Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №16/2005

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
движение вперед или назад?

Фото В.ДемидоваХимия, как и другие естественные науки, переживает в настоящее время тяжелые времена. С одной стороны, капиталовложения на обучение химии в школе и в вузе намного превышают расходы на другие разделы науки. А видимая отдача от этого вклада ощущается не сразу. С другой стороны, на бытовом уровне сложилось отношение к химии как сложному, трудному для восприятия предмету и ненужному для дальнейшей профессиональной деятельности. Хотя каждый так или иначе практически постоянно либо пользуется «плодами» химической отрасли промышленности, либо сталкивается с деятельностью, требующей знаний приемов безопасного обращения с веществами. Многие ли из нас задумываются над тем, почему хорошая хозяйка никогда не поставит бутылочку с уксусной кислотой рядом с другими похожими емкостями для пищевых продуктов? Почему всегда читают инструкцию перед работой с такими бытовыми жидкостями, как хлорный отбеливатель или средства для чистки стекол? Почему все знают, что после покрытия пола новым линолеумом или ковролином всегда необходимо проветривать помещение? А ведь это – приемы безопасного обращения с веществами. Умение приготовить растворы, знание способов очистки веществ, свойств наиболее часто встречающихся соединений, влияние их на здоровье человека – все это подрастающее поколение узнает на уроках химии в школе. На этих занятиях ребята не только учатся, отрабатывают навыки практической деятельности при проведении химического эксперимента, создают различные проекты, но и открывают для себя путь познания окружающего мира.

К сожалению, в обществе сейчас негативное отношение к химии как к науке. Обывателю она кажется невостребованной в современном мире. Химия превратилась в науку для избранных, для тех, кто обладает силой воли, интересом к ее изучению, а порой и дополнительными средствами. Снижение уровня химических знаний отрывает от важных научных представлений, формирующих единую научную картину мира. Можно сказать, что в целом властвует «хемофобия» и массовая химическая безграмотность.

Немногие знают, что химия в истекшем столетии заняла центральное место в естествознании. По темпам развития она существенно опережает другие естественные и точные науки. Объем химических знаний сейчас удваивается в среднем за 11–12 лет, в то время как в середине прошлого века этот период составлял около 40 лет. Одной из причин развития и совершенствования современного мира, базы материальной культуры цивилизованного мира стали достижения химии. Ведь именно химия играет важную роль в создании новых материалов, лекарств, средств защиты растений, продуктов питания и многого другого. Она является основой большинства технологических процессов во всех областях промышленности. Более 80% современных технологий энергетики, электроники, металлургии, пищевой и легкой отраслей промышленности, сельского хозяйства, а также все 100% нефтепереработки – это почти чистая химия [1].

Итак, с одной стороны невероятные темпы развития, огромные достижения химии, а с другой – реформирование российского школьного химического образования. Согласуется ли одно с другим?

В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования1 [2] основные задачи модернизации российского образования определены как повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.

Рассмотрим подробнее, что предполагает такая концепция. В рамках модернизации образования введен учебный предмет «Естествознание». Основные изменения в содержании отдельных учебных предметов по сравнению с обязательным минимумом содержания общего образования, утвержденным приказом Минобразования России в 1998/99 г., следующие.

При изучении естествознания будет усилена прикладная и практическая направленность всех учебных предметов данной образовательной области (физика, химия, биология). На базовом уровне старшей школы в качестве варианта изучения предложен интегрированный курс «естествознание» [см. 2].

Обратите внимание, что даже не выделены отдельные образовательные области таких предметов, как «Физика» и «Химия», как будто развитие этих наук давно прекратилось и они представляют собой набор неизменных теорий, понятий и т.п.

Изучение химии в основной общеобразовательной школе ограничено рамками 2 ч в неделю, и это при декларируемом стремлении к «усилению практической, прикладной направленности предмета». В Советском Союзе на изучение химии отводилось 3 ч в неделю, что гарантировало отработку и закрепление основных знаний, умений и навыков.

Однако больше всего изменений в современное школьное химическое образование вносит сборник нормативных документов «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы»2 [3]. В этом документе среднее (полное) общее образование характеризуется как «завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения» [см. 3].

