МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ –
движение вперед или назад?
Химия, как и другие
естественные науки, переживает в настоящее время
тяжелые времена. С одной стороны,
капиталовложения на обучение химии в школе и в
вузе намного превышают расходы на другие разделы
науки. А видимая отдача от этого вклада ощущается
не сразу. С другой стороны, на бытовом уровне
сложилось отношение к химии как сложному,
трудному для восприятия предмету и ненужному для
дальнейшей профессиональной деятельности. Хотя
каждый так или иначе практически постоянно либо
пользуется «плодами» химической отрасли
промышленности, либо сталкивается с
деятельностью, требующей знаний приемов
безопасного обращения с веществами. Многие ли из
нас задумываются над тем, почему хорошая хозяйка
никогда не поставит бутылочку с уксусной
кислотой рядом с другими похожими емкостями для
пищевых продуктов? Почему всегда читают
инструкцию перед работой с такими бытовыми
жидкостями, как хлорный отбеливатель или
средства для чистки стекол? Почему все знают, что
после покрытия пола новым линолеумом или
ковролином всегда необходимо проветривать
помещение? А ведь это – приемы безопасного
обращения с веществами. Умение приготовить
растворы, знание способов очистки веществ,
свойств наиболее часто встречающихся
соединений, влияние их на здоровье человека –
все это подрастающее поколение узнает на уроках
химии в школе. На этих занятиях ребята не только
учатся, отрабатывают навыки практической
деятельности при проведении химического
эксперимента, создают различные проекты, но и
открывают для себя путь познания окружающего
мира.
К сожалению, в обществе сейчас негативное
отношение к химии как к науке. Обывателю она
кажется невостребованной в современном мире.
Химия превратилась в науку для избранных, для
тех, кто обладает силой воли, интересом к ее
изучению, а порой и дополнительными средствами.
Снижение уровня химических знаний отрывает от
важных научных представлений, формирующих
единую научную картину мира. Можно сказать, что в
целом властвует «хемофобия» и массовая
химическая безграмотность.
Немногие знают, что химия в истекшем столетии
заняла центральное место в естествознании. По
темпам развития она существенно опережает
другие естественные и точные науки. Объем
химических знаний сейчас удваивается в среднем
за 11–12 лет, в то время как в середине прошлого
века этот период составлял около 40 лет. Одной из
причин развития и совершенствования
современного мира, базы материальной культуры
цивилизованного мира стали достижения химии.
Ведь именно химия играет важную роль в создании
новых материалов, лекарств, средств защиты
растений, продуктов питания и многого другого.
Она является основой большинства
технологических процессов во всех областях
промышленности. Более 80% современных технологий
энергетики, электроники, металлургии, пищевой и
легкой отраслей промышленности, сельского
хозяйства, а также все 100% нефтепереработки – это
почти чистая химия [1].
Итак, с одной стороны невероятные темпы
развития, огромные достижения химии, а с другой –
реформирование российского школьного
химического образования. Согласуется ли одно с
другим?
В федеральном компоненте государственного
стандарта общего образования1
[2] основные задачи модернизации российского
образования определены как повышение его
доступности, качества и эффективности. Это
предполагает не только масштабные структурные,
организационно-экономические изменения, но в
первую очередь – значительное обновление
содержания образования, прежде всего общего
образования, приведение его в соответствие с
требованиями времени и задачами развития страны.
Рассмотрим подробнее, что предполагает такая
концепция. В рамках модернизации образования
введен учебный предмет «Естествознание».
Основные изменения в содержании отдельных
учебных предметов по сравнению с обязательным
минимумом содержания общего образования,
утвержденным приказом Минобразования России в
1998/99 г., следующие.
При изучении естествознания будет усилена
прикладная и практическая направленность всех
учебных предметов данной образовательной
области (физика, химия, биология). На базовом
уровне старшей школы в качестве варианта
изучения предложен интегрированный курс
«естествознание» [см. 2].
Обратите внимание, что даже не выделены
отдельные образовательные области таких
предметов, как «Физика» и «Химия», как будто
развитие этих наук давно прекратилось и они
представляют собой набор неизменных теорий,
понятий и т.п.
Изучение химии в основной общеобразовательной
школе ограничено рамками 2 ч в неделю, и это при
декларируемом стремлении к «усилению
практической, прикладной направленности
предмета». В Советском Союзе на изучение химии
отводилось 3 ч в неделю, что гарантировало
отработку и закрепление основных знаний, умений
и навыков.
Однако больше всего изменений в современное
школьное химическое образование вносит сборник
нормативных документов «Федеральный базисный
учебный план и примерные учебные планы»2 [3]. В этом документе среднее
(полное) общее образование характеризуется как
«завершающая ступень общего образования,
призванная обеспечить функциональную
грамотность и социальную адаптацию обучающихся,
содействовать их общественному и гражданскому
самоопределению. Эти функции предопределяют
направленность целей на формирование социально
грамотной и социально мобильной личности,
осознающей свои гражданские права и обязанности,
ясно представляющей потенциальные возможности,
ресурсы и способы реализации выбранного
жизненного пути. Эффективное достижение
указанных целей возможно при введении
профильного обучения» [см. 3].
