Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №14/2005

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

 

О СМЫСЛЕ ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время идет вялотекущая школьная реформа. С одной стороны, школьники задыхаются от непомерных нагрузок, а с другой – мало что знают, заканчивая школу. Поэтому особенно актуальны проблемы: чему учить, зачем учить и как учить? Не претендуя на открытие, как преподаватель с 30-летним стажем, хочу поделиться своими соображениями по этим проблемам.
Я – заслуженный работник высшей школы РФ – преподаю химию на первом курсе вольского филиала Военной академии тыла и транспорта. Ко мне каждый год попадают ученики – выпускники средних школ и суворовских училищ. К сожалению, убеждаюсь, что год от года уровень знаний вчерашних школьников неуклонно снижается. Почти все ребята не владеют устным счетом, разделить или умножить на 2 и даже на 10 – непосильный труд. Только при помощи калькулятора. А как быть с науками, где калькулятор беспомощен?
Что касается химии, то могу сказать, что все чаще встречаются «хорошисты», которые кислоту от основания отличить не могут, понятия не имеют, как пишутся ионно-молекулярные уравнения реакций, с трудом могут вспомнить химические формулы двух-трех органических соединений. А на уроках химии стабильно получают «4» или «5»!
Но что интересно, независимо от уровня обученности все курсанты или абитуриенты, которые обучались по разработанной мной методике, за один год (30–40 занятий) легко разбирались в дебрях органической химии, знали, какое вещество и с какой целью использует человек, лихо составляли уравнения химических реакций, предусмотренные школьной программой.

Взяв за основу эту методику, я разработала программу и содержание подготовительных курсов в наш военный вуз. В результате все преподаватели нашей кафедры стали добиваться таких же успехов. Большинство бывших «двоечников» становились хорошо успевающими учениками и получали на выпускных экзаменах в школе не ниже четверки.

Предлагаемая методика основывается на следующих принципах:

мотивация в обучении;
принцип минимума;
использование обучающих алгоритмов;
контроль усвоения на каждом занятии;
кумулятивная система оценки знаний.

Рассмотрим эти принципы более подробно и оценим возможность применения этой методики в школе.

Принцип минимума основан на том, что из всего предмета выбираются только те сведения, без которых понять предмет невозможно, а также те сведения, которые необходимы любому образованному человеку.

Базовые сведения – это основополагающие химические понятия: валентность, вещества (их классификация), принципы составления простейших уравнений реакций, свойства веществ, встречающихся повседневно. Здесь мы вплотную подходим к главному принципу – смыслу обучения химии (мотивация в обучении).

Действительно, зачем взрослому человеку нужна эта «занудная» наука? Когда этот вопрос задаешь курсантам в начале обучения, большинство отвечает: «Химия мне не пригодится». Когда тот же вопрос задается в конце семестра, подавляющее большинство пишет, что эта наука помогает во многом разобраться. Химические знания, безусловно, необходимы офицеру продовольственной службы, а также любому человеку, который с уважением относится к самому себе, к своему здоровью.

Вспомним рекламу чистящего средства: женщина бесстрашно берет в руки (без перчаток!) губку и трет. Выделяется газ, все пенится, грязь исчезает. Любой химик скажет: «В этом же средстве кислота!» Но женщина этого не знает! Видимо, химию учила, как все.

Мы убеждаем курсанта: «Ты способен выучить это!»
Мы убеждаем курсанта:
«Ты способен выучить это!»

Я убеждена, что в школе химию нужно преподавать для того, чтобы ученики знали свойства веществ, встречающихся в обиходе. Чтобы они могли предвидеть и пользу, и вред от этих соединений, чтобы в алюминиевой кастрюльке кислые щи и компоты не варили, а накипь удаляли кислотой, предварительно надев перчатки.

Но самое главное внимание следует уделить органической химии, точнее, тому разделу, где рассматривается состав пищевых продуктов (ведь любой человек каждый день хочет что-либо поесть). Здесь сыграли бы исключительную роль межпредметные связи, например, химии и биологии. Может быть, после этого девочки и женщины перестали бы шарахаться от всех жиров, поскольку именно жирные кислоты, заключенные в них, являются исключительным источником энергии для сердца. А неразумная диета может привести к тому, что у молодой мамы сердце не выдержит.

Конечно, здесь нужно показать, какие жиры полезны, а какие опасны, можно ли на растительном масле жарить бесконечное число пирожков, и многое другое. Занятия, проведенные в таком «потребительском» русле, всегда вызывают самый живой интерес. Без интереса к учебе не может быть полноценного обучения и усвоения. Этот тезис должен стоять у истоков любого метода познания.

