Соли азотистой и азотной кислотАзотные удобрения9 классТип урока – изучение нового материала. Вид урока – беседа. Цели и задачи урока. Обучающие. Познакомить учащихся со способами получения, свойствами и областями применения нитратов и нитритов. Рассмотреть проблему повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции. Дать представление об азотных удобрениях, их классификации и представителях. Развивающие. Продолжить развитие умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, вести конспект, проводить эксперимент, применять знания на практике. Воспитательные. Продолжить формирование научного мировоззрения, воспитание положительного отношения к знаниям. Методы и методические приемы. Самостоятельная работа учащихся с научно-популярной литературой, подготовка сообщений, выполнение лабораторных опытов и демонстрационного эксперимента, диалогический метод изложения знаний с элементами исследования, текущий контроль знаний с помощью теста. Структура урока.
Оборудование и реактивы. Плакат по технике безопасности; таблицы «Разложение нитратов при нагревании», «Классификация азотных удобрений», «Вытеснительный ряд кислот»; тест «Азот и его соединения» (два варианта); карточки с условиями задач. Для демонстрационного эксперимента:
демонстрационный штатив для пробирок, спиртовка,
спички, держатель для пробирок, тигельные щипцы,
железная ложечка для сжигания веществ, лучина,
железный лист для сжигания черного пороха,
большие пробирки, вата, пропитанная
концентрированным раствором щелочи, чашка с
песком, три лабораторных штатива;
концентрированные растворы гидроксида натрия и
серной кислоты, кристаллические соли – нитрат
калия, нитрат меди(II), нитрат серебра; древесный
уголек, медная пластина, сера, раствор
дифениламина в концентрированной серной кислоте
(темная склянка, 0,1 г дифениламина на Для лабораторных опытов: пробирка с двумя гранулами цинка, три пустые пробирки, стеклянные палочки, две пробирки с кристаллическими нитратами (объемом с горошину) – нитрата бария и нитрата алюминия, лакмус, растворы нитрата меди(II), нитрата серебра, соляной кислоты, хлорида бария, дистиллированная вода. Эпиграф. «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия» (Майкл Фарадей).
ХОД УРОКА Сведения по технике безопасности Все нитраты относятся к огневзрывчатым веществам. Хранить нитраты необходимо отдельно от органических и неорганических веществ. Все опыты с образованием оксида азота(IV) необходимо проводить в больших пробирках, закрытых ватными тампонами, смоченными концентрированным раствором щелочи. Азотную кислоту следует хранить в темных склянках, беречь от огня. Особенно токсичны нитриты. Домашнее задание Учебник О.С.Габриеляна «Химия-9», § 26, упр. 7. Сильные ученики получают индивидуальные задания. Индивидуальные задания1. Переведите с алхимического языка такую запись: «“Крепкая водка” пожирает “луну”, выпуская “лисий хвост”. Сгущение полученной жидкости порождает “адский камень”, который чернит ткань, бумагу и руки. Чтобы “луна” опять взошла, прокаливай “адский камень” в печи». Ответ. «Адский камень» – нитрат серебра – при нагревании разлагается с образованием серебра – «луна взошла»: 2АgNO3 (кр.) 2Аg + 2NO2 + O2. 2. В одном старинном научном трактате описан опыт получения «красного преципитата»*: «Ртуть растворяют в азотной кислоте, раствор выпаривают и остаток нагревают, пока он не сделается “красным”». Что представляет собой «красный преципитат»? Напишите уравнения реакций, ведущих к его образованию, учитывая, что ртуть в образующихся соединениях имеет степень окисления +2 и что при действии азотной кислоты на ртуть выделяется газ, буреющий на воздухе. Ответ. Уравнения реакций: Оксид ртути(II) HgO в зависимости от способа получения бывает красного или желтого цвета (Hg2O – черного цвета). На воздухе ртуть при комнатной температуре не окисляется. При продолжительном нагревании ртуть соединяется с кислородом воздуха, образуя красный оксид ртути(II) – НgО, который при более сильном нагревании снова разлагается на ртуть и кислород: 2НgО = 2Нg + O2. Изучение нового материала Состав и номенклатура солей азотной кислоты Учитель. Что означают латинское название «нитрогениум» и греческое «нитрат»? Ученик. «Нитрогениум» означает «рождающий селитру», а «нитрат» означает «селитра». Учитель. Нитраты калия, натрия, кальция и аммония называют селитрами. Например, селитры: KNO3 – нитрат калия (индийская селитра), NаNО3 – нитрат натрия (чилийская селитра), Са(NО3)2 – нитрат