О.С.ГАБРИЕЛЯН,
|
Содержание Глава I. Химия в центре естествознания. § 1. Химия как часть естествознания. Предмет химии. § 2. Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Практическая работа № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. Практическая работа № 2. Наблюдение за горящей свечой. § 3. Моделирование. § 4. Химические знаки и формулы. § 5. Химия и физика. § 6. Агрегатные состояния веществ. § 7. Химия и география. § 8. Химия и биология. § 9. Качественные реакции в химии. Глава II. Математика в химии. § 10. Относительная атомная и молекулярная массы. § 11. Массовая доля элемента в сложном веществе. § 12. Чистые вещества и смеси. § 13. Объемная доля газов в смеси. § 14. Массовая доля вещества в растворе. Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. § 15. Массовая доля примесей. Глава III. Явления, происходящие с веществами. § 16. Разделение смесей. § 17. Дистилляция и перегонка. Практическая работа № 4. Выращивание кристаллов соли. Практическая работа № 5. Очистка поваренной соли. § 18. Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. § 19. Признаки химических реакций. Практическая работа № 6. Изучение процесса коррозии железа. Рассказы по химии. Рассказы об ученых. М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров. Рассказы о веществах. Азот. Алюминий. Железо. Золото. Водород. Вода. Хлорид натрия. Карбонат кальция. Рассказы о реакциях. Фотосинтез. Реакция горения. Коррозия. |
§ 1. Химия как часть естествознания. Предмет химии
Человек связан с окружающим его миром живой и неживой природы тысячами незримых нитей. Он и сам является ее частью. Природа кормит, поит человека, обеспечивает его повседневные потребности, дарит несказанное удовольствие от общения с ней.
Однако взаимоотношения человека с окружающей средой складываются очень непросто. С одной стороны, человек благоговеет перед природой, восторгается ею, воспевает ее в стихах, запечатлевает в прекрасных картинах и фотографиях (рис. 1).
Рис. 1.
|
С другой стороны, тот же человек вырубает леса, истребляет животных, загрязняет окружающий мир промышленными и бытовыми отходами, превращает прекрасные и полноводные реки в сточные канавы (рис. 2).
Рис. 2.
|
Терпеливая и мудрая природа в ответ наказывает человека землетрясениями и цунами, наводнениями и снежными лавинами, непредсказуемыми сменами климата и погоды (рис. 3).
Рис. 3.
|
Чтобы взаимоотношения человека и окружающего его мира были добрыми и гармоничными, необходимо знать и понимать природу, бережно к ней относиться, разумно и грамотно вести хозяйственную деятельность. Этому призваны способствовать и изучаемые в школе предметы, которые относятся к естествознанию: география, биология, физика, химия. С некоторыми из них вы уже успели познакомиться на предыдущих этапах обучения в школе.
В этом году вы начинаете изучать физику. И только через год, в 8-м классе, будете знакомиться с таким учебным предметом, как химия. И это не случайно. Ведь химия – эта та учебная дисциплина, которая требует к себе ответственного и взрослого отношения.
Химия – это наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях одних веществ в другие.
Как вы знаете, все окружающие нас предметы принято называть физическими телами, а то, из чего они состоят, – веществами (рис. 4, см. с. 14).
Рис. 4.
|
Всякое тело имеет форму и объем. В свою очередь, каждое вещество индивидуально и неповторимо по своим признакам – свойствам: агрегатному состоянию, плотности, цвету, блеску, запаху, вкусу, твердости, пластичности, растворимости в воде, способности проводить тепло и электрический ток.
Опишем, например, свойства трех различных веществ в трех различных агрегатных состояниях: кислорода, уксусной кислоты и алюминия (табл. 1, см. с. 14).
Таблица 1
Свойства кислорода, уксусной кислоты и алюминия
Свойства вещества | Вещество | ||
---|---|---|---|
Kислород | Уксусная кислота | Алюминий | |
Агрегатное состояние при обычных условиях | Газ | Жидкость | Твердое вещество |
Цвет | Без цвета | Без цвета | Серебристо-белый |
Вкус | Безвкусный | Kислый | Безвкусный |
Запах | Не имеет | Резкий специфический | Не имеет |
Растворимость в воде | Плохо растворим | Растворима | Практически нерастворим |
Теплопроводность | Низкая | Небольшая | Высокая |
Электропроводность | Отсутствует | Малая | Высокая |
Знание свойств веществ необходимо для
их практического применения. Например, на рис. 5
(см.
с. 14) представлены области применения алюминия,
обусловленные свойствами этого металла.
Рис. 5.
|
Многие вещества – ядовитые, взрывоопасные и горючие, а поэтому требуют осторожного и грамотного отношения при работе с ними. Теперь вам, очевидно, стало понятно, почему химию изучают на более старшей ступени обучения в школе – в 8-м классе.
Наш курс призван подготовить вас к изучению этого серьезного и важного предмета, поэтому он так и называется: «Старт в химию».
Но является ли химия совершенно новой для вас дисциплиной? Об этом вы узнаете из следующих параграфов.
1. Какие учебные предметы относятся к естественным?
2. Приведите примеры положительного воздействия человека на окружающую среду.
3. Приведите примеры отрицательного воздействия человека на природу.
4. Что изучает химия?
5. Из следующего перечня названий выпишите отдельно тела и вещества: снежинка, капля росы, вода, льдинка, сахар-песок, кусочек сахара, мел, школьный мелок. Сколько тел и сколько веществ названо в этом списке?
6. Сравните свойства веществ (т. е. установите общее и различное между ними): а) углекислый газ и кислород; б) азот и углекислый газ; в) сахар и соль; г) уксусная и лимонная кислоты.
7. Какие свойства алюминия лежат в основе его применения?
8. Почему химию начинают изучать позже, чем биологию, географию, физику?