произведение пронизано гражданским пафосом.

Выдающиеся русские химики были настоящими гражданами России. Слова Менделеева, сказанные о Бутлерове, можно отнести к каждому из них. Они оставили неизгладимый след в истории человечества благодаря прежде всего своему трудолюбию. Когда Менделееву говорили, что он – гений, Дмитрий Иванович неизменно отвечал: «Трудился всю жизнь – потому и гений».

Мне бы хотелось, чтобы, заканчивая изучение химии, вы взяли в свою самостоятельную жизнь убеждение в необходимости трудиться и любить Родину, свойственное выдающимся ученым, о которых мы сегодня говорили. Завершить урок хочется строками нашего выпускника Максима Сережкина:

«Пускай российских школ выпускники
Пойдут в страны бескрайние просторы,
Своим талантом потрясут умы,
А интеллектом смогут сдвинуть горы.
Так соберемся ж с силами сейчас,
Чтоб овладеть наукой многоликой,
Чтобы с колен Россия поднялась
И стала вновь прекрасной и великой!»


* Одна из возможных цепочек получения из метана дипептида глицина может быть представлена следующим образом:

 

Е.Г.СМИРНОВА,
учитель химии гимназии № 57
(г. Курган)

Рейтинг@Mail.ru