Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №9/2005

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Интернет в школьном
химическом образовании

См. также № 7/2004

Современная модернизация общего среднего образования, стимулируемая социальным заказом общества, предъявляет новые требования к уровню подготовки выпускников школы. Такими требованиями сегодня становятся: умение находить, анализировать и систематизировать нужную информацию, развитие критического мышления, самостоятельной творческой деятельности. Учащимся необходимо научиться работать с большим объемом информации: понимать главный смысл читаемого, опираться на факты, обобщать известный материал. Поэтому усиливается информатизация образования, происходит включение в процесс обучения информационной среды и привлечение интернет-ресурсов.

Интернет – это единая информационная сеть. Сведения из сети помогут учащимся (и учителю) создать исчерпывающую информационную картину по интересующим вопросам. Особенно важна роль Интернета в выработке умения самостоятельно делать выводы и принимать решения.

Интернет многофункционален: наряду с функциями поисковой (каталоги, коллекции ссылок) и информационной (электронные библиотеки, виртуальные центры, базы данных, электронные книги и журналы, методическая литература) он обладает интерактивной функцией, позволяющей общаться по электронной почте и на персональных чатах, а также устраивать видеоконференции.

Таким образом, Интернет дает возможность сотрудничать удаленным друг от друга образовательным центрам. Его пользователями могут стать преподаватели, школьники, аспиранты, студенты, дети-инвалиды, находящиеся на домашнем обучении. Все они могут получить доступ к банку данных по многим вопросам, повысить свой общеобразовательный уровень и даже получить электронный сертификат о повышении квалификации.

На практике при использовании ресурсов Интернета встречаются некоторые проблемы. Одна из них – поиск нужной информации. Несмотря на предоставляемые сетью поисковые услуги, трудности могут возникать при работе в специальных областях. Задача настоящей статьи – сориентировать начинающего пользователя Интернета в лавинообразном потоке информации по химии.

Интернет – это всемирная глобальная компьютерная сеть, база данных, которая постоянно обновляется, пополняется новыми сайтами.

Бывает, что срочно нужно написать реферат, найти учебные и справочные материалы по химии. Кому-то необходимо просмотреть химические газеты и журналы, позаниматься с репетитором, получить информацию о высших учебных заведениях. Предположим, вас интересует химия и экология. Можно пойти к товарищу, который увлекается химией, поискать ответы в его книгах. Еще вариант – библиотека. Но и там может не быть нужной информации или книга уже «на руках» либо ее можно взять ненадолго и работать только в читальном зале. Оптимальным выбором может стать Интернет. Конечно, для пользования Интернетом необходимы персональный компьютер и доступ в сеть. Поначалу это может озадачить. Но если присмотреться, то может оказаться, что web-класс есть в вашем учебном заведении, школе, библиотеке, Интернет-кафе, а может, даже и дома.

Итак, вы в сети. Как найти необходимую информацию, не потеряться, не тратить лишнее время и силы на поиск? Ниже предложен небольшой тест. В нем надо продолжить предложения, выбрав один или несколько вариантов, обозначенных буквами «а» – «ж». Это отразит область ваших интересов. Буквы «а», «б», «в»... подсказывают, к какому разделу химии следует обратиться (см. ниже). Там вы найдете рекомендации, описание и адреса сайтов по интересующей вас проблеме в изучении химии.

Определение круга интересов

Я сделал бы для себя «закладку», поместил бы в избранное:

а) описание занимательных опытов по химии;

б) интернет-ресурсы по органической химии;

в) архив статей по аналитической химии;

г) дистанционное обучение;

д) сведения по химии в журналах;

е) проекты, конкурсы, гранты, семинары по экологии;

ж) рефераты, курсовые, дипломы, диссертации по химии.

