ГОТОВИМСЯ К ЕДИНОМУ
ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО ХИМИИ
Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
проводится с целью создания системы
объективного контроля подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений и абитуриентов,
поступающих в средние и высшие специальные
учебные заведения. Достаточно массовый характер
проводимого эксперимента по введению единого
государственного экзамена создал необходимость
разработки для выпускников школ и абитуриентов,
а также для учителей специальных рекомендаций.
Некоторые сведения по порядку
проведения
и структуре ЕГЭ
ЕГЭ проводится в школах России в качестве
эксперимента с 2001 г., Министерство образования
Российской Федерации своим приказом за № 1306 от 9
апреля 2002 г. утвердило Положение о проведении
ЕГЭ. Его проведение осуществляется в субъектах
Российской Федерации Государственной
экзаменационной комиссией (ГЭК).
Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ
проводится Центром тестирования Минобразования
России и уполномоченными организациями в
субъектах Российской Федерации, участвующих в
эксперименте по введению ЕГЭ.
ЕГЭ осуществляется практически по всем
общеобразовательным предметам, определенным
Минобразованием России. В 2003 г. ЕГЭ проводился по
следующим предметам: русскому языку, математике,
физике, химии, биологии, истории, обществознанию,
географии, английскому, французскому, немецкому
языкам и литературе. Форма, сроки и
продолжительность ЕГЭ по различным предметам
определены приказом Минобразования России.
О своем желании участвовать в ЕГЭ выпускник
должен окончательно заявить администрации
своего учебного заведения до 25 апреля года
проведения экзамена. ЕГЭ проводится по
расписанию, утвержденному Минобразованием
России, где также предусмотрены резервные дни
для выпускников, пропустивших ЕГЭ по
уважительным причинам.
Все выпускники, участвующие в ЕГЭ, до 15 мая
текущего года должны получить у администрации
своего учреждения пропуск, где указываются
предметы ЕГЭ, адрес пункта проведения, дата и
время начала экзаменов. Для участия в ЕГЭ
выпускник должен явиться в пункт проведения в
день и время, указанные в пропуске, и иметь при
себе пропуск, паспорт, а также гелевую,
капилярную или перьевую ручку с черными
чернилами. Каждый выпускник должен внимательно
ознакомиться с выданным ему заданием. По-другому
задания называют контрольно-измерительными
материалами (КИМы). Бланк ЕГЭ содержит задания
трех типов: А, В, С.
В заданиях типа А выпускникам предлагается
выбрать правильный ответ из нескольких
предлагаемых вариантов. В бланке ответов № 1 для
каждого такого задания под заголовком «Номера
заданий типа А с выбором ответа из предложенных
вариантов» выпускник должен под номером задания
отметить знаком «Х» ту клетку, номер которой
соответствует номеру выбранного ответа.
В заданиях типа В выпускникам необходимо дать
ответ в виде последовательности символов (не
более 17). В бланке ответа № 1 для таких заданий
выделены поля с заголовком «Результаты
выполнения заданий типа В с ответом в краткой
форме». Выпускник должен аккуратно вписать свой
ответ рядом с номером задания, причем ответ
записывается печатными буквами или цифрами по
образцу, помещенному в верхней части бланка
ответов. При этом не допускается запись формул
или математических выражений. Какие-либо
словесные заголовки или комментарии к числу
писать не разрешается.
В заданиях типа С выпускникам предлагается
дать развернутый ответ в виде решения задачи или
краткого рассказа, которые записывают в бланке
ответов № 2. При недостатке места для ответов на
лицевой стороне бланка № 2 продолжение ответов
можно писать на его оборотной стороне.
Результаты ЕГЭ определяются на основании
ответов выпускников в заполненных полях бланков
ответов № 1 и № 2.
Результаты ЕГЭ объявляются выпускникам в виде
баллов по стобалльной системе и отметок по
пятибалльной системе. Проставление отметок в
аттестат о среднем (полном) образовании по
результатам ЕГЭ осуществляется в соответствии с
Положением о едином государственном экзамене.
Результаты ЕГЭ, указанные в свидетельстве,
признаются участвующими в эксперименте вузами в
качестве результатов вступительных испытаний на
направления подготовки и специальности,
включенные в эксперимент. По решению ученых
советов результаты ЕГЭ могут также учитываться
вузами, не участвующими в эксперименте.
Характеристика ЕГЭ по химии
На выполнение экзаменационного задания по
химии отводится 3 ч (180 мин). Экзаменационная
работа состоит из трех частей и включает 50
заданий.
Первая часть включает 35 заданий (А1–А35). К
каждому заданию дается 4 варианта ответа, из
которых только один правильный. Вторая часть
состоит из 10 заданий (В1–В10), для которых
необходимо сформулировать краткий ответ.
Например, назвать вещество, тип реакции,
окислитель или восстановитель, указать
направление реакции и т.д. Третья часть
работы содержит пять самых сложных заданий по
всему курсу химии (общей, неорганической и
органической). Эти задания требуют полного
развернутого ответа на отдельных листах. Все
необходимые черновые записи можно также делать
на этих листах. Ответы следует писать четко и
разборчиво.
Необходимо внимательно прочитать каждое
задание и предлагаемые варианты ответов, если
они имеются. Отвечать следует только после того,
как вопрос понят и проанализированы все варианты
ответа. Задания выполнять лучше в том порядке, в
котором они даны. Для экономии времени можно
пропустить задание, которое не удается выполнить
сразу, и перейти к следующему. К пропущенному
заданию можно вернуться после выполнения всей
работы, если останется время.
Чтобы получить удовлетворительную оценку («3»),
достаточно выполнить верно любые 20 заданий из
первой (А) и второй (В) частей работы. Оценка «4»
ставится, если выполнено верно не менее 38 заданий
из первой и второй частей. Для получения отличной
оценки («5») необходимо выполнить задания из всех
частей работы. При этом не требуется выполнить
все задания, но среди верно выполненных должно
быть не менее трех заданий из третьей части (С) и
не менее 40 заданий из первой (А) и второй (В)
частей.
Вариант задания ЕГЭ по химии
Данное задание представлено в таком виде, как
это дается в рамках ЕГЭ по химии. Такое задание
можно предложить учащимся для самостоятельной
работы в качестве тренировки и самоконтроля
знаний по химии. Для проверки правильности
выполнения приведенного варианта задания после
его текста приведены ответы на все вопросы.
А. Задания с выбором ответа из
предложенных вариантов
A1. Атом стронция имеет электронную формулу:
1) 1s22s22p63s23p64s2;
2) 1s22s22p63s23p63d104s2;
3) 1s22s22p63s23p63d104s24p65s2;
4) 1s22s22p63s23p63d104s24p64d105s2.
А2. У атома таллия валентные электроны
находятся на орбиталях:
1) 6s25p1; 2) 6s26p1;
3) 6s24f1; 4) 6s25f1.
А3. Тип кристаллической решетки вещества
определяется:
1) видом химической связи между частицами,
находящимися в узлах кристаллической решетки;
2) частицами, находящимися в узлах
кристаллической решетки;
3) физическими свойствами вещества;
4) расположением частиц в пространстве.
А4. За счет только ковалентных полярных
связей образованы молекулы веществ в ряду:
1) NaCl, N2, HCl; 2) O2,F2,H2;
3) KF, H2O, HCl; 4) HCl, CH4, H2O.
А5. Степень окисления хрома в соединении Fe(CrO2)2:
1) 0; 2) +1; 3) +3; 4) +6.
А6. Из приведенных ниже молекул газов
наиболее прочной является:
1) H2; 2) F2; 3) N2; 4) O2.
А7. Для оснований не характерно утверждение:
1) сложные вещества, в которых каждый атом
металла связан с одной или несколькими
гидроксигруппами;
2) взаимодействуют с кислотами;
3) взаимодействуют с кислотными оксидами;
4) взаимодействуют с основными оксидами.
А8. Из опытов, иллюстрирующих химические
свойства хлора, при обычных условиях можно
осуществить:
1) горение сурьмы в хлоре;
2) горение меди в хлоре;
3) взаимодействие хлора с натрием;
4) взаимодействие хлора с железом.
А9. С ростом порядкового номера элемента
кислотные свойства оксидов в ряду
N2О3–P2O3–As2O3–Sb2O3–Bi2O3:
1) усиливаются;
2) ослабевают;
3) остаются неизменными;
4) усиливаются, затем ослабевают.
А10. В пробирку с нитратом цинка добавили
немного гидроксида натрия. Образовался осадок.
Его разделили на две части. В первую часть
добавили раствор соляной кислоты, а во вторую –
раствор гидроксида калия. При этом оказалось,
что:
1) с осадком ничего не произошло;
2) в первой части осадок растворился, а во второй
не растворился;
3) в первой части осадок не растворился, а во
второй растворился;
4) в обеих частях осадок растворился.
А11. Нельзя использовать для перевода
гидроксида железа(III) в растворимое состояние
раствор вещества:
1) NaOH; 2) HCl; 3) H2SO4; 4) CH3COOH.
А12. Из газов: хлороводород, оксид
углерода(IV), метан, аммиак – попарно
несовместимы:
1) NH3 и HCl; 2) CO2 и CH4;
3) CO2 и HCl; 4) NH3 и CH4.
А13. Наличие пентина-1 среди таких
углеводородов, как пропен, бутан, гексадиен,
можно определить реакцией с:
1) бромной водой;
2) аммиачным раствором оксида серебра(I);
3) водородом;
4) подкисленным раствором перманганата калия.
А14. К дисахаридам относится ряд:
1) сахароза, мальтоза, лактоза;
2) рибоза, глюкоза, фруктоза;
3) крахмал, манноза, рибоза;
4) целлюлоза, сахароза, лактоза.
А15. Толуол в лаборатории преимущественно
получают:
1) фракционной перегонкой нефти;
2) фракционной перегонкой каменноугольной
смолы;
3) дегидрированием метилциклогексана;
4) акилированием бензола.
А16. Сложный эфир имеет следующую
структурную формулу:
CH3–CH2–CО–O–CH3.
Название этого соединения:
1) метиловый эфир пропионовой кислоты;
2) этиловый эфир уксусной кислоты;
3) метиловый эфир уксусной кислоты;
4) этилпропионат.
А17. Глюкоза обладает химическими
свойствами, характерными для:
1) альдегидов и предельных углеводородов;
2) непредельных углеводородов;
3) спиртов и карбоновых кислот;
4) многоатомных спиртов и альдегидов.
А18. Из перечисленных ниже веществ основные
свойства наиболее выражены у:
1) аммиака; 2) этиламина;
3) диэтиламина; 4) метиламина.
А19. При действии на анилин хлороводорода
получается вещество, относящееся к классу:
1) солей; 2) кислот;
3) жиров; 4) аминокислот.
А20. Растворение одного моля безводной соды
идет с выделением 25 кДж теплоты, а растворение
одного моля кристаллогидрата с поглощением 67 кДж
теплоты. Тепловой эффект реакции гидратации
безводной соды равен (кДж):
1) +92; 2) –42; 3) +42; 4) –92.
А21. Считая, что реакция
2А + Б В
идет в одну стадию, выражение для скорости
реакции запишется:
1) = k[B]; 2) = k[A]2;
3) = k[A][Б]; 4) = k[A]2[Б].
А22. Равновесие системы, описываемое
уравнением
N2 (г.) + 3H2 (г.) = 2NH3 (г.),
при повышении давления сдвигается таким
образом, что образуется:
1) больше NH3 (г.);
2) больше H2 (г.);
3) больше N2 (г.) и H2(г.);
4) никаких изменений в количествах реагентов и
продуктов реакции не наблюдается.
А23. Постоянную жесткость воды нельзя
устранить:
1) кипячением;
2) добавлением раствора фосфата калия;
3) добавлением соды;
4) пропусканием через катионообменную смолу.
А24. Из реакций не может быть использована
для получения карбоната кальция:
1) CaCl2 (р-р) + Na2CO3 (р-р) ... ;
2) CaCl2 (р-р) + CO2 ... ;
3) Ca(OH)2 + CO2 (г.) ... ;
4) Ca(OH)2 (р-р) + Na2CO3 (р-р) ... .
А25. Приведенной схеме
M – ne Mn+
соответствует уравнение реакции:
1) 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O;
2) CaO + CO2 = CaCO3;
3) Mg + 2HCl = MgCl2 + H2;
4) FeO + H2 = Fe + H2O.
А26. Чтобы усилить гидролиз сульфида натрия,
к его водному раствору необходимо добавить:
1) NaOH; 2) Ca(OH)2; 3) Na2SO4; 4) H2SO4.
А27. При приливании раствора карбоната
натрия к раствору хлорида алюминия(III):
1) выпадает белый осадок;
2) выделяется газ;
3) выпадает осадок и выделяется газ;
4) видимых изменений не происходит.
А28. При окислении 0,25 моль сахарозы (н.у.)
образуется следующий объем (л) оксида углерода(IV):
1) 0,13; 2) 7,5; 3) 36; 4) 67,2.
А29. Получить 2-метилпентановую кислоту
можно из спирта:
1) 2-метилпентанол-5; 2) 2-метилпентанол-1;
3) 3-метилпентанол-2; 4) 2-метилпентанол-3.
А30. В двух склянках без этикеток находятся
растворы глюкозы и фруктозы. Их можно достаточно
надежно различить следующим образом:
1) визуально, сравнив цвет растворов;
2) по различию во взаимодействии продуктов их
гидролиза с аммиачным раствором оксида серебра;
3) взвесив склянки с растворами;
4) по различию во взаимодействии растворов с
аммиачным раствором оксида серебра.
А31. Водород при обычных условиях не может
образоваться в результате реакции:
1) Zn + HNO3 (разб.) ... ;
2) Zn + H2SO4 (разб.) ... ;
3) Al + NaOH + H2O ... ;
4) Al + HCl (разб.) ... .
А32. От примеси сероводорода очистить
водород можно пропусканием последнего через
раствор:
1) соляной кислоты; 2) серной кислоты;
3) нитрата свинца(II); 4) хлорида натрия.
А33. Продуктом взаимодействия многоатомного
спирта – глицерина – и азотной кислоты является
нитроглицерин, который относится к классу:
1) нитросоединений; 2) сложных эфиров;
3) глицератов; 4) жиров.
А34. При брожении глюкозы массой 180 г
получена молочная кислота массой 153 г. Массовая
доля выхода (в %) молочной кислоты составляет:
1) 42,5; 2) 52,3; 3) 85,0; 4) 95,0.
А35. Для полного восстановления 9,5 кг оксида
железа(III) необходим оксид углерода(II) объемом (м3):
1) 4; 2) 3; 3) 2; 4) 1.
В. Задания с кратким ответом
В1. В ядре иона Mn2+ содержится протонов ...
.
В2. Массовая доля (в %) сульфата натрия в
растворе, полученном растворением 10 г его
десятиводного кристаллогидрата в 100 г воды, равна
... .
В3. В цепи превращений
этин бензол Х
анилин
вещество «Х» называется … (по систематической
номенклатуре).
В4. При электролизе водного раствора
хлорида натрия на аноде выделилось три литра
хлора (н.у.). За это же время на катоде выделился
газ … объемом … (л).
В5. При бромировании 112 мл (н.у.) предельного
углеводорода образовалось 1,62 г бромоводорода.
Число атомов водорода, замещенных в молекуле
углеводорода бромом, равно … .
В6. Предложенные ниже названия способов
получения спиртов расположите в таблице в
соответствии с уравнениями реакций:
а) ферментативный синтез;
б) получение из синтез-газа;
в) синтез из галогенпроизводных углеводородов;
г) гидратация этилена.
Уравнения реакций |
Название способа |
1) CH2=CH2 + H2O CH3–CH2–OH … |
|
Ni, 900 °C, р
2) CH4 + H2O CH3OH … |
|
дрожжи
3) C6H12O6 2С2H5OH + 2CO2 … |
|
4) C5H11Cl + KOH C5H11OH + KCl … |
|
В7. В свободном виде этот
моносахарид содержится почти во всех органах
зеленых растений. Особенно его много в соке
винограда, именно поэтому его иногда называют
виноградным сахаром. Моносахарид, о котором идет
речь, – это … .
В8. Одну из аминокислот получают при
взаимодействии аммиака с хлоруксусной кислотой.
Как и все аминокислоты, она представляет собой
белое кристаллическое вещество, растворимое в
воде. Эта аминокислота называется … .
В9. К водному раствору медного купороса
прилили в избытке раствор щелочи. Выпавший
осадок отфильтровали, промыли водой, высушили и
прокалили. Полученный твердый остаток нагрели в
атмосфере водорода. При этом получилось
вещество, которое называется … .
В10. При взаимодействии 10 г смеси железных и
медных опилок с избытком соляной кислоты
выделилось 2,24 л водорода (н.у.). Массовая доля (в %)
меди в смеси составляет … .
С. Задания с развернутым ответом
С1. Как и во сколько раз изменится давление к
моменту наступления равновесия реакции синтеза
аммиака, протекающей в закрытом сосуде при
постоянной температуре, если начальные
концентрации азота и водорода в смеси равны
соответственно 2 и 6 моль в литре смеси и
равновесие наступит тогда, когда прореагирует 10%
азота?
С2. При сжигании 0,9 г газообразного вещества,
масса 1 л которого при нормальных условиях равна
1,34 г, получено 672 мл углекислого газа (н.у.) и 0,54 г
воды. Определите молекулярную формулу вещества.
Какой примерно объем воздуха необходим для
полного сгорания 1 м3 этого вещества?
(Считать, что в воздухе примерно 20% кислорода по
объему.)
С3. Напишите уравнения реакций,
соответствующих следующей cхеме:
железо хлорид железа(II)
нитрат железа(II) гидроксид железа(II) гидроксид железа(III) оксид железа(III) железо.
С4. Через 100 мл 32%-го раствора гидроксида
калия ( = 1,32 г/мл)
пропустили весь оксид углерода(IV), который
образовался при сжигании 18 л метана (н.у.).
Определите состав и массу образовавшейся соли.
С5. Напишите уравнения реакций,
соответствующих приведенной ниже схеме:
Назовите вещества А и Б (по систематической
номенклатуре). Напишите уравнение реакции
полимеризации вещества Б и назовите
получившийся продукт.
Ответы к варианту задания ЕГЭ по химии
Ответы на задания с выбором ответа
(задания группы А)
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
А11 |
А12 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
4 |
1 |
1 |
А13 |
А14 |
А15 |
А16 |
А17 |
А18 |
А19 |
А20 |
А21 |
А22 |
А23 |
А24 |
2 |
1 |
4 |
1 |
4 |
3 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
2 |
А25 |
А26 |
А27 |
А28 |
А29 |
А30 |
А31 |
А32 |
А33 |
А34 |
А35 |
|
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
|
Ответы на задания с
кратким ответом
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
В6 |
В7 |
В8 |
В9 |
В10 |
25 |
4 |
Нитро-
бензол |
Водород,
три |
4 |
г, б, а, в |
Глюкоза |
Глицин |
Медь |
44 |
Ответы на задания с
развернутым ответом
С1. Поскольку давление прямо пропорционально
концентрации, то достаточно узнать число молей
частиц в 1 л смеси до начала реакции и сопоставить
их с числом молей частиц в момент равновесия.
Уравнение реакции синтеза аммиака:
N2 + 3H2 = 2NH3.
Исходя из данных о начальной концентрации N2
и H2, находим общее число молей частиц до
реакции: 2 + 6 = 8 моль. Затем по уравнению реакции
находим число молей частиц в момент равновесия.
В реакцию вступило 10% азота, что составляет: 2•0,1
= 0,2 моль. На это количество азота израсходовалось
0,6 моль водорода, и к моменту равновесия
образовалось 0,4 моль аммиака. Равновесная
концентрация азота: 2 – 0,2 = 1,8 моль; равновесная
концентрация водорода: 6 – 0,6 = 5,4 моль. Общее число
молей частиц в момент равновесия: 5,4 + 1,8 + 0,4 = 7,6
моль. В начальный момент общее число частиц было
больше (8 моль). Значит, давления уменьшилось (8/7,6 =
1,05) в 1,05 раза.
С2. Образование углекислого газа указывает
на наличие в исходном веществе атомов углерода.
По объему углекислого газа находим массу
углерода, используя соотношения:
(C) = (CO2), (CO2) = V/VM,
m(C) = (C)•M(C)
= (0,672/22,4)•12 = 0,36 г.
По массе воды находим массу водорода в исходном
веществе:
(Н2О)
= m/M, (Н) = 2(Н2О),
m(H) = 2(0,54/18)•1 = 0,06 г.
Сумма масс углерода и водорода в исходном
веществе равна: 0,36 + 0,06 = 0,42 г.
При сопоставлении с массой исходного вещества
делаем вывод о наличии в нем атомов кислорода.
Масса кислорода в исходном веществе равна:
0,9 – 0,42 = 0,48 г.
В общем виде формулу вещества можно
представить так: СxHyOz.
На основе закона постоянства состава и значений
масс углерода, водорода и кислорода в веществе
можно вывести простейшую формулу этого вещества.
12х : y : 16z = 0,36 : 0,06 : 0,48;
х : y : z = 0,03 : 0,06 : 0,03.
Заменив отношение дробных чисел на отношение
целых чисел, получаем:
х : y : z = 1 : 2 : 1,
и простейшая формула вещества – СН2О.
Из данных задачи находим молярную массу
вещества: 22,4•1,34 = 30 г/моль. Сопоставив ее со
значением относительной молекулярной массы
вещества простейшей формулы (Mr(CH2O)
= 30), приходим к выводу, что численно они
совпадают. Значит, молекулярная формула вещества
– СН2О.
Уравнение реакции горения вещества:
СН2О + О2 СО2 + Н2О.
Из уравнения реакции видно, что на 1 м3
вещества требуется 1 м3 кислорода.
Следовательно, воздуха потребуется в пять раз
больше по объему, т.е. 5 м3.
С3. Fe + 2HCl = FeCl2 +H2,
FeCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl
+ Fe(NO3)2,
Fe(NO3)2 + 2NaOH = Fe(OH)2+ 2NaNO3,
4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3,
2Fe(OH)3 Fe2O3
+ 3H2O,
Fe2O3 + 3H2
2Fe + 3H2O.
С4. Уравнение реакции горения метана:
Число молей СО2 равно:
18/22,4 = 0,8 моль.
Число молей КОН равно:
(100•1,32•0,32)/56 = 0,754 моль.
В этих условиях реакция идет с образованием
только кислой соли:
Зная молярную массу соли:
М(КНСО3) = 100 г/моль,
находим массу соли: 0,754•100 = 75,4 г.
C5. СН3СООNa + NaOH
Na2CO3 + CH4,
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Хомченко Г.П. Химия (для подготовительных
отделений). М.: Высшая школа, 1993; Горбунова В.В.,
Новикова Т.А., Злотников Э.Г. Химия. Пособие для
поступающих в вузы. Под ред. Э.Г.Злотникова. СПб.:
Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, изд-во «Союз», 2002; Лидин
Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов. От
средней школы к вузу. М.: Химия, 1993; Хомченко Г.П.,
Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в
вузы. М.: Высшая школа, 1993; Сорокин В.В., Злотников
Э.Г. Химия в тестах (пособие по химии для
школьников и абитуриентов). СПб.: Химия, 1996; Сорокин
В.В., Злотников Э.Г. Тесты по химии. М.:
Просвещение, 1997; Злотников Э.Г. Краткий
справочник по химии. (Серия «Карманный
справочник».) 2-е изд. СПб.: Питер, 2003, 2005.
Э.Г.ЗЛОТНИКОВ,
доцент Российского
государственного педагогического
университета им. А.И.Герцена
(Санкт-Петербург)
|