Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/2005

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Из опыта работы

 

Техника проведения
интеллектуальных игр

Выступление на
Четвертом Московском педагогическом марафоне
учебных предметов 7 апреля 2005

Окончание. Начало см. в № 12/2005

Задания 2-го тура

Тема «Загадки природы»

1. Ученое название этих диковинных камней – фульгуриты. О них писал Чарлз Дарвин в своем «Путешествии на корабле Бигль». Он видел эти необычные образования в прибрежных дюнах близ Мальконадо в Южной Америке. Дарвин поразился странной картине: в тех местах, где рыхлый песок не закреплен корнями растений и постоянно передвигается ветром, над местностью торчали эти самые фульгуриты. Обычно встречаются не целые фульгуриты, а их обломки. Первоначально они уходили на большую глубину. Дарвин не поленился разгрести песок вокруг странных каменных образований. Внутри фульгуриты состоят из кварцевого стекла, блестящего и с гладкой поверхностью. Фульгуриты похожи на корни деревьев. Это сходство увеличивается по мере углубления трубки, которая искривляется у основания и уменьшается в поперечнике до нитки. Довольно много их в Польше у городка Странциново. Чемпион по длине фульгуритов находится в Кумберленде в Англии, длина его трубки 10 м. Какое явление природы создало такое чудо?

(600 баллов.)

2. У морских животных есть слуховые камни – отолиты. Они представляют собой стяжения кристаллов карбоната кальция. По этим камням ученые даже определяют возраст рыб. Но у морских животных: моржей, тюленей, китообразных – есть и другие камни: гастролиты. Где находятся эти камни и зачем они нужны животным?

(200 баллов.)

3. Камчатские ихтиологи проследили зависимость между извержением вулканов и… размножением рыб. Ученые установили, что через 12–13 лет после того, как вулкан «разрядился», в окружающих водоемах выводится много рыбы. Так было после извержения вулкана Безымянного в 1956 г. Позднее в озере Рыбачьем наблюдалось такое обилие рыбы, что от удивления ахали даже старожилы. Дайте объяснение этому явлению.

(500 баллов.)

4. Кот по прозвищу Тигр, принадлежащий Анне Дерсон из канадской провинции, имеет на четырех лапах в общей сложности 28 пальцев. Предыдущий рекорд для кошек, попавший в Книгу рекордов Гиннесса, составлял 25 пальцев. А сколько пальцев у кошки в норме?

(300 баллов.)

Команда учащихся за обсуждением вопроса.Фото Е.Крылова
Команда учащихся
за обсуждением вопроса

Фото Е.Крылова

5. Такие озера – настоящий капкан для животных. Птицы, привлеченные обманчивым блеском поверхности, садятся и больше не взлетают. В вязких глубинах таких озер гибнут дикие звери. Эти озера очень интересуют ученых-палеонтологов, потому что в них, как в музее, видны законсервировавшиеся вымершие представители животного и растительного мира. Чем же заполнены такие озера?

(700 баллов.)

6. Обычно мыло варят из жиров и соды или поташа, добываемого из золы. Но готовое мыло есть и в природе. Одно из названий – собачье мыло. Что такое собачье мыло?

(400 баллов.)

7. По калорийности этот гриб приравнивается к хлебу, по содержанию минеральных солей – к первосортным овощам, по наличию белков и аминокислот – к мясу и рыбе. Издавна является изысканным блюдом. В большом количестве экспортировался за границу. Наши деды владели даже секретом его искусственного разведения, но, к сожалению, способ этот утерян. Назовите этот гриб.

(800 баллов.)

Тема «Что нам стоит дом построить?»

1. Автомобильные дороги заливают асфальтом, чтобы поверхность их была гладкой и автомобили могли лететь по ним словно птицы. Но, оказывается, все не так просто. Все автомобильные рекорды скорости установлены не на асфальтовых или бетонных покрытиях, а на дне высохших озер. Эти рекордные трассы построены самой природой. Какое же вещество использовала природа для покрытия этих трасс?

(400 баллов.)