Эта информация может быть использована в моей работе:

а) новости по общей и неорганической химии;

б) номенклатура и свойства органических соединений;

в) описание методов аналитической химии;

г) решение задач, расчеты по химическим уравнениям;

д) химия для любознательных в журналах;

е) обучение, экспедиции, документы по экологии;

ж) справочные данные по химии.

Содержание полезных для меня сайтов:

а) химические обзоры и статьи по общей и неорганической химии;

б) данные об отдельных представителях органических соединений в химии;

в) полезные советы экспертам по аналитической химии;

г) виртуальный учитель;

д) научные журналы, статьи, конференции;

е) экобюллетени, проблемы экологии;

ж) электронный каталог, химическая библиотека.

Я знаю, какой направленности сайты меня интересуют:

а) общая и неорганическая химия;

б) органическая химия;

в) аналитическая химия;

г) репетитор;

д) химические журналы;

е) химия и окружающая среда;

ж) электронные справочники, рефераты.

Адреса сайтов и их описание

Если среди ваших ответов преобладает пункт а), то вас интересуют материалы по общей и неорганической химии, которые можно найти по адресам:

http://shnic.narod.ru – неорганическая химия, опыты, выращивание кристаллов, условия протекания химических реакций, опыты с металлами, синтез галогенов;

http://www.chemistry.narod.ru – некоторые направления химической науки, общая характеристика элементов, опыты, великие химики (годы жизни), музеи, таблицы, области химии: органическая, агрохимия, геохимия, экохимия, термохимия, нефтехимия.

Пункт б) связан с органической химией, доступно и понятно изложенной по адресам:

http://www.chem.isu.ru/leos/ – справочно-информационная система по органической химии, «химический ускоритель» доступа к справочным материалам;

http://yaroslaw.narod.ru/ – описание строения и свойств спиртов, альдегидов, фенолов, кетонов, карбоновых кислот, тестирование по изученному материалу (по любой группе соединений);

http://www.combichem.ru – проблемы органического синтеза, справочная информация по свойствам и способам синтеза веществ, покупка реактивов, конференции;

http://www.chemi.org.ru – учебное пособие по химии с приложениями, словари, форумы, органическая и неорганическая химия.

Пункт в) подсказывает, что вы ищете материалы по аналитической химии. Обратитесь к следующим страницам в Интернете:

http://www.novedu.chat.ru – научные материалы по аналитической химии: архив статей и опытов, описание использования приборов, справочник, объекты анализа, ионометрия, хемометрика, хроматография, потенциометрия, аналитическая химия ртути, редоксометрия;

http://merlin.com.ua/chem – информация по аналитической химии, свойства веществ, полезные советы, статьи, информация для экспертов, юмор;

http://anchem.ru/ – библиотека научных статей, методик, справочных и учебных материалов, иллюстрированный каталог оборудования, анонсы конференций и семинаров, доска объявлений вакансий и лабораторий, выполняющих аналитические исследования.

Пункт г) предполагает дистанционное обучение, это «виртуальный репетитор»:

http://nsu.ru – дистанционное образование, научно-исследовательские работы школьников;

http://www.alhimik.ru – химия – наука на каждый день, алхимик дает полезные советы, виртуальный репетитор, решение задач, знакомство с книгами по химии, помощь абитуриентам в сдаче экзаменов, знакомство с новостями, юмористическая страничка, эффектные опыты, химические новости, консультации, история химии, ляпсусы;

http://www.kokch.kts.ru/cdo/ – онлайн тестирование по школьной программе 5–11-го классов, электронный сертификат;

http://news.1september.ru/fiz/1999/no37_2.htm – контрольные задания по химии (10-й класс), примеры заданий с ответами;

http://school-sector.relarn.ru/nsm – обучающие программы, некоммерческое тестирование;

www.chemistry.ru – интернет-колледж по химии, система дистанционного обучения, тесты, консультации, ссылки;

http://www.schoolchemestry.by.ru – учебно-справочный материал, каталог веществ, упражнения и задания с решениями и ответами, тесты, программы, опыты;

http://stroeniatoma.narod.ru – теоретический материал, задачи и ответы к ним, тесты, словарь, лабораторные опыты;

http://www.rostest.runnet.ru – образовательный сервер тестирования по химии: общая химия, основные понятия, классы соединений, периодический закон, химическая связь, кинетика реакций, химия элементов, органическая и физическая химия, растворы, гидролиз.

