Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2005

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

 

Р
Е
Ц
Е
Н
З
И
Я

Слесарев В.И. и др.
Тренажер по химии для абитуриентов и студентов. СПб.: Химиздат, 2003, 424 с.

Р
Е
Ц
Е
Н
З
И
Я

Пособие позволяет «освежить» важнейшие химические сведения студентам нехимических специальностей (не заменяя, разумеется, учебник) и подготовиться к вступительному экзамену в вуз выпускникам школы, избравшим нелегкий путь абитуриента. Авторы обращают внимание читателя, что уважающие себя вузы конкурсный экзамен по химии проводят в письменной форме (не ЕГЭ) и при этом намечается тенденция к переходу на устный экзамен.

Подготовка к вступительному экзамену в вуз – это не просто повторение школьного курса химии, а переход в новое качественное состояние. При подготовке к экзамену происходит осмысление изученного предмета в целом, в нем выделяются главные направления, устанавливаются связи между отдельными разделами курса, абитуриенты вырабатывают навыки решения расчетных и качественных задач. В книге приведена единая классификация химических реакций (с. 115–121 и
2-й форзац), объединяющая неорганическую и органическую ветви школьного предмета в единое целое. Эта классификация, может быть, не совсем привычная, но в значительной мере всеобъемлющая и поэтому интересная.

Теоретический материал пособия разворачивается в трех модулях: основы общей химии (1-й модуль), основы неорганической химии (2-й модуль) и основы органической химии (3-й модуль). Внутри модулей сохранена классическая последовательность изложения материала.

В 1-м модуле содержатся следующие главы: «Основные химические понятия. Номенклатура и классификация соединений», «Основы количественных расчетов», «Строение атома. Периодический закон», «Химическая связь. Классификация химических реакций», «Растворы. Количественное выражение состава растворов», «Скорость химических реакций. Химическое равновесие», «Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах электролитов», «Ионообменные реакции в растворах электролитов», «Кислотно-основные реакции в водных растворах», «Понятие о комплексных соединениях», «Окислительно-восстановительные реакции».

2-й модуль включает в себя две главы: «Общая характеристика металлов» и «Общие свойства неметаллов».

3-й модуль состоит из одной главы: «Основные классы органических соединений и их свойства».

Каждая глава завершается тестами, заданиями и задачами различной степени сложности, предназначенными для самоподготовки (на большинство заданий, на все тесты и на все задачи ответы приводятся сразу же). Внутри самих глав по ходу изложения материала приводятся решения типовых и наиболее сложных расчетных задач (главы 2, 5, 7, 9), хотя общее число задач невелико.

Несомненным плюсом пособия является то, что все задачи, предложенные для решения, составлены на основании анализа реальных экзаменационных билетов конкретных вузов. Кроме того, в отдельном разделе (с. 389–421) приведены варианты экзаменационных билетов МГУ, ММА, РХТУ (Москва), СПбГУ, РГПУ (Санкт-Петербург), Кубанской ГМА, Ростовского ГУ, Саратовского ГМУ, Смоленского ГПИ, Тюменской ГМА, Алтайского ГМУ, Казанского ГТУ и др. Представлен также
(с. 412–429) вариант тестового задания единого госэкзамена, разработанного Центром тестирования Министерства образования РФ в 2002 г. Список рекомендуемой литературы включает 26 наименований. Это действительно полноценный перечень тех пособий, с помощью которых абитуриент может получить качественный уровень подготовки.

В целом пособие расширяет и углубляет знания по химии и помогает самостоятельно подготовиться к вступительному экзамену в вуз. Многие вузы страны на основе типовой программы вступительных экзаменов разработали свои собственные программы, в которых при сохранении общего объема часть вопросов сокращена, а часть – расширена. Поэтому авторы рецензируемого пособия вполне справедливо включили в книгу кроме типовой программы Министерства образования РФ также и тексты программ для поступающих в университеты и медицинские вузы
(с. 9–26). Такая детализация, безусловно, позволяет абитуриенту более точно составить план своей самоподготовки.

