Дифференцированный подход
при решении химических задач
Согласно планированию уроков учитель химии
отводит учебные часы на изучение решения типовых
расчетных задач по различным темам.
Как правило, мы сталкиваемся с тем, что часть
учащихся достаточно легко справляется с
поставленными задачами, а остальные... Остальные
даже и не пытаются их решать, зная, что они не
смогут это сделать никогда. Они привычно
списывают ответы с доски либо из тетради соседа.
Но, несмотря ни на что, мы требуем и от тех, и от
других вдумчивого и полного решения задачи,
забывая (или не задумываясь), почему ученик
слабый и почему он никак не может решить эту
легчайшую задачу. Как правило, проблемы у этих
ребят были заложены уже в начальной школе.
Вначале им плохо давалась математика, потом
физика и вот, наконец, химия!
К сожалению, учитель химии не может исправить
создавшееся положение. А вот помочь отстающим не
чувствовать себя ущемленными можно. Для всех
учащихся необходимо ставить посильные цели и
сообщать о конкретной оценке за совершенные
действия.
Проводя самостоятельные работы по решению
типовых задач, я заранее оговариваю, за какую
задачу можно получить такую-то оценку. И даже
привожу в тексте работы основные формулы для
расчета. Ведь, как известно, повторенье – мать
ученья. И если ученик не знает формулы (не выучил,
забыл от волнения, не был на данной теме, да мало
ли еще какие причины), у него все равно есть шанс
решить задачу, а может быть, даже и понять то, что
раньше никак не давалось понять. При этом для
того, чтобы ученик сразу же мог оценить решение
своей задачи, я предлагаю к ним ответы (правда,
только для задач на «3» и «4»). Таким образом я
делаю все возможное, чтобы ученик заработал свою
«кровную» тройку. Ну а чтобы получить «4» и «5»,
нужно будет потрудиться.
Предлагаю вариант самостоятельной работы для
8-го класса – решение задач по теме «Вычисление
массовой доли». В работе шесть задач. При решении
первых двух задач ученик получает оценку «3»,
вместе со вторыми двумя – «4», а за решение 5-й и 6-й
задач – оценку «5».
Задачи на массовую долю вещества
Массовая доля вещества обозначается буквой и определяется по
формуле:
= m(в-ва)/m(смеси).
Объемная доля вещества обозначается буквой и определяется по
формуле:
= V(в-ва)/V(смеси).
Вариант 1
1. Массовая доля (%) натрия в хлориде натрия
NаСl равна:
1) 23 : 35,5•100; 2) 23 : 58,5•100;
3)35,5 : 23•100; 4) 35,5 : 58,5•100.
Ответ. 2.
2. В 105 г воды растворили 35 г соли. Вычислите
массовую долю растворенного вещества.
Ответ. 25%.
3. 200 г 16%-го раствора соли упарили
наполовину. Какой стала массовая доля соли в
полученном растворе?
Ответ. 32%.
4. Определите количество вещества в 250 кг
известняка (карбонат кальция), содержащего 10%
примесей.
Ответ. 2,25 кмоль.
5. Сколько по объему воздуха (в м3)
нужно переработать для получения 1 м3
кислорода? Степень извлечения кислорода из
воздуха – 95%, кислорода в воздухе содержится 21% по
объему.
6. Требуется приготовить 1 кг 15%-го раствора
аммиака из 25%-го раствора. Сколько граммов 25%-го
раствора аммиака и воды необходимо для этого
взять?
Вариант 2
1. Массовая доля (%) углерода в карбонате
кальция СаСО3 равна:
1) 12; 2) 40; 3) 48; 4) 100.
Ответ. 1.
2. Вычислите массовую долю растворенного
вещества, если в 68 г воды растворили 12 г соли.
Ответ. 15%.
3. Имеется 20 кг 10%-го раствора соли. Вычислите
массовую долю соли в растворе, полученном при
добавлении 2 кг воды в первоначальный раствор.
Ответ. 9%.
4. Определите количество вещества в 600 кг
красного железняка (оксид железа(III)), содержащего
12% примесей.
Ответ. 3,3 кмоль.
5. Зная, что объемная доля азота в воздухе равна 78%, вычислите
объем воздуха, который необходим для получения 1
л азота. Степень извлечения азота из воздуха 95%.
6. В 87,5 мл воды растворено 12,5 г СuSО4•5Н2О.
Какова массовая доля безводной соли в
получившемся растворе?
Е.В.ЗЯБЛОВА,
учитель химии
средней школы № 1930
(Москва)
|