Интерес начинается там, где есть понимание. Если ученик не понимает своего учителя, если для него химия равноценна китайской грамоте, как он может заинтересоваться предметом?

Принцип минимума в настоящее время применяется в нашем военном вузе на всех кафедрах. Он позволяет на простейших, доступных и одновременно необходимых в жизни понятиях постепенно овладеть основами знаний по конкретной дисциплине.

Минимум понятен и доступен всем и обязателен для всех!

На каждом занятии мы убеждаем курсанта: ты способен выучить это! Ты должен выучить это! Если выучил и понял – можешь получить любую положительную оценку. Не выучил – пеняй только на себя, твоя оценка – «2».

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ-МИНИМУМОВ

Лабораторное занятие
«Свойства растворов электролитов»

1. Составить уравнение реакции:

Al(OH)3 + H2SO4 ... .

2. Указать валентность составных частей исходных и полученных веществ.

3. Указать классы веществ (исходных и полученных).

Лабораторное занятие
«Свойства соединений металлов»

1. Какие вещества определяют временную жесткость воды?

2. Как устранить этот вид жесткости воды?

Поскольку требования минимальны, то и времени на опрос затрачивается немного, а эффект значителен: в результате каждый курсант понимает речь преподавателя, лучше воспринимает и усваивает новый материал. При этом знание минимума гарантирует только то, что обучаемый не получает оценку «неудовлетворительно», а для получения любой положительной оценки необходимо сдать отчет по занятию.

Таким образом достигается требование посильности контроля – это один из основных принципов системы контроля знаний на кафедре химии.

Принцип минимума позволяет в течение всего семестра постигать весьма сложную дисциплину, тем более что этот же принцип применяется и на экзамене.

Практика показала, что в группах, где неукоснительно соблюдались требования минимума в течение всего семестра, на экзаменах не получено ни одной неудовлетворительной оценки.

Как реализовать такую методику в школе?

Во-первых, следует исходить из принципа: знания по химии нужны каждому образованному человеку.

Во-вторых, нужно выбрать из обилия программного материала только то, что действительно нужно знать и понимать, не перегружая юного человека излишним теоретическим материалом. Например, если ученик не будет знать, что такое скорость реакции или формулировку правила Вант-Гоффа, он переживет это. Но если он не будет знать, что пары бензина более опасны, чем сама жидкость, – последствия могут быть плачевны.

В-третьих, необходимо контролировать знания минимума жестко и постоянно.

В-четвертых, для всех, кто усвоит минимум (если он захочет или если ему это нужно), можно предложить более сложные темы для изучения на факультативе и в старших классах.

Для того чтобы помочь ученику понять предмет, нужно на первых порах дать ему «костыли» – обучающие алгоритмы. Я разработала много таких алгоритмов, которые практически не встречаются в стандартных учебниках. С их помощью можно научиться:

• составлять химические формулы по валентности;

• составлять уравнения химических реакций, расставлять в них коэффициенты, в том числе в уравнениях окислительно-восстановительных процессов;

• составлять электронные формулы (в том числе краткие электронные формулы) атомов и определять свойства соответствующих химических элементов;

• предсказывать свойства некоторых соединений и определять, возможно ли протекание какой-то химической реакции.

Работа по вышеперечисленным принципам может быть бессмысленна без регулярного и тотального контроля. В настоящее время обсуждается необходимость изменения шкалы оценок, многие выступают за отмену любых оценок, которые травмируют психику учеников. А этим ученикам очень нужны оценки, за которые не ругают, но которые стимулировали бы их учебу. Такую систему мы использовали в школе еще в 1981 г., когда в журнал не ставили «двоек», но на каждом занятии ставили баллы: от 0 до определенной, заранее оговоренной цифры. Когда после первой контрольной было объявлено, что «четверок» нет, а «тройки» получили четыре ученика, все спросили: «А остальным что?» А остальным следующее: 2 балла – 10 человек, 1 балл – 8 человек, 0 баллов – 5 человек. Как гордились те, кто получил 1, а тем более 2 балла! Как на следующих занятиях дети хотели получить хоть что-то!

Эта кумулятивная система оценки знаний действует на нашей кафедре более 10 лет. И мы не собираемся отказываться от рейтинговой системы (пусть ее считают устаревшей). Главный критерий оценки умений обучаемого (курсанта) – его индивидуальный кумулятивный индекс (ИКИ). Попросту говоря, сумма баллов. В сумму баллов включаются не только те баллы, которые заработаны на занятии, но и баллы за работу над рефератами, содержание которых связано с будущей специальностью обучаемых, участие в научно-исследовательских работах, викторинах и т.д.

Исходя из общей суммы баллов за семестр, выводится та сумма баллов, которую следует набрать для того, чтобы получить «отлично» на экзамене – это 85% от максимально возможной суммы баллов.

«Ценность» каждого занятия в баллах и зачетная сумма доводится до сведения обучаемых. При этом в общей сумме баллов за конкретное занятие выделяют баллы, которые выставляются за работу на занятии (участие во фронтальном опросе, выполнение опытов и т.д.), и баллы, которые выставляют за отчет (устный или письменный) по занятию. Полученные суммарные оценки (в баллах), как правило, пропорциональны оценке за занятие, которая выставляется в журнал. Но бывают и исключения. Например, курсант, получивший «отлично» за отчет, но не успевший выполнить все опыты, получает «5» и 13 баллов. Курсант, который отчитался на «хорошо», но сделал все опыты, получит оценку «4» и 14 баллов.

К сожалению, мы до сих пор не добились права не ставить оценок вообще или ставить только «4» и «5».

Сопоставление оценок учащихся, полученных во время сессии, и сумм набранных баллов позволяет считать такую систему достаточно достоверной. Сумма набранных в семестре баллов, как правило, соответствует реальному уровню знаний обучаемых. При этом сумма набранных баллов не препятствует получению более высокой оценки: каждый курсант, не набравший суммы, необходимой для получения оценки «отлично», может и должен сдавать на максимально высокую для него оценку. В ходе экзамена в первую очередь учитывается не рейтинг курсанта, а его ответ.

Таким образом, итоговая сумма баллов не догма и не барьер, которые заранее регламентируют итоговую оценку. Это своевременный сигнал о том, какие темы усвоены хуже всего и какова должна быть интенсивность подготовки во время сессии.

Используемая кумулятивная система оценки знаний курсантов стала одной из важных составляющих нашей технологии обучения, которая позволяет активизировать процессы обучения.

Преимущества кумулятивной системы оценки знаний:

позволяет более точно и объективно оценивать достижения курсантов, поскольку она учитывает почти все: ответы на фронтальном опросе, количество и качество выполненных опытов и заданий, аргументированность ответов при выполнении письменных работ;

итоговая сумма баллов учитывает не только ответы на занятиях, но и участие курсанта в работе военно-научного общества курсантов, что обычная оценка не учитывает, хотя именно этот вид работы наиболее положительно сказывается на профессиональной подготовке будущих специалистов тыла;

побуждает курсантов к систематическим занятиям в течение всего семестра, что приводит к более устойчивым, «долгоживущим» знаниям;

регулярное ознакомление курсантов с итогами их работы в «балльном» исчислении при помощи рейтинговых листов позволяет учащимся объективно оценивать свои знания и перспективы в экзаменационную сессию, дает дополнительный стимул к лучшей подготовке по предмету, побуждает к состязательности в обучении;

эта система имеет и определенное воспитательное значение, т.к. помогает отстающим курсантам поверить в себя: одно дело получить 0 баллов на занятии, и совсем другое – 2 балла (хотя оценка в журнале может быть одинаковой – «неудовлетворительно»).

Поэтому кумулятивная система оценки знаний может рассматриваться как один из методов активного обучения.

Таким образом, мои предложения сводятся к следующему:

1. В рамках неполной средней школы продумать перечень необходимых каждому человеку предметов.

2. В пределах каждого предмета, в том числе химии, выделить перечень необходимых каждому человеку понятий и знаний.

3. Эти понятия должен знать каждый, именно их следует проверять во время так называемых срезов знаний: знание или незнание минимума будет указывать и на качество обучения в данном учебном заведении.

4. Надо стремиться, чтобы обучение было понятным, доступным и интересным. Этому способствует использование обучающих пособий, алгоритмов, иллюстраций, практических примеров из реальной жизни.

5. Оценки должны не наказывать, а стимулировать. Поэтому оценки в журнале предлагаю заменить суммой баллов, которая определит рейтинг каждого по данному предмету. В эту сумму баллов можно включать и результаты ЕГЭ.

Система обучения видится следующей. Перед учеником (и учителем) ставится задача – выучить (научить) такие-то сведения, набрав при этом не менее установленного числа баллов. Когда программа будет выполнена (через месяц или через три года), тогда ученик получает искомую оценку (если оценки останутся в практике школы).

Е.Н.ФРЕНКЕЛЬ,
доцент кафедры химии
филиала Военной академии
тыла и транспорта
(г. Вольск, Саратовская обл.)

Рейтинг@Mail.ru