Продолжение. Начало см. в № 1, 2, 3, 4, 5, 6/2005 Уроки 5–6. CолиУпражнения 39. Фосфат натрия + бромид бария 40. Фосфат натрия + хлорид меди(II) 41. Фосфат натрия + нитрат меди(II) 42. Фосфат натрия + хлорид магния 43. Фосфат натрия + нитрат магния 44. Карбонат натрия + бромид бария 45. Карбонат натрия + бромид кальция 46. Карбонат натрия + нитрат кальция 47. Сульфид натрия + хлорид железа(II) 48. Сульфид натрия + нитрат железа(II) 49. Сульфид натрия + нитрат никеля(II) 50. Сульфид натрия + нитрат ртути(II) 51. Сульфид натрия + нитрат свинца 52. Сульфид натрия + нитрат меди(II) 53. Сульфид натрия + бромид меди(II) 54. Нитрат бария + сульфат калия ЗАДАНИЯ По каждому сокращенному ионному уравнению составьте два молекулярных уравнения. 1. Ca2+ + = CaCO3, 2. 3Ag+ + = Ag3PO4, 3. Hg2+ + 2I– = HgI2, 4. Al3+ + = AlPO4, 5. Fe2+ +S2– = FeS, 6. Fe0 + Cu2+ = Fe2+ + Cu0, 7. Pb0 + 2Ag+ = Pb2+ + 2Ag0, 8. Al0 + 3Ag+ = Al3+ + 3Ag0, 9. S2– + 2H+ = H2S, 10. + 2H+ = CO2 + H2O, 11. + 2H+ = SO2 + H2O, 12. Zn2+ + 2OH– = Zn(OH)2, 13. Mn2+ + 2OH– = Mn(OH)2, 14. Cr3+ + 3OH– = Cr(OH)3, ЧАСТЬ В. Задания для самоконтроля 1. Дополните определение: ... – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков. 2. Установите соответствие химических формул названиям веществ. Название: вариант I 1) сульфат алюминия; вариант II 4) cульфид алюминия; Формула: а) Al2S3; 3. Определите, к каким классам веществ относятся ряды формул приведенных ниже веществ. Ряд веществ: вариант I 1) K2SO4, BaCl2, AgNO3; вариант II 4) NaOH, Ba(OH)2, Al(OH)3; Класс веществ: а) оксиды; 4. Какие продукты реакций получаются из заданных исходных веществ? Исходные вещества: вариант I 1) 2NaOH + H2SO3 ...
; вариант II 4) 2NaOH + H2SO4 ...
; Продукты реакции: а) Na2SO4 + 2H2O; 5. Установите соответствие приведенных схем типам реакций. Исходные вещества: вариант I 1) CaCO3 ... ; вариант II 3) FeCl2 + Zn ... ; Тип реакции: а) соединение; 6. Вещества, с которыми взаимодействует раствор:
это: 1) Cu, CuO, SO3, HCl; (Обведите кружком номер правильного ответа.) 7. Укажите, какой ряд содержит:
1) СaCO3, CaCl2, Ca(NO3)2; (Обведите кружком номер правильного ответа.) 8. Отметьте реакцию:
1) NaCl + KOH ... ; (Обведите кружком номер правильного ответа.) 9. Какие пары ионов одновременно:
1) Ca2+ и Cl–, Ca2+ и ; (Обведите кружком номер правильного ответа.) 10*. Напишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции между:
11. Объем углекислого газа, выделившегося при взаимодействии с соляной кислотой карбоната кальция массой:
равен ............. литрам. 12*. Рассчитайте массу основания, прореагировавшего с оксидом углерода(IV) с образоваванием кислой соли.
13*. Какая масса раствора гидроксида натрия с заданной массовой долей щелочи (NaOH) потребуется для нейтрализации раствора соляной кислоты определенной массы m(р-ра HCl) c известной массовой долей (HCl)?
Лабораторная работа 4. При выполнении лабораторных работ строго следуйте инструкции, выбирая только тот уровень, с которым вы справитесь. Если в инструкции к лабораторному опыту не указывается номер уровня, значит, этот опыт для всех одинаковый. Выполняя лабораторную работу, соблюдайте правила техники безопасности, будьте внимательны. ЗАДАНИЯ Уровни 1 и 2ОПЫТ 1. Взаимодействие растворов солей с металлами. Поместите в пробирку с порошком железа раствор сульфата меди(II) CuSO4, а в пробирку с порошком меди – раствор сульфата железа(II) FeSO4. Что вы наблюдаете? 1-я пробирка: 2-я пробирка: Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном видах: Fe + CuSO4 = Сделайте вывод о взаимодействии растворов солей с металлами. Вывод. ОПЫТ 2. Взаимодействие растворов солей друг с другом. В пробирку 1 с раствором хлорида калия и в пробирку 2 с раствором хлорида бария добавьте раствор сульфата натрия. Что вы наблюдаете? 1-я пробирка: 2-я пробирка:
Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном видах. Помните, что формулу вещества, которое выпадает в осадок, нужно записывать в молекулярном виде и в ионных уравнениях реакции. BaCl2 + Na2SO4 = Сделайте вывод, в каком случае растворы солей взаимодействуют друг с другом. Вывод. Приведите свое рабочее место в порядок. Уровень 3ОПЫТ 1. Взаимодействие растворов солей с металлами. Поместите в пробирку с порошком железа раствор сульфата меди(II), а в пробирку с порошком меди – раствор сульфата железа(II). Что вы наблюдаете? 1-я пробирка: 2-я пробирка: Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах. Дайте названия продуктам реакций. Сделайте вывод о взаимодействии растворов солей с металлами. Вывод. Дополнительное задание. Дана соль – нитрат меди(II). Приведите по два примера металлов, которые: а) будут взаимодействовать с раствором данной соли; б) не будут взаимодействовать с ней. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. Напишите вывод. Вывод. ОПЫТ 2. Взаимодействие растворов солей друг с другом. Даны растворы солей: хлорида бария, сульфата натрия, хлорида калия. Какие из этих растворов будут взаимодействовать друг с другом? Подтвердите предположение экспериментально. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. Используя полученное сокращенное ионное уравнение, запишите два молекулярных уравнения с другими веществами (не BaCl2 и Na2SO4). Сделайте вывод о возможности протекания реакций между растворами солей в водных растворах. Вывод. Приведите свое рабочее место в порядок. Примерные вопросы для творческих заданий1. В трех пробирках находятся растворы хлорида натрия, соляной кислоты и гидроксида натрия. Предложите план распознавания этих веществ.
2. Перечислите классы веществ, при взаимодействии которых с кислотами можно получить соли. Какие из этих веществ относятся к простым, а какие – к сложным? Запишите четыре уравнения реакции получения солей в молекулярном и кратком ионном видах. 3. К раствору, содержащему 49 г серной кислоты, прибавили 20 г гидроксида натрия. Какая соль при этом образовалась? Определите ее массу. 4. Напишите уравнения реакций для цепочки химических превращений: Zn ZnSO4 Zn(OH)2 ZnCl2 ZnCO3 ZnO. |