2. У разных народов во все времена строительным материалом служило то, что было под рукой. Если местные материалы отличались прочностью, были удобны в обработке, то цены им не было. Например, известно, что в странах, где есть верблюды, верблюжье молоко добавляли в цементирующий раствор. А какие вещества на Руси добавляли в склеивающий раствор при кладке крепостных башен из известняка?

(200 баллов.)

3. Люди противостоят землетрясениям, создавая антисейсмические конструкции зданий. Первую такую конструкцию предложил гениальный древнегреческий архитектор Херсифрон, живший в VI в. до н.э. В основание храма Артемиды Эфесской был насыпан слой из смеси толщиной несколько метров. Эта смесь состояла всего из двух компонентов. Назовите их.

(700 баллов.)

4. В одном из городов Ирана до сих пор посетителей удивляет необыкновенным ароматом мечеть, построенная несколько сот лет назад. По преданию, в раствор, скрепивший камень, было добавлено некое вещество. Это вещество широко используется в парфюмерии. Оно обладает способностью «забивать» другие запахи, сохраняет запах духов, даже если добавлено к ним в ничтожных количествах. Что это за вещество?

(300 баллов.)

5. В средние века оконное стекло получали таким образом. Выдували шар и отрезали верхнюю и нижнюю части. Получившийся цилиндр разрезали и раскатывали в листы. В конце средневекового периода стали применять «лунный» способ. При этом выдували шар, сплющивали его, ко дну припаивали ось и быстро вращали. Получался диск толщиной 2–3 мм, а диаметр диска доходил до 1,5 м. На смену «лунному» способу пришел «халявный» метод, который почти в течение двух столетий использовался в мире. Что такое «халява»?

(600 баллов.)

6. Кирпич как строительный материал используют во всем мире. Когда-то изготовление кирпичей было очень тяжелой работой. Сначала долго месили босыми ногами глину, затем вручную придавали ей форму кирпича и обжигали в печах при высокой температуре. Сейчас машины измельчают, смешивают и месят глину. А как на производстве придают форму кирпичам?

(500 баллов.)

7. Какой же дом без очага? Первым очагом был костер. Первыми сосудами для варки пищи служила скорлупа огромных тропических плодов. А как же в древней Европе варили еду? Ведь там отсутствует скорлупа плодов, а до глиняной посуды в то время человечество еще не додумалось.

(800 баллов.)

Тема «Случаи из жизни великих ученых»

1. Однажды Галилей соорудил очень длинную подзорную трубу. Дело происходило днем. Закончив работу, он навел трубу на окно, чтобы на свету проверить чистоту линз. Прильнув к окуляру, Галилей оторопел: все поле зрения занимала какая-то серая искрящаяся масса. Труба немного покачнулась, и ученый увидел огромную голову с выпуклыми черными глазами по бокам, у чудовища было черное, с зеленым отливом туловище, шесть коленчатых ног! Галилей от неожиданности опустил трубу и увидел… (что?).

(200 баллов.)

2. Немецкий изобретатель двухтактного двигателя К.Бенц (1887) никак не мог заинтересовать покупателей своим изобретением. Тогда выход нашла жена Бенца Берта, которая с двумя сыновьями устроила рекламный автопробег на автомобиле по улицам города и за его пределами. Об этом автопробеге писали во многих газетах мира, подчеркивая, что поездка осуществлялась на механической повозке Бенца, столь простой в управлении, что с ней справилась женщина с подростками, преодолев 90 (!) километров. Но не все так просто. Отважной женщине пришлось по дороге заново обшивать кожей тормоз у деревенского сапожника, укорачивать у кузнеца вытянувшуюся приводную цепь, изолировать электрический провод чулочной резиновой подвязкой, прочищать трубку подачи топлива шляпной булавкой, неоднократно заправляться бензином по дороге (канистр еще не было придумано). А где же в те времена она могла купить бензин?

(300 баллов.)

