ПЕРЕПИСКА С
ЧИТАТЕЛЕМ
Из опыта работы |
Химический турнир
Урок-путешествие по стране
Кислород
(обобщение знаний по теме «Кислород. Оксиды.
Горение»)
Цели урока.
1. Повторить и обобщить знания, полученные при
изучении темы.
2. Закрепить умения и навыки:
• составлять химические уравнения;
• решать расчетные задачи;
• обращаться с лабораторным оборудованием.
3. Способствовать развитию интереса к изучению
химии.
4. Развивать чувство ответственности,
самостоятельности, коллективизм, умение
работать в группе.
Девиз урока. «Dum spiro – spero» («Пока
дышу – надеюсь»).
ХОД УРОКА
Учитель. Мы закончили изучение темы
«Кислород. Оксиды. Горение». Сегодня нас ждет
необычный урок – путешествие в страну Кислород.
Это будет не простая прогулка, нас ждут
испытания, преодолеть которые мы сможем, только
используя знания, полученные на предыдущих
уроках. В путь отправятся две команды.
(Представляются команды.) Наблюдать за нашим
путешествием будет жюри. (Представляется жюри.)
Итак, в путь!
Состязание 1. «Химический лабиринт»
Путь в страну Кислород лежит через
заколдованный «химический лабиринт» (командам
раздаются листы с «химическим лабиринтом»).
Чтобы добраться до финиша, надо начать с клетки 1.
Если суждение, написанное в данной клетке,
верное, то продолжить путь по стрелке «да», если
ошибочное – по стрелке «нет». Задание
выполняется всей командой. Ученики отмечают
номера клеток – путь движения по «лабиринту».
По сигналу учителя игра прекращается. От каждой
команды один из участников (по мнению команды,
внесший наибольший вклад в выполнение задания)
обосновывает пройденный путь через «химический
лабиринт». Учитель подводит итог (например:
командой 1 «лабиринт» пройден без потерь, команда
2 сбилась с пути).
Состязание 2. «Рулевой»
Команда 1 придерживается в дальнейшем
выбранного ею пути, а сбившейся с пути команде 2
вырулить на правильную дорогу поможет «рулевой»
(к доске приглашается по одному участнику от
команды). Ему предстоит, правильно повернув
«руль», составить уравнения реакций с участием
вещества кислород.
«Рулевым» выдаются «рули» – диски с центром, на
которых написаны химические формулы веществ.
Состязание 3. Задача
Пока «рулевой» крутит свой интеллектуальный
«руль», членам команд предлагается рассчитать
запасы энергии и кислорода, без которых
невозможно путешествие. Командам выдаются
карточки с условием расчетной задачи.
Одной команде – вычислить количество энергии
по термохимическому уравнению. Другой команде –
вычислить объем кислорода, выделяющийся при
разложении известной массы сложного вещества (Н2О,
или Н2О2, или КмnО4). Решает
задачу вся команда. Отчитывается за решение
задачи один из участников команды.
Учитель и члены жюри оценивают уравнения
реакций, написанные на доске «рулевым», и решения
задач.
Состязание 4. Опыт
В любом походе очень ценны люди, умеющие
работать не только головой, но и руками. По одному
представителю от каждой команды вызывается для
проведения опыта по получению, собиранию и
обнаружению кислорода. Члены команд и жюри
внимательно следят за правильностью выполнения
опыта, делают замечания, оценивают проделанную
работу.
Состязание 5. «Ромашка»
В путешествии по стране Кислород обязательно
встретится множество диковинных растений. Одно
из них – волшебная «ромашка», на лепестках
которой написаны химические формулы. На
основании полученных знаний учащиеся определяют
лепестки с формулами оксидов и составляют
уравнения реакций получения этих оксидов из
простых веществ. По одному члену от команды
вызывается к доске, где они, демонстрируя
«ромашку», обосновывают свой выбор формул
оксидов и составляют уравнения реакций.
Учитель и члены жюри оценивают правильность
выбора формул оксидов и составления уравнений
реакций.
Состязание 6. «Привал»
После трудного пути приятно делать привал. На
привале обычно поют песни и читают стихи.
Командам предлагается по очереди вспомнить 1–2
строчки из песен или стихотворений, в которых
упоминаются слова «кислород», «горение»,
«дыхание», «воздух».
Подведение итогов. Рефлексия
Учитель предлагает учащимся обсудить
результаты путешествия по стране Кислород. Жюри
оглашает итоги игры, награждает
команду-победителя. Учитель выставляет оценки
участникам испытаний. Учащиеся делятся
впечатлениями от урока по пунктам «я», «мы»,
«дело»:
• «я» – насколько активно принимал участие в
игре, каковы мои знания по теме, мой вклад в
работу команды;
• «мы» – насколько сплоченно работала команда,
все ли удалось в игре;
• «дело» – какие знания по изученной теме
помогли в игре, что нужно повторить, какие умения
необходимо отрабатывать.