кальция (норвежская селитра), NH4NO3 – нитрат аммония (аммиачная или аммонийная селитра, ее месторождений в природе нет). Германская промышленность считается первой в мире, получившей соль NH4NO3 из азота N2 воздуха и водорода воды, пригодную для питания растений. Физические свойства нитратов Учитель. О том, какая взаимосвязь существует между строением вещества и его свойствами, мы узнаем из лабораторного опыта. Физические свойства нитратов Задание. В двух пробирках содержатся кристаллические нитраты: Ва(NO3)2 и Al(NO3)3. В каждую пробирку прилить по 2 мл дистиллированной воды, перемешать стеклянной палочкой. Наблюдать процесс растворения солей. Растворы хранить до исследования характера среды. Учитель. Что называют солями? Ученик. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и ионов кислотных остатков. Учитель. Нужно построить логическую цепочку: вид химической связи – тип кристаллической решетки – силы взаимодействия между частицами в узлах решетки – физические свойства веществ. Ученик. Нитраты относятся к классу солей, поэтому для них характерны ионная связь и ионная кристаллическая решетка, в которой ионы удерживаются электростатическими силами. Нитраты – твердые кристаллические вещества, тугоплавки, растворимы в воде, сильные электролиты. Получение нитратов и нитритов Учитель. Назовите десять способов получения солей, основанных на химических свойствах важнейших классов неорганических соединений. Ученик. 1) Металл + неметалл = соль; 2) металл + кислота = соль + водород; 3) оксид металла + кислота = соль + вода; 4) гидроксид металла + кислота = соль + вода; 5) гидроксид металла + кислотный оксид = соль + вода; 6) оксид металла + оксид неметалла = соль; 7) соль1 + гидроксид металла (щелочь) = соль2 + гидроксид металла (нерастворимое основание); 8) соль1 + кислота (сильная) = соль2 + кислота (слабая); 9) 10) соль1 + металл (активный) = соль2 + металл (менее активный).
Специфические способы получения солей: 11) 12) соль1 + неметалл (активный) = соль2 + неметалл (менее активный); 13) амфотерный металл + щелочь = соль + водород; 14) неметалл + щелочь = соль + водород. Специфический способ получения нитратов и нитритов: оксид азота(IV) + щелочь = соль1 + соль2 + вода, например (пишет на доске): Это – окислительно-восстановительная реакция, ее тип – дисмутация, или диспропорционирование. В присутствии кислорода из NO2 и NaOH получается не две соли, а одна: Тип окислительно-восстановительной реакции – межмолекулярный. Учитель. Почему опыты с образованием оксида азота(IV) следует проводить в больших пробирках, закрытых ватными тампонами, смоченными водной щелочью? Ученик. Оксид азота(IV) – ядовитый газ, он взаимодействует со щелочью и обезвреживается.
Химические свойства нитратов Учащиеся выполняют лабораторные опыты по напечатанной методике. Свойства нитратов, общие с другими солями Взаимодействие нитратов с металлами, Задание. Отметить признаки каждой реакции, записать молекулярные и ионные уравнения, соответствующие схемам: Cu(NO3)2 + Zn … , AgNO3 + HCl … , Cu(NO3)2 + NaOH … , AgNO3 + BaCl2 … . Гидролиз нитратов Задание. Определить реакцию среды предложенных растворов солей: Ва(NO3)2 и Al(NO3)3. Записать молекулярное и ионные уравнения возможных реакций с указанием среды раствора. Специфические свойства нитратов и нитритов Учитель. Все нитраты термически неустойчивы. При нагревании они разлагаются с образованием кислорода. Характер других продуктов реакции зависит от положения металла, образующего нитрат, в электрохимическом ряду напряжений: Особое положение занимает нитрат аммония, разлагающийся без твердого остатка: NH4NO3 (кр.) N2O + 2H2O. Учитель проделывает демонстрационные опыты. Опыт 1. Разложение нитрата калия. В большую пробирку поместить 2–3 г кристаллического нитрата калия, нагреть до расплавления соли. В расплав бросить предварительно нагретый в железной ложечке древесный уголек. Учащиеся наблюдают яркую вспышку и горение угля. Под пробирку необходимо подставить чашку с песком. Ученик у доски составляет уравнение реакции: Тип окислительно-восстановительной реакции – внутримолекулярный. Учитель. Почему уголек, опущенный в расплавленную калийную селитру, мгновенно сгорает? Ученик. Селитра разлагается с образованием газа кислорода, поэтому предварительно нагретый уголек мгновенно сгорает в нем: С + О2 = СО2. Опыт 2. Разложение нитрата меди(II). В большую пробирку поместить кристаллический нитрат меди(II) (объемом с горошину), пробирку закрыть ватным