Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2006

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Из опыта работы

 

Сотворчество учителя и учащихся

Вся радость жизни
в творчестве.
Творить – значит убивать смерть.

Ромен Роллан

Прогресс общества всегда определялся уровнем развития творчества людей. Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Важно только в процессе его обучения развить эти способности.

Каждый учитель стремится к тому, чтобы ученики любили и хорошо знали его предмет. Для этого на протяжении всего курса изучения предмета учитель должен использовать такие формы работы с детьми, которые вызывают интерес, развивают творческие способности.

Традиционно на начальном этапе изучения предмета провожу турнир «Что мы знаем, что мы умеем?» с приглашением родителей, где все увлеченно слушают творческие работы детей. Такая работа нравится детям и родителям.

Какой урок без опытов?
Какой урок без опытов?

Творчество учащихся можно развивать в процессе развивающих игр при выполнении нестандартных упражнений, при решении занимательных задач. Каким образом я развиваю творчество учащихся? После сложного интеллектуального труда в конце урока 2–3 мин оставляю для разминки: читаем стихи, загадки про химические элементы, разгадываем кроссворды, ребусы, из рубрики «О химии с улыбкой» читаю курьезные случаи из жизни знаменитых химиков.

Очень нравится ребятам, когда я читаю работы выпускников нашего лицея. Многие откликаются и приносят свои «пробы пера» о химических элементах, соединениях, сценарии вечеров, турниров, оригинальные кроссворды, ребусы по изучаемым темам. Особенно интересно, когда рассказы, стихи, сказки мы с учащимися читаем вслух на уроке и оцениваем их. Стараюсь ребят поддерживать, помочь им анализом, подбодрить и их творческие работы использовать как можно шире во внеклассных мероприятиях.

Отрадно то, что к творческой работе с удовольствием подключаются даже ученики с посредственной успеваемостью по предмету. У них появляется вера в свои силы.

Сегодня очень важно формировать культуру здоровья и здорового образа жизни школьников. Цель и задача учителей химии – помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни – здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам же обязан его поддерживать.

Приведу один из занимательных вариантов сотворчества учителя и учащихся 9-го класса, который нашел практическое применение и способствовал развитию познавательного интереса к химии. Чтобы работа была необычной, интересной и творческой, на заседании научного общества учащихся предметов естественного профиля изучили статью М.М.Левицкого «Химику не нужна астрология», где идет речь о науке химологии, заменяющей астрологию.

Изучив теорию химологии, учащиеся определили соответствующие им химические элементы по формуле, связывающей точную дату рождения человека с порядковым номером химического элемента. Все вместе составили план рефератов, который состоял из двух частей. В первой части отражались знания по химии, а во второй – по валеологии с информацией о биологической роли химических элементов и реакции организма человека на их избыток или недостаток. Эпиграфами рефератов стали стихотворения или загадки о химических элементах, составленные ребятами. Завершала каждый реферат сказка о химическом элементе.

Особый интерес вызвал сбор рецептов народной медицины. Ребята собрали интересный фактический материал. Это способствовало развитию способностей, эрудиции, творческих возможностей.

В старших классах учащиеся занимаются научно-исследовательской работой и участвуют в республиканских конкурсах, конференциях. Так, работа одиннадцатиклассниц Лилии Рахимовой и Татьяны Малышевой «Оценка качества молока» заняла второе место на республиканской конференции творческих проектов в рамках «Малой академии наук». Ученицы исследовали качество молока, продаваемого на рынке, и пастеризованного молока, произведенного молокозаводом. Группа учащихся 11-х классов на экологической конференции «Молодежь Башкортостана исследует окружающую среду» получила диплом за оригинальное оформление исследовательской работы.

Традиционно изучение предмета в 11-м классе завершает вечер «Лучший химик выпуска», где определяется победитель и лучшие по номинациям. Итогом всей работы стало то, что многие учащиеся увлечены химией, показывают глубокие знания, успешно сдают ЕГЭ, поступают в вузы. Работа учащихся по теме «Химия и валеология» высоко оценена методистами естественно-математического профиля Башкирского института развития образования.

За годы моей работы накопилось много материалов, отражающих творчество учащихся. Вот некоторые из них.

Проба пера

Вот уже звенит звонок,
Все заходят на урок,
Достают тетрадки, книжки,
Ручки и карандаши.
Все девчонки и мальчишки
Хотят опыт провести.

«Вот, возьмем мы это “лишку”,
Так, еще чуть-чуть того».
«Лучше посмотрите
          в книжку!» –
Говорит нам педагог.

Но ребятам не до книжки,
Им хотелось поскорей
Спичкой чиркнуть и проверить –
Газ выходит или нет.

Лучше б дети посмотрели
На составы этих средств,
Вот тогда бы не взлетели
Все предметы на столе.

Чтобы не было такого
В вашем классе никогда,
Нужно химию-науку
На «отлично» знать всегда!

А.Шалагин, 7-й класс

* * *

Всем вам хочется сказать:
«Надо химию нам знать,
Надо химию учить,
Нам без химии не жить!»

..........................................

Ведь когда ты заболел,
То купил таблетки,
А таблетки – химия,
Дорогие детки!
Химия – не ерунда,
А одежда и еда!

А.Щербакова, 7-й класс

* * *

Химия моя родная!
Какая ты необъятная:
У тебя есть вещества
И важнейшие химические
                         понятия,
Нам всего не перечесть,
Что у тебя, химия, есть.

Ю.Багаманова, 7-й класс

* * *

Вот опять звенит звонок –
Начинается урок.
Входим дружно все мы в класс:
Урок химии у нас.

Кальций, магний, хлор и йод
И, конечно, кислород,
Алюминий, фтор, вода –
Что получится тогда?

Интересно нам узнать
И, конечно, разгадать
Тайну атома, воды,
Ломоносова труды.

А.Крючкова, 8-й класс

* * *

На уроке том чудесном,
Очень нужном, интересном
Уравненья составляют
И задачи там решают.
Ставят опыты. Затем
Как пример наглядный всем –
Там царица Рамзия,
А предмет тот – химия.

Э.Галяутдинова, 8-й класс

* * *

Прозвенел второй звонок,
Все бежим мы на урок.
Столько нового, неизвестного,
Незнакомого, интересного.
Опыты, уравнения,
Химические явления
Будем все мы изучать,
На вопросы отвечать.
Кальций, магний, водород,
Сера, кремний, кислород –
Элементов столько...
Выучить бы только.

С.Гадильшина, 8-й класс

* * *

Химия – наука важная
И, конечно, сложная.
Обращаться с веществами
Нужно осторожно.
Барий, бром, железо, йод,
Калий, кальций, кислород,
Натрий, сера, водород,
Гелий, магний, хром и хлор,
Фосфор, цинк, азот и фтор,
Никель, серебро и медь –
Нам придется попотеть:
По таблице всей пройти,
Нужный элемент найти.
Химия – предмет особый,
Это вам не песни петь,
Чтобы формулу составить,
Надо знания иметь.
Буду химию любить,
Буду я ее учить.
Химия везде нужна,
И для всех она важна!

С.Карагодина, 8-й класс

* * *

Где нет химии?
Нигде!
Везде она вмешается,
Везде она вживается.
Где нет химии,
Там нет жизни.
Только выйди, посмотри,
Что увидишь, расскажи!

* * *

Вот машина, новая, дивная.
Как она связана с химией?
Вам скажет любой мальчишка:
Без химии машине «крышка».
Попробуй получи без химии
Металл для корпуса
                      и все детали;
Попробуй ты проехать хоть
Квартал без масла и горючего.
Ты смог? Едва ли!
Где нет химии?
Нигде!
Она есть везде!
Без нее ты пропадешь,
Никуда не попадешь,
Потому химия нужна,
Потому химия важна!

Р.Зиянгиров, 8-й класс

* * *

Его химический знак Н,
И он в природе друг наш.
Содержится он в солнце и воде,
А также в ночной звезде.
При взаимодействии металлов
                                       и кислот
Получаем чистый водород.
А при способе втором
Воду с кальцием возьмем.
Водород – бесцветный легкий газ,
Он иногда опасен и для нас.
Запомните, друзья, «гремучий
                                            газ».
Взаимосвязаны процессы
окисления и восстановления.
Нужно найти им применение.
Как ценных металлов
                               восстановитель,
А в двигателях
                        топливопроизводитель –
Друг наш верный водород.
Он в земной коре, он в воде,
                                               он везде.

А.Ярмиев, 8-й класс

* * *

Сера – сильный окислитель,
Иногда восстановитель,
Светло-желтый порошок,
Очень плохо проводит ток.
Тверда и кристаллична,
Желта и энергична,
На воздухе устойчива,
К воде безразлична.

Р.Тимирьярова, 9-й класс

* * *

О, сера, желтый порошок!
Ты вовсе не проводишь ток,
Не тонешь ты в воде…
Тебя используют везде.
Не растворима ты в воде,
Но могут растворить тебя
                                          едва
Лишь сероуглерод да толуол.
Но если ты соединишься
                                   с водородом,
То может удушье случиться
                                        с народом,
Поскольку сероводород для нас –
                           сильно ядовитый газ.

А.Галлямова, 9-й класс

* * *

Из кристалла вещество,
Цвета желтого оно.
Плохо ток оно проводит
И в воде совсем не тонет.
В медицине помогает,
Порошок в воде всплывает,
Как нагреешь – расплывется,
Потемнеет, погустеет…
В реакциях с металлом
                               и водородом
Свойства серы проявляются,
С йодом не соединяется.
Из молекул кольцевых
Состоит тот порошок.
Ты нагреешь – разрываются,
В цепи длинные превращаются.

С.Гадельшина, 9-й класс

* * *

В периодической таблице,
Свое строенье осознав,
Стоят химические элементы
В подгруппах, группах и рядах.