Базовые общеобразовательные учебные
предметы федерального компонента
направлены на завершение общеобразовательной
подготовки обучающихся. Федеральный базисный
учебный план предполагает функционально полный,
но минимальный их набор. Обязательными базовыми
общеобразовательными учебными предметами
являются: «Русский язык», «Литература»,
«Иностранный язык», «Математика», «История»,
«Физическая культура», а также интегрированные
учебные предметы «Обществознание» (включая
«Экономику» и «Право») и «Естествознание».
Остальные базовые учебные предметы изучаются по
выбору.
Обращает внимание, что в учебном плане нет ни
физики, ни химии, ни биологии – наук, являющихся в
настоящее время основой развития цивилизации.
Однако есть «Естествознание» – учебный предмет,
который чуть позже характеризуется следующим
образом: «Предлагаемый интегрированный учебный
предмет «Естествознание» не является суммой
знаний по физике, химии, биологии. Он призван
решать задачу формирования целостной
естественно-научной картины мира и ознакомления
обучающихся с методами познания, характерными
для естественных наук. Эта задача в большей
степени соответствует назначению изучения
естествознания в профилях гуманитарной
направленности – формированию современного
научного мировоззрения, самоопределению
личности в окружающем мире» [см. 3].
Таким образом, у данного учебного предмета свои
цели и задачи, не связанные с задачами
химического образования. Если же и
предполагается изучение химии, то на это
отводится только 1 ч в неделю. При этом сами же
разработчики отмечают малоэффективность таких
курсов.
Предполагается введение элективных курсов, но
как таковых методически разработанных и
апробированных курсов существует немного. И они,
к сожалению, не в состоянии сформировать
целостное восприятие химии как одного из
разделов науки.
Возникает вопрос: почему химию лишают права
быть отдельным учебным предметом? Почему лишают
молодое поколение радости познания огромного
мира веществ, их особенностей, свойств,
превращений и т.д.?
Р.Бойль писал: «…Химики видели свою задачу в
приготовлении лекарств, в получении и
превращении металлов. Я рассматриваю химию с
совершенно иных позиций: не как врач или алхимик,
но как философ». До XX в. химия находилась в центре
философских дебатов. Об атомной гипотезе
Дж.Дальтона спорили исключительно химики – одни
полагали, что атомы действительно существуют, а
другие считали их лишь удобными фикциями. Однако
открытие радиоактивности и рождение квантовой
теории привели к тому, что атомы переместились в
область физики, которая в то время подверглась
революционным преобразованиям [4].
Еще один важный аспект – этические вопросы,
связанные с экологическими проблемами
химической отрасли промышленности. Научное
сообщество выступило с инициативой «зеленой
химии», цель которой создать дружественные
природной среде и человеку технологии. Такой
философский подход сейчас активно обсуждают. И
это только малая часть проблем и задач
современной химической науки.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить
следующую особенность развития химических
знаний на современном этапе: бурный рост объема
химической информации и создание новых
направлений, технологий находятся в
противоречии со все более жестким ограничением
по базовому школьному химическому образованию.
Все это приводит к постепенному ослаблению
позиций российской химической науки в мировой
науке. И как пишет Ю.А.Устынюк, доктор химических
наук, профессор МГУ: «Доля работ российских
химиков в общем объеме исследований и в мировых
информационных потоках быстро сокращается. Наша
страна не может считать себя “великой
химической державой”. За какой-нибудь десяток
лет в связи с уходом лидеров и отсутствием
достойной смены мы уже потеряли значительное
число научных школ, составлявших гордость не
только нашей, но и мировой науки. На мой взгляд,
российская химическая наука сегодня достигла
критического рубежа, за которым распад
сообщества становится лавинообразным и более не
контролируемым процессом» [см. 1]. И все это в тот
период, когда потребность в хороших химиках есть.
Может быть, подготовка специалистов-химиков не
отвечает задачам развития страны?
Д.С.Данин так писал о научной революции:
«Научные революции не знают восстаний. О них не
возвещают праведные выстрелы. Профессора не
прерывают лекции на полуслове. Студенты не
бросаются на улицу. На биржах не водворяется
паника. Влюбленные не отменяют свиданий.
Заведенным чередом продолжается жизнь. И
кажется: все тот же век на дворе. И только где-то в
тишине лабораторий становится слышен скрип
колеса Истории, скачком ускорившего свое
вращение. И пока только там догадываются: “Нет,
наступают новые времена!”». Может так статься,
что «скрип колеса Истории» будет слышен не в
российских химических лабораториях.
1 Одобрен решением коллегии
Минобразования России и Президиума Российской
академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12,
утвержден приказом Минобразования России «Об
утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего
образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
2 Одобрен решением коллегии
Минобразования России и Президиума Российской
академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12,
утвержден приказом Минобразования России «Об
утверждении федерального базисного учебного
плана для начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования» от 9 марта
2004 г. № 1312.
ЛИТЕРАТУРА
1. Устынюк Ю.А. Химия и химическое
образование: смена методов и поколений. Химия и
жизнь – XXI век, 2003, № 12, с. 8–13.
2. Федеральный компонент государственного
стандарта общего образования. Химия. Сборник
нормативных документов. Химия. М.: Дрофа, 2004.
3. Федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы. Извлечение. Сборник
нормативных документов. Химия. М.: Дрофа, 2004.
4. Скерри Э. Философия химии. Химия и жизнь –
XXI век, 2003, № 10, с. 22–23.
И.А.УКРАИНЦЕВА,
учитель химии гимназии № 1
(г. Калининград)
|