Всероссийский конкурс
исследовательских работ
обучающихся общеобразовательных учреждений,
посвященный 175-летию со дня рождения
Д.И.Менделеева
Конкурс исследовательских
работ обучающихся общеобразовательных
учреждений позволяет осуществить широкую
популяризацию имени великого русского ученого
Дмитрия Ивановича Менделеева и тем самым
активизировать интерес старшеклассников к
истории России через изучение и осмысление его
научного наследия.
Цели и задачи конкурса:
• повышение интереса учащихся к истории
России, к людям, вписавшим в ее историю особые
страницы своим научным подвигом и
целеустремленной деятельностью;
• популяризация имени великого русского
ученого среди молодежи в связи с предстоящим
празднованием 175-летия со дня рождения
Д.И.Менделеева;
• поиск и поддержка талантливых молодых
исследователей, способных к
научно-исследовательской деятельности;
• использование в работе с учащимися
богатейшего исторического материала и музейных
экспонатов с целью патриотического воспитания
учащихся.
Участниками конкурса могут быть
учащиеся 9–11-х классов общеобразовательных
учреждений и учреждений дополнительного
образования России.
Направления подаваемых на конкурс
исследовательских работ
1. История открытия и
экспериментального подтверждения
периодического закона.
2. Первый отечественный учебник по
органической химии и создание фундаментального
учебника по химии.
3. Вклад Д.И.Менделеева в развитие
экономической науки и практики в России.
4. Работа Д.И.Менделеева по созданию
бездымного пороха в России.
5. Научная деятельность Д.И.Менделеева
в имении Боблово (основы российской агрохимии).
6. История изучения упругости газов и
создания обобщенного уравнения состояния
идеального газа (уравнение
Клапейрона–Менделеева).
7. История изучения Д.И.Менделеевым
проблемы переработки нефти и принципа ее дробной
перегонки.
8. История изучения растворов и
изоморфных смесей.
9. Д.И.Менделеев – создатель Русского
химического общества.
10. Создание физической теории весов и
тончайших методов взвешивания.
11. Международные контакты и признание
заслуг Д.И.Менделеева.
12. Д.И.Менделеев – организатор и
первый директор Главной палаты мер и весов.
13. B Д.И.Менделеев – исследователь
воздухоплавания.
14. Друзья и соратники Д.И.Менделеева в
сфере науки, техники и культуры.
15. Д.И.Менделеев – ученый с мировыми
заслугами.
Темы исследований определяются авторами и
научными руководителями и могут касаться любых
вопросов разнообразной научной деятельности
Д.И.Менделеева.
Исследовательская работа выполняется в
соответствии с предлагаемой методикой (приложение
1).
Координация конкурса осуществляется
оргкомитетом.
Сроки и этапы конкурса
Конкурс проводится в два этапа.
I этап проходит в сентябре–ноябре в
образовательных учреждениях на уровне городов и
районов Российской Федерации. На этом этапе
методические объединения учителей школ, города,
района могут входить в состав жюри конкурса по
номинациям.
II этап проводится в декабре–январе.
Победители I этапа направляют работы с
рецензиями за подписью членов жюри ежегодно до
25 декабря в оргкомитет конкурса. Жюри
Всероссийского конкурса (формируется из
наиболее авторитетных работников отрасли
образования, представителей высшей школы,
государственных органов, независимых экспертов)
оценивает работы и приглашает 50 победителей в
Москву на финальную презентацию, проводимую с 5
по 9 февраля ежегодно.
В оргкомитет представляются: одна бумажная
копия (подлинник), одна – на электронном носителе
и презентация в формате «POWER POINT» на 10 мин. Объем
работы – не более 30 страниц, количество
использованных печатных источников – не менее
пяти, электронных – по числу фактически
использованных.
Анкета-заявка на участие в конкурсе (II
этап – финал) направляется в адрес оргкомитета
до
1 декабря по установленной форме (приложение
2).
Победители школьных, городских и региональных
этапов конкурса – участники финала –
направляются на всероссийский финал за счет
средств школ, муниципалитета субъекта
Российской Федерации или спонсоров. В оплату
участников финала входят: транспортные расходы
до Москвы и обратно, питание, проживание и
культурная программа (из расчета 1000 руб. в день).
Адрес оргкомитета: 127422, Москва, а/я 39.
Тел.: (095) 609-60-17.
E-mail: depobraz@mail.ru, сайт: www.info@n-g-s.ru.
Положение о ежегодном Всероссийском конкурсе
размещено на сайтах:
www.n-g-s.ru, www.upeg.net.
Критерии оценки конкурсных работ
1. Конкретность формулировки темы,
четкость в постановке целей и задач
исследования, определенность ожидаемых
результатов.
(0–15 баллов.)
2. Логичность составления плана
исследования и полнота раскрытия темы.
(0–10 баллов.)
3. Творчество и наличие
аргументированной точки зрения автора.
(0–15 баллов.)
4. Научный стиль изложения,
литературный язык работы.
(0–10 баллов.)
5. Качество электронной версии и
презентации.
(0–5 баллов.)
6. Способность к ведению дискуссии по
вопросам, затронутым в исследовании, и наличие
обоснованных выводов.
(0–15 баллов.)
7. Актуальность исследования.
Отражение в работе истории и историографии
рассматриваемого вопроса, отечественного и
зарубежного опыта по рассматриваемой проблеме.
(0–15 баллов.)
8. Культура речи и ответы на вопросы.
(0–10 баллов.)
9. Оформление работы: объем, размещение
текста на странице, правильность оформления
цитат, ссылок, сносок, списка литературы, таблиц,
диаграмм, приложений.
(0–5 баллов.)
(Максимальное число баллов – 100.)
Награждение победителей
Авторы 50 лучших работ по нескольким номинациям
награждаются дипломами лауреата и дипломами 1-й,
2-й, 3-й степени и ценными подарками. Лауреаты
конкурса имеют льготы при поступления в
Российский химико-технологический университет
им. Д.И.Менделеева, Российский государственный
университет нефти и газа им. И.М.Губкина, на
химический факультет Московского
государственного университета им. М.В.Ломоносова
и в Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики (по
согласованию с руководством вузов). Основные
мероприятия финала проводятся в Политехническом
музее и в музее-усадьбе Д.И.Менделеева (Боблово
Клинского р-на Московской обл.). Грамотами
награждаются научные руководители работ
учащихся. Благодарности оргкомитета
направляются участникам конкурса, не вышедшим в
финал, руководителям образовательных
учреждений, направившим наибольшее количество
работ на конкурс, а также родителям финалистов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методические рекомендации по
организации
и оформлению исследовательской работы
Последовательность действий:
1) определение объектной области, объекта и
предмета исследования;
2) выбор и формулировка темы направления,
обоснование их актуальности;
3) изучение научной литературы и уточнение
понятий;
4) формулирование гипотезы;
5) формулирование цели и задач исследования.
Оформлять исследовательскую работу необходимо
по определенному плану, в формате Word 6.0, 7.0, 8.0;
шрифт 14-й; Times New Roman; 28–30 строк по 60 знаков; 1800
знаков на странице; поля справа 2,5 см; страницы
скрепить или прошить вместе с приложениями.
Титульный лист – первая страница, на ней сверху
указывается полное название образовательного
учреждения, посредине – название работы, затем
фамилия, имя автора, класс, фамилия, имя, отчество,
должность научного руководителя, внизу – дата,
город, область.
Оглавление следует за титульным листом по
схеме: введение, главы, параграфы, заключение
(выводы), список литературы, приложения. Все
страницы нумеруются, начиная с титульного листа,
в правом нижнем углу.
Введение состоит из 2–3 страниц. Основная часть
включает две-три главы, причем первая посвящена
анализу литературы, обоснованию исследования,
вторая – описанию практической работы. Выводы
делаются в каждой главе. Заключение на 1–3
страницах не должно дословно повторять выводы в
главах, а содержать выводы по результатам
исследования и степени достижения
сформулированной цели работы, обозначить
перспективы исследования.
Иллюстрации размещаются для придания ясности и
конкретности излагаемому материалу и нумеруются
в пределах каждой главы. Таблицы приводятся с
заголовками после первого упоминания о них.
Цитаты заключаются в кавычки, и указывается
источник.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета-заявка участника
Всероссийского конкурса
исследовательских работ обучающихся
общеобразовательных учреждений, посвященного
175-летию
со дня рождения Д.И.Менделеева
Направляется в оргкомитет до 1 декабря 2005 г. |