Металлы там и неметаллы
С редкоземельными живут
И изменяют все вокруг.

Средь неметаллов, галогенов,
Мне интересен очень фтор,
И вот об этом элементе
Пойдет дальнейший разговор.

Средь галогенов в седьмой группе
Стоит он первым – часовой,
Второй период завершает
И реагирует с водой.

Взаимодействуя со всеми,
Он остается сам собой.
Среди людей такие «фторы»
Нам позарез нужны с тобой.

Э.Гайнутдинов, 11-й класс

* * *

Люблю я химию,
Но странною любовью!
Ведь не поймет ее рассудок мой,
Хоть волчьим воем ты завой.
Пишу бесконечные реакции,
Которая из них – нейтрализации?
Хоть это огромная мука,
Химия – великая наука!

И.Афлятунов, 11-й класс

* * *

Гой ты, химия родная!
Не видать конца и края,
Не видать конца и края,
Гой ты, химия родная!

Получаем на уроках
Газ, осадок, полимер.
Химию решать мы любим
И возьмемся за любой пример.

Если крикнет класс мой дружно:
«Кинь ты химию свою
И живи, как Бог в раю!»
Я скажу: «Не надо рая –
Дайте химию мою!»

Р.Ахметов, 11-й класс

* * *

Химия – наука познавательная!
Химию знать нужно
                             обязательно,
Ведь без химии никуда:
Чай я пью – и она сюда,
Гулять пойду – она и там,
Ну, никак без химии нам.

Т.Юмагужин, 11-й класс

* * *

Мы «химичить» не боимся,
Что хотите сотворим:
Если надо, растворимся,
В виде газа улетим.

Если позовут обратно,
Мы в осадок упадем,
И для химии любимой
Хоть станцуем, хоть споем!

А.Лешкова, 11-й класс

* * *

Химия – школьный предмет –
От всех нас шлет вам привет.
Проводим опыты, решаем
                                уравнения,
Контрольные – без замедления!
Охотно посещаем мы по химии
                                         уроки.
Вот мои о химии строки.
Химия нам нужна:
Она помочь не сгореть должна,
Как бы не спутать кислоты
                                       с водой,
Чтобы в мозгу не случился вдруг
                                           сбой,
Как узнать свой элемент,
Чтобы не лезть за ним
                                    в Интернет,
Чтоб не «химичить» дома
                                      с сурьмой,
Порох разыскивать бегать
                                             порой...
Знание химии тебе жизнь
                                            спасет
И от беды тебя убережет…
А чтобы химию знать,
Ее нужно любить и почитать.

С

Р.Хисаметдинова, 9-й класс

* * *

Люблю я химию,
Но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой
И не четверка, не заслуженная
                                «кровью»,
И не практическая, списанная
                                      мной.
И двоек страшных обещанья
Не шевелят во мне отрадного
                                 мечтанья.
Люблю дымок сожженных
                                 реактивов,
Люблю я стук и бряканье
                                     штативов.
Я у доски люблю решать задачу
О том, как получить железо,
Кислород и хлор в придачу.
Без химии и жизнь мне не мила,
Без этих банок, склянок
                                     и штативов,
Без индикаторов, оксидов,
                                          реактивов.
Хоть в химии я понимаю слабо,
Но в жизни у меня одна лишь есть
                                               забава:
Мешать, «химичить» и взрывать.
О, Химия! Ты мне родная мать!

А.Каширин, 9-й класс

* * *

О, Химия! Ты мне пять лет
Реакциями душу грела.
О, Химия! Ты мне не надоела.
Готов тебя учить еще хоть целый
                                                   год,
Хотя на пользу вряд ли это мне
                                              пойдет.
Ведь понимаю я тебя едва ли,
Учителя по химии меня ругали.
Но я на них за это не в обиде:
Ведь я на химии узнал и о карбиде,
О кислоте, об основаньях,
                                          щелочах,
Я научился разбираться в мелочах,
Какие в химии, конечно же,
                                              нужны
И в жизни каждого, конечно же,
                                             важны.
И я сейчас смотрю в глаза
Тебе – учитель!
Вы для меня сейчас – спаситель
                                      и мучитель!
На «Химии» в глазах выпускника –
                                           тоска!
Известно всем, что нет ее
                                         сложнее,
Хотя, согласен, нет предмета
                                         и важнее.
Ведь химию, конечно, надо знать,
И это каждый должен понимать.
Но как же сделать это мне –
                                        не знаю,
Ну хоть убей, я химию
                                   не понимаю.
Бывало, сутками сидел я
                              над тетрадкой
И на учебники поглядывал
                                       украдкой.
Но как бы я ночами ни старался,
Учителя похвал я так и
                                    не дождался.
Мои познанья помогли едва ли:
Четверки выше мне
                                   не выставляли.

А.Каширин, 11-й класс

Продолжение следует

 

Материал подготовила Р.Х.МУХУБУЛЛИНА,
учитель химии лицея № 1
(с. Большеустьикинское,
Республика Башкортостан)

Рейтинг@Mail.ru