тампоном, смоченным концентрированным раствором щелочи. Закрепить пробирку в штативе горизонтально и нагреть. Учитель. Обратите внимание на признаки реакции. Учащиеся наблюдают образование бурого газа NО2 и черного оксида меди(II) СuО. Ученик у доски составляет уравнение реакции: Тип окислительно-восстановительной реакции – внутримолекулярный. Опыт 3. Разложение нитрата серебра. Накалить в пробирке, закрытой ватным тампоном, смоченным концентрированным раствором щелочи, несколько кристалликов нитрата серебра. Учитель. Какие выделяются газы? Что осталось в пробирке? Ученик у доски отвечает на вопросы, составляет уравнение реакции: Тип окислительно-восстановительной реакции – внутримолекулярный. В пробирке остался твердый остаток – серебро. Учитель. Качественная реакция на нитрат-ион NO3– – взаимодействие нитратов c металлической медью при нагревании в присутствии концентрированной серной кислоты или с раствором дифениламина в Н2SO4 (конц.). Опыт 4. Качественная реакция на ион NO3–. В большую сухую пробирку поместить зачищенную медную пластинку, несколько кристалликов нитрата калия, прилить несколько капель концентрированной серной кислоты. Пробирку закрыть ватным тампоном, смоченным концентрированным раствором щелочи и нагреть. Учитель. Назовите признаки реакции. Ученик. В пробирке появляются бурые пары оксида азота(IV), что лучше наблюдать на белом экране, а на границе медь – реакционная смесь появляются зеленоватые кристаллы нитрата меди(II). Учитель (демонстрирует схему уменьшения относительной силы кислот). В cоответствии с рядом кислот каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую. Ученик у доски составляет уравнения реакций: КNO3 (кр.) + Н2SO4 (конц.) = КНSО4 + НNО3, Тип окислительно-восстановительной реакции – межмолекулярный. Учитель. Вторую качественную реакцию на нитрат-ион NO3– проведем чуть позже, при исследовании содержания нитратов в продуктах питания. Качественная реакция на нитрит-ион NO2– – взаимодействие нитритов с раствором йодида калия КI, подкисленным разбавленной серной кислотой. Опыт 5. Качественная реакция на ион NO2–. Взять 2–3 капли раствора йодида калия, подкисленного разбавленной серной кислотой, и прилить несколько капель раствора нитрита калия. Нитриты в кислой среде способны окислять йодид-ион I– до свободного I2, который обнаруживается йодкрахмальной бумажкой, смоченной в дистиллированной воде. Учитель. Как должна изменить окраску йодкрахмальная бумажка под действием свободного I2? Ученик. Простое вещество I2 обнаруживается по посинению крахмала. Учитель составляет уравнение реакции: Учитель. В этой реакции NO2– является окислителем. Однако существуют и другие качественные реакции на ион NO2–, в которых он является восстановителем. Отсюда можно сделать вывод, что ион NO3– проявляет только окислительные свойства, а ион NO2– – как окислительные, так и восстановительные свойства. Применение нитратов и нитритов Учитель (задает проблемный вопрос). Почему азота в природе много (он входит в состав атмосферы), а растения часто дают плохой урожай из-за азотного голодания? Ученик. Растения не могут усваивать молекулярный азот N2 из воздуха. Это проблема «связанного азота». При недостатке азота задерживается образование хлорофилла, поэтому растения имеют бледно-зеленую окраску, как следствие, задерживается рост и развитие растения. Азот – жизненно важный элемент. Без белка нет жизни, а без азота нет белка. Учитель. Назовите способы усвоения атмосферного азота. Ученик. Часть связанного азота поступает в почву во время гроз. Химия процесса такова: Учитель. Какие растения способны повышать плодородие почвы и в чем их особенность? Ученик. Эти растения (люпин, люцерна, клевер, горох, вика) относятся к семейству бобовых (мотыльковые), на корнях которых развиваются клубеньковые бактерии, способные связывать атмосферный азот, переводя его в соединения, доступные для растений. Учитель. Снимая урожаи, человек ежегодно уносит вместе с ними огромные количества связанного азота. Эту убыль он покрывает внесением не только органических, но и минеральных удобрений (нитратных, аммиачных, аммонийных). Азотные удобрения вносят под все культуры. Азот усваивается растениями в виде катиона аммония и нитрат-аниона NO3–. Учитель демонcтрирует схему «Классификация азотных удобрений». Схема Учитель. Одной из важных характеристик является содержание питательного элемента в удобрении. Расчет питательного элемента для азотных удобрений ведут по содержанию азота.
Задача. Какова массовая доля азота в жидком аммиаке и аммиачной селитре? Решение Формула аммиака – NH3. Массовая доля азота в аммиаке: (N) = Ar(N)/Mr(NH3)•100%, (N) = 14/17•100% = 82%. Формула аммиачной селитры – NH4NO3. Массовая доля азота в аммиачной селитре: (N) = 2Ar(N)/Mr(NH4NO3)•100%, (N) = 2•14/80•100% = 35%. Далее следуют сообщения учащихся. Влияние нитратов на окружающую среду и организм человека 1-й ученик. Азот как основной питательный элемент влияет на рост вегетативных органов – зеленых стеблей и листьев. Азотные удобрения не рекомендуется вносить поздней осенью или ранней весной, т. к. талые воды смывают до половины удобрений. Важно соблюдать нормы и сроки внесения удобрений, вносить их не сразу, а в несколько приемов. Применять медленно действующие формы удобрений (гранулы, покрытые защитной пленкой), при посадке использовать сорта, склонные к низкому накоплению нитратов. Коэффициент использования азотных удобрений – 40–60%. Избыточное употребление азотных удобрений не только ведет к аккумуляции нитратов в растениях, но и приводит к загрязнению ими водоемов и грунтовых вод. Антропогенными источниками загрязнения водоемов нитратами являются также металлургия, химическая, в том числе целлюлозно-бумажная, и пищевая отрасли промышленности. Одним из признаков загрязнения водоемов является «цветение» воды, вызванное бурным размножением синезеленых водорослей. Особенно интенсивно оно происходит во время таяния снега, летних и осенних дождей. Предельно допустимая концентрация (ПДК) нитратов регламентируется ГОСТом. Для суммы нитрат-ионов в почве принято значение 130 мг/кг, в воде разных водоисточников – 45 мг/л. (Ученики записывают в тетради: ПДК (NO3– в почве) – 130 мг/кг, ПДК (NO3– в воде) – 45 мг/л.) Для самих растений нитраты безвредны, а вот для человека и травоядных животных они опасны. Смертельная доза нитратов для человека – 8–15 г, допустимое суточное потребление – 5 мг/кг. Многие растения способны накапливать большие количества нитратов, например: капуста, кабачки, петрушка, укроп, свекла столовая, тыква и др.
Такие растения называют нитратонакопителями. В организм человека 70% нитратов поступает с овощами, 20% – с водой, 6% – с мясом и рыбой. Попадая в организм человека, часть нитратов всасывается в желудочно-кишечном тракте в неизмененном виде, другая часть, в зависимости от присутствия микроорганизмов, значения рН и других факторов, может превращаться в более ядовитые нитриты, аммиак, гидроксиламин NН2ОН; в кишечнике из нитратов могут образоваться вторичные нитрозамины R2N–N=О, обладающие высокой мутагенной и канцерогенной активностью. Признаки небольшого отравления – слабость, головокружение, тошнота, расстройство желудка и т. д. Снижается работоспособность, возможна потеря сознания. В организме человека нитраты взаимодействуют с гемоглобином крови, превращая его в метгемоглобин, в котором железо окислено до Fe3+ и не может служить переносчиком кислорода. Именно поэтому один из признаков острого отравления нитратами – синюшность кожных покровов. Выявлена прямая зависимость между случаями появления злокачественных опухолей и интенсивностью поступления в организм нитратов при избытке их в почве. Опыт. Исследование содержания нитратов
в продуктах питания В три большие демонстрационные пробирки поместить по 10 мл растительного сока капусты, кабачка, тыквы (на белом фоне). В каждую пробирку прилить по нескольку капель раствора дифениламина в концентрированной серной кислоте. Синяя окраска раствора будет указывать на присутствие нитрат-ионов: NO3– + дифениламин вещество интенсивного синего цвета. Синяя окраска присутствовала только в растительном соке кабачка, причем окраска была неинтенсивно-синяя. Следовательно, содержание нитратов в кабачке незначительное, а в капусте с тыквой – и того меньше. Первая помощь при отравлении нитратами 2-й ученик. Первая помощь при отравлении нитратами – это обильное промывание желудка, прием активированного угля, солевых слабительных – глауберовой соли Na2SO4•10H2O и английской соли (горькая соль) MgSO4•7H2O, cвежий воздух.
