Е.Я.АРШАНСКИЙОБУЧЕНИЕ ХИМИИ
|
Кристаллы и модель ионной
|
Тренировка и овладение методикой составления электронных и электронно-графических схем образования ковалентной связи. Объяснение донорно-акцепторного механизма образования ковалентной связи.
Освоение методики составления схем образования ионной связи.
Определение степени окисления химических элементов в соединениях (использование учащимися взаимоконтроля).
Сравнение разных видов химической связи. Установление сходства и отличия между ними (групповая работа с участием учеников-прокторов).
Определение вида химической связи, типа кристаллической решетки и прогнозирование свойств бинарных соединений на основании их качественного состава (использование учащимися взаимоконтроля).
Установление причинно-следственных связей (строение атома вид химической связи тип кристаллической решетки свойства вещества).
Обсуждение возможности образования водородных связей и их влияния на свойства веществ.
Составление учениками-прокторами тестовых заданий для контроля знаний по изучаемой теме.
Проверка учениками-прокторами письменных контрольных работ по предложенному учителем образцу.
Кристаллы и модель атомной кристаллической решетки алмаза |
Кристаллы и модель молекулярной кристаллической решетки йода |
Демонстрации
Модели кристаллических решеток веществ с разным типом химической связи (хлорида натрия, алмаза, твердого оксида углерода(IV), магния и т.д.).
Образцы веществ с различным типом химической связи.
Лабораторные опыты
Составление моделей молекул с ковалентным типом химической связи (галогеноводородов, воды, кислорода, азота).
Тема 4.
Химия растворов и теория
электролитической диссоциации (8 ч)
Актуализируемые знания основного курса химии
Растворы. Понятие о растворителе и растворенном веществе. Вода как универсальный растворитель. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Концентрированные и разбавленные растворы, насыщенные и ненасыщенные растворы.
Понятие об электролитах и неэлектролитах. Катионы и анионы. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Понятие об электролитической диссоциации как обратимом процессе. Диссоциация кислот, оснований и солей.
Реакции ионного обмена в водных растворах, условия их необратимости.
Инвариант химического содержания
Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Понятие о гидратах и кристаллогидратах.
Понятие о коэффициенте растворимости. Зависимость растворимости твердых веществ, жидкостей и газов от температуры.
Молярная концентрация растворенного вещества в растворе.
Электролитическая диссоциация соединений с ионной и ковалентной полярной связями. Химические свойства кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимосвязь между основными классами неорганических соединений.
Гидролиз солей. Реакции гидролиза солей по первой ступени. Понятие о водородном показателе (pH).
Методический компонент содержания школьного курса химии
Роль задач в обучении химии. Классификация химических задач на расчетные и качественные*.
Методика составления типовых расчетных задач с использованием понятий «массовая доля растворенного вещества в растворе» и «молярная концентрация растворенного вещества в растворе» (по предложенному учителем алгоритму)*.
Требования к записи краткого условия и хода решения расчетных задач по химии (на примере задач по данной теме).
Методика объяснения решения типовых расчетных задач по химии (рекомендации для учеников-прокторов)*.
Содержание деятельности учащихся при изучении темы
Выяснение особенностей диссоциации соединений с разным типом химической связи.
Взаимообучение учащихся по овладению методикой составления уравнений реакций диссоциации кислот, щелочей и солей.
Характеристика химических свойств кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации, взаимосвязь веществ разных классов.
Работа с таблицей «Растворимость кислот, солей и оснований в воде».
Тренировка и взаимоконтроль учащихся по составлению полных и сокращенных ионных уравнений реакций, протекающих в растворах и идущих до конца.
Освоение методики составления молекулярных уравнений реакций по соответствующим им сокращенным ионным уравнениям.
Подбор и составление типовых расчетных задач с использованием понятий «массовая доля растворенного вещества в растворе» и «молярная концентрация растворенного вещества в растворе» (по предложенному учителем алгоритму).
Составление рисунков, иллюстрирующих условие задач на приготовление растворов и помогающих в их решении.
Объяснение учениками-прокторами решения типовых расчетных задач по данной теме перед учениками в классе.
Оказание учениками-прокторами помощи товарищам в овладении способами решения химических задач по изучаемой теме.
Тренировка и овладение методикой составления молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций гидролиза солей по первой ступени.
Расчетные задачи
Вычисление молярной концентрации растворенного вещества по заданному количеству вещества (или массе) и объему раствора, нахождение массы растворенного вещества по молярной концентрации.
Расчеты по уравнениям химических реакций, протекающим в растворах.
Демонстрации
Таблицы «Растворимость кислот, солей и оснований в воде», «Кривые растворимости».
Иллюстрация тепловых явлений при растворении.
Сравнение электропроводности электролитов различной концентрации.
Опыты по гидролизу солей.
Лабораторные опыты
Определение pH водных растворов солей с помощью универсальной индикаторной бумаги.
