Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №8/2005

О ЧЕМ НЕ ПИШУТ В УЧЕБНИКАХ

О пользе старины

Принято считать, что книги, изданные 100 и более лет назад, сегодня имеют лишь историческую ценность – как свидетельства эпохи, раритеты, демонстрирующие достижения книгопечатания и т.п. Однако некоторые из них можно активно использовать в современной жизни.

Одно из таких редких изданий – «Ломоносовский сборник». Впервые эта книга вышла в свет более 100 лет назад, в 1901 г. Ее создателем (составителем и автором ряда материалов) был профессор Московского университета выдающийся химик Владимир Васильевич Марковников.

В.В.Марковников (1837–1904)
В.В.Марковников
(1837–1904)

Интересна история «Ломоносовского сборника». Марковников еще со времени учебы и работы в Казанском университете интересовался истоками химической науки, историко-химические фрагменты включал в свой курс, который он читал в 1880-х гг. в Московском университете. Он также активно участвовал в работе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, был основателем и руководителем его Физико-химической комиссии (с 1884 г.), а затем и Химического отделения. На заседаниях отделения нередко обсуждались темы, посвященные памятным датам, историко-научным исследованиям, биографиям выдающихся ученых. Как впоследствии вспоминал Марковников, идея отметить юбилей первой химической лаборатории, основанной М.В.Ломоносовым в Санкт-Петербурге в 1748 г. (а фактически – и всей российской химической науки), принадлежала доктору медицины, известному естествоиспытателю и библиофилу Терентию Ивановичу Вяземскому, опубликовавшему в апреле 1898 г. в газете «Московские ведомости» открытое письмо, адресованное Марковникову, где он, в частности, писал:

«Если мы обратимся к опубликованным официальным документам, хранящимся в архивах Академии наук, то найдем, что основание первой химической лаборатории в России положено в 1748 году…

Титульный лист книги, изданной в 1901 г.

Обращаюсь к Вам как маститому химику: познакомьте нас с утреннею зарей нашей русской химии, первые лучи которой показались на научном горизонте 150 лет тому назад. Мы желаем знать научное значение первой химической работы “О химических растворах вообще”, принадлежащей перу первого во времени русского профессора химии Михаила Васильевича Ломоносова.

Познакомьте нас также одновременно и с историей возникновения первой химической лаборатории в России…

Напоминанием Русскому обществу об этом знаменательном событии Вы, глубокоуважаемый Владимир Васильевич, получите от современников теплое русское спасибо…»

Идея Вяземского упала на плодородную почву: уже осенью 1898 г. был сформирован оргкомитет под руководством Марковникова, взявший на себя все хлопоты по подготовке этого мероприятия.
Торжественные заседания планировалось провести в конце 1899–начале 1900 г. – так, по мнению Марковникова, «русская химия ознаменовала бы… добрым делом свой переход в новое столетие».

К этому времени предполагалось собрать очерки по истории химических лабораторий российских университетов и институтов. В 1900 г. состоялось празднование 150-летия первой русской химической лаборатории, где прозвучали доклады о ее основателе – Ломоносове, об основании и развитии химических лабораторий и научных школ в ведущих российских университетах. В 1901 г. эти материалы были опубликованы единым изданием, получившим название «Ломоносовский сборник».

Несомненно, эта важная работа не прошла незамеченной, во многих университетах она дала толчок к развитию историко-научных исследований. Интересно, что и в Московском университете несколько выпускных (дипломных) работ в этот период были посвящены именно историко-химическим темам.

Обложка репринтного издания «Ломоносовского сборника», выпущенного издательством «Логос»

Обложка репринтного издания
«Ломоносовского сборника»,
выпущенного издательством «Логос»

Уже с конца 1920-х гг. история химической науки как учебная дисциплина (сначала в виде «Истории и философии естествознания» в приложении к конкретным наукам) стала обязательным предметом, а после Великой Отечественной войны в новые учебные планы университетов была включена конкретно «История химии» (1946). Почти одновременно с этим в Московском университете были открыты одноименные кафедра (ее возглавил профессор Н.А.Фигуровский) и специальность для поступления в аспирантуру (1948). С этого времени исследования в области истории химической науки и преподавание этой дисциплины развернулись широким фронтом.

И вот сегодня «Ломоносовский сборник» вновь актуален – издательством «Логос» он опубликован в серии «Классический университетский учебник»*, причем его выход был приурочен к юбилею химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, отметившего недавно свое 75-летие. Книга переиздана репринтным способом с применением новых полиграфических технологий.

Как отметил декан химического факультета академик В.В.Лунин: «Значение истории науки и ее качественного преподавания в современном мире чрезвычайно велико, без знания истории химии формирование специалиста-химика не может быть полноценным. Актуальность этой дисциплины не ограничивается развитием кругозора студентов, эта область крайне важна в формировании профессионального мировоззрения и личности химика-исследователя, в решении проблем приоритета в развитии теоретических концепций и модельных представлений современной химии, а также вопросов, связанных с тенденциями развития химической науки. Именно поэтому в настоящее время вновь растет значимость таких классических трудов, как “Ломоносовский сборник”, который является оригинальным источником сведений по истории химии в России и может служить сегодняшним студентам и аспирантам учебным пособием (хрестоматией), а всем интересующимся прошлым отечественной науки – интереснейшим свидетельством эпохи».

* Серия издается к 250-летнему юбилею Московского государственного университета по инициативе его ректора академика В.А.Садовничего. Она включает в себя учебники и учебные пособия, написанные выдающимися учеными и педагогами (в серии планируется издать около 250 книг).

Т.В.БОГАТОВА