3. В 1792 г. Алессандро Вольта заинтересовался опытами Л.Гальвани и возобновил свои работы, которыми уже не занимался 15 лет. Его часто стали видеть за странным занятием. Он брал в рот две монеты, обязательно из разных металлов. Одну клал на язык, а другую – под язык, соединял монеты проволочкой и… Какие ощущения испытывал Вольта у себя во рту?

(500 баллов.)

4. Американский физик Дж.Гетерингтон как-то написал статью о физике гелия в твердом состоянии для солидного международного журнала. Перед тем как отправить рукопись в редакцию, он попросил одного коллегу прочитать ее. Коллега прочитал и сказал: «Прекрасная статья, но редакция тут же вернет вам рукопись. В этом журнале не любят, чтобы в статье с одним автором употреблялось местоимение “мы”. Надо либо везде поставить “я”, либо перевести глаголы в безличную форму». Переделывать весь текст автору не хотелось. Поэтому он попросил свою секретаршу перепечатать только первую страницу, поставив вторым автором… (кого?).

(1000 баллов.)

5. Париж. Год 1887-й. Предлагаем несколько выдержек из одного странного заявления, подписанного очень знаменитыми людьми – Ги де Мопассаном, А.Дюма-сыном, Ж.Гисмансом, Л.Блоем и другими: «Мы, писатели, художники, архитекторы, скульптуры, страстные поклонники еще не тронутой красоты Парижа, во имя защиты искусства и французской истории, находящихся под угрозой, с возмущением протестуем… Во всех уголках Земли Париж вызывает любопытство и поклонение. Неужели мы позволим осквернить его?.. Мы обращаемся к вам, тем, кто любит Париж, кто его так украсил, кто столько раз защищал его от посягательств властей и вандализма промышленных предприятий, кому принадлежит честь еще раз защитить его…» Назовите причину, которая так взбудоражила столь знаменитых людей? Против чего они протестовали?

(900 баллов.)

6. На заседании в Лондонской академии наук выступал докладчик с работой по классификации элементов. Работа была столь неожиданна, что один из академиков едко спросил: «А вы не пробовали поставить элементы по алфавиту и найти какую-либо закономерность?» Назовите фамилию докладчика. Как называлась его классификация элементов?

(400 баллов.)

7. В свое время маститого физикохимика из Массачусетсского технологического университета (США) Г.Скэтчарда за его работы наградили медалью Американского химического общества. К нему пришла популярность, а с ней – пристальное внимание журналистов. Особенно досаждал один из них:

– Скажите, профессор, когда преимущественно приходят в вашу голову все эти удивительные идеи?

– М-м-м, – задумался ученый, – ну, скорей всего они меня посещают постоянно. Утром, за завтраком, во время бритья, в концертном зале… Идеи приходят, вернее, рождаются сами собой. После этого я направляюсь в лабораторию и обнаруживаю...

Закончите фразу великого ученого.

(700 баллов.)

Ответы на задания 2-го тура

Тема «Загадки природы»

1. «Фульгур» – латинское слово, обозначает «молния». По существу это автографы молний.

2. Эти камни находятся в желудке. По предположениям ученых, животные специально глотают их, чтобы они могли перетирать пищу. Но, возможно, часть камней попадает в желудок случайно, с добычей. Морские животные время от времени отрыгивают эти камни, и тогда ученые находят гальку там, где она по геологическим законам быть не должна.

3. Вулканический пепел богат минеральными солями, которые необходимы для жизни водных организмов. В первые годы после извержения вулканов в водоемах, обильно посыпанных пеплом, бурно разрастаются диатомовые водоросли – пища мелких рачков. А так как рачков гигантское количество, значит, полно и рыбы, которая с удовольствием их поедает.

4. Нормальное число пальцев 18: по 5 – на передних лапах и по 4 – на задних.

5. Имеются в виду асфальтовые озера. Асфальтовое озеро на острове Тринидад – редкостное природное образование, по нему можно ходить, даже проложена узкоколейная железная дорога. Асфальт в озере находится в медленном движении. Считают, что такие озера возникли в кратерах потухших вулканов, из недр просачивалась нефть и смешивалась с вулканическим пеплом.