Урок-путешествие по стране Вода
(Обобщение знаний по теме «Вода. Растворы.
Основания»)
Девиз урока. «Вода, у тебя нет ни
вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой
наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя
сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама
жизнь» (Антуан де Сент-Экзюпери).
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя о целях урока и
условиях его проведения. Класс разбивается на
две команды, которым представляется жюри (по
одному ученику от каждой команды, гости урока).
Состязание 1. Кроссворд
К заранее подготовленной доске вызывается по
одному члену команды для разгадывания
кроссвордов.
1
По горизонтали:
3. Сложное вещество, состоящее из атомов двух
химических элементов, один из которых –
кислород.
4. H2O.
По вертикали:
1. Сложное вещество, состоящее из атомов металла
и гидроксигрупп.
2. Однородная система, содержащая растворитель и
растворяемое вещество.
2
По горизонтали:
3. Сложное вещество, состоящее из атомов
водорода и кислотных остатков.
4. Сложное вещество, состоящее из атомов металла и
кислотных остатков.
По вертикали:
1. Реакция между кислотой и основанием, в
результате которой образуются соль и вода.
2. Растворимое основание.
Состязание 2. «Химический лабиринт»
Во время разгадывания кроссвордов остальным
участникам команд раздаются листы с «химическим
лабиринтом».
Чтобы добраться до финиша, надо начать с клетки
1. Если суждение, написанное в данной клетке,
верное, то продолжить путь по стрелке «да», если
ошибочное – по стрелке «нет». Задание
выполняется всей командой.
По сигналу учителя прекращается работа с
кроссвордом и «химическим лабиринтом».
Вызванные учащиеся обосновывают ход решения
своих заданий. Учитель и жюри оценивают
деятельность команд.
Состязание 3. Задача
К доске вызывается по одному члену от каждой
команды для решения задач по приготовлению
растворов.
Задача
К 20%-му раствору соли массой 450 г добавили:
1-я команда – 50 г воды,
2-я команда – 10 г соли.
Вычислите массовую долю соли в новом растворе.
Состязание 4. Вопросы
Пока на доске решаются задачи учитель работает
фронтально с остальными членами команд. Каждой
команде поочередно задается по 2–3 вопроса. Если
одна команда не отвечает, вопрос передается
другой команде.
Вопросы
1. Что можно сказать о валентности металла по
формуле его основания?
2. Чем отличаются понятия «реакция обмена» и
«реакция нейтрализации»?
3. Что общего в составе кислот и солей?
4. Что общего в составе оснований и солей?
Учащиеся у доски объясняют ход решения задач.
Жюри оценивает работу команд в состязании 3.
Состязание 5. «Ромашка»
По одному члену от команды вызывается для
составления уравнений получения оснований,
изображенных на лепестках «ромашки»:
1) взаимодействием металлов с водой;
2) взаимодействием оксидов металлов с водой.
Состязание 6. Задача
Оставшимся учащимся предлагается задача:
организм человека на 65% состоит из воды. Сколько
воды приходится на всех членов вашей команды?
Учитель и жюри оценивают результаты состязаний
5 и 6.
Состязание 7. Опыт
Вызванным учащимся предлагается проделать
лабораторный опыт: среди трех пробирок с
растворами обнаружить основание (NаОН или КОН),
нейтрализовать его кислотой (Н2SО4 или
Н3РО4) и составить уравнение реакции.
Все наблюдают за правильностью выполнения
эксперимента.
Состязание 8. Музыкальная пауза
Командам предлагается по очереди вспомнить 1–2
строчки из песен или стихотворений о воде.
Подведение итогов. Рефлексия
Учитель предлагает учащимся обсудить
результаты путешествия по стране Вода. Жюри
оглашает итоги игры, награждает
команду-победителя. Учитель выставляет оценки
участникам испытаний. Учащиеся делятся
впечатлениями от урока по пунктам «я», «мы»,
«дело»:
• «я» – насколько активно принимал участие в
игре, каковы мои знания по теме, мой вклад в
работу команды;
• «мы» – насколько сплоченно работала команда,
все ли удалось в игре;
• «дело» – какие знания по изученной теме
помогли в игре, что нужно повторить, какие умения
необходимо отрабатывать.
З.Г.ЗАХАРОВА,
учитель химии
экономической школы-лицея
(Москва)
|