НеметаллыОбобщение знанийВ начале урока я сообщаю учащимся тему урока, цель и план работы. Мы записываем вопросы к сказке – мини-спектаклю. Мини-спектакль я готовила с ребятами заранее после уроков. На это обычно уходит полчаса. Вопросы 1. Без какого химического элемента не может быть
сделан противогаз? Затем учащиеся смотрят мини-спектакль и устно отвечают на вопросы. Бунт неметалловДействующие лица: ведущий, двое слуг, царь, неметаллы – Углерод, Сера, Кислород, Фосфор. Ведущий. В одной далекой стране жил-был царь. Был он очень взбалмошный. Глупость какая-нибудь в голову придет, он ее и делает. Да это еще полбеды. Царь был очень жадный, обожал золото и драгоценные камни. Вдобавок ко всему был он неучем, т. к. в школе плохо учился. И вот однажды царь думу подумал и сказал своим подданным. Царь (вертит в руках монету). Ах, как я люблю золото! Вот это металл так металл. Блестит, аж дух захватывает! И твердый – не разгрызешь. (Пробует на зуб.) Эй, слуги! Приказываю! Пишите. (Слуги пишут.) С сего дня в школах изучать только металлы. А эти, как их, неметаллы, изучать не надо. Ведущий. Учителя с царем спорить не стали, побоялись. А вот сами неметаллы, как услышали, что их изучать не будут, сразу решили пойти к царю и защитить свою честь и достоинство. Так и сделали. Царь ужинать заканчивал, торт свой доедал, когда к нему во дворец ворвалась толпа разъяренных неметаллов. Царь доедает кусок торта. Слышны крики: «Это что же такое? Что за безобразие? Да как он посмел! Да кто он такой!» Царь в страхе прячется за стул, коробка от торта остается на стуле. В царские покои входят неметаллы. Углерод. Мы пришли изложить наши требования. Царь (заикаясь). Кто вы такие? Углерод (показывает на табличку у себя на груди). Мы – неметаллы и гордимся этим. Царь (разочарованно). Ах, неметаллы. Я уже все решил. Незачем вас изучать. Толку от вас никакого. И пользы никакой. Кислород. Вот я вас сейчас кислорода лишу. И посмотрим, как вы тогда дышать будете. Царь надевает противогаз. Углерод. Ай-ай-ай, он – царь, а не знает, что именно на поглотительной способности активированного угля основано действие противогазов. В противогазе главное – это неметалл углерод. Углерод показывает опыт. в стакан с водой насыпает немного марганцовки – вода розовеет. Затем бросает в стакан таблетку активированного угля, и постепенно розовая окраска исчезает. Царь (обидчиво). Может, я это и не знаю, но в школе химию учил. Углерод. Тогда возьмите мел и пишите. Кислород (перебивает его). Подождите, подождите. Уважаемый царь, а мел из чего состоит, вы знаете? Царь. Как из чего, из чего? Из мела, конечно. Кислород. Из кальцита он состоит. А это – соединение углерода, основной карбонатный, т.е. углеродный, минерал. Царь (в замешательстве). Так что писать-то? Углерод. Пишите реакцию получения ацетилена. Царь. Напомните только, что такое ацетилен. Углерод. Ацетилен используют для резки металлов. Царь. Так, значит, неметаллом можно твердый металл разрезать? Фосфор. Получается, что да. И ацетилен – это опять же соединение углерода. Углерод пишет: Царь. Сейчас действительно припоминаю, говорили мне в школе про ацетилен. Просто память что-то стала подводить. Фосфор. Видно, меня у вас в мозгах мало. Ведь еще академик А.Е.Ферсман говорил, что фосфор – это элемент жизни и мысли. Ешьте, уважаемый, больше яиц, мяса, молока и хлеба – и ваша память сразу улучшится. Царь. А почему кушать их надо? Кислород. Он – фосфор, а в этих продуктах фосфора много. Царь. Ага, понятно. Звучит музыка: ария индийского гостя из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко». Царь. А это что еще за музыка? Сера. Да это я включила, Сера. От меня пользы всякой много, но здесь про другое. Хочу, чтобы вы знали, что алмаз – это аллотропная модификация углерода. Я слышала, что вы золото и драгоценности очень любите. Царь. Каюсь, не знал. Алмазы – это же так чудесно. (Вдруг голос его становится заискивающим.) Может быть, вы, Углерод, подарите мне хоть один алмазик, а я приказ издам, чтобы вас изучали? Ведущий. Неметаллам стало так противно смотреть на царя, что они повернулись и ушли из дворца, хотя могли рассказывать еще очень-очень долго о том, какие они полезные. После мини-спектакля проводится три тура логической игры. Логическая играК доске вызывается один из сильных учащихся.
Учитель сообщает ему шепотом тему. Например, в 1-й тур 1. Это вещество: газ, не сжижающийся при
обычной температуре*; газ,
сжижающийся при обычной температуре; жидкость;
твердое вещество. 2-й тур 1. Это вещество реагирует с: водой;
кислородом; оксидом серы(IV); водородом. 3-й тур 1. Это вещество взаимодействует с: щелочами;
водой; оксидами переходных металлов;
водородом. После логической игры вниманию ребят предлагаются анаграммы. На доску вывешивают пять листочков со словами, в которых перепутаны буквы. В полной тишине учащиеся должны расшифровать все слова и объяснить, какое слово лишнее и почему. Ученик, который расшифровал все слова и может дать объяснение, поднимает руку и отвечает. Пример. На доске висят листы бумаги со словами: углерод, кислород, фосфор, галогены, рубидий (в этих словах перепутаны буквы). Отвечающий ученик говорит, что рубидий – металл, а остальные элементы – неметаллы. В завершение можно сделать вывод, подчеркнуть общие свойства неметаллов, поставить оценки за урок и задать домашнее задание. *Здесь и далее курсивом выделен верный ответ. – Прим. авт. Н.И.ДИАС ПАСКУАЛЬ,
|