Наглядно о решении задач по химииДля большинства учащихся решение расчетных задач по химии представляет немалые трудности. А не освоив первый этап решения задач, связанных с ключевым понятием «моль», школьник в дальнейшем не сможет осознанно решать и более сложные задачи. По сравнению, например, с физикой в химии не так уж и много величин, требуемых для решения задач. Как говорится, «заблудился в трех соснах». Поэтому учителю требуется приложить максимальные усилия на начальном этапе решения задач, т.к. от этого будет зависеть и дальнейший успех. Приведенный ниже «химический человечек» призван помочь в разрешении этой проблемы. Приведу пример из практики. Так, с вводным контролем (задача в два действия) справилось только 20% учащихся, а после знакомства с «химическим человечком» с задачей такой же сложности в выходном контроле справилось уже 85% учащихся, и это на одном уроке. Будет замечательно, если такая схема окажется у каждого ребенка в тетради. Думается, что учитель сам сможет оценить структуру и достоинства «химического человечка» и разработает методы его использования на уроках. Задача Масса 10%-го раствора фтороводорода равна 400 г. Найти объем растворенного фтороводорода (н.у.). Дано: m(р-ра) = 400 г, = 0,1. Найти: V (г.). Решение Данный раствор – это смесь растворенного газа (фтороводорода) и растворителя воды, поэтому m(смеси) = 400 г. Двигаемся по схеме от m(смеси) через m и к V (г.): m = m(смеси)• = 400•0,1 = 40 г, = m/M(HF) = 40/20 = 2 моль, где M(HF) = 1 + 19 = 20 г/моль, V (г.) = •22,4 = 2•22,4 = 44,8 л. Ответ. Объем растворенного фтороводорода равен 44,8 л. С.В.ДРУЖИНИН,
|