Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №24/2005

Я ИДУ НА УРОК

УГЛЕВОДОРОДЫ

Обобщающий урок-игра по химии • 10 класс

Цель урока. Повторить и закрепить знания учащихся о строении углеводородов, химическом составе, свойствах и применении этих веществ; продолжить формирование чувства ответственности за свои действия, умения принимать решение сообща, способности выражать свои мысли четко и кратко, выслушивать и критически оценивать мнение других.

Оборудование. Настенные таблицы, карточки с химическими формулами веществ, модели атомов химических элементов.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодняшний урок, ребята, необычный. Мы проведем урок-игру. Этот урок позволит повторить и закрепить пройденный материал. У нас в классе есть команды и строгое жюри, которое будет оценивать ваши выступления. На уроке будут использованы элементы телеигр «Счастливый случай», «Поле чудес», «КВН». Итак, начинаем. Внимание!

Игра «КВН»

Конкурс «Разминка»

– Что мы называем органической химией?

– Что мы называем углеводородами?

– Что такое свободные радикалы?

– Что такое цепные реакции?

– Что мы называем реакцией полимеризации?

– О чем говорит правило Марковникова?

– Каково первое положение теории Бутлерова?

– Каково второе положение теории Бутлерова?

– Предельными углеводородами называют … .

– Непредельными углеводородами ряда этилена называют … .

– Диеновыми углеводородами называют … .

– Алкинами называют … .

Конкурс «Моделирование»

Команда должна изобразить структурные формулы молекул бутана, изобутана, пропана, пропена, пропина и собрать их модели из моделей атомов.

Конкурс капитанов

Каждому капитану дается карточка, содержащая вопросы, на которые он должен ответить у доски.

Игра «Поле чудес»

1) Эти вещества используют в холодильных установках, они представляют собой газы, которые легко сжижаются и при последующем испарении поглощают большое количество теплоты.

(Фреоны.)

2) Из этих веществ (из полиэтилена и полипропилена) изготавливают ценные товары. Это полимеры, которые называются... .

(Пластмассы.)

3) Если к каучуку при вулканизации добавляют больше серы, чем ее требуется для образования резины, то получают твердый неэластичный материал.

(Эбонит.)

4) Русский химик, академик, который первым получил синтетический каучук из 1,3-бутадиена в 1928 г.

(Сергей Васильевич Лебедев.)

Конкурс «Монолог»

Команда получает рисунок «Применение вещества» и в течение трех минут должна составить рассказ о применении данного вещества.

Игра «Счастливый случай»

Конкурс «Ты мне – я тебе»

Каждая команда готовит два вопроса и задает их другой команде.

Конкурс «Заморочки из бочки»

Команда отвечает на вопрос, содержащийся на карточке, вытащенной из «бочки».

Конкурс «Дальше, дальше…»

– Вещества, которые состоят из углерода и водорода, называют ... .

(Углеводородами.)

– Идеалистические взгляды ученых называют ... .

(Виталистическими.)

– Как называют вещества с общей формулой СnН2n? (Непредельными ряда этилена или циклическими.)

– В каком году А.М.Бутлеров создал теорию химического строения органических веществ?

(В 1861 г.)

– Явление, при котором вещества имеют одинаковый состав и массу, но разное строение молекул, называют ... .

(Изомерией.)

– Какой суффикс добавляют при названии диеновых углеводородов?

(Диен.)

– Назовите общую формулу предельных углеводородов.

(СnН2n+2.)

– Транс- и цисизомерия – какой это вид изомерии?

(Пространственной.)

– Какую группу атомов называют гомологической разницей?

(СН2.)

– Какую пространственную форму имеют предельные углеводороды?

(Зигзагообразную.)

– Как называют группы атомов СН3, С2Н5, С3Н7?

(Радикалами.)

– Какие реакции характерны для непредельных углеводородов?

(Присоединения.)

– Если смесь газов в основном состоит из СО (40%) и Н2 (50%), то эту смесь называют ... .

(Синтез-газом.)

– Жидкость, которая используется в качестве растворителя, – это ... .

(Дихлорметан и т.п.)

– Если в результате реакции образуется СО2 и Н2О, то это реакция ... .

(Горения.)

– С помощью какой именной реакции можно удлинить углеродную цепь?

(Вюрца.)

– Характерной реакцией предельных углеводородов является реакция ... .

(Замещения.)

– Вещество, которое образуется в природе в результате разложения без доступа воздуха остатков растительных и животных организмов, – это ... .

(Метан.)

– Каково агрегатное состояние 1,3-бутадиена?

(Газ.)

– Углеводороды ряда ацетилена по международной номенклатуре называют ... . (Алкинами.)

– Формула карбида кальция ... .

(СаС2.)

– Вещество, составляющее основную массу природного газа, – это ... .

(Метан.)

– Чаще всего ацетилен используется для ... .

(Резки и сварки металлов.)

– Какая связь между атомами углерода в молекуле ацетилена?

(Тройная.)

* * *

Подводится итог урока.

Домашнее задание. Подготовить сообщение по теме «Нефть».

Н.Ф.ВОРОБЬЕВА,
учитель химии
(с. Нижние Нарыкары, Тюменская обл.)

Рейтинг@Mail.ru