УГЛЕРОДУрок-сказка по химии 10 классЦели. Повторить и обобщить знания об углероде, о свойствах этого неметалла, строении простого вещества, его кристаллических решетках, сущности аллотропии, сформулировать первичные понятия органической химии на примере углеводородов. Оборудование и реактивы. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, карта «Полезные ископаемые», приборы для восстановления оксида меди(II) углем и для получения газов, пробирки; мрамор, соляная кислота, оксид меди(II), уголь, известковая вода, лакмус. Эпиграф урока. «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие» (М.В.Ломоносов). План урока
Химические термины. Углерод, аллотропия, адсорбция, графит, алмаз, углеводороды, общая формула углеводородов СnН2n+2, гомологи, гомологическая разность (–СН2–), метан СН4, изомеры. ХОД УРОКА Учитель. В сказочном царстве, химическом государстве жил-был граф Углерод. Он был очень важной персоной, т.к. находился в родстве со всеми живыми организмами. Граф был мягким и добродушным, говорил он большей частью стихами: «Я здесь, коллега,
Я трансформатор
Нефть я и газы Начнем наше знакомство с графом Углеродом с определения его положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строения атома. (Самостоятельная работа учащихся по карточкам – три ученика работают у доски.) Граф Углерод был мягким и добродушным, но, когда случалось вступать с кем-то в спор, когда на него оказывали давление и доводили его «до белого каления», Углерод становился совсем другим, непохожим на самого себя: очень твердым, бесцветным, прозрачным. В такой момент он был необычайно хорош и привлекал внимание всех красавиц сказочного государства. (Назвать аллотропные видоизменения углерода с их краткой характеристикой, повторить материал о нахождении углерода в природе.) Углерод очень любил принимать гостей, проявляя при этом свои окислительные способности. С водородом он образовывал углеводороды, а с друзьями-металлами – карбиды. (Написать уравнения реакций в тетради: С + 2Н2 CH4, 2С + Ca CaC2, 4Al + 3C Al4C3.) Благодаря восстановительным свойствам в реакции с кислородом было у Углерода два сына: Угарный Газ (Угарик) и Углекислый Газ (Углекислик). Дети росли, а отец радовался, глядя на них. Угарный газ был бесцветным, без запаха, немного легче воздуха, плохо растворим в воде, с температурой кипения –191,5 °С. Он, как и Углерод, был восстановителем, восстанавливал металлы из их оксидов (рис.): СО + СuO Сu + СО2. В кислороде газ СО горел голубоватым пламенем: 2СО + О2 2СО2 + Q. Было у Угарного Газа свойство, которое очень огорчало отца. Какое это свойство?
Углекислый Газ был, как и брат, бесцветным, но в 1,5 раза тяжелее воздуха. У него было много друзей (основания и основные оксиды), с которыми он образовывал соли: СО2 + 2NаОН = Nа2СО3 + Н2О, СО2 + NаОН = NаНСО3, СО2 + СаО = СаСО3. Только Известковая вода не любила Углекислика. Завидев его, она начинала нервничать, и по ее помутнению все сразу узнавали о появлении Углекислого Газа (см. рис.): СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О. (Демонстрируется получение углекислого газа и его взаимодействие с известковой водой.)
Углекислый газ помогал тушить пожары, был незаменим в производстве сахара, соды, стекла и многих других веществ. Углекислый Газ умел превращаться в «сухой лед», чем очень гордился. Однажды старый граф Углерод и его дети поехали на бал в Водное царство. Их встретила принцесса Вода. Она была так прекрасна в своем ослепительно-голубом наряде, что Углекислый Газ сразу влюбился в нее и весь вечер танцевал только с принцессой. Углекислый Газ покорил сердце красавицы Воды. Вскоре Вода и Углекислый Газ поженились, и у них родился ребенок: СО2 + Н2О = Н2СО3. (Через воду пропускают углекислый газ и получают кислоту, которую обнаруживают индикатором.) Дитя было бесцветное и слабое. Но, когда ребенка окропили раствором фиолетового лакмуса, все сразу поняли, что родилась дочь. Ей дали красивое имя – Кислота. От отца она унаследовала фамилию – Угольная. Угольная Кислота была непоседой, баловницей; когда она сердилась, то шипела и пускала пузыри: Угольная Кислота, хоть и была очень слабой, все же обладала всеми свойствами кислот. Металлы выделяли из нее водород: Н2СО3 + Мg = МgСО3 + Н2. С основаниями и основными оксидами она образовывала соли: Итак, мы познакомились с поместьем графа Углерода. А вот в этом месте есть какой-то отличительный знак. Посмотрим, что это такое: «СН4 – метан – вещество органической химии». Открываем знак – и обнаруживаем целое государство, где правит король Углерод. Для того чтобы попасть в это государство, надо ответить на вопросы. Вопросы по органической химии• Что называют органической химией? • Сколько соединений (веществ) известно в органической химии? • Кем и когда была открыта теория химического строения органических соединений? • Что такое изомерия? • Какие вещества называют углеводородами? • Какие углеводороды называют предельными? Учитель. Государство короля Углерода имеет четыре княжества. К ним относятся: 1) теория химического строения А.М.Бутлерова; 2) изомерия; 3) гомологи; 4) углеводороды. Ученики работают по группам, повторяя основные понятия урока. От каждой группы по одному ученику отвечают у доски. Учитель. В завершение урока-сказки – стихотворение:
Н.Ф.ВОРОБЬЕВА,
|