Базовые общеобразовательные учебные предметы федерального компонента направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание» (включая «Экономику» и «Право») и «Естествознание». Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Обращает внимание, что в учебном плане нет ни физики, ни химии, ни биологии – наук, являющихся в настоящее время основой развития цивилизации. Однако есть «Естествознание» – учебный предмет, который чуть позже характеризуется следующим образом: «Предлагаемый интегрированный учебный предмет «Естествознание» не является суммой знаний по физике, химии, биологии. Он призван решать задачу формирования целостной естественно-научной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Эта задача в большей степени соответствует назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности – формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире» [см. 3].

Таким образом, у данного учебного предмета свои цели и задачи, не связанные с задачами химического образования. Если же и предполагается изучение химии, то на это отводится только 1 ч в неделю. При этом сами же разработчики отмечают малоэффективность таких курсов.

Предполагается введение элективных курсов, но как таковых методически разработанных и апробированных курсов существует немного. И они, к сожалению, не в состоянии сформировать целостное восприятие химии как одного из разделов науки.

Возникает вопрос: почему химию лишают права быть отдельным учебным предметом? Почему лишают молодое поколение радости познания огромного мира веществ, их особенностей, свойств, превращений и т.д.?

Р.Бойль писал: «…Химики видели свою задачу в приготовлении лекарств, в получении и превращении металлов. Я рассматриваю химию с совершенно иных позиций: не как врач или алхимик, но как философ». До XX в. химия находилась в центре философских дебатов. Об атомной гипотезе Дж.Дальтона спорили исключительно химики – одни полагали, что атомы действительно существуют, а другие считали их лишь удобными фикциями. Однако открытие радиоактивности и рождение квантовой теории привели к тому, что атомы переместились в область физики, которая в то время подверглась революционным преобразованиям [4].

Еще один важный аспект – этические вопросы, связанные с экологическими проблемами химической отрасли промышленности. Научное сообщество выступило с инициативой «зеленой химии», цель которой создать дружественные природной среде и человеку технологии. Такой философский подход сейчас активно обсуждают. И это только малая часть проблем и задач современной химической науки.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующую особенность развития химических знаний на современном этапе: бурный рост объема химической информации и создание новых направлений, технологий находятся в противоречии со все более жестким ограничением по базовому школьному химическому образованию. Все это приводит к постепенному ослаблению позиций российской химической науки в мировой науке. И как пишет Ю.А.Устынюк, доктор химических наук, профессор МГУ: «Доля работ российских химиков в общем объеме исследований и в мировых информационных потоках быстро сокращается. Наша страна не может считать себя “великой химической державой”. За какой-нибудь десяток лет в связи с уходом лидеров и отсутствием достойной смены мы уже потеряли значительное число научных школ, составлявших гордость не только нашей, но и мировой науки. На мой взгляд, российская химическая наука сегодня достигла критического рубежа, за которым распад сообщества становится лавинообразным и более не контролируемым процессом» [см. 1]. И все это в тот период, когда потребность в хороших химиках есть. Может быть, подготовка специалистов-химиков не отвечает задачам развития страны?

Д.С.Данин так писал о научной революции: «Научные революции не знают восстаний. О них не возвещают праведные выстрелы. Профессора не прерывают лекции на полуслове. Студенты не бросаются на улицу. На биржах не водворяется паника. Влюбленные не отменяют свиданий. Заведенным чередом продолжается жизнь. И кажется: все тот же век на дворе. И только где-то в тишине лабораторий становится слышен скрип колеса Истории, скачком ускорившего свое вращение. И пока только там догадываются: “Нет, наступают новые времена!”». Может так статься, что «скрип колеса Истории» будет слышен не в российских химических лабораториях.


1 Одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

2 Одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

ЛИТЕРАТУРА

1. Устынюк Ю.А. Химия и химическое образование: смена методов и поколений. Химия и жизнь – XXI век, 2003, № 12, с. 8–13.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Химия. Сборник нормативных документов. Химия. М.: Дрофа, 2004.

3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Извлечение. Сборник нормативных документов. Химия. М.: Дрофа, 2004.

4. Скерри Э. Философия химии. Химия и жизнь – XXI век, 2003, № 10, с. 22–23.

И.А.УКРАИНЦЕВА,
учитель химии гимназии № 1
(г. Калининград)

Рейтинг@Mail.ru