Доступ к режиму обучения бесплатный.

Если вы выбрали пункт д), то вас интересуют ссылки на сайты химических журналов:

http://www.1september.ru – электронная версия газеты «Химия», раздел «Я иду на урок химии»;

http://www.chemrar.ru – химические каталоги, тематические новости и ссылки, лаборатории химии, словари, химическая промышленность;

http://www.chemlab.boom.ru – описание опытов по химии, общая химия, информация, новости химического мира, обзоры, статьи.

Пункт е) показывает, что вас волнует химия и окружающая среда, тогда обратите внимание на следующую информацию:

http://enwl.net.ru – все и всем об экологии: более 30 наименований экобюллетеней, материалы для журналистов, студентов, преподавателей, разделы – проекты, конкурсы, гранты, семинары, обучение, экспедиции, документы;

http://www.ecolog.spb.ru – российская экологическая страница.

Если выбрали пункт ж), вам необходимы различные данные по химии, которые можно найти в электронных справочниках:

http://www.chemrar.ru – информация по химии, коллекция иностранных и отечественных химических каталогов, уникальные базы данных о продаже, покупке и обмене химических реактивов, полезные ссылки;

http://www.chem.msu.ru – информация о научной и образовательной деятельности МГУ, электронная библиотека по химии;

http://catalog.alledu.ru – все образовательные каталоги, учебные материалы по химии;

http://www.informika.ru – электронный справочник – полный курс химии;

http://www.chemnet.ru – электронная библиотека по химии;

http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem – химические олимпиады, элементы, словарь химических терминов, опыты;

http://www.chem.msu.su/rus/elibrary – электронная библиотека по химии;

www.ximcat.com – химический каталог, ссылки на интернет-ресурсы различных областей химии, тематический рубрикатор, функция поиска по ключевым словам;

www.chem.ac.ru – информация для химиков, подборка ссылок на электронные базы данных, библиотеки, энциклопедии, конференции;

http://www.catalysis.nsk.su/chem – информация о базах данных по химии, центрах коллективного пользования, журналах, конференциях, оборудовании, словарях, справочниках;

http://www.kge.msu.ru/biblio.htm – подборка ссылок на электронные каталоги ряда российских библиотек, каталоги периодических изданий по химии, базы данных литературы по химии, рекомендации по правильному оформлению докладов на конференцию;

http://www.webelements.narod.ru – онлайн-справочник химических элементов, характеристика элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Возможно, что после просмотренных адресов вам захочется самим «побродить» в Интернете, найти для себя что-то особенное по химии. Обратитесь к «поисковикам», на которых сайты с химической направленностью можно найти по следующей цепочке (в скобках будет указано количество сайтов по химии):

www.aport.ru – наука и образование – науки – химия (97), научно-популярная литература (7), научные учреждения и институты (50), публикация и аналитика (24), частные страницы химиков (6);

www.list.ru – образование и наука – науки естественные, химия (67), неорганическая химия (2), органическая химия (3), таблицы Д.И.Менделеева (7), электрохимия (3), лабораторные (5), институты химии (7), биохимия (2), аналитическая химия (5), химическая промышленность (769), словари по химии (9), конференции (8), журналы (24);

www.yandex.ru – учеба – науки – естественные – химия (115);

http://educentral.ru – российский образовательный портал – направление – химия.

Н.А.ГОРОДИЛОВА,
преподаватель химии
культурологического лицея № 1310,
научный сотрудник ИОСО РАО
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru