Программа элективного курса
|
Предлагаемый элективный курс
предназначен для учащихся 9-х классов на этапе
предпрофильной подготовки. Важнейшей целью
курса является формирование мотивации для
сознательного выбора химико-биологического
профиля обучения. Теоретическая часть курса
содержит информацию о важнейших объектах,
формирующих среду обитания человека: атмосфере,
гидросфере, биосфере. Рассматриваются важнейшие
вопросы антропогенного воздействия человека на
окружающую среду и глобальные экологические
проблемы. В прикладной части программы учащимся предлагается провести самостоятельные исследования. Например, при изучении темы «Атмосфера» это определение содержания углекислого газа в различных пробах воздуха, в теме «Гидросфера» – определение кислотности природных вод и т.д. Таким образом, изучение этого курса формирует систему знаний об окружающем мире, позволяет оценить качество и безопасность среды обитания человека. Программа составлена с учетом уровня подготовки учащихся к восприятию предлагаемого материала, а используемые методики просты, доступны, не требуют специальной аппаратуры и могут быть реализованы в школьной химической лаборатории. В целом элективный курс полезен как на начальном этапе обучения химии, так и при обобщении знаний по предмету и может быть рекомендован для внедрения в практику. Т.В.АНТОНОВА,
|
Газету «Химия» я выписываю много лет,
очень ее люблю, всегда нахожу для себя много
нового и интересного. Пишу в газету впервые,
очень волнуюсь, но надеюсь, что составленный мною
элективный курс будет интересен учителям,
которые ведут элективные курсы.
Он был проведен мною в 9-х классах нашей школы и
пользовался успехом у девятиклассников, что
вселило в меня уверенность и желание поделиться
опытом с коллегами. Послать материал в газету
меня побудило и то, что при аттестации необходимо
предъявить печатные работы.
Пояснительная записка
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности. Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.
Элективные курсы по химии в 9-х классах призваны развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии, поэтому он будет полезен многим учащимся.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности.
Содержание элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обоснования необходимости вести нормальный образ жизни, чтобы сохранить здоровье каждого человека и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, т.к. предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нем, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений.
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Этот элективный курс дает возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
• системность;
• целостность;
• объективность;
• научность;
• доступность для учащихся основной школы;
• реалистичность;
• практическая направленность.
Образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает необходимой информацией интеграцию химического, биологического, географического характера.
Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным, соответственно получить более высокие результаты.
В содержание программы заложены следующие идеи:
• природа в своем развитии находится в динамическом равновесии;
• при взаимодействии природы и человека изменяются компоненты окружающей среды, что приводит к смещению природного равновесия;
• химические знания необходимы для разумного решения возникших проблем.
Ведущая идея курса: развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человека и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством. Следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно их применять.
Основные цели элективного курса:
1. Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.
2. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показ значения химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки.
3. Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.
4. Развитие личности учащихся средствами данного курса.
5. Обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся.
Задачи курса:
1. Сформировать у учащихся сознание необходимости:
а) заботиться о своем здоровье;
б) изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять.
2. Научить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, сформировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды.
3. Развить у учащихся специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила техники безопасности.
4. Расширить кругозор учащихся.
5. Развить у учащихся общеучебные умения и навыки: работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы.
6. Развить у учащихся самостоятельность и творчество при решении практических задач.
7. Использовать и развить межпредметные связи химии с биологией, физикой, географией, математикой.
В настоящее время под лозунгом гуманитаризации обучения происходит сокращение учебных планов в области естествознания. При этом забывается, что химия как наука, занимая одно из центральных положений в естествознании, составляет основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни. Элективные курсы будут в какой-то степени решать те задачи, которые на уроках химии не удается решить в полном объеме из-за дефицита времени.
Программа курса рассчитана на 17 ч.
Содержательная часть программы
Введение. Биосфера – среда жизни человека (1 ч)
Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.
Тема 1. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (4 ч)
Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.
Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия.
Озоновый слой, его значение для жизни на Земле и нарушение целостности под действием фреонов (хладонов).
Пути решения проблемы защиты атмосферы. Международное законодательство по охране атмосферы. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях.
Практическая работа 1. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Определение кислотности атмосферных осадков.
Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем (4 ч)
Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия.
Вода – универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Жесткость воды. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Водоочистительные станции. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в питьевой воде.
Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.
Практическая работа 2. Сравнение водопроводной и технической воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.
Практическая работа 3. Определение жесткости воды.
Тема 3. Пища, которую мы едим (3 ч)
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро- и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища.
Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовления пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.
Практическая работа 4. Определение нитратов в плодах и овощах.
Практическая работа 5. Изучение состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм.
Тема 4. Дом, в котором мы живем. Экология жилища и здоровье человека (2 ч)
Материалы, из которых произведены дома, мебель, покрытия. Пылевые загрязнения помещений. Радиационные загрязнения. Влияние шума на здоровье человека. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Вопросы экологии в современных квартирах. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства.
Практическая работа 6. Определение относительной запыленности воздуха в помещениях.
Решение задач с экологическим содержанием (2 ч)
Резервное время – 1 ч. Подведение итогов.
Методическая часть программы
Требования к усвоению учебного материала учащимися в результате изучения программы элективного курса.
Учащиеся должны знать:
• качественный и количественный состав воздуха;
• последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;
• проблемы загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
• роль озонового слоя в биосфере, причины и последствия его истощения (понятие «озоновые дыры»);
• содержание понятий «парниковый эффект», «кислотные дожди», пути решения проблем;
• примерный качественный состав природных вод;
• методы очистки пресной воды от загрязнений;
• нормирование качества питьевой воды;
• проблемы загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
• проблемы пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);
• проблемы загрязнения мирового океана нефтью и нефтепродуктами, основные способы очистки водоемов от нефтяного загрязнения;
• состав пищи, пищевые добавки, их действие на организм;
• проблемы, связанные с избытком минеральных удобрений в почве;
• состав строительных материалов, возможные негативные последствия, фенольные строения, аллергические заболевания;
• основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами;
• требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;
• экологические проблемы местного значения;
• роль химии в решении экологических проблем.
Учащиеся должны уметь:
• составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;
• оценивать состояние воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;
• раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить пути их решения;
• бережно относиться к воде, экономно ее расходовать;
• применять простейшие методы очистки питьевой воды;
• анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, выбирать безвредные продукты;
• использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем;
• приводить примеры загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями;
• вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;
• критически оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения.
Элективный курс предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности личностно-ориентированных и развивающих, различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, познавательные игры.
Во вводной части курса рекомендуется основное внимание сосредоточить на тех явлениях, которые вызывают серьезную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации. К таким явлениям следует отнести глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов, нефтяные загрязнения.
В основной части, состоящей из четырех тем, учащиеся должны найти ответы на вопросы: «Чем мы дышим?», «Что мы пьем?», «Что мы едим?», «Где мы живем?»
Предполагается, что учащиеся вместе с учителем будут обсуждать и исследовать эти жизненно важные аспекты с экологических и валеологических позиций. Особое внимание следует уделить изучению воздействий вредных веществ на организм человека и способам защиты от этих воздействий.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Выполнение его формирует у учащихся навыки работы с веществами, практические умения и навыки, необходимые каждому гражданину. Кроме того, химический эксперимент выступает в роли источника знаний и формирует научную картину мира. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни, т.к. предполагается исследовать жизненно важные объекты: воздух, воду, пищу.
Необходимо использовать местный материал, по возможности организовать экскурсии в лаборатории СЭС, на водоочистительную станцию, кислородную станцию и др.
Часть времени рекомендуется отвести на решение задач проблемного характера с экологическим содержанием, что обеспечит не только закрепление и развитие специальных навыков, но и формирование активной жизненной позиции.
Усвоение материала по программе курса можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты. Итоги работы можно обобщить на конференции, устном журнале и др.
Формы организации учебной деятельности в рамках элективного курса: лекции с элементами беседы, семинары, дискуссии, практические работы исследовательского характера, конференции по проблемам защиты окружающей среды и валеологии, ролевые и познавательные игры.
Примерное тематическое планирование
учебного материала элективного курса
Тема, изучаемые вопросы |
Kоличество часов | Демонстрации, лабораторные опыты | Форма занятия |
Образовательный продукт |
---|---|---|---|---|
Введение. Понятие о биосфере как среде жизни человека. Глобальные проблемы экологии, связанные с хозяйственной деятельностью человека: кислотные дожди, уменьшение озонового слоя планеты, загрязнения природы тяжелыми металлами, нефтепродуктами | 1 | Видеофильм «Глобальные проблемы человечества», 1-я часть, фрагменты | Лекция с элементами беседы | Опорный конспект |
Тема 1. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим | 4 | |||
Атмосфера. Состав воздуха. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Kислотные дожди | 1 | Опыт, демонстрирующий образование кислоты при сгорании серы | Семинар-практикум | Диаграмма «Состав воздуха», таблица «Виды загрязнений» |
Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон. Защитная роль озонового слоя на Земле, его значение для жизни и возможные последствия истощения | 1 | Опыт, демонстрирующий превращение кислорода в озон | Kонференция | Доклады, сообщения учащихся |
Пути решения проблемы защиты атмосферы.Сокращение выбросов углекислого газа за счет повышения эффективности топлив. Международное законодательство по охране атмосферы. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях | 1 | Демонстрация коллекции различных видов топлива | Беседа, дискуссия | Тезисы, работа с документами |
Практическая работа 1. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Определение кислотности атмосферных осадков |
1 | Практическая работа с элементами исследования | Отчет о практической работе | |
Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем | 4 | |||
Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Kруговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода – универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Жесткость воды | 1 | Лабораторный опыт, демонстрирующий свойства воды как растворителя | Беседа, лабораторный опыт | Работа с таблицей, отчет по лабораторному опыту |
Санитария питьевой
воды. Понятие о ПДK веществ в водных стоках.
Охрана природных вод: законодательство,
международное сотрудничество. Практическая |
1 | Беседа.Практическая работа | Анализ данныхо составе питьевой воды г. Ноябрьска, работа с документами, тезисы.Отчет о практической работе | |
Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность | 1 | Лабораторный опыт «Способы очистки воды» | Урок-экскурсия | Экскурсия на водоочиститель- ную станцию |
Практическая работа 3. Определение жесткости воды |
1 | Практическая работа | Отчет о практической работе» | |
Тема 3. Пища, которую мы едим | 3 | |||
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу | 1 | Демонстрация этикеток от кондитерских изделий, маргарина, майонеза и других продуктов питания, которые мы покупаем в магазине | Устный журнал, практическая работа | Выступления учащихся, домашняя практическая работа, коллекция |
Практическая работа 4. Определение нитратов в плодах и овощах |
1 | Практическая работа | Отчет о практической работе | |
Практическая работа 5. Изучение состава питания продуктов (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм |
1 | Практическая работа | Отчет о практической работе | |
Тема 4. Дом, в котором мы живем. Экология жилища и здоровье человека | 2 | |||
Практическая работа 6. Определение относительной запыленности воздуха в помещениях |
1 | Практическая работа | Отчет о практической работе | |
Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Влияние шума на здоровье человека. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах | 1 | Демонстрация образцов строительных материалов | Лекция с элементами беседы или беседа (в зависи-мости от подготовлен-ности учащихся) | Опорный конспект. Тезисы |
Решение задач с экологическим содержанием | 2 | Урок решения задач | Решения задач | |
Заключительное занятие. Подведение итогов. Анкетирование или сочинение на тему «Природа и мы» | 1 | Анкетирование, если есть возможность. Занятие можно провести в форме экскурсии на природу с целью анализа экологической обстановки; в местных условиях это может быть лес или болото, пострадавшее от нефтяных разливов | ||
Всего часов Практических работ Лабораторных опытов Экскурсий |
17 6 2 1 |
ЛИТЕРАТУРА
Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И.
Экология на уроках химии. Минск: Красикопринт, 1996;
Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4
кн. В кн. 2: Загрязнение воды и воздуха. Пер. с англ.
М.: Мир, 1995; Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас.
Справочное пособие. М.: Высшая школа, 1992;
Энциклопедический словарь юного химика. Под ред.
Д.Н.Трифонова. М.: Педагогика-Пресс, 1999; Попов С.В.
Валеология в школе и дома (о физическом
благополучии школьников). СПб.: Союз, 1997; Браун
Т., Лемей Г.Ю. Химия – в центре наук. В 2 ч. Пер. с
англ. М.: Мир, 1983; Программы для
общеобразовательных учреждений. Химия. Сост.
Н.И.Габрусева,
С.В. Суматохин. 2-е изд., доп. М.: Дрофа, 2001; Кузнецова
Н.Е. К изучению эколого-химического материала.
Химия в школе, 2004, № 5; Шуляковский Г.М.
Диоксины и окружающая среда. Химия в школе, 2001, №
3; Назаренко В.М. Экологическая безопасность в
быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и
готовишь пищу. Химия в школе, 1997, № 5. Скуднова
Л.Г. Экология жилища и здоровье человека. Химия
(ИД «Первое сентября»), 2004, № 12, 15, 19; Аликберова
Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с
экологическим содержанием. М.: Центрхимпресс, 2001; Коробейникова
Л.А. Методика изучения состава окружающего
воздуха. Химия в школе, 2000, № 2; Седельников В.П.
Заботливая помощница. Киев: Рад. шк., 1999; Макарова
Л.Л., Санникова Т.Г. Глобальная экологическая
сводка. Ижевск: ИД «Удмурдский университет», 2000.