На 1-м форзаце книги приведена великолепная версия периодической системы химических элементов. Во-первых, таблица 18-колоночная, что соответствует рекомендациям ИЮПАК.
Во-вторых, в клетках разными значками отмечены те элементы, для которых Д.И.Менделеев или изменил значения атомных масс, или изменил порядок их следования (вопреки значению атомных масс), или предсказал их существование. В-третьих, с методической точки удачно выделена граница металлические/неметаллические элементы. В-четвертых, удачно показано появление энергетических подуровней, хоть прямо копируй – и в класс!

Сведения о строении и свойствах органических соединений изложены четко, подробно и в то же время компактно, по выдержанному во всех разделах плану, – словом, безупречно.

К сожалению, во многом блистательное пособие практически на корню загублено рядом научных и методических ошибок. Большинство таких ошибок произошло по небрежности, из-за желания упростить излагаемый материал, снизиться «до уровня» абитуриентов. Упрощения привели к искажениям (кстати, как во многих учебниках и пособиях). Так, на с. 109 ясно и четко сказано: «Ионная связь наблюдается только в соединениях... типичных металлов с типичными неметаллами… Идеальных ионных соединений не существует…» И вдруг на с. 180 читаем, что «степень окисления – это условный заряд атома в молекуле, вычисленный исходя из предположения, что все связи между атомами ионные». С каких пор атом стал иметь заряд, хотя бы и условный? Если атом участвовал в образовании молекулы (хотя не все вещества состоят из молекул), то грамотнее называть его атомной частицей. Зачем считать ионными связями то, что не может ими быть в принципе? Получилось сплошное нагромождение формализма.

Дальше лучше не становится: «Восстановителем называется вещество, в состав которого входят атомы, отдающие электроны…», «...число электронов, отданных восстановителем…», «Окислением называется процесс отдачи электронов…» (с. 183). Стрелки в схемах на с. 251–252 указывают, что происходит «увеличение способности отдавать электроны». На самом деле частицы «добровольно» электроны никогда не отдают (не надо школьникам столь навязчиво внушать мысль об «отдаче» электронов). В табл. 12.1 (с. 213) надпись над рядом напряжений металлов сообщает, что «возрастает восстановительная способность атомов металлов…» и «чем левее расположен металл в ряду напряжений, тем более сильные восстановительные свойства проявляют его атомы, т.е. тем легче они отдают электроны окислителю». Фраза как фраза. Только вот ряд, который приводится, является вовсе не рядом атомов металлов (как думают авторы), а рядом простых веществ (ряд активности атомов металлов и ряд активности простых веществ металлов не совпадают (!), вот в чем беда-то). Далее авторы почему-то настаивают, что в химические взаимодействия вступают не вещества, а атомы (возможно, они искренне верят, что вещества-металлы представляют собой просто скопления атомов?): «Если для атомов металлов в свободном состоянии (Ме0) характерны восстановительные свойства, то для катионов металлов (Меz+) – окислительные свойства». На самом же деле в реакции, которые происходят, вступают вовсе не атомы, а вещества.

Наверное, не совсем корректно определять химическую связь, как «совокупность сил, связывающих атомы, ионы или молекулы…» (с. 91). Ближе к истине сказать, что химическая связь – это электронно-ядерное взаимодействие частиц. Такое определение согласуется с мнением авторов, что «причиной образования химической связи между частицами является уменьшение энергии системы»
(с. 91). Досадная техническая ошибка вкралась на с. 90, где ответом на задание «Укажите число нейтронов для изотопа », дано число 20.

* * *

Как же быть учителю, который постоянно сталкивается с формальными, переходящими из учебника в учебник, из пособия в пособия (уже десятилетия) ошибками, недоговоренностями? Учителю следует иметь свою голову на плечах, свое мнение, подкрепленное химическими знаниями. Не забывайте вносить коррективы в учебники и пособия при обучении, выбирая те из них, где ошибок меньше. Тогда авторов-неудачников рынок «вычеркнет» сам. Поэтому, выбирая пособие и тем более учебник для школы, будьте внимательны и ответственны. Тщательно взвешивайте все «плюсы» и «минусы» каждого издания, окончательный выбор за вами, коллеги!

С.В.ТЕЛЕШОВ

Рейтинг@Mail.ru