Белки – высокомолекулярные
|
Первичная структура белка |
Задание. Напишите уравнение реакции образования трипептида, используя общие формулы аминокислот.
Следующий этап урока – выступление ученика с докладом «Структуры белка». В докладе, в частности, содержатся следующие сведения: биография Эмиля Германа Фишера (впервые синтезировал полипептид из 18 аминокислот), определение понятия «денатурация» (нарушение естественной структуры белка под действием химических веществ, радиации и т. п.).
Структуры белка:
|
Еще одно подготовленное выступление – доклад ученика по теме «Функции белка». Затем учащиеся получают задание: заполнить таблицу.
Таблица
Функции белков | Названия белков | Где содержатся в организме |
---|---|---|
... | ... | ... |
Сообщение по теме «Превращение белков в организме человека» делает подготовившийся дома ученик. Затем учитель задает вопросы.
- В каком отделе пищеварительной системы начинается расщепление белков?
- Под действием чего расщепляются белки?
Задание. Записать и пояснить схему обмена белков в организме человека:
Одной из глобальных экологических проблем является продовольственная проблема. Для ее решения требуется создание высокопродуктивных сортов растений и пород животных. Рассматривается возможность биотехнологического синтеза искусственного белка из нефти. (Фрагмент видеофильма о синтезе искусственных белков.)
С целью оценки усвоения материала учащиеся выполняют самостоятельную работу.
Задания для самостоятельной работы
1. Мономерами белка являются:
а) аминокислоты; б) моносахариды; в) нуклеотиды; г) пептиды.
2. Вторичную структуру белка поддерживают связи:
а) водородные; б) гидрофобные; в) ковалентные.
3. При образовании белкового полимера происходит сцепление аминокислот и выделяется вещество:
а) аммиак; б) вода; в) СО2; г) углеводород.
4. Аминокислоты отличаются друг от друга химическим строением:
а) аминогруппы; б) карбоксила; в) радикала.
5. Назовите группу природных полимеров, в которой находятся все ферменты:
а) белки; б) жиры; в) углеводы.
6. Напишите уравнение реакции образования трипептида:
7. Вариант 1. На получение анилина
было затрачено 24,6 кг нитробензола. Сколько
анилина можно получить, если выход его
составляет 95% от теоретически возможного?
Вариант 2. На получение 260 кг анилина
затрачено 250 кг бензола. Рассчитайте
практический выход анилина в процентах от
теоретически возможного.
Учитель. Для подведения итогов урока посмотрим, что говорится о белках в Детской энциклопедии по биологии.
«В одной из книг Библии сказано: “Вначале было Слово”. Современная книга о происхождении жизни по аналогии могла бы начинаться фразой: “Вначале был белок”.
Первый белок, с которым мы знакомимся в своей жизни, – это белок куриного яйца, альбумин. Он хорошо растворим в воде, при нагревании сворачивается, а при долгом хранении в тепле разрушается – яйцо протухает.
Но белок спрятан не только под яичной скорлупой. Волосы, ногти, когти, шерсть, перья, копыта, наружный слой кожи – все они почти целиком состоят из другого белка – кератина. Кератин нерастворим в воде, не сворачивается, не разрушается в земле: рога древних животных сохраняются в ней так же хорошо, как и их кости. (Хотя некоторые насекомые (личинки моли) и даже птицы (орлы-стервятники) прекрасно переваривают его.)
Белок пепсин, содержащийся в желудочном соке, сам способен разрушать другие белки (это нужно для пищеварения).
Белок интерферон применяется при лечении насморка и гриппа, т. к. убивает вызывающие эти болезни вирусы. А белок змеиного яда способен убить человека».
Итак, жизнь и смерть – два противоположных понятия. Ответьте на вопросы.
- Что является основой жизни?
- Что приводит к смерти?
Вывод. Белок – это действительно основа жизни, а где его нет – жизнь невозможна.
Учитель выставляет оценки за урок.
Домашнее задание. Учебник Г.Е.Рудзитиса,
Ф.Г.Фельдмана «Химия-11» (М.: Просвещение, 1992),
§ 2 «Аминокислоты», с. 8–13; § 1 «Белки», с. 18–22; упр.
9–13, с. 24 (устно).