Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2005

ГАЛЕРЕЯ ИЗВЕСТНЫХ ХИМИКОВ

ОТ КРЕПОСТНОГО ДО ДИРЕКТОРА
ДЕПАРТАМЕНТА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
РОССИИ

К 160-летию со дня рождения
Павла Андреевича Костычева

П.А.Костычев (1845–1895)
П.А.Костычев
(1845–1895)

Павел Андреевич Костычев – крупнейший агроном своего времени – вошел в историю естествознания как один из создателей научного почвоведения, исследователь биологических и физико-химических основ образования почв, способов повышения их плодородия. Он автор фундаментального положения о решающей роли круговорота веществ, особенно гумуса, в образовании почв, в устойчивости их плодородия, основатель отечественной почвенной микробиологии, автор уникальных трудов о черноземных почвах России, виднейший популяризатор агрономических знаний.

Родился П.А.Костычев 12 (25) февраля 1845 г. в Москве в семье крепостных дворовых людей тамбовского помещика П.П.Петрова. С его разрешения 12-летний Павел был принят во 2-й класс Шацкого уездного училища Тамбовской губернии (ныне Рязанская область). 27 июня 1860 г. окончил училище первым учеником. За месяц до крестьянской реформы майор Петров отпустил Костычева на волю, написав прошение о зачислении его в Московскую земледельческую школу.

Костычев блестяще выполнил программу школы за три года вместо пяти, 12 мая 1864 г. получил звание «ученого управительского помощника». Юношу оставили в школе репетитором молодых агрономов, поручив одновременно преподавание истории, географии, статистики и назначив «смотрителем» библиотеки Московского общества сельского хозяйства. Оклад его был мизерным по сравнению с окладом товарищей, ставших управляющими в имениях. Но Костычев ни при каких условиях не желал работать «на помещика». За два года репетиторства он самостоятельно овладел латинским, немецким и французским языками, что в будущем позволило ему заниматься переводами специальных статей и книг.

В 1866 г. Костычева зачислили вольнослушателем трехгодичного Санкт-Петербургского земледельческого института (вольнослушатели могли не иметь гимназического диплома). Летом 1867 г. ему предложили для перевода в студенты за 3–4 дня сдать экзамены за гимназический курс. В 7-й Санкт-Петербургской гимназии он получил на экзаменах наивысшие отметки, и 16 июня 1867 г. Костычев стал студентом.

В институте известнейший профессор Александр Николаевич Энгельгардт дал ему знание теоретических основ химии и вооружил навыками аналитической работы. В 1868 г. Костычев по предложению Энгельгардта определился лаборантом «по вольному найму» в его лабораторию. Здесь на протяжении 1867–1868 гг. он исследовал русские и французские фосфориты. Русские минералы Энгельгардт собрал в Смоленской и других губерниях, а французские привез по его поручению студент А.С.Ермолов из района Арденн. Костычев показал достоинства отечественных «самородов» по сравнению с лучшими французскими. Работая с фосфоритами из деревни Сещи Рославльского уезда Смоленской губернии, он открыл способ повышения качества фосфоритной муки путем отмучивания и выпаривания воды над осадком. Об этом способе Энгельгардт написал статью «Исследование саморода из Смоленской губернии». Позже Костычев пропагандировал способ отмучивания в книге «Учение об удобрении почв».

25 марта 1869 г. по подозрению в наклеивании листовки Костычев с другом были арестованы, а через несколько месяцев выпущены из Петропавловской крепости «без последствий». Почти сразу Костычев сдал экзамены за 3-й курс и 11 ноября 1869 г. окончил Петербургский земледельческий институт кандидатом сельского хозяйства и лесоводства. Желанию Энгельгардта оставить Костычева в институте для подготовки к профессорскому званию не суждено было осуществиться.

До 1872 г. Костычев сотрудничал с сельскохозяйственными газетами и журналами: писал статьи и рецензии, переводил с немецкого солидные книги. В это время он близко сошелся с бывшим сотрудником Энгельгардта, будущим профессором П.А.Лачиновым. В декабре 1872 г. Костычев был принят «пробирером» в лабораторию министерства финансов, где делал пробы золотых, серебряных и других монет, анализы различных руд, сплавов, углей, вод. По роду деятельности стал аналитиком высшего класса.

В середине 1870-х гг. он женился и через жену познакомился с художником Н.Н.Ге. Благодаря этому знакомству он сблизился с художниками Н.И.Крамским, И.Е.Репиным, скульптором П.П.Забелло, историком Н.И.Костомаровым, писателями Н.А.Некрасовым, М.Е.Салтыковым-Щедриным, критиком В.В.Стасовым. Стал печататься в научном отделе «Отечественных записок». Из крепостного мальчика превратился в петербуржца-интеллигента.

В 1876 г. Костычева избрали преподавателем растениеводства Земледельческого института, в 1877 г. (по преобразованию последнего в Лесной) – преподавателем земледелия, в 1880 г. – доцентом почвоведения. С 1882 г. ученый состоял одновременно приват-доцентом земледельческой химии в Санкт-Петербургском университете.

