Систематизация учебного материала
на основе использования смысловых опор
как условие повышения качества обучения
Образование вступает в этап технологизации,
через который прошли все ныне эффективные
отрасли общественного производства. Учителя
имеют сегодня свободу выбора и действий, у них
открыта дорога к творчеству. Однако значительная
часть преподавателей в новой ситуации не владеет
научно-практическими основами педагогического
творчества, не может выбрать необходимое из
массы образовательных услуг, не знакома с
технологией подготовки (конструирования,
проектирования) учебного материала.
Прежняя педагогика как будто и не нуждалась в
технологиях и технологах: практики получали от
ученых готовые наборы единых учебных программ и
планов, пособий и научных разработок и применяли
их в своей работе. В результате поиски
педагогических решений сводились к
использованию простых приемов и наглядных
пособий. В настоящее время различные технологии
и творчество дают важный положительный эффект
самосовершенствования и самоорганизации
деятельности учителя.
Разработанная мною технология представлена в
виде пакета схем-конспектов. Наглядное обучение
способствует быстроте понимания и прочности
запоминания, развивает память ученика, делает ее
богаче. Это происходит потому, что наглядное
обучение увеличивает количество ассоциативных
путей, способствующих прочному запоминанию
учебного материала, в том числе и по химии. Из
моей практической деятельности выявлено, что
учащиеся, используя эти схемы-конспекты, не
только успевают изучить материал, но и
самостоятельно на конкретных примерах приводят
свои уравнения химических реакций, анализируют
их, делают правильные выводы. Качество знаний
обычно увеличивается на 35–40% при использовании
схем-конспектов.
Каждая схема разделена на блоки. Разберем, к
примеру, тему «Спирты» (схема 1). Приведена общая
формула одноатомного спирта, по которой можно
вывести формулу любого такого спирта.
Первый блок – способы получения
спиртов. В этом блоке приведены схемы реакций,
лежащих в основе получения спиртов для широкого
применения в разных отраслях промышленности, на
что указывает пятый блок.
Во втором блоке отражены классификация
спиртов, зависящая от положения гидроксильной
группы, электронные представления об
особенностях строения, сведения о взаимном
влиянии атомов, распределение электронной
плотности в молекуле, поляризация связи О–Н,
объясняющая активность атома водорода. В этом
блоке закрепляются понятия «гомолог» и
«изомерия».
Изучение гомологии дает возможность решить
основной вопрос содержания обучения
органической химии – вопрос зависимости свойств
от строения. Здесь велико значение той части
молекулы вещества, которая обусловливает
основные, характерные для него свойства, т.е.
функциональной группы. Она непосредственно
связана с другой частью молекулы – радикалом.
Эти части влияют друг на друга и составляют
противоречивое единство. Их единство абсолютно,
а противоречивость относительна: функциональная
группа – более изменяющаяся часть, чем радикал.
В этом же блоке закрепляется понятие «изомер»,
т.к. понятия «гомолог» и «изомер» рассматриваются
в единстве, как различные стороны строения
вещества. Область опорных понятий явления
изомерии включает знания о молекулярных формах
(качественном и количественном составе веществ),
химическом строении, аллотропии.
Третий блок привлекает внимание к
отсутствию веществ в газообразном состоянии, к
механизму образования водородной связи, ее
влиянию на агрегатное состояние спиртов, их
растворимость в воде, температуру кипения по
сравнению с соответствующими углеводородами.
При изучении химических свойств спиртов в четвертом
блоке основной обучающей задачей является
продолжение формирования понятия о взаимном
влиянии атомов в молекулах органических веществ,
а также доказательство обусловленности
химических свойств спиртов от наличия в составе
молекул группы ОН. Уделяется внимание развитию
умений учащихся устанавливать связь между
строением молекул и их химическими свойствами.
Аналогично могут быть разобраны другие темы
(схемы 2–4).
Схема 1
Одноатомные CnH2n+1OH и
многоатомные спирты
Схема 2
Алкины (ацетиленовые углеводороды)
CnH2n–2
Схема 3
Арены – ароматические углеводороды
C6H2n–6
Схема 4
Сложные эфиры R–COO–R'
Основная цель данного методического материала
– помочь учителю организовать работу учащихся
по формированию основополагающих знаний
школьного курса химии, умению применять их на
разных уровнях с учетом индивидуальных
особенностей учащихся на разных этапах
учебно-воспитательного процесса (актуализация
знаний и подготовка учащихся к усвоению нового
материала, закрепление, обобщение,
систематизация, коррекция и учет знаний, умений и
навыков). В дидактическом пакете
систематизирован изучаемый материал, что
позволяет учителю легче подготовиться и вести
урок, экономично используя доску.
Организация повторения нередко вызывает
затруднения во времени и поиске учебной
литературы у учеников и учителя, если постоянно
используется дополнительная литература на
уроках, особенно по органической химии. Данный
пакет устраняет эти затруднения. Вопросы,
которые чаще повторяются на уроках, учтены в
дополнительном материале, особенно в 11-м классе
при повторении и обобщении всего курса химии.
Курс химии делится на неорганическую и
органическую части со следующими основными
задачами: усвоение важнейших фактов, понятий,
химических законов и теорий, химической
символики, умение пользоваться логическими
приемами мышления, обобщать и систематизировать
материал, приводить и объяснять примеры.
Воспитание и обучение включают многие
направления развития личности. Предложенный
пакет дидактического материала способствует
усвоению изучаемых тем курса химии каждым
учеником на разных уровнях усвоения знаний: от
минимального – первого уровня – до высокого –
четвертого уровня.
Чем выше уровень, тем сложнее умственные
операции, выполняемые учащимися в процессе
использования сформированных знаний.
На первом уровне по планам-конспектам
учащиеся лишь воспроизводят изученный материал
без существенных изменений. На втором уровне
в предложенных заданиях по аналогии выполняют
упражнения, разобранные ранее вместе с учителем.
На третьем уровне самостоятельно приводят
свои примеры, объясняя и доказывая их. На четвертом
уровне учащиеся подтверждают для изученных
классов соединений их генетическую связь,
используя индивидуальные мыслительные операции
на основе своего личностно-ориентированного
подхода.
И.А.ШАПОВАЛОВА,
учитель химии
(г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО)
|