Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №19/2005

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

 

Систематизация учебного материала
на основе использования смысловых опор
как условие повышения качества обучения

Образование вступает в этап технологизации, через который прошли все ныне эффективные отрасли общественного производства. Учителя имеют сегодня свободу выбора и действий, у них открыта дорога к творчеству. Однако значительная часть преподавателей в новой ситуации не владеет научно-практическими основами педагогического творчества, не может выбрать необходимое из массы образовательных услуг, не знакома с технологией подготовки (конструирования, проектирования) учебного материала.
Прежняя педагогика как будто и не нуждалась в технологиях и технологах: практики получали от ученых готовые наборы единых учебных программ и планов, пособий и научных разработок и применяли их в своей работе. В результате поиски педагогических решений сводились к использованию простых приемов и наглядных пособий. В настоящее время различные технологии и творчество дают важный положительный эффект самосовершенствования и самоорганизации деятельности учителя.

Разработанная мною технология представлена в виде пакета схем-конспектов. Наглядное обучение способствует быстроте понимания и прочности запоминания, развивает память ученика, делает ее богаче. Это происходит потому, что наглядное обучение увеличивает количество ассоциативных путей, способствующих прочному запоминанию учебного материала, в том числе и по химии. Из моей практической деятельности выявлено, что учащиеся, используя эти схемы-конспекты, не только успевают изучить материал, но и самостоятельно на конкретных примерах приводят свои уравнения химических реакций, анализируют их, делают правильные выводы. Качество знаний обычно увеличивается на 35–40% при использовании схем-конспектов.

Каждая схема разделена на блоки. Разберем, к примеру, тему «Спирты» (схема 1). Приведена общая формула одноатомного спирта, по которой можно вывести формулу любого такого спирта.

Первый блок – способы получения спиртов. В этом блоке приведены схемы реакций, лежащих в основе получения спиртов для широкого применения в разных отраслях промышленности, на что указывает пятый блок.

Во втором блоке отражены классификация спиртов, зависящая от положения гидроксильной группы, электронные представления об особенностях строения, сведения о взаимном влиянии атомов, распределение электронной плотности в молекуле, поляризация связи О–Н, объясняющая активность атома водорода. В этом блоке закрепляются понятия «гомолог» и «изомерия».

Изучение гомологии дает возможность решить основной вопрос содержания обучения органической химии – вопрос зависимости свойств от строения. Здесь велико значение той части молекулы вещества, которая обусловливает основные, характерные для него свойства, т.е. функциональной группы. Она непосредственно связана с другой частью молекулы – радикалом. Эти части влияют друг на друга и составляют противоречивое единство. Их единство абсолютно, а противоречивость относительна: функциональная группа – более изменяющаяся часть, чем радикал.

В этом же блоке закрепляется понятие «изомер», т.к. понятия «гомолог» и «изомер» рассматриваются в единстве, как различные стороны строения вещества. Область опорных понятий явления изомерии включает знания о молекулярных формах (качественном и количественном составе веществ), химическом строении, аллотропии.

Третий блок привлекает внимание к отсутствию веществ в газообразном состоянии, к механизму образования водородной связи, ее влиянию на агрегатное состояние спиртов, их растворимость в воде, температуру кипения по сравнению с соответствующими углеводородами.

При изучении химических свойств спиртов в четвертом блоке основной обучающей задачей является продолжение формирования понятия о взаимном влиянии атомов в молекулах органических веществ, а также доказательство обусловленности химических свойств спиртов от наличия в составе молекул группы ОН. Уделяется внимание развитию умений учащихся устанавливать связь между строением молекул и их химическими свойствами.

Аналогично могут быть разобраны другие темы (схемы 2–4).

Схема 1

Одноатомные CnH2n+1OH и
многоатомные спирты


Схема 2

Алкины (ацетиленовые углеводороды)
CnH2n–2


Схема 3

Арены – ароматические углеводороды
C6H2n–6




Схема 4

Сложные эфиры R–COO–R'



Основная цель данного методического материала – помочь учителю организовать работу учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса химии, умению применять их на разных уровнях с учетом индивидуальных особенностей учащихся на разных этапах учебно-воспитательного процесса (актуализация знаний и подготовка учащихся к усвоению нового материала, закрепление, обобщение, систематизация, коррекция и учет знаний, умений и навыков). В дидактическом пакете систематизирован изучаемый материал, что позволяет учителю легче подготовиться и вести урок, экономично используя доску.

Организация повторения нередко вызывает затруднения во времени и поиске учебной литературы у учеников и учителя, если постоянно используется дополнительная литература на уроках, особенно по органической химии. Данный пакет устраняет эти затруднения. Вопросы, которые чаще повторяются на уроках, учтены в дополнительном материале, особенно в 11-м классе при повторении и обобщении всего курса химии.

Курс химии делится на неорганическую и органическую части со следующими основными задачами: усвоение важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химической символики, умение пользоваться логическими приемами мышления, обобщать и систематизировать материал, приводить и объяснять примеры. Воспитание и обучение включают многие направления развития личности. Предложенный пакет дидактического материала способствует усвоению изучаемых тем курса химии каждым учеником на разных уровнях усвоения знаний: от минимального – первого уровня – до высокого – четвертого уровня.

Чем выше уровень, тем сложнее умственные операции, выполняемые учащимися в процессе использования сформированных знаний.

На первом уровне по планам-конспектам учащиеся лишь воспроизводят изученный материал без существенных изменений. На втором уровне в предложенных заданиях по аналогии выполняют упражнения, разобранные ранее вместе с учителем. На третьем уровне самостоятельно приводят свои примеры, объясняя и доказывая их. На четвертом уровне учащиеся подтверждают для изученных классов соединений их генетическую связь, используя индивидуальные мыслительные операции на основе своего личностно-ориентированного подхода.

И.А.ШАПОВАЛОВА,
учитель химии
(г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО)

Рейтинг@Mail.ru