6. На лугах, в долинах рек растет так называемое собачье мыло, или мыльнянка. Это растение цветет с июня по сентябрь белыми цветками, собранными в пучки по 5–7 штук. В качестве мыла употребляют ее корень, особенно хорошо мылится высушенный и измельченный корень. Можно использовать также корни хлопушки.

7. Рыжик.

Тема «Что нам стоит дом построить?»

1. На дне высохших озер – обычная каменная (поваренная) соль. Оказывается, сцепление автомобильного колеса и каменной соли самое надежное и при высоких скоростях самое безопасное.

2. Яйца и пчелиный мед.

3. Компоненты смеси – уголь и овечья шерсть.

4. Ароматное вещество – мускус, его извлекают из желез самцов кабарги.

5. «Халявой» называли формируемую массу стекла на конце выдувной трубки. Масса «халявы» доходила до 15–20 кг. Из нее получались листы стекла площадью до 2–2,5 м2.

6. Глиняную массу под давлением выдавливают через прямоугольные формы, совсем как зубную пасту. Затем с помощью ножей или проволоки разрезают на куски нужного размера.

7. В земле вырывали яму, выстилали ее бока кусками шкур убитых животных, помещали туда рыбу или мясо и заливали водой. Воду доводили до кипения с помощью раскаленных докрасна камней. Такой способ варки супа долгое время существовал в древней Европе. Потом камни начали бросать в деревянные сосуды.

Тема «Случаи из жизни великих ученых»

1. Это была обыкновенная муха на окне.

2. Бензин продавали в аптеке, в те времена бензином лечили кожные заболевания.

3. Во рту ощущался солоноватый вкус (это можно почувствовать, если лизнуть языком два контакта батарейки).

4. Он взял в соавторы своего кота Честера под псевдонимом Ф.Д.Ч.Уиллард. Придуманная фамилия расшифровывалась так: Ф.Д. – Felis domesticus (научное название «кошка домашняя»),
Ч. – Честер, а Уиллардом звали породистого кота, отца Честера. Статья с успехом прошла рецензирование и была опубликована. Вручая друзьям оттиски статьи, Гетерингтон ставил свой автограф и отпечаток лапы кота.

5. Продолжим выдержку из этого заявления: «…во имя защиты искусства и французской истории, находящихся под угрозой, с возмущением протестуем против возведения в самом сердце нашей столицы бесполезной и отвратительной башни Эйфеля, которую острословы уже окрестили “Вавилонской башней”».

6. Дж.Ньюлендс. Система октав.

7. «И обнаруживаю… что все, пришедшее в мою голову сегодня, – полная чепуха».

Задания 3-го тура

Тема «География»

1. Где находится пуп земли?

(400 баллов.)

2. Разработан способ производства компакт-дисков на основе полимера молочной кислоты, получаемого из кукурузы. «Кукурузный диск» ни в чем не уступает обычным, но не требует для изготовления нефти. Кроме того, при попадании на свалку такой диск быстро разлагается бактериями. На один диск уходит 85 зерен кукурузы. Назовите страну, где разработали этот способ производства дисков.

(500 баллов.)

3. Определите, какой тип погоды: циклональный, антициклональный или холодного фронта – отражен в следующем описании:

Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом.
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.
Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали –
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали.
А туча шла, гора горой!..
И все раскалывалось ввысь,
Плач раздавался колыбельный,
И стрелы молний все неслись
В простор тревожный, беспредельный.

Н.Рубцов

(300 баллов.)

4. Кочевники пустыни Сахары говорят: «В пустыне больше погибло людей от наводнений, чем от жары». Дайте объяснение этому факту.

(600 баллов.)

5. Каково атмосферное давление на вершине шпиля главного здания Московского университета, если у его подножия оно равно 750 мм рт. ст.? (Общая высота здания МГУ около 238 м.)

(700 баллов.)

6. В дорожном строительстве чрезвычайно ценится кварцитовый щебень. В каком из городов в европейской части России – Новгороде, Москве, Мурманске, Туле – этот щебень обойдется дороже всего? Почему?