В Лесном институте Костычев организовал почвенную лабораторию с химическим уклоном, в ней шла подготовка студентов. Сам Павел Андреевич занимался изучением форм фосфора в почве и почвенного гумуса. Он провел 31 фосфорный эксперимент. По его инициативе в 1878 г. в Лесном институте открылась вторая в России сельскохозяйственная химическая станция. Здесь делали анализы сельскохозяйственных продуктов и исследовали образцы почв европейской части России.

На основании опытов Костычев доказал, что во всех почвах преобладают не фосфаты железа и алюминия, а фосфаты кальция, «постоянно переходящие друг в друга». Он выяснил условия этих переходов, необходимость органики и извести для образования растворимых фосфатов, усваиваемых растениями. Полученные материалы ученый свел в книгу «Нерастворимые фосфорнокислые соединения почв», которая была защищена как магистерская диссертация 9 ноября 1881 г. в Санкт-Петербургском университете (оппоненты – Д.И.Менделеев и А.В.Советов).

12 ноября 1881 г. Костычев был назначен консультантом и экспертом по агрономическим вопросам в Департамент земледелия и сельскохозяйственной промышленности (с сохранением в должности доцента Лесного института), в 1893 г. – инспектором сельского хозяйства при этом департаменте, в 1894 г. – директором Департамента земледелия.

В 1884 г. ученый издал две научно-популярные книги: «Учение об удобрении почв» (2-е изд., 1893 г.) и «Общедоступное руководство к земледелию» (9-е изд., 1922 г.). В 1898 г. была опубликована его работа «Почва, ее обработка и удобрение» (4-е изд., 1912 г.). В 1886 г. вышел в свет главный труд Костычева «Почвы черноземной области России. Их происхождение, состав и свойства» (ч. I). Этот труд существенно дополнил докучаевский «Русский чернозем». Считается, что русское почвоведение создано работами В.В.Докучаева, П.А.Костычева и Н.М.Сибирцева. У теоретического труда Костычева был практический эквивалент, вышедший в том же 1886  г., – «Возделывание важнейших кормовых трав и сохранение их урожаев».

На протяжении 1887–1893 гг. Костычев активно переписывался с Энгельгардтом и вел с ним совместные работы, наезжая к опальному учителю в место его ссылки – родовое имение Батищево Дорогобужского уезда Смоленской губернии. Костычев отбирал для анализа образцы ржи, фосфоритной муки и почвы, наблюдал за полевыми опытами и сам ставил опыты с искусственными удобрениями. Энгельгардт постоянно отсылал в Петербург образцы почв, обсуждал присланные Костычевым результаты их анализов, материалы его статей.

Проведя множество лабораторных исследований с почвами из Батищева, обобщив данные, полученные Энгельгардтом от применения удобрений, Костычев выявил и объяснил условия и причины положительного действия фосфоритов. В 1888 г. он напечатал посвященную Энгельгардту статью «На каких почвах фосфоритная мука увеличивает урожай. Исследование подзола и причин улучшения его фосфоритной мукой». На основе изучения почв из Смоленской и Гродненской губерний родилась и костычевская теория подзолообразования.

В 1890 г. П.А.Костычеву и А.С.Ермолову – будущему министру земледелия и государственных имуществ – удалось выхлопотать 1500 рублей в помощь Энгельгардту на опыты с фосфоритом и каинитом. После смерти Энгельгардта (21.01.1893) Костычев при поддержке Ермолова добился покупки его имения в казну. В мае 1893 г. он был командирован в Батищево для проведения опытов с искусственными удобрениями. Став директором Департамента земледелия, ученый наметил проект создания восьми опытных зональных станций. В 1896 г. в Батищеве открылась Энгельгардтовская – первая в истории России опытная станция на подзолах.

Павел Андреевич Костычев не намного пережил своего учителя и друга. 21 ноября (5 декабря) 1895 г. его не стало.

ЛИТЕРАТУРА

Костычев П.А. Избранные труды. Под ред. И.В. Тюрина. М., 1951, 667 с.;
Костычев Павел Андреевич. Сельскохозяйственная энциклопедия. 3-е изд. М.: БСЭ, 1951, т. 2,
с. 541–542;
Костычев Павел Андреевич. Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь. М.: БСЭ, 1952, т. 4, с. 397–403;
Костычев Павел Андреевич. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. М.: БСЭ, 1985, т. 1, с. 448–449;
Костычев Павел Андреевич. 3-е изд. М.: БСЭ, 1973, т. 13, с. 279;
Крупеников И.А. Павел Андреевич Костычев: 1845–1895. М.: Наука, 1987;
Костычев Павел Андреевич. Ученые-химики Смоленщины. Учебное пособие. Смоленск: СГПИ, 1996, с. 56–58.

Г.И.ГРУЧЕНКО, доцент,
Л.Т.КОЗЛОВА, доцент
Смоленского государственного
педагогического университета

Рейтинг@Mail.ru