Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №24/2005

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

 

Что думают педагоги...

Косова О.Ю., Егорова Л.Л. Единый государственный экзамен. Химия. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, расчетные задачи. Челябинск: Взгляд, 2004, 409 с.

Косова О.Ю., Егорова Л.Л. Единый государственный экзамен. Химия. Ответы. Челябинск: Взгляд, 2004, 127 с.

В 2004 г. в издательстве «Взгляд» вышла книга О.Ю.Косовой и Л.Л.Егоровой «Единый государственный экзамен. Химия. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, расчетные задачи». Книга точно соответствует своему назначению, чем отличается от прежде издававшихся пособий для старшеклассников и поступающих в вузы. Об этом говорят учителя-практики, которые в течение всего прошедшего учебного года использовали пособие в своей работе. Поскольку книга создана челябинскими авторами и вышла в Челябинске, приводим отзывы челябинских педагогов.

* * *

Гамзина Ольга Викторовна, учитель высшей категории лицея № 82, лауреат четырех премий Дж.Сороса:

– В учебном процессе три составляющих – ученик, учитель и родители. Книга «угодила» всем троим.

Учителя здесь найдут отличный дидактический материал, который раньше приходилось копить годами. Причем подан он в такой форме, что происходит постоянная отработка способов решения разных задач – это позволяет быстро сделать скачок от репродуктивного уровня к продуктивному и творческому. В школьной программе очень мало времени на отработку практических навыков – успеть бы «пройти» теорию. Поэтому школьники часто не успевают извлечь из памяти нужную информацию для решения практической задачи. Тренируя учеников решать задачи с помощью этого пособия, педагог экономит время. Важно то, что отрабатываются решения всех типов задач, существующих в школьной практике.

Ученику удобно самостоятельно готовиться по книге: она позволяет успешно отрабатывать нужные, «проблемные» темы без прямого руководства учителя. Не нужно приобретать стопку разных пособий – здесь все необходимое собрано под одной обложкой.

Родителям удобно контролировать подготовку своего ребенка к экзамену, потому что ответы изданы отдельной книжкой.

Средняя оценка у сдававших химию в 2004 г. в нашем лицее – 4,1. В 2005 г. наши выпускники, готовясь по пособию Егоровой и Косовой, получили среднюю оценку 4,5.

* * *

Глухова Лидия Степановна, учитель химии высшей категории лицея № 102:

– Мое отношение к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) неоднозначное. Но так как ЕГЭ имеет место быть (пока в рамках эксперимента), учащихся следует готовить и к такой форме аттестации. Большую помощь в этом оказывает пособие «Единый государственный экзамен. Химия...» как методическое руководство при подготовке выпускников к ЕГЭ. С первых страниц кратко, четко, емко – знакомство: сведения о ЕГЭ, контрольно-измерительных материалах. Поясняя, как работать с книгой, авторы О.Ю.Косова и Л.Л.Егорова учат школьников учиться. А в формировании знаний по предмету это очень важно – научить учиться, привить интерес к самообразованию. (Учебную работу нужно вести в параллелях: ученик учеба самоконтроль самообразование; учитель учеба контроль коррекция.)

Практическая часть предмета «химия» представлена расчетными задачами разных типов. Генетическая связь расчетных задач позволяет легко ориентироваться в составных частях комбинированных задач разного уровня сложности. Обобщающая таблица «Типы и виды расчетных задач», алгоритмы решения задач – благодатный материал не только при обобщении и систематизации знаний, но и на первых этапах обучения: как решать расчетные задачи.

* * *

Губайдуллина Римма Рафаиловна, учитель высшей категории лицея № 77, заведующая кафедрой естественных дисциплин:

– Удобна с методической точки зрения компоновка материалов, представляющих основные разделы и темы школьного курса химии. Каждый параграф начинается с плана изучения темы, предполагающего активную самостоятельную работу ученика. Затем идут обобщающие таблицы и опорные схемы-конспекты для систематизации материала темы, далее – вопросы для самоконтроля. В конце темы – тестовые задания для системного контроля знаний учащихся. Такое расположение материала позволяет использовать пособие не только для итогового повторения в 11-м классе, но и для работы над соответствующей темой в 8-м, 9-м и 10-м классах.

Очень удачна, на мой взгляд, специальная глава, посвященная основным типам расчетных задач. В начале главы предложены различные алгоритмы решения задач, потом примеры решения по этим алгоритмам достаточного количества задач, а далее задачи для самостоятельного решения. Такую систему можно использовать для индивидуальной работы с учащимися по формированию и развитию навыков решения расчетных задач. Ведь именно расчетные задачи часто представляют проблему для многих учащихся общеобразовательных школ.

Хорошо, что в пособии присутствует глава «На ошибках учимся», где анализируются основные проблемы, с которыми столкнулись выпускники при решении заданий ЕГЭ ранее.

* * *

Сургучева Лидия Александровна, учитель высшей категории школы № 104, почетный работник общего образования:

– Главное, чем ценно пособие О.Ю.Косовой и Л.Л.Егоровой: оно позволяет учащимся самостоятельно готовиться к экзамену. Этому способствует и план изучения каждой темы, и теоретический материал, изложенный в виде схем-конспектов, которые позволяют школьникам увидеть главное в каждой теме. Схемы-конспекты настолько удобны, что я использую их и просто на уроках, причем не только в выпускных, но и в 8–10-х классах. Очень полезен и анализ ошибок, допущенных учащимися на предыдущем ЕГЭ. Впечатляющий выбор разнотипных задач позволяет очень качественно подготовиться к экзамену по химии.

В этом году в нашей школе четверо учащихся сдавали ЕГЭ по химии (готовились к экзамену именно по этой книге) – у них одна «пятерка» и три «четверки». Это при том, что у нас общеобразовательная школа и профильных классов, где бы на химию отводилось больше двух часов в неделю, нет.

* * *

Смолина Татьяна Николаевна, учитель высшей категории школы № 124 с углубленным изучением физики и химии:

– Предложенные в пособии тестовые задания, подобранные по возрастанию уровня сложности, дают учащимся возможность увидеть уровень своей подготовки по каждой теме, а учителю обеспечивают возможность практически на каждом учебном занятии проводить мониторинг учебных достижений учащихся и корректировать их знания. Результаты ЕГЭ по химии у учащихся нашей школы значительно повысились (средний балл – 72,3; средняя оценка – 5,0). Мы считаем, что пособие способствует осознанному и системному усвоению учебного материала курса химии.

* * *

Юдаева Елена Александровна, учитель высшей категории лицея № 35:

– В прошлом году появилось учебное пособие О.Ю.Косовой и Л.Л.Егоровой, которое сразу обратило на себя внимание. Среди огромного числа книг, рекомендуемых для подготовки к ЕГЭ по химии, эта выделяется рядом преимуществ. И структурой изложения материала, и четко сформулированными заданиями, и – пожалуй, это главное – серьезным вниманием к решению расчетных задач. Ответы на вопросы тестов и решения задач изданы отдельной книгой, что позволяет разнообразить формы работы с книгой.

В 2004/05 учебном году мои ученики готовились к ЕГЭ по этой книге. Из 34 сдававших экзамен один получил «тройку», четверо «четверки», все остальные «пятерки», причем среди них двое выпускников сумели заработать 100 баллов.

Рейтинг@Mail.ru