Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2005

ОЛИМПИАДЫ. ТЕСТЫ

МЕНДЕЛЕЕВСКАЯ
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

Роль и значение химии в развитии современного общества трудно переоценить. Неизменно актуальными остаются слова М.В.Ломоносова: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ». Именно поэтому для школьников так важно научиться творчески использовать полученные в школе знания и умения.

Лучше всего свои творческие способности школьники могут проверить, встретившись с нестандартными химическими задачами (теоретическими или экспериментальными), которые предлагаются на химических олимпиадах любого уровня. Олимпиадные задачи – это всегда неординарные задания. При решении олимпиадных задач школьникам необходимы не только химическая эрудиция, владение материалом на уровне, превышающем уровень обычных школ, но и, что очень важно, умение делать логические выводы, применять имеющиеся знания в новых, подчас незнакомых областях химической науки. Необходима не только сама сумма знаний, но и наблюдательность, химическая интуиция и умение прогнозировать свойства неизвестных веществ по аналогии с уже знакомыми [1–3].

Несмотря на многие кризисные явления, наблюдающиеся последнее десятилетие в национальных системах образования не только стран СНГ, но и США и многих стран Европы, предметные олимпиады школьников неизменно остаются одной из важнейших составляющих качественного школьного образования. Каждая страна имеет сложившуюся многоуровневую систему национальных предметных олимпиад, в том числе и по химии. Высшим уровнем химических олимпиад, своего рода «чемпионатом мира» среди школьников по химии, является Международная (Всемирная) химическая олимпиада. В команду для участия в Международной химической олимпиаде отбираются четыре сильнейших школьника каждой страны, ставших победителями национальных олимпиад. Эта система (национальная химическая олимпиада – отбор участников на международную олимпиаду из числа победителей национальных олимпиад и их дополнительная специальная подготовка) успешно функционирует и развивается в странах-участницах в течение многих лет. Однако наряду с этим существует такое уникальное явление в области интеллектуальных соревнований школьников, как Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии.

Дело в том, что химики оказались единственными среди естественников, сумевшими сохранить традиции бывшей Всесоюзной олимпиады. Случилось так, что после распада СССР в 1992 г. Всесоюзная химическая олимпиада продолжила свое развитие по двум направлениям: Всероссийская олимпиада и Международная Менделеевская олимпиада (ММО). Еще раз подчеркнем, что Менделеевская олимпиада – единственная олимпиада, которая не прекратила свое функционирование после распада СССР, а продолжала жить и приобрела новый, международный статус.

Менделеевская олимпиада проводилась после распада СССР ежегодно. Первые, самые тяжелые годы она проводилась в России, но уже в 1997 г. олимпиада перешагнула российские границы (табл. 1).

Таблица 1

География Менделеевской олимпиады

Год Место
проведения
Kол-во
стран-участниц
Kол-во
участников
1992 Самара (Россия) 9 200
1993 Пущино (Россия) 4 29
1994 Пущино (Россия) 9 43
1995 Пущино (Россия) 11 63
1996 Пущино (Россия) 12 85
1997 Ереван (Армения) 8 48
1998 Иссык-Kуль (Kыргызстан) 12 68
1999 Минск (Беларусь) 11 65
2000 Баку (Азербайджан) 10 54
2001 Москва (Россия) 13 80
2002 Алматы (Kазахстан) 14 85
2003 Пущино (Россия) 12 76
2004 Kишинэу (Молдова) 14 77

В мае 2004 г. очередная 38-я Менделеевская олимпиада с большим успехом прошла в столице Молдовы г. Кишинэу на базе Государственного университета Молдовы, став культурным явлением крупного масштаба. В этой олимпиаде впервые приняли участие школьники Болгарии и Румынии, добившись при этом высоких результатов (табл. 2).

Таблица 2

Победители 38-й международной Менделеевской олимпиады

№п/п Участник Страна Награда
1 Зейфман Алексей (10-й класс) Россия Золотая медаль
2 Выборный Михаил (10-й класс) Украина Золотая медаль
3 Воронцов Егор* (11-й класс) Россия Золотая медаль
4 Путов Алексей (11-й класс) Беларусь Золотая медаль
5 Тимковский Иосиф* (11-й класс) Беларусь Золотая медаль
6 Дерендяев Антон* (11-й класс) Россия Серебряная медаль
7 Мурзин Вадим* (11-й класс) Kазахстан Серебряная медаль
8 Витрук Игорь (10-й класс) Украина Серебряная медаль
9 Такакс Kонстантин-Николае (12-й класс) Румыния Серебряная медаль
10 Бисенов Ескендир* (11-й класс) Kазахстан Серебряная медаль
11 Белов Дмитрий (10-й класс) Россия Серебряная медаль
12 Пендюх Вячеслав (10-й класс) Украина Серебряная медаль
13 Антонов Александр* (11-й класс) Россия Серебряная медаль
14 Зималиев Максим (10-й класс) Россия Серебряная медаль
15 Жиентаев Тимур* (11-й класс) Kазахстан Серебряная медаль
16 Доне Николае (12-й класс) Румыния Серебряная медаль
17 Ене Алина-Ралука (12-й класс) Румыния Серебряная медаль
18 Фазылбеков Марат (10-й класс) Россия Серебряная медаль
19 Kоровин Алексей* (11-й класс) Украина Серебряная медаль
20 Простакова Виктория* (12-й класс) Эстония Серебряная медаль
21 Акопян Kорюн (10-й класс) Армения Серебряная медаль
22 Громенко Елена* (11-й класс) Украина Серебряная медаль
23 Kамалов Медер (10-й класс) Kыргызстан Серебряная медаль
24 Абдрашитов Виталий (10-й класс) Россия Бронзовая медаль
25 Kнязева Ольга (12 класс) Эстония Бронзовая медаль
26 Абдрахманов Нуржан (10-й класс) Kазахстан Бронзовая медаль
27 Арутюнян Борис (10-й класс) Армения Бронзовая медаль
28 Топчий Максим (10-й класс) Украина Бронзовая медаль
29 Токарев Kонстантин (10-й класс) Россия Бронзовая медаль
30 Kапаров Kыялбек* (11-й класс) Kыргызстан Бронзовая медаль
31 Парпалак Роман (12-й класс) Молдова Бронзовая медаль
32 Простов Максим* (11-й класс) Украина Бронзовая медаль
33 Година Алексей* (12-й класс) Молдова Бронзовая медаль
34 Федин Игорь (10-й класс) Украина Бронзовая медаль
35 Осипов Kонстантин (11-й класс) Эстония Бронзовая медаль
36 Архипов Дмитрий (10-й класс) Россия Бронзовая медаль
37 Наширбаев Адилет* (11-й класс) Kазахстан Бронзовая медаль
38 Должникова Елена (10-й класс) Kазахстан Бронзовая медаль
39 Чичанов Борис (11-й класс) Болгария Бронзовая медаль
40 Велиан Александра (12-й класс) Румыния Бронзовая медаль
41 Скабеев Артем (10-й класс) Kыргызстан Бронзовая медаль
42 Ваклев Николай (11-й класс) Болгария Бронзовая медаль
43 Шубернецкая Ольга* (12-й класс) Молдова Бронзовая медаль
44 Стойчев Георги* (12-й класс) Болгария Бронзовая медаль
45 Маметшерипