Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2006

ГАЛЕРЕЯ РУССКИХ ХИМИКОВ

МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ

К 95-летию со дня рождения

Михаил Алексеевич Прокофьев родился 5 (18) ноября 1910 г. в селе Воскресенском Воскресенской волости Юхновского уезда Смоленской губернии. Ныне это Темкинский район Смоленской области, а село не существует. Он был видным государственным и общественным деятелем СССР. Все документы директивных органов страны о народном образовании во второй половине XX в. создавались при его живейшем участии, ибо 18 лет (с 1966 г.) он стоял во главе Министерства просвещения СССР. И это были самые плодотворные годы отечественного общего среднего образования.

М.А.Прокофьев (1910–1999)
М.А.Прокофьев
(1910–1999)

Одновременно он успешно работал в области биоорганической химии. Доктор химических наук, профессор, М.А.Прокофьев основал кафедру природных соединений Московского государственного университета. На кафедре занимались исследованиями белков (ферментов, гормонов, антибиотиков), нуклеиновых кислот, нуклеопротеидов и других соединений. В частности, изучали потенциальные антиметаболиты нуклеинового обмена, искали и нашли такой способ синтеза олигонуклеотидов, который быстро начал давать материал для генной инженерии, биотехнологии, медицины; выделяли и исследовали белки, ковалентно связанные с рибонуклеиновыми кислотами, прокладывая пути к хирургии с использованием генетического материала, осуществили оригинальный подход к созданию ДНК-подобных полимеров с заданной последовательностью нуклеотидов и т.д.

За труды по химии биополимеров и других природных соединений Прокофьев был избран в 1966 г. членом-корреспондентом Академии наук СССР. Он опубликовал около 200 научных химических статей.

Министром просвещения СССР Прокофьев стал не случайно. Вот как описывал он свой жизненный путь в книге «Послевоенная школа России»: «Судьба распорядилась так, что большую часть жизни мне так или иначе приходилось иметь дело со школой. В 1918 г. я – ученик сельской школы (начальной четырехлетней школы села Воскресенского. – Г.Г.), с 1923 по 1927 г. – одной из московских школ (девятилетки, 8-е и 9-е классы которой давали квалификацию химика-лаборанта. – Г.Г.), в 1930–1935 гг. – студент химического факультета МГУ, в котором наряду с химическими науками преподавались и педагогические (перед этим три года работал помощником аппаратчика и прессовщиком на Дербеневском химическом заводе. – Г.Г.). Имел счастье учиться педагогике у тогда еще молодого, но уже известного в стране специалиста И.А.Каирова (впоследствии министра просвещения и президента Академии педагогических наук РСФСР). Окончил университет, получил звание научного сотрудника и учителя».

Все студенческие, а позднее аспирантские годы Прокофьев преподавал химию в Юдинской школе Одинцовского района Московской области. Он был крестьянским сыном, старшим в семье из шести детей. Отец Алексей Иванович умер в 1924 г., мать Александра Васильевна бригадирствовала в колхозе до 1938 г., когда первый сын «встал на ноги». Ему надо было зарабатывать на хлеб, помогать семье.

В конце 1937 г. Прокофьев был принят в аспирантуру МГУ, выполнение научной программы совмещал с исполнением обязанностей заместителя директора Института повышения квалификации учителей при МГУ. Кандидатскую диссертацию готовил под руководством академика Н.Д.Зелинского. Синтезировал треонин и изучил его свойства. Защитил диссертацию в 1940 г. и был оставлен в родном университете исследовать свойства других оксиаминокислот.

С 1941 по 1946 г. служил в Военно-морском флоте на офицерских должностях. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, шестью медалями.

Затем последовательно занимал должности ассистента, доцента, профессора МГУ. В 1951 г. назначен первым заместителем министра высшего образования СССР, а в 1966 г. – министром просвещения РСФСР, затем министром просвещения СССР. В 1967 г. Прокофьев был избран академиком Академии педагогических наук (АПН) РСФСР. В 1984 г. в возрасте 74 лет ушел на пенсию, оставаясь действительным членом АПН (теперь Российской академии образования).

Он занимался вопросами школоведения: какой быть школе, каковы ее взаимоотношения с профессиональными учебными заведениями, сколь длительно надо учить, как сочетать личные возможности ученика с коллективными формами обучения. Он автор более 300 публикаций на педагогические темы в журналах ВХО им. Д.И.Менделеева, «Химия в школе», «Советская педагогика», «Народное образование».

В своей книге «Послевоенная школа России» Прокофьев критически проанализировал опыт советской школы XX в. и сделал целый ряд интересных выводов для школы будущего, принимая во внимание ее эволюционный (а не революционный) путь развития.

За 18-летний период деятельности Прокофьева в качестве министра просвещения страны было введено бесплатное всеобщее среднее образование. В это время было обновлено содержание и построение всех школьных программ и учебников, сопровождавшиеся повышением теоретического уровня изложения, а для дисциплин естественного цикла — углублением связи с жизнью, усилением политехнической направленности. В программах по химии были расширены сведения о полимерах и белковых веществах, затем нуклеиновых кислотах. Периодический закон и другие законы и теории были приближены к началу школьного курса, и на их основе стали изучаться естественные группы элементов.

