Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2006

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Из опыта работы

 

Элективный курс
«Путешествие в мир фармакологии»

Курс составлен для учащихся 9-го класса из расчета один час в неделю. Всего запланировано провести 34 занятия. Курс формирует представления об использовании химических знаний в фармакологии. Учащиеся должны понять, что знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ с целью создания новых лекарственных средств. От того, насколько прочны, убедительны эти знания, зависит сознательный выбор учеником дальнейшей своей профессиональной стези.
Программа позволяет отшлифовать базовые знания учащихся по химии, ведь не секрет, что на это времени у наших учителей нет. Одновременно дети узнают много нового в такой увлекательной области прикладной химии, как фармакология (в частности, введен вопрос об изучении комплексных соединений на основе лекарственных средств в металлотерапии). Большое внимание уделено вопросам грамотного хранения лекарственных средств в домашних условиях (обсуждается, как исключить хранение несовместимых сочетаний лекарственных препаратов).
Выделено много учебного времени на тренинг по решению химических задач. Курс содержит самые реальные с точки зрения необходимых ресурсов демонстрации (четыре), лабораторные опыты (шесть), практические работы (две), контрольные работы (две), предусмотрены деловая игра и учебная экскурсия. Содержание курса апробировано в школе № 28 г. Чебоксары.

Учебно-тематическое планирование курса

Номер темы Название темы Kоличество часов
1 Введение. Лекарства в нашем доме 2
2 Химические реакции в водных растворах веществ, используемых в фармакологии 8
3 Химические элементы лечат 14
4 Химические задачи в фармакологии 8
5 Заключение. Факторы риска для здоровья человека и общества 2

Содержание программы курса

Занятие 1. Функции лекарств.

Развитие химии лекарств. Химия и фармакология. Номенклатура неорганических соединений – основа номенклатуры лекарственных средств.

Демонстрации. Различные упаковки и наклейки лекарств (с целью анализа информации по использованию номенклатуры неорганических веществ в фармацевтике).

Фармакология – наука о лекарственных и других биологически активных веществах и об их действии на организм человека и животного. Фармация – раздел фармакологии, занимающийся изысканием, исследованием, изготовлением и отпуском лекарственных средств; практическая деятельность в этой области.

Занятие 2. Химия – союзник медицины.

История возникновения фармацевтической химии. Работы К.В.Шееле по выделению из винного камня винно-каменной кислоты. Создание Л.Н.Вокленом первой фармацевтической школы в Париже. Работы К.Ф.Мора (немецкого фармацевта) в области объемного анализа лекарств. Создание Петром I первых аптек на Руси. Первая вакцинация в России при Екатерине II. Работы
М.Я.Мудрова, А.П.Доброславина, Н.И.Пирогова, Ф.Ф.Эрисмана в области экспериментальной гигиены в России.

Занятие 3. Электролитическая диссоциация веществ,
используемых в фармакологии (на примере ацетата калия,
бромида натрия, нитрита натрия, хлороводородной кислоты).

Демонстрации. Определение электропроводности веществ на примере физиологического раствора (хлорида натрия), растворов питьевой соды, сахарозы, этанола.

Занятие 4. Упражнения на электролитическую диссоциацию веществ, применяемых в фармакологии.

Полные и сокращенные ионные уравнения реакций в растворах электролитов – кислот, щелочей, солей. (Хлороводородная кислота используется при лечении болезней желудка, гашеная известь – как противовоспалительное, вяжущее и дезинфицирующее средство, сульфат натрия – как противоядие при отравлениях солями бария и свинца.) Сильные и слабые электролиты.

Занятие 5. Гидролиз неорганических веществ,
используемых в фармакологии.

Понятие о гидролизе, три случая гидролиза соли. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза в процессе приготовления растворов лекарственных веществ.

Занятие 6. Упражнения на гидролиз.

Уравнения гидролиза ионного и молекулярного характера.

Демонстрации. Гидролиз кальцинированной соды (антисептик), глауберовой соли (слабительное средство).

Занятие 7. Окислительно-восстановительные реакции
в растворах веществ, используемых в фармакологии.

Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов.

Демонстрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой.

Занятие 8. Упражнения по окислительно-восстановительным реакциям.

Составление уравнений реакции методом электронного баланса. Подготовка к контрольной работе
№ 1. В фармацевтике взаимодействие, ведущее к гидролизу веществ, окислительно-восстановительным процессам, выделению в осадок лекарственных препаратов, нежелательно, т.к. обуславливает частичную или полную утрату лечебного эффекта.

Занятие 9. Контрольная работа № 1.

Занятие 10. Анализ контрольной работы № 1.

Занятие 11. Хлор. Хлориды (описание, получение, характеристика, упаковка лекарственных средств на их основе)*.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на хлориды». Кровоостанавливающие средства. Рассказ о применении хлорида кальция как успокаивающего средства при лечении неврозов, при бронхиальной астме, туберкулезе. Противовоспалительное, противоаллергическое и противоотечное действие ионов кальция обусловлено тем, что он понижает проницаемость стенок капилляров.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Хлорид аммония несовместим с солями свинца и серебра – образование малорастворимых хлоридов; с щелочами – разложение с выделением аммиака; в растворах с нитритом натрия – выделение оксидов азота. В слабокислой среде, создаваемой хлоридом аммония, нитрит натрия разлагается с образованием азотистой кислоты, которая окисляет йодид калия до йода». Как химически грамотно хранить препарат хлорида аммония?

Занятие 12. Йод, йодиды*.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на йодиды». Лечение глазных болезней. Мазь на основе йодида калия используется для лечения грибкового поражения ногтей. Йод входит в состав белка щитовидной железы, поставляющей организму такие гормоны, как тироксин, дийодтирозин. Организм человека с удивительной точностью сохраняет в крови постоянную концентрацию йода, так называемое йодное зеркало. Йод в виде настойки впервые применил Н.И.Пирогов в 1865–1866 гг. Роль йода в возникновении эндемического (характерного для данной местности, географического района) зоба. Работы академика В.И.Вернадского.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Йод несовместим с сульфидами – происходит выделение серы; с аммиаком образует нерастворимый и взрывчатый йодистый азот; с солями ртути, серебра и свинца образует труднорастворимые осадки йодидов. Пары йода могут действовать на многие медикаменты, приводя их к порче. Так, при воздействии йода на монохлорид ртути (каломель) образуется дихлорид ртути. При работе с препаратами ртути не следует допускать контакта с металлами». Как химически грамотно хранить препарат йода?

Занятие 13. Сера, сульфаты*.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на сульфаты». Изготовление повязок и шин, зубопротезная техника. Жженый гипс (алебастр) 2CaSO4•H2O получается путем прокаливания природного гипса CaSO4•2H2O при 150–180 °С. При замешивании с водой он быстро твердеет, превращаясь опять в кристаллический гипс (природный). На этом свойстве основано применение его в медицине для гипсования повязок при переломах костей.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Сульфат магния несовместим с солями кальция – осаждение нерастворимого в воде гипса; с едкими щелочами – осаждение нерастворимого в воде гидроксида магния; с карбонатами – осаждение нерастворимого в воде основного карбоната магния; с солями свинца – осаждение нерастворимых сульфатов». Как химически грамотно хранить препарат сульфата магния?

Занятие 14. Азот, нитраты*.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на нитраты». Препараты соединений азота: водный раствор аммиака (10%-й), оксид азота(I) (физиологическое действие установлено Г.Дэви, применяют для масочного наркоза в хирургической практике), нитрит натрия (проявляет слабощелочную реакцию в воде, обладает окислительно-восстановительными свойствами, является коронарно-расширяющим средством при стенокардии, противоядием при отравлении метгемоглобинобразующими веществами, цианидами).

Занятие 15. Фосфор. Фосфаты*.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на фосфаты». Применение в зубопротезной практике. Почти все важнейшие физиологические процессы в организме человека связаны с превращением фосфорорганических соединений. Фосфор сосредоточен в скелете, мышцах и нервной ткани. Зубная эмаль содержит апатит.

Занятие 16. Углерод, карбонаты*.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на карбонаты». Адсорбирующие и нейтрализующие средства. Карбонат калия применяется как составная часть пилюль Бло для превращения сульфата железа(II) в карбонат:

FeSO4 + K2CO3 = FeCO3 + K2SO4.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Гидрокарбонат натрия несовместим с кислотами и веществами с кислой средой раствора. При их смешивании происходит взаимное разложение с выделением углекислого газа (в растворах). С хлоридом кальция гидрокарбонат натрия дает осадок карбоната кальция; с солями алюминия, железа, магния, ртути, свинца и цинка происходит образование нерастворимых соединений». Как химически грамотно хранить препарат гидрокарбоната натрия?