(1000 баллов.)

7. Якоб Хендрик Вант-Гофф был первым лауреатом Нобелевской премии в области химии «за открытие законов химической динамики и осмотического давления». Назовите страну, где жил и работал Вант-Гофф.

(200 баллов.)

Тема «Лестница технической эволюции»

Стоимость каждого вопроса – 300 баллов.

1. Расположите в хронологическом порядке изобретения следующие предметы: бумага, колесо, дверной замок.

2. Расположите в хронологическом порядке изобретения следующие предметы: механические часы, телескоп, книгопечатная машина.

3. Расположите в хронологическом порядке изобретения следующие предметы: первая российская печатная газета, микроскоп, первые (фитильные) пистолеты.

4. Расположите в хронологическом порядке изобретения следующие предметы: ртутный термометр, динамит, первый автомобиль с паровым двигателем.

5. Расположите в хронологическом порядке изобретения следующие предметы: авторучка, телефон, колесные тракторы с паровыми машинами.

6. Расположите в хронологическом порядке изобретения следующие предметы: радиоприемник, первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, первый в России паровоз.

7. Расположите в хронологическом порядке изобретения следующие предметы: шариковая ручка, практический способ фотографии, современные безопасные спички.

Тема «Устами младенца о металлах»

Стоимость каждого вопроса – 500 баллов.

ВОПРОС 1

1. Этот металл впервые получил Р.Бунзен в 1863 г.

2. Соединение этого металла используют в качестве снотворного, болеутоляющего.

3. Этот металл разрушает стекло.

4. В спектре этого металла две темные линии.

5. Атом этого металла легко расстается с электроном.

(Рубидий.)

ВОПРОС 2

1. Серебристо-белый металл, легче алюминия.

2. Радиолярии накапливают этот металл в своем скелете.

3. Минерал этого металла целестин (стронцианат).

4. Металл используют в радиотехнике.

5. «Металл красных огней».

(Стронций.)

ВОПРОС 3

1. Этот химический элемент обнаружен на Солнце вместе с гелием в 1868 г.

2. Сплавы этого металла используют в зубоврачебной технике.

3. 1 см3 этого металла поглощает 800 см3 водорода.

4. На внешнем заполненном энергетическом уровне его атома располагается 18 электронов.

5. Химический элемент назван в честь древнегреческой богини мудрости Паллады.

(Палладий.)

ВОПРОС 4

1. Этот металл тяжелее железа, но мягче его.

2. Добавление 1% этого металла повышает прочность медных проводов для троллейбусов.

3. В сплаве Вуда этого металла содержится 12,5%.

4. У пиротехников сульфид металла пользуется популярностью, т.к. окрашивает пламя в синий цвет.

5. Сульфид этого металла желтого цвета.

(Кадмий.)

ВОПРОС 5

1. Этот металл легче свинца в 5 раз, а золота – в 20 раз. Стержень этого металла пишет по бумаге.

2. «Зеленое золото» содержит 75% золота, 20% серебра и 5% этого металла.

3. Сплав серебра и этого металла используется для изготовления зубных пломб. Металл придает прочность и долговечность «серебряным» зубным пломбам.

4. Одно из применений металла – изготовление зеркал в телескопах.

5. Тезка страны чудес.

(Индий.)

ВОПРОС 6

1. При сплавлении этот металл растворяет почти все металлы.

2. Триоксид этого металла используют для огнестойкой добавки к брезентам, занавесам.

3. Темно-коричневый цвет спичечному коробку придает сульфид этого металла.

4. Название его минерала «антимонит». Название металла «антимониум» переводится как средство против монахов.

5. Подводную часть корабля окрашивают краской «сурьмин».

(Сурьма.)

ВОПРОС 7

1. Кристаллики тиосульфата этого металла, смешанные с лаком, превращают его в жемчужный краситель.

2. Этот металл впервые получил в 1808 г. Г.Дэви, а позднее – Н.Н.Бекетов методом алюмотермии.

3. Нитрат металла принимает участие во всех салютах, внося ярко-зеленый цвет.