Уменьшить вредное влияние нитратов на организм человека можно с помощью аскорбиновой кислоты (витамина С); если ее соотношение с нитратами составляет 2:1, то нитрозамины не образуются. Доказано, что прежде всего витамин С, а также витамины Е и А являются ингибиторами – веществами, предотвращающими и тормозящими процессы преобразования нитратов и нитритов в организме человека. Необходимо ввести в рацион питания побольше черной и красной смородины, других ягод и фруктов (кстати, в висячих плодах нитратов практически нет). И еще один естественный нейтрализатор нитратов в организме человека – это зеленый чай. Причины накопления нитратов в
овощах 3-й ученик. Наиболее интенсивно азот поглощается во время роста и развития стеблей и листьев. При созревании семян потребление азота из почвы практически прекращается. Плоды, достигшие полной зрелости, уже не содержат нитратов – происходит полное превращение соединений азота в белки. Но у многих овощей ценится именно незрелый плод (огурцы, кабачки). Удобрять такие культуры азотными удобрениями желательно не позднее чем за 2–3 недели до уборки урожая. Кроме того, полному превращению нитратов в белки препятствуют плохая освещенность, избыточная влажность и несбалансированность питательных элементов (недостаток фосфора и калия). Не следует увлекаться внесезонными тепличными овощами. Например, 2 кг тепличных огурцов, съеденных за один прием, могут вызвать опасное для жизни отравление нитратами. Надо также знать, преимущественно в каких частях растения накапливаются нитраты: у капусты – в кочерыжке, у моркови – в сердцевине, у кабачков, огурцов, арбузов, дыни, картофеле – в кожуре. У дыни и арбуза не следует есть незрелую мякоть, прилежащую к корке. Огурцы лучше почистить и срезать место прикрепления их к стеблю. У зеленных культур нитраты накапливаются в стеблях (петрушка, салат, укроп, сельдерей). Содержание нитратов в различных частях растений неравномерно: в черешках листьев, стебле, корне содержание их в 1,5–4,0 раза выше, чем в листьях. Всемирная организация здравоохранения считает допустимым содержание нитратов в диетических продуктах до 300 мг NO3– на 1 кг сырого вещества. (Ученики записывают в тетради: ПДК (NO3– в диетических продуктах) – 300 мг/кг.) Если самое высокое содержание нитратов отмечается в свекле, капусте, салате, зеленом луке, то самое низкое содержание нитратов – в репчатом луке, томатах, чесноке, перце, фасоли. Чтобы вырастить экологически чистую продукцию, прежде всего необходимо грамотно вносить азотные удобрения в почву: в строго рассчитанных дозах и в оптимальные сроки. Выращивать овощи, особенно зеленные культуры, надо при хорошей освещенности, оптимальных показателях влажности почвы и температуры. И все же для уменьшения содержания нитратов овощные культуры лучше подкармливать органическими удобрениями. Несвоевременное внесение удобрений, особенно в избыточных дозах, в том числе и органического удобрения – навоза, приводит к тому, что поступившие в растение минеральные соединения азота не успевают полностью превратиться в белковые. Рекомендации по предотвращению отравления нитратами 4-й ученик. Весной на прилавках магазинов и рынков появляются зеленные культуры: салат, шпинат, зеленый лук, огурцы, выращенные в теплице, в закрытом грунте. Как уменьшить содержание нитратов в них? Перечислим некоторые из них. 1. Такие ранние культуры, как зелень петрушки, укропа, сельдерея, необходимо поставить как букет в воду на прямой солнечный свет. В таких условиях нитраты в листьях в течение 2–3 ч полностью перерабатываются и потом практически не обнаруживаются. После этого зелень можно без опасений употреблять в пишу. 2. Свеклу, кабачки, тыкву перед приготовлением необходимо порезать мелкими кубиками и 2–3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5–10 минут. Нитраты хорошо растворимы в воде, особенно теплой, и вымываются водой (посмотрите таблицу растворимости кислот, оснований, солей). При мытье и чистке теряется 10–15% нитратов. 