Занятие 17. Роль металлов в фармакологии.

Последствия нарушений химического состава живых организмов. Влияние недостатка и избытка металлов на состояние растений и животных. Металлотерапия – использование комплексных соединений металлов для лечения болезней (металлы применяют для непосредственного лечебного действия и для повышения эффективности других лекарств).

Занятие 18. Комплексные соединения.

В каком виде находится металл в клетках организма? Понятие о координационном числе, лигандах, комплексообразователе. Сравнение свойств комплексов и гидратированных ионов одних и тех же металлов.

Занятие 19. Натрий, калий и их соединения*.

Натрий и калий находятся как в костных тканях организма (кости, зубы), так и в крови, лимфе, тканевых жидкостях в виде аквакомплексов. Ион калия является основным внутриклеточным ионом, а ион натрия – внеклеточным. Их взаимодействие играет важную роль в поддержании жизнедеятельности клеток. Лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, профилактика эпилептических припадков.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Перманганат калия несовместим в жидких лекарственных формах с восстановителями – взаимное разложение; с бромидами, йодидами, хлоридами – выделение свободных галогенов; с солями двухвалентного железа – образование трехвалентного железа; с хлороводородной кислотой и ее солями образует свободный хлор, с аммиаком – нитраты». Как химически грамотно хранить жидкие препараты перманганата калия?

Занятие 20. Магний, кальций и их соединения*.

Ион магния, который образует комплексные соединения с нуклеиновыми кислотами, необходим для передачи нервного импульса, сокращения мышц. Содержится в печени, костях, крови, мозге, нервных тканях. Ион кальция нужен для образования молока у кормящих женщин, участвует в процессе свертывания крови, возбуждает и регулирует работу сердца. Лечение аллергических состояний, воспалительных заболеваний, туберкулеза.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Хлорид кальция несовместим с карбонатами, сульфатами, фосфатами – выпадение осадков; с солями свинца, серебра, одновалентной ртути – образование нерастворимых хлоридов». Как химически грамотно хранить препараты хлорида кальция?

Занятие 21. Железо, медь и их соединения*.

Роль ионов железа и меди в энергетике клетки. Железо обеспечивает дыхание человека. Участвует в росте покровных тканей организма. В организме взрослого человека около 3,5 г железа. Основная масса железа входит в состав крови, конкретнее – в состав гемоглобина. Гем – комплекс железа с порфином – замкнутым циклом из четырех пиррольных колец. Недостаток меди приводит к малокровию, анемии. При шизофрении, менингоэнцефалитах, стрессе отмечается увеличение содержания ионов меди в крови.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Сульфат меди несовместим с карбонатами, фосфатами, арсенатами, тетраборатами – осаждение нерастворимых солей меди; с восстановленным железом – выпадение осадка меди; с йодидами – выделение свободного йода; с цианидами – частичное образование дициана; с аммиаком дает синее окрашивание». Как химически грамотно хранить препараты сульфата меди?

Занятие 22. Металлы: ртуть, кадмий, бериллий, свинец,
таллий, хром, барий, стронций – и их соединения
*.

Ядовитое действие ионов тяжелых металлов связано с их способностью прочно соединяться с белками и нарушать нормальную работу ферментов и других биологически активных белковых веществ.

Задание 1 для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Дихлорид ртути (водные растворы имеют кислую среду) несовместим с растворами щелочей, йодидов, карбонатов, фосфатов – образуются нерастворимые соединения ртути; с нитритом натрия, с сульфатами и другими солями двухвалентного железа – восстанавливается до монохлорида ртути; с тиосульфатами – последние разлагаются до серы, сульфатов и сернистого газа». Как химически грамотно хранить препарат дихлорида ртути?

Задание 2 для учащихся. Написать уравнения реакций к следующему тексту. «Ацетат свинца несовместим со спиртовым раствором йода, хлоридами, бромидами, йодидами, карбонатами, сульфатами, известковой водой – образуются труднорастворимые соли свинца. Растворы ацетата свинца следует хранить в закрытых флаконах, т.к. в присутствии углекислого газа воздуха выделяется осадок основного карбоната свинца». Как химически грамотно хранить препараты ацетата свинца?

Занятие 23. Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме « Химические элементы лечат».

Определение содержания различных металлов в воде, или определение пригодности воды для питья.

Занятие 24. Алгоритм вычисления относительных молекулярных масс.

Алгоритм вычисления массовой доли элемента по химической формуле вещества.

Задача для самоконтроля. Вычислить относительные молекулярные массы следующих веществ: гидроксида кальция, фосфорной кислоты, сульфата алюминия, метана, глюкозы.

(Ответ. 74, 98, 342, 16, 180.)

Занятие 25. Алгоритм нахождения массовой доли растворенного вещества, если известны массовая доля растворенного вещества и масса раствора.

Задача для самоконтроля. Вычислить массу гидроксида калия, необходимую для приготовления 300 г раствора с массовой долей щелочи 0,3.

(Ответ. 90 г.)

Занятие 26. Алгоритм нахождения массы воды,
необходимой для приготовления раствора,
если известны массовая доля растворенного вещества и масса раствора. Алгоритм нахождения массы раствора.

Задача для самоконтроля. Рассчитать массу воды, необходимой для приготовления 200 г раствора с массовой долей серной кислоты 0,15.

(Ответ. 170 г.)

Занятие 27. Практическая работа № 2.
Приготовление раствора перманганата калия
для обработки ран, дезинфекции, отмачивания бинтов.

В аптеке для проведения химического эксперимента существует специальное рабочее место, оборудованное приборами и реактивами. Ответьте на вопросы: «Почему надо следить, чтобы в растворе “марганцовки” не оказались кристаллики перманганата калия? Почему для отмачивания бинтов нельзя пользоваться концентрированным раствором перманганата калия?»

Занятие 28. Алгоритм вычисления количества вещества
по известному числу его частиц.

Алгоритм вычисления относительной плотности газа. Алгоритм нахождения объема газа по заданному количеству вещества.

Задача для самоконтроля. Вычислить относительную плотность по воздуху газов: кислорода, аммиака, хлороводорода, хлора.

(Ответ. 1,10; 0,59; 1,26; 2,45.)

Занятие 29. Алгоритм вычисления массы продукта реакции
по заданному количеству исходного вещества.

Алгоритм вычисления объемных отношений газов по уравнениям химических реакций. Алгоритм расчета по уравнениям химических реакций, если одно из исходных веществ взято в избытке.

Задача для самоконтроля. Вычислить массу сульфата натрия, образующегося при взаимодействии растворов, содержащих 20 г гидроксида натрия и 24,5 г серной кислоты.

(Ответ. 35,5 г.)

Занятие 30. Алгоритм определения массовой доли
выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным.

Алгоритм вычисления массы продукта по известной массе исходного вещества, содержащего примеси.

Задача для самоконтроля. Вычислить массу гидроксида кальция, который можно получить при взаимодействии 20 г карбида кальция (массовая доля примесей равна 0,2) с водой.

(Ответ. 18,5 г.)

Занятие 31. Алгоритм нахождения химической формулы вещества
по его плотности и массовым долям элементов.

Алгоритм нахождения молекулярной формулы вещества по его плотности и массе продуктов сгорания.

Задача для самоконтроля. При полном сгорании 15,6 г неизвестного жидкого вещества образовалось 52,8 г оксида углерода(IV) и 10,8 г воды. Определите формулу вещества, если известно, что относительная плотность его паров по воздуху равна 2,69.

(Ответ. Бензол.)

Занятие 32. Контрольная работа № 2 по теме «Химические задачи в фармакологии».

Занятие 33. Деловая игра «Факторы риска для здоровья
отдельного человека и общества в целом».

Эпидемиология, изучение заболеваемости и смертности людей. Опасность, связанная с потреблением алкоголя и курением. На уроке учащиеся отвечают на вопросы: «Как мы можем помочь себе прожить жизнь? Может ли общество помочь всем гражданам жить полнокровной жизнью?» Определение причин, лежащих в основе ранней смертности, и оценка риска, создаваемого этими причинами, – важный шаг к увеличению продолжительности жизни.

Информация об опасности потребления алкоголя:

• 50% смертей на дорогах происходит по вине водителей, употреблявших алкоголь;

• несчастные случаи, связанные с алкоголем, – первая причина смертности среди подростков;

• возможные ухудшения здоровья из-за употребления алкоголя – повышенное артериальное давление, болезни печени и поджелудочной железы, потеря памяти, витаминный дефицит, расстройства сердечной деятельности;

• продолжительность жизни сильно пьющих на 10–12 лет меньше средней;

• дети алкоголиков становятся алкоголиками в 3–4 раза чаще, чем дети непьющих.

Информация об опасности курения:

• курильщики умирают от рака легких в 10 раз чаще, чем некурящие;

• коронарная недостаточность убивает 565 000 человек ежегодно, шансы курильщика приобрести такое заболевание на 70% больше, чем у некурящего;

• курение во время беременности оказывает прямое влияние на рост плода, дети курящих женщин весят в среднем на 200 г меньше, чем дети некурящих;

• здоровье курильщиков можно поправить – если они бросят курить.

Задание для учащихся. Построить график оценки опасности здоровью (ось абсцисс: слева – контролируется человеком, справа – не контролируется человеком; ось ординат: вверх – опасность неизвестна, вниз – опасность известна). Точками на графике отмечается причина смерти. Можно предложить избранные причины смерти (аппендицит, рак, поражение электричеством, убийство) и вероятность смерти от потребления алкоголя и курения. (В итоге ученики принимают решение, например: «Мы решаем не курить и не пить алкогольные напитки».)

Занятие 34. Учебная экскурсия в аптеку.
Правила рационального сбора местных лекарственных растений.

Аптека – учреждение здравоохранения. Основная задача аптеки – обеспечить население лекарственными средствами, предметами санитарии, гигиены и ухода за больными. Возглавляет работу аптеки заведующий – провизор, в штате аптеки есть фармацевты. На аптеку возлагаются производственная и торговая функции. Производственная функция заключается в приготовлении, контроле и отпуске лекарств, а торговая – в продаже лекарственных средств.

Кроме того, аптека организует заготовку лекарственного сырья. В лекарственных растениях содержатся такие химические соединения, как белки, жиры, углеводы, витамины. Химический состав, качество и количественное содержание биологически активных веществ зависит от многих факторов: времени сбора, способа сушки и хранения растений. Существует два способа сушки сырья: искусственным обогревом (тепловая) и естественным теплом.

В условиях аптеки лекарственное растительное сырье хранят в оригинальной упаковке и по группам: ядовитые – под замком, по списку А; сильнодействующие (листья белладонны, наперстянки, белены) – отдельно, по списку Б; содержащие эфирные масла (лист мяты, корневище валерианы и др.) – отдельно от прочего сырья. Необходимо проводить периодический контроль лекарственного сырья на пораженность вредителями.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать: общие физические и химические свойства важнейших соединений элементов (хлор, йод, сера, азот, фосфор, углерод, щелочные и щелочно-земельные металлы, железо, медь) и применение их в фармакологии; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Учащиеся должны уметь: давать определения важнейшим понятиям и пользоваться этими понятиями; определять по составу веществ их принадлежность к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства в свете теории электролитической диссоциации, гидролиза неорганических веществ, окислительно-восстановительных реакций в растворах; распознавать важнейшие катионы и анионы; решать расчетные задачи с использованием веществ, применяемых в фармакологии.

Конспект модульного урока «Лекарства глазами химика»

Известно, что модульный урок всецело направлен на индивидуализацию учебного процесса, поэтому ход такого урока должен быть строго структуризирован. В зависимости от содержания урока планируют деятельность учащихся по его усвоению, а также средства обучения, которые необходимы для этого учителю. Во время урока учитель выполняет роль консультанта, управляет учебной деятельностью учащихся. Предлагаю вашему вниманию конспект одного модульного урока, который я провожу в рамках элективного курса «Путешествие в мир фармакологии».

Оформление. На доске в классе в качестве эпиграфа к уроку написаны известные слова Парацельса (псевдоним врача и естествоиспытателя Филиппа Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма): «Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств». Рядом с эпиграфом можно разместить красочный плакат с фармацевтической символикой.

ХОД УРОКА

Во вступительном слове учитель рассказывает о происхождении понятия «лекарство». В далеком прошлом лекарства и яды обозначались одним и тем же словом. Так, древнегреческое слово «фармакон» (Гораций в своих одах называет волшебниц, которым были доступны тайные свойства ядов и лекарств, фармакидами) и древнерусское «зелье» приобрели однозначно ядовитый смысловой оттенок, а лекарства стали называть «снадобья». За многие века значения этих слов не изменились: лекарство – снадобье, дарующее исцеление, яд – зелье, способное убивать. Практически каждое лекарство при определенных условиях может оказывать ядовитое действие, а многие яды находят применение как лекарства. Условность границы между ними определяется общим способом действия на организм.

В Нигерии для вершения суда над обвиненными в колдовстве использовались семена лианы физостигма вененозум: подсудимый публично съедал несколько этих семян, по внешнему виду напоминавших фасоль (отсюда название «судилищные бобы»). Если возникала рвота, то человека оправдывали; если же он умирал, то его осуждение считалось справедливым. Дело в том, что невиновный человек бобы съедал уверенно и быстро, в результате чего развивалась рвота. Виновные ели бобы осторожно и медленно, это приводило к тому, что у них не было рвоты, яд полностью всасывался в кровь и наступала смерть. Материалистическое толкование действия лекарств появилось только на основе прогресса химии, биологии и физики.

Для перехода к основной части урока учитель просит одного из учеников прочитать вслух содержание нулевого, а затем и первого учебных элементов урока (см. технологическую карту (табл. 1)).

Для того чтобы перейти к выполнению УЭ-2, учитель может предложить в качестве логического мостика рассказ о несовместимых сочетаниях лекарственных препаратов. В результате неправильного хранения лекарственных средств могут образовываться продукты с ослабленным лечебным действием или вовсе не обладающие терапевтическим эффектом. Нежелательные взаимодействия могут привести к образованию новых продуктов, более ядовитых по сравнению с исходными веществами. Такие сочетания лекарственных веществ несовместимы. В этих условиях нужно стремиться уменьшить контакт между препаратами. В результате выполнения УЭ-2 и УЭ-3 учащиеся обсудят в целом девять уравнений химических реакций, выполнят три разнообразных опыта (см. технологическую карту, табл. 1).

При проведении занятий элективного курса «Путешествие в мир фармакологии» я использую учебное пособие факультативного курса «Основы гигиены и санитарии». Это хорошее пособие для учителя, ведь учебных изданий, которые обеспечивали бы проведение элективов, пока нет. Можно воспользоваться материалом этой книги для проведения УЭ-4.

При подведении итогов урока, рефлексии (УЭ-5), учитель может напомнить, что древним фармацевтическим символом является змея, которая опоясывает чашу познания, и предложить «посетить серпентарий» (конечно, химический). Например, для получения глюконатной змеи достаточно поднести к пламени спиртовки таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Из таблетки выползает змея, объем которой намного превышает объем исходного вещества. Разложение глюконата кальция, имеющего состав Ca(CH2OH(CHOH)4COO)2, приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды.

Таблица 1

Технологическая карта модульного урока
«Лекарства глазами химика»

Учебный элемент (УЭ) Учебный материал
с указанием заданий
(выделены курсивом)
Рекомендации
по выполнению заданий
и их оценка
УЭ-0 Цель – углубить знания о химическом составе лекарств неорганической природы, уметь объяснять причины химической несовместимости лекарств, овладеть приемами химически грамотного применения лекарств в быту Внимательно прочитайте цель урока. Работайте индивидуально
УЭ-1 Цель – определить химический состав наиболее известных форм лекарств по бумажным упаковкам или наклейкам:

1) записать их химическую формулу;
2) определить их класс в соответствии с номенклатурой неорганических веществ;
3) определить, сколько получилось оксидов, кислот, оснований, солей и простых веществ

Возьмите в руки раздаточный материал; вам необходимо ответить на вопросы 1), 2), 3). Работайте в парах (5–7 мин)
УЭ-2 Работа с пособием для фармацевтов аптек (авторы Д.Н.Синев и И.Я.Гуревич).

Сопроводите тремя уравнениями химических реакций следующую информацию.

1-я группа учащихся. «Раствор аммиака несовместим с минеральными кислотами – нейтрализация; с солями двух- и трехвалентных металлов – осаждение нерастворимых гидроксидов металлов; с йодом – осаждение йодистого азота».

Проведите демонстрационный опыт по получению йодистого азота.

(Соединение NI3 очень нестойкое, разлагается даже от громкого разговора, музыки; в реакции образуются также газообразные продукты. Осадок йодистого азота отфильтровывают, отмывают диэтиловым эфиром избыток йода. Уравнения реакций получения и разложения йодистого азота:

5NH3 + 3I2 = NI3•NH3 + 3NH4I,

2NI3•NH3 = 3I2 + N2 + 2NH3.)

2-я группа учащихся. «Хлорид аммония несовместим с солями свинца и серебра – образование малорастворимых хлоридов; с щелочами – разложениес выделением аммиака; в растворах с нитритом натрия – выделение оксидов азота».

Проведите лабораторный опыт по взаимодействию водных растворов хлорида аммония и нитрата серебра.

3-я группа учащихся. «Йод несовместим с сульфидами – выделение серы; с солями ртути, серебра и свинца – образование труднорастворимых осадков йодидов; при работе с препаратами йода не следует допускать контакта с металлами». Проведите демонстрационный опыт по взаимодействию цинка с йодом в присутствии одной капли воды. (Реакция протекает бурно с выделением теплоты, опыт проводить под тягой.)

Работайте в группах, анализируя информацию пособия для фармацевтов аптек. Подготовьте устный отчет у доски: каждый ученик пишет одно химическое уравнение, а старший в группе проводит эксперимент. (5–7 мин)
УЭ-3 Цель – проверка знаний и умений по теме Отчет групп у доски (15 мин)
УЭ-4 Лабораторный опыт «Приготовление раствора перманганата калия для обработки ран, дезинфекции, отмачивания бинтов».

По учебному пособию факультативного курса «Основы гигиены и санитарии» Д.В.Kолесова и Р.Д.Маша прочитайте ход выполнения данного лабораторного опыта (с. 80) и выполните его

Фронтальный эксперимент. Полученный раствор необходимо сдать лаборанту школы
УЭ-5 Подведение итогов (рефлексия).

1. Прочитайте цель занятия.
2. Достигли ли вы цели занятия?
3. Что вы могли бы улучшить в своей работе?

Работайте в парах

Раздаточный материал к модульному уроку
«Лекарства глазами химика»

По названию лекарственного средства записать его формулу в соответствующий столбик табл. 2 (см. с. 20), определив при этом генетический класс неорганического соединения.

 

Таблица 2

Название препарата Класс неорганических соединений
Оксид Kислота Основание Соль Простое вещество
Аммиака раствор     +    
Аммония хлорид         +
Висмута нитрат основный       +  
Йод         +
Kалия бромид       +  
Kалия перманганат       +  
Kальция хлорид       +  
Kвасцы алюминиево-калиевые       +  
Kислота хлористо-водородная   +      
Меди сульфат       +  
Мышьяковистый ангидрид +        
Натрия бромид       +  
Натрия гидрокарбонат       +  
Натрия нитрит       +  
Натрия тиосульфат       +  
Ртути дийодид       +  
Ртути дихлорид       +  
Свинца ацетат       +  
Серебра нитрат       +  
Серная мазь (простая)         +
Цинковая мазь (оксид цинка) +        
Уголь (активированный)         +

 


* Далее знак «*» означает такой же порядок рассмотрения элемента и его соединений, как приведен в скобках.

ЛИТЕРАТУРА

Глушенков Н.Н. Фармацевтическая химия. М.: Академия, 2005; Химия и общество. Пособие для учителей. Американское химическое общество. Пер. с англ. М.: Мир, 1995; Гадаскина И.Д., Толоконцев Н.А. Яды – вчера и сегодня. Л.: Наука, 1988; Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия-11. М.: Блик-плюс, 2000; Иванова Ф.И., Куприянов В.С. Химические элементы и жизнь. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2000; Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: Просвещение, 1989; Каюков Я.С. Фармацевтическая химия. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2001; Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981; Макаров К.А. Химия и здоровье. М.: Просвещение, 1985; Мелентьева Т.А. Фармацевтическая химия. М.: Медицина, 1993; Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. М.: Просвещение, 1986; Синев Д.Н., Гуревич И.Я. Пособие для фармацевтов аптек. Л.: Медицина, 1982; Суматохин С.В., Габрусева Н.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. М.: Дрофа, 2001; Терлецкий Е.Д. Металлы, которые всегда с тобой. М.: Знание, 1986; Пак М.С. Алгоритмы в обучении химии. М.: Просвещение, 1993.

М.В.НИКОЛАЕВА,
учитель химии школы № 28,
методист Чувашского
республиканского института образования
(г. Чебоксары)

Рейтинг@Mail.ru