4. Сульфат металла задерживает рентгеновские лучи.

5. Название металла происходит от греческого слова barus – тяжелый.

(Барий.)

Ответы на задания 3-го тура

Тема «География»

1. Оказывается, это не идиома, а реальная точка в греческом городе Дельфы. Согласно мифу, Зевс, пожелав узнать, где находится центр мира, выпустил двух орлов на восток и на запад. Там, где они встретились, и находится «пуп земли». Греки отметили это место конусообразным мраморным камнем весом около тонны, который находится сейчас близ разрушенного землетрясением в 373 г. до н.э. храма Аполлона. Его обычно показывают туристам.

2. Страна Япония, фирмы «Санио» и «Мицуи».

3. Холодного фронта.

4. В пустыне преобладает ливневый характер выпадения осадков, на короткое время по руслам, сухим на протяжении почти всего года (их местное название «вади»), устремляются мощные потоки воды, застигающие врасплох неосторожных путешественников.

5. Около 727 мм рт. ст. (в нижней тропосфере давление уменьшается примерно на 1 мм рт. ст. с подъемом на каждые 10,5 м).

6. Самый дорогой щебень – в Туле. Кварцитовый щебень добывается в местах близкого расположения к поверхности коренных пород – кварцитов (Балтийский щит). Самый дешевый вид транспорта – водный, он может быть использован для доставки щебня в Новгород, Мурманск, Москву. Тула – город, удаленный от региона добычи гравия, к которому к тому же нет водного пути.

7. Голландия

Тема «Лестница технической эволюции»

1. Колесо (IV в. до н. э.), дверной замок, бумага (II в. н. э.).

2. Книгопечатная машина (1439), телескоп (начало XVII в.), механические часы (созданы Х.Гюйгенсом в 1657 г.).

3. Первые (фитильные) пистолеты (появились в XVI в.), микроскоп (изобретен Антони ван Левенгуком во второй половине XVII в.), первая российская газета (1702).

4. Ртутный термометр (разработал в 1714 г. Габриэль Фаренгейт), первый автомобиль с паровым двигателем (собрал в 1769–1770 гг. француз Ж.Кюньо), динамит (изобрел Альберт Бернхард в 1867 г.).

5. Колесные тракторы с паровыми машинами (появились в Великобритании и Франции в 1830 г.), телефон (запатентован в 1876 г., автор изобретения – шотландец Александр Белл), авторучка (изобретена в 1884 г. Л.Уотермено).

6. Первый в России паровоз (1833–1834 гг. – отец и сын Черепановы), первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (собрали в 1885–1886 гг. Г.Даймлер и К.Бенц, Германия), радиоприемник (впервые смонтировал русский физик А.Попов в 1895 г.).

7. Практический способ фотографии (разработал в 1839 г. французский художник и изобретатель Луи Жак Дагер), современные безопасные спички (1855 г., Швеция), шариковая ручка (изобретена венграми Ласло и Георгом Биро в 1938 г.).

ЛИТЕРАТУРА

Маркин В.А. Великие путешествия. Серия «Я познаю мир». М.: Астрель, 2004, 509 с.;
Орлова Н. История вещей. Серия «Я познаю мир». М.: Астрель, 2000, 509 с.;
Голицын М.С. Сокровища Земли. Серия «Я познаю мир». М.: Астрель, 2004, 407 с.;
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995, 399 с.;
Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ-Пресс, 1999, 559 с.;
Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. М.: Аванта, 2003, 637 с.;
Малая детская энциклопедия «Химия». М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001, 479 с.;
Энциклопедия «Я познаю мир». Изобретения. М.: АСТ, Минск: Харвест, 2000, 476 с.;
Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе. М.:
Школьная пресса, 2003;
Журнал «Наука и жизнь», 2004, № 11, 12;
Венецкий С.И. О редких и рассеянных. Рассказы о металлах. М.: Металлургия, 1981, 184 с.

М.А.АЛЕКСАНДРОВА,
учитель химии школы № 81,
Г.В.Щелканова,
учитель химии школы № 1131, методист
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru