Классификация солейУрок-восхождение
Задачи урока. 1. Образовательная – закрепить и углубить знания учащихся о солях, электролитах. 2. Воспитательная – содействовать в ходе урока формированию представлений о причинно-следственных связях и отношениях. 3. Развивающая – развить у учащихся мыслительные умения, переносить знания в новые ситуации. Цели урока. 1. Обеспечить восприятие и осмысление учащимися понятий «кислая соль», «основная соль». 2. Закрепить опорные знания понятий «электролит», «соль». 3. Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о классификации солей, их диссоциации. 4. Создать условия для развития у учащихся умений классифицировать соли, осознанно работать с формулами. Оборудование. Видеомагнитофон. Девиз урока. «Наука никогда не решает вопросы, не поставив при этом десятки новых» (Б.Шоу). ХОД УРОКА Мотивационно-ориентационный блок Учитель. Повторяем с расширением знаний (учащиеся задают вопросы, ответы на которые позволяют дополнить знания по изученной ранее теме). Осуществите следующие превращения: Учитель мотивирует работу учащихся фразой: «Об уме человека легче судить по его вопросам, нежели по ответам». Учащиеся выбирают правильно сформулированные вопросы, дают им оценку. После заданных учащимися вопросов классу показывается видеофрагмент с демонстрационным экспериментом, реализующим схему превращений: Учитель. Обсудите схему превращений по плану: 1. Даны два генетических ряда. Найдите взаимосвязь между членами ряда. 2. Назовите классы неорганических веществ, участвующих в образовании конечного продукта реакции. 3. Вещество какого класса получено в результате превращений? Операционно-исполнительный блок Учитель. Что же такое соли? Выслушав ответы учащихся, учитель записывает на доске логическую схему: Учитель. Какие вещества являются исходными для получения солей? Как называется данная реакция, почему? Учитель записывает на доске логическую схему: Учитель. Таким образом, схематизировав логические рассуждения, мы подошли к классификации солей. По какому признаку произошло их разделение (классификация)? Что означает «классифицировать»? Классифицировать – распределить по группам, разделам, классам (толковый словарь С.И.Ожегова). Учитель, объясняя классификацию солей, одновременно ведет запись на доске: Учитель. В чем отличие и сходство солей? Выслушав ответы учащихся, учитель проводит обобщение: 1. Соли отличаются по составу в результате неполного или полного замещения Н, ОН. 2. Соли – электролиты. Закрепление материала Учитель. Рассмотрим диссоциацию кислой и основной солей: NaHSO4 = Na+ + HSO4– Na+ + H+ + SO42–, CaOHNO3 = CaOH+ + NO3– Ca2+ + OH–+ NO3–. Отмечается, что вторая ступень диссоциации солей сходна с диссоциацией слабых электролитов, в частности, в первой реакции анион кислотного остатка диссоциирует в незначительной степени. Учитель. Сформулируйте определение данным солям в свете теории электролитической диссоциации. Ответы учащихся учитель записывает на доске в виде схем: Оценочно-рефлексивный блок Работа в группах Cколько будет образовано солей, если: вариант 1 – кислота двухосновная Н2SO3; вариант 2 – основание двухкислотное Ва(ОН)2. Защита задания Графический диктант Обозначения: Даны следующие соли: Сu(OH)NO3, K2SO4, Са(НСО3)2, KНSО4, Zn(ОH)Cl, AlCl3, Mg(НSО4)2, Fe2(SО4)3, (NН4)2HPO4, MgCO3, Al(ОH)Cl2, Mg(ОH)NO3. Проверка работы всего класса проходит в течение 5 мин по заранее сделанному «ключу»: Заключение Учитель. Таким образом, в ходе урока-восхождения мы осмыслили понятия «кислая соль», «основная соль» и на практике научились различать виды солей по формулам, давать им правильные названия. Возвращение к девизу урока. Дополнительное задание 1 1. Составить графическую формулу фосфорной кислоты. 2. Составить формулы возможных солей с Са. Дополнительное задание 2 1. Составить графическую формулу гидроксида железа(II). 2. Составить формулы возможных солей с Сl. Рефлексия (отношение учащихся к уроку, учебному предмету, учителю) 1. Что понравилось и не понравилось на уроке? 2. Какие вопросы остались неясными? 3. Оцени работу преподавателя и свою. Обоснуй ответ. Л.А.ЕРЕМИНА,
|