Продолжение. Начало см. в № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7/2005 Уроки 8–9. ОксидыСправочная страница к уроку по теме «Оксиды»Общая формула оксидов – . В табл. 6 приведены формулы некоторых оксидов. Таблица 6 Классификация оксидов
ЧАСТЬ А 1. Запишите определение. Оксиды– 2. Почему оксидам не дают определения с позиций теории электролитической диссоциации? 3. Дополните приведенную ниже схему. Проведите классификацию оксидов и для каждого класса оксидов напишите примеры химических формул веществ. 4. Запишите определения всех понятий, которые вам встретились при заполнении схемы в задании 3. ЧАСТЬ Б Уровень 1 Классификация и номенклатура оксидов 1. Заполните таблицу. Таблица Классификация и названия оксидов
2. Заполните таблицу. Таблица Соответствие оксидов и гидроксидов
3. Напишите формулы оксидов по их названиям: а) оксид лития – ; Уровень 2 4. Для оксидов, приведенных в задании 3, выберите общий признак классификации и объедините эти оксиды в группы. 5. Из приведенных ниже формул веществ выпишите только формулы оксидов и дайте им названия: NaOH, PH3, CuO, HCl, Al2O3, CaBr2, MnO, SiH4, Mn2O7, N2O, NH3. Уровень 3 6. Составьте уравнения реакции разложения следующих веществ: карбоната кальция, гидроксида меди(II), гидроксида магния, кремниевой кислоты. Назовите продукты реакций, распределите их на группы по нескольким признакам. 7. Заполните таблицу. Таблица Сходство и различие отдельных оксидов
Химические свойства оксидовОсновные оксиды: 1) взаимодействуют с водой, в результате
образуются растворимые или малорастворимые
основания; Кислотные оксиды: 1) взаимодействуют с водой, в результате
образуются растворимые кислоты; Уровень 1 8. Запишите уравнения реакций, определите их тип, укажите названия продуктов реакций. а) Оксид углерода(IV) + вода б) оксид углерода(IV) + гидроксид натрия в) оксид углерода(IV) + гидроксид кальция г) оксид натрия + азотная кислота д) оксид натрия + оксид серы(IV) е) оксид натрия + вода 9. Выделите несколько признаков, по которым реакции а) – е) в задании 8 можно объединить в группы. Отметьте, к каким выделенным вами группам реакций принадлежат реакции а) – е). Уровень 2 10. Запишите уравнения практически осуществимых реакций, укажите названия продуктов и типы реакций. а) Оксид серы(IV) + вода б) оксид калия + вода в) оксид меди(II) + азотная кислота г) оксид кремния(IV) + вода д) оксид лития + оксид углерода(IV) е) оксид натрия + оксид железа(II) ж) оксид цинка + серная кислота з) оксид фосфора(V) + азотная кислота и) оксид стронция + вода к) оксид серы(VI) + гидроксид натрия л) оксид азота(V) + гидроксид калия м) оксид фосфора(V) + гидроксид железа(III) Уровень 3 11. Пользуясь схемами реакций, характеризующими химические свойства оксидов, запишите по два уравнения реакций на каждое из предложенных свойств. Укажите типы реакций, запишите названия продуктов реакций. а) Основный оксид + кислотный оксид б) кислотный оксид + основание в) кислотный оксид + вода г) основный оксид + кислота д) основный оксид + вода 12. По заданной правой части допишите левые части уравнений реакций, характеризующих химические свойства: а) оксида натрия; б) оксида фосфора(V). Выделите признаки, по которым эти реакции можно объединить в группы. а) ... = 2NaOH, ... = 2NaCl + H2O, ... = Na2SO4 + H2O, ... = Na2CO3, ... = Na2SiO3, ... = 2NaNO3 + H2O; б) ... = 2HPO3, ... 2H3PO4, ... = 2Na3PO4 + 3H2O, ... = Ca3(PO4)2 + 3H2O, ... = 2K3PO4 + 3H2O, ... 2AlPO4, ... = 2Ag3PO4. 13. На рисунке изображены пересекающиеся круги. В круг 1 входят реакции обмена, в круг 2 – реакции, характеризующие химические свойства оксидов. В какой круг (или в их пересечение) следует внести каждую из следующих реакций: а) MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O; б) СаСO3 + SiO2 CaSiO3 + CO2; в) MgCl2 + Ba(OH)2 = Mg(OH)2 + BaCl2; г) SO2 + H2O = H2SO3; д) СаO + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + H2O; е) СuSO4 + BaCl2 = BaSO4 + CuCl2? 14. Из перечисленных ниже типов реакций выберите «пересекающиеся» (это будет средний круг на схеме): а) реакции соединения; Укажите буквами (а–в), какому кругу соответствует каждый тип реакции. Ниже приведены уравнения реакций. Их номера следует внести в круги а, б или в, причем либо в их непересекающиеся части, либо в области пересечения. 1) Mg + Cl2 = MgCl2; 2) MgO + CO2 = MgCO3; 3) CaO + H2O = Ca(OH)2; 4) CuO + H2 Cu + H2O; 5) 2HgO 2Hg + O2; 6) 2Al(OH)3 Al2O3 + 3H2O. ЧАСТЬ В. Задания для самоконтроля 1. Дополните определения. 1) ... – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления –2. 2) ... – это оксиды, которым соответствуют основания. 3) ... – это оксиды, которым соответствуют кислоты. 4) ... – это оксиды, которым соответствуют гидроксиды (кислоты и основания) и соли. 5) ... – это оксиды, которые не образуют ни гидроксидов, ни солей. 2. Установите соответствие химических формул классам веществ. Ряд веществ: вариант I 1) CuO, Na2O, MgO; вариант II 3) CO2, SO2, N2O5; Класс веществ: а) кислотные оксиды; 3. Установите соответствие названий веществ и их химических формул. Название: вариант I 1) оксид бария; вариант II 3) оксид бериллия; Формула: а) SO2; 4. Какие гидроксиды получаются из заданных оксидов? Оксиды: вариант I 1) FeO; вариант II 4) SO2; Гидроксиды: а) HClO; 5. Пары веществ, взаимодействующих между собой: вариант I 1) CuO + H2O ... ; вариант II 4) SO2 + H2O ... ; (Обведите кружком номер правильного ответа.) 6. Главное свойство:
это реакция с: 1) кислотами; 2) щелочами; 3) солями. (Обведите кружком номер правильного ответа.) 7. Установите соответствие исходных веществ и продуктов реакции. Исходные вещества: вариант I 1) Fe2O3 + 6HCl ...
; вариант II 4) FeO + 2HCl ... ; Продукты реакций: а) FeCl2 + H2O; 8. Установите соответствие приведенных схем типам реакций. Схема реакции: вариант I 1) Na2O + H2O ... ; вариант II 3) Cu(OH)2 ... ; Тип реакции: а) соединение; 9. Рассчитайте массовую долю элемента в его оксиде: вариант I –
вариант II –
10. Чему равно количество вещества оксида фосфора(V) (в моль), образующегося при взаимодействии:
с необходимым количеством кислорода? 11. Рассчитайте массу соли, образующейся при взаимодействии 200 г раствора серной кислоты с массовой долей (Н2SO4):
с оксидом меди(II) массой 160 г. |