НУЖНЫЕ КНИГИ
Лидин Р.А., Маргулис В.Б., Потапова Н.Н. Химические задачи с решениями. Химия для школьников и абитуриентов (серия «Репетитор»). М.: Просвещение, 2004, 272 с. Хотя авторы указывают, что рассматривают 2000 типовых задач, на самом деле их около 1400 (что тоже немало). Ответы при этом даны на все задачи. Среди этого множества 133 задачи имеют подробно разобранные решения. Метод решения задач, рассматриваемый в этом пособии, алгебраический, что позволяет следовать единому алгоритму и тем самым существенно экономить время (что немаловажно на вступительном экзамене). Во введении авторы подробно разбирают теоретические основы этого метода решения задач (с. 7–16). Сначала они делают это в общем виде, а затем на конкретных примерах, выделяя семь этапов, которые и составляют суть (алгоритм) действий, необходимых для успешного решения химической задачи алгебраическим методом. Пособие включает в себя четыре раздела, каждый из которых, в свою очередь, состоит из отдельных тем (в целом охвачен весь школьный курс, что позволяет использовать книгу и в урочной деятельности). В каждой теме решению задач предшествует небольшой теоретический экскурс. Первый раздел включает в себя разбор 133 типовых задач по таким темам, как «Расчеты по формулам» (количество вещества, молярная масса, молярный объем газа, относительная плотность газа, массовая доля элемента в соединении и вещества в смеси, объемная доля газа, мольная доля вещества), «Состав и приготовление растворов» (коэффициент растворимости, массовая доля, молярная концентрация, разбавление, концентрирование и смешивание растворов), «Водные растворы электролитов» (диссоциация сильных и слабых электролитов, степень диссоциации, водородный показатель, гидролиз), «Расчеты по уравнениям неорганических реакций» (на примерах реакций соединения, разложения, замещения, ионного обмена, электролиза), «Расчеты по уравнениям органических реакций» (реакции присоединения, замещения, элиминирования, горения), «Расчеты по термохимическим уравнениям», «Химическая кинетика. Химическое равновесие» (температурный коэффициент скорости реакции, равновесный закон действующих масс) – всего предлагается по этим темам решить 620 задач. Каждая новая тема в этом разделе начинается с краткого теоретического вступления, затем следует разбор типовых задач (их обычно от двух до девяти), а после этого предлагается набор задач для самостоятельного решения (их от 8 до 50 в каждом подразделе). Второй раздел включает задачи по темам «Химия металлов» (90 задач: щелочные металлы, щелочно-земельные металлы, магний, алюминий, переходные металлы) и «Химия неметаллов» (164 задачи: галогены, кислород, сера, азот, фосфор, углерод, кремний). Третий раздел посвящен задачам (77 задач) по органической химии (углеводороды и соединения с различными функциональными группами). И наконец, после того, как ученик разобрался с задачами, соответствующими школьному курсу химии, ему предлагается погрузиться в четвертый раздел, посвященный экзаменационным задачам (по неорганической и органической химии), предлагавшимся в различных вузах в последние годы (320 задач). Неплохо было бы указать, в каких вузах эти задачи предлагались, ведь не секрет, что в вузах существуют «склонности» к задачам определенных видов в зависимости от профиля вуза. В книге приводится весьма однобокий список рекомендуемой литературы (школьные учебники, в частности, мягко скажем, не самые достойные). В приложении даны уравнения реакций, по которым и следует выполнять требуемые вычисления в указанных четырех разделах. К несомненным достоинствам книги следует отнести и последовательно выдержанную на протяжении всех разделов номенклатуру, рекомендуемую ИЮПАК (IUPAC), которой следовало бы придерживаться и авторам учебников, и преподавателям, принимающим экзамены. Правда, размерности величин указаны уже не по-европейски: г/моль вместо г•моль–1. Маловато задач по теме «Электролиз» (3 типовых и 17 для самостоятельного решения). Отметим, что это издание успешно продолжает создание уважаемым Р.А.Лидиным удачного учебно-методического комплекта по школьной химии, включающего и пособие для поступающих в вузы, и различные дидактические материалы (задачники, тестовые задания и т.п.), и справочники (лишь одно слабое место может быть выделено, с нашей точки зрения, – это учебник для 8–9-х классов, который требует серьезной переработки). С.В.ТЕЛЕШОВ |