Единые для республик программы и учебники длительное время проходили экспериментальную проверку, обсуждались учительской общественностью, тщательно шлифовались. Программные комиссии, состоявшие из крупных специалистов химии и методики ее преподавания, работали под непосредственным руководством Прокофьева. Новый учебник Л.А.Цветкова «Органическая химия» получил Государственную премию.

Были написаны или существенно переработаны методические руководства. Одновременно начали издаваться комплекты учебных материалов: учебник, задачник или практикум, книга для учителя. Параллельно с обязательными для всех учащихся курсами разрабатывались углубленные курсы, спецкурсы, факультативы, программы кружковых занятий.

Большими тиражами публиковалась методическая и научно-популярная литература лучших отечественных и зарубежных авторов. Все учебные издания были дешевы. Постепенно было внедрено бесплатное пользование учебниками в школе.

Пристальным было внимание к специализированным кабинетам, их оборудованию, наличию технических средств обучения. Реализовывались идеи академика АПН С.Г.Шаповаленко. Фрагменты типовых школьных химических кабинетов создавались даже в педвузах. К производству школьного оборудования было подключено множество предприятий. Была осуществлена кинофикация учебного процесса, широко использовались радио- и телепередачи. Несколько застопорилось дело с оснащением школ компьютерами, с полной комплектацией стандартными наборами некоторых видов учебного оборудования.

Повышалась зарплата учителей, обобщался и внедрялся лучший педагогический опыт, достижения педагогов внедрялись в практику. Многое делали в этом направлении межшкольные методические объединения (ММО), работники институтов усовершенствования учителей, сотрудники АПН, НИИ школ, средства массовой информации.

Подчеркивалось, что универсального метода – панацеи от всех школьных бед – не существует. Хорошие результаты можно получить лишь при свободном владении предметом, методикой его преподавания, знании психологии ребенка, гибком сотрудничестве с ним. Под владением предметом понималось знание его истории, современного состояния, понимание значения новых поисков, представление о практической реализации открытых в науке закономерностей.

Для обсуждения принципиальных вопросов просвещения созывались общесоюзные съезды учителей. Впервые после войны Всесоюзный съезд учителей был проведен в 1968 г. Намечался переход от неполного среднего образования ко всеобщему среднему. На пленарных заседаниях и в секциях съезда работали 2624 учителя, 750 работников управления народным образованием, 226 деятелей педагогической науки, 20 директоров промышленных предприятий, министры просвещения ряда зарубежных стран либо их заместители.

В 1976 г. на XI Менделеевском cъезде состоялся симпозиум по совершенствованию преподавания химии в средней школе. В 1978 г. прошел второй Всесоюзный съезд учителей, в 1979 г. – Всесоюзные педагогические чтения. Всеобщее среднее образование стало реальностью, возникли новые задачи. Надо было закрепить достигнутое. В 1983 г. на родине М.А.Прокофьева – в Смоленске состоялось Всероссийское совещание руководителей органов народного образования и педагогических учебных заведений.

М.А.Прокофьев стал одним из инициаторов и организаторов всесоюзных смотров коллективов юных химиков, Всесоюзного конкурса ученических работ на лучшее экспериментальное исследование по химии и лучшую реферативную работу, а также выпуска специальных «школьных» номеров журнала ВХО им. Д.И.Менделеева. По его инициативе и при непосредственном участии изданы «Энциклопедический словарь юного химика» (1982, 1990), «Энциклопедия школьника. Неорганическая химия» (1975), «Книга для чтения по неорганической химии», ч. II (1984), сборник нормативных документов «Химия в школе» (1987). Под его редакцией в издательстве «Педагогика» вышел сборник «Народное образование в СССР» (1985).

В 1980-е гг. Россия вместе с некоторыми высокоразвитыми странами мира достигла уровня общеобразовательной подготовки, необходимого для освоения и внедрения современных производственных технологий. Определение уровня интеллектуализации школьников разных стран, предпринятое специалистами ЮНЕСКО, привело к выводу, что наших учащихся по этому параметру следует поставить на одно из первых мест.

Опыт работы школы прокофьевского периода долгое время был объектом внимания и изучения мировой педагогической общественности.

М.А.Прокофьев умер 29.IV.1999 г., похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

ЛИТЕРАТУРА

Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991,
656 с.; Грученко Г.И. Впервые министр просвещения СССР – ученый-химик. Этюды по методике естествознания. СПб.: Академ-Принт, 2001, вып. 18, с. 19–28; Прокофьев М.А. Послевоенная школа России. М.: МИРОС, 1997; Члену-корреспонденту АН СССР М.А.Прокофьеву – 80 лет. Вестник АН СССР, 1991, № 4, с. 138.

Г.И.ГРУЧЕНКО

Рейтинг@Mail.ru