3. Варка овощей снижает содержание нитратов на 50–80%. 4. Уменьшает количество нитратов в овощах квашение, соление, маринование. 5. При долгом хранении содержание нитратов в овощах уменьшается. А вот сушка, приготовление соков и пюре, наоборот, повышают количество нитратов. Запись в тетрадь. Рекомендации по предотвращению отравления нитратами:
Для того чтобы оценить, насколько реальна опасность отравления нитратами, учащимся предлагается расчетная задача. Задача. В столовой свекле содержится в среднем 1200 мг нитрат-ионов на 1 кг. При очистке свеклы теряется 10% нитратов, а при варке – еще 40%. Будет ли превышена суточная норма потребления нитратов (325 мг), если ежедневно съедать по 200 г вареной свеклы? Дано: m(свеклы) = 1 кг, с(NO3–) = 1200 мг/кг, mмакс (NO3– в сутки) = 325 мг, m(свеклы) = 200 г (0,2 кг), (потерь при очистке) = 10%, (потерь при варке) = 40%. __________________________________ Найти: m(NO3– в 200 г вареной свеклы). Решение 1 кг свеклы – 1200 мг NO3–, 0,2 кг свеклы – х мг NO3–. Отсюда х = 240 мг (NO3–). Общая доля потерь нитрат-ионов: (потерь NO3–) = 10% + 40% = 50%. Следовательно, в организм попадает половина от 240 мг или 120 мг NO3–. Ответ. После очистки и варки свеклы суточная норма по нитратам (325 мг), содержащимся в 200 г готового продукта (120 мг NO3–), не превышена, употреблять в пищу ее можно. Нитраты в производстве взрывчатых веществ Учитель. Многие взрывчатые смеси содержат в своем составе окислитель (нитраты металлов или аммония и др.) и горючее (дизельное топливо, алюминий, древесную муку). Поэтому соли – нитрат калия, нитрат бария, нитрат стронция и другие – применяются в пиротехнике. Какое азотное удобрение вместе с алюминием и древесным углем входит в состав взрывчатой смеси – аммонала? Ученик. Аммонал содержит также нитрат аммония. Основная реакция, которая протекает при взрыве: 3NН4NО3 + 2Аl 3N2 + 6Н2О + Аl2O3 + Q. Высокая теплота сгорания алюминия повышает энергию взрыва. Применение нитрата аммония в составе аммонала основано на его свойстве разлагаться при детонации с образованием газообразных веществ: 2NН4NО3 (кр.) = 2N2 + 4Н2О + O2. В руках террористов взрывчатые вещества приносят мирным людям только страдания. Шесть веков продолжалось господство черного пороха в военном деле. Теперь его применяют в качестве взрывчатого вещества в горном деле, в пиротехнике (ракеты, фейерверки), а также как охотничий порох. Черный или дымный порох – это смесь 75% нитрата калия, 15% древесного угля и 10% серы. Опыт. Горение черного или дымного пороха Готовят черный порох смешиванием 7,5 г нитрата калия, 1 г серы и 1,5 г древесного угля. Перед смешиванием каждое вещество измельчают в фарфоровой ступке. Во время демонстрации опыта смесь горочкой помещают на железный лист и поджигают горящей лучиной. Смесь сгорает, образуя облако дыма (тяга). Учитель. Какую роль играет селитра? Ученик. Селитра выступает в роли окислителя при нагревании: Применение нитратов и нитритов в медицине 5-й ученик. Нитрат серебра AgNO3, который чернит ткань, бумагу, парты и руки (ляпис), применяют как противомикробное средство для лечения кожных язв, для прижигания бородавок (учитель демонстрирует технику прижигания бородавок на своей руке) и в качестве противовоспалительного средства при хроническом гастрите и язве желудка: пациентам назначают пить 0,05%-й раствор АgNO3. Порошкообразные металлы Zn, Мg, Al, cмешанные с нитратом серебра, используют в петардах. Основный нитрат висмута