Реакции обмена в водных растворах электролитов.
Практические работы
Свойства кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации.
Тема 5.
Многообразие химических реакций
и закономерности их протекания (7 ч)
Актуализируемые знания основного курса химии
Сущность, признаки и условия протекания химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Тепловой эффект химической реакции. Реакции экзо- и эндотермические. Термохимические уравнения.
Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Понятие об окислителе и восстановителе.
Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции: природа реагирующих веществ, концентрация, температура, площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ, катализатор.
Инвариант химического содержания
Сущность химических реакций на основе электронных представлений. Важнейшие окислители и восстановители. Уравнения окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.
Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз водных растворов и расплавов солей.
Понятие о скорости химической реакции. Закон действующих масс – основной закон химической кинетики. Правило Вант-Гоффа. Понятие об энергии активации. Катализ.
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия: температура, давление, концентрация.
[Закон Гесса о тепловом эффекте химической реакции.]**
Принципы классификации химических реакций: по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; по тепловому эффекту; по обратимости; по изменению степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ; по агрегатному состоянию реагирующих веществ; по участию в реакции катализатора.
Методический компонент содержания школьного курса химии
Г.И.Гесс – один из основателей термохимии, методист, автор первого руководства по химии для учебных заведений России.
Химический эксперимент как метод исследования в химии и метод обучения химии в средней школе.
Требования к демонстрационному химическому эксперименту*.
Техника проведения химического опыта и методика его демонстрирования в классе (рекомендации для учеников-прокторов)*.
Методика составления инструкций для проведения лабораторных опытов (в общем виде)*.
Содержание деятельности учащихся при изучении темы
Тренировка и освоение методики расстановки коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса (использование учащимися методов взаимоконтроля знаний).
Определение окислителя и восстановителя, процессов окисления и восстановления в уравнениях конкретных окислительно-восстановительных реакций.
Прогнозирование процессов, протекающих на электродах при электролизе расплавов и водных растворов солей. Составление уравнений реакций электролиза водных растворов солей.
Составление термохимических уравнений реакций.
Прогнозирование изменения скорости химической реакции под воздействием различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, катализатора и площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Подготовка и демонстрация учениками-прокторами опытов, иллюстрирующих зависимость скорости химической реакции от различных факторов (опыты с использованием сосудов Ландольта), экзо- и эндотермические реакции.
Подготовка учениками-прокторами инструкции для лабораторных опытов.
Предсказание направления смещения химического равновесия под влиянием внешних условий: температуры, давления и концентрации реагирующих веществ (на конкретных примерах).
Характеристика предложенных химических реакций по различным принципам (контроль осуществляют ученики-прокторы).
Составление учениками-прокторами заданий различных видов для контроля знаний учащихся по данной теме и их использование на уроке (после проверки учителем).
Расчетные задачи
Вычисление средней скорости химической реакции.
Вычисление изменения скорости химической реакции при изменении (увеличении или уменьшении) концентрации реагирующих веществ, температуры (по правилу Вант-Гоффа), давления или объема (для газов).
Расчет теплового эффекта химической реакции по значению количества вещества, массы или объема (для газов) одного из участвующих в реакции веществ и выделившейся (или поглощенной) теплоты.
Демонстрации
Прибор для
|
Электролиз водных растворов хлорида меди(II) и йодида натрия.
Опыты, иллюстрирующие зависимость скорости химической реакции от различных факторов (опыты с использованием сосудов Ландольта проводят ученики-прокторы):
а) от природы реагирующих веществ (взаимодействие гранул цинка с растворами соляной и уксусной кислот);
б) от концентрации реагирующих веществ (взаимодействие гранул цинка с растворами соляной кислоты, объемные отношения 36%-й кислоты и воды 2:1 и 1:1);
в) от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ (взаимодействие чистых и наполовину покрытых парафином гранул цинка с раствором соляной кислоты);
г) от присутствия катализатора (взаимодействие гранул цинка с раствором соляной кислоты с добавлением уротропина и без него).
Смещение химического равновесия в системе
3KSCN + FeCl3 Fe(SCN)3 + 3KCl
в результате повышения концентрации: а) роданида калия; б) хлорида железа(III); в) хлорида калия.
Экзотермические реакции (горение веществ в кислороде) и эндотермические реакции (разложение гидроксида меди(II)) (проводят ученики-прокторы).
Лабораторные опыты
Опыты, иллюстрирующие зависимость скорости химической реакции от различных факторов (пробирочные опыты):
а) от температуры (взаимодействие оксида меди(II) с раствором соляной кислоты при комнатной температуре и при нагревании);
б) от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ (взаимодействие соляной кислоты с целым кусочком мрамора и измельченным мрамором).
* Здесь и далее звездочка указывает на содержание, изучаемое в элективном курсе «Введение в методику обучения химии».
** Здесь и далее материал, помещенный в квадратные скобки, изучается по усмотрению учителя.