Вi(ОН)2NО3 назначают внутрь при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки в качестве вяжущего и антисептического средства. Наружно – в мазях, присыпках при воспалительных заболеваниях кожи. Соль нитрит натрия NaNО2 применяют в медицине как спазмолитическое средство. Применение нитритов в пищевой отрасли промышленности 6-й ученик. Нитриты применяют в колбасном производстве: 7 г на 100 кг фарша. Нитриты придают колбасе розовый цвет, без них она серая, как вареное мясо, и не имеет товарного вида. К тому же присутствие нитритов в колбасе необходимо еще и по другой причине: они предотвращают развитие микроорганизмов, выделяющих токсичные яды. Контроль знаний с помощью теста «Азот и его соединения» Вариант I 1. Наиболее прочная молекула: а) Н2; б) F2; в) О2; г) N2. 2. Окраска фенолфталеина в растворе аммиака: а) малиновая; б) зеленая; в) желтая; г) синяя. 3. Степень окисления +3 у атома азота в соединении: а) NH4NO3; б) NaNО3; в) NО2; г) КNO2. 4. При термическом разложении нитрата меди(II) образуются: а) нитрит меди(II) и О2; б) оксид азота(IV) и О2; в) оксид меди(II), бурый газ NO2 и О2; г) гидроксид меди(II), N2 и О2. 5. Какой ион образован по донорно-акцепторному механизму? а) ; б) NO3–; в) Сl–; г) SO42–. 6. Укажите сильные электролиты: а) азотная кислота; б) азотистая кислота; в) водный раствор аммиака; г) нитрат аммония. 7. Водород выделяется при взаимодействии: а) Zn + HNO3 (разб.); б) Cu + HCl (р-р); в) Al + NaOH + H2O; г) Zn + H2SO4 (разб.); д) Fe + HNO3 (конц.). 8. Составьте уравнение реакции цинка с очень разбавленной азотной кислотой, если один из продуктов реакции – нитрат аммония. Укажите коэффициент, стоящий перед окислителем. 9. Напишите уравнения реакций для следующих превращений: Дайте названия веществам А, В, С. Вариант II 1. Cпособом вытеснения воды нельзя собрать: а) азот; б) водород; в) кислород; г) аммиак. 2. Реактивом на ион аммония служит раствор: а) сульфата калия; б) нитрата серебра; в) гидроксида натрия; г) хлорида бария. 3. При взаимодействии НNО3 (конц.) с медной стружкой образуется газ: а) N2O; б) NН3; в) NO2; г) Н2. 4. При термическом разложении нитрата натрия образуется: а) оксид натрия, бурый газ NO2, O2; б) нитрит натрия и О2; в) натрий, бурый газ NO2, O2; г) гидроксид натрия, N2, О2. 5. Cтепень окисления азота в сульфате аммония: а) –3; б) –1; в) +1; г) +3. 6. С какими из указанных веществ реагирует концентрированная HNO3 при обычных условиях? а) NаОН; б) АgСl; в) Al; г) Fе; д) Сu. 7. Укажите число ионов в сокращенном ионном уравнении взаимодействия сульфата натрия и нитрата серебра: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4. 8. Составьте уравнение взаимодействия магния с разбавленной азотной кислотой, если один из продуктов реакции – простое вещество. Укажите коэффициент, стоящий в уравнении перед окислителем. 9. Напишите уравнения реакций для следующих превращений: Дайте названия веществам А, В, С, D. Ответы на вопросы тестов Вариант I 1 – г; 2 – а; 3 – г; 4 – в; 5 – а; 6 – а, г; 7 – в, г; 8 – 10,
9. А – NH3, B – NH4NO3, C – NO, Вариант II 1 – г; 2 – в; 3 – в; 4 – б; 5 – а; 6 – а, д; 7 – в, 2Ag+ + SO42– = Ag2SO4; 8 – 12,
9. А – NO, B – NO2, C – HNO3, D – NH4NO3, В заключение урока учитель высказывает свое отношение к проделанной учащимися работе, оценивает их выступления и ответы. ЛИТЕРАТУРАГабриелян О.С. Химия-9. М.: Дрофа, 2001; Габриелян
О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя.
Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2002; Пичугина Г.В.
Обобщение знаний о превращении соединений азота
в почве и в растениях. Химия в школе, 1997, № 7; Харьковская
Н.Л., *«Красный преципитат» – это одна из модификаций оксида ртути(II) HgO. (Прим. ред.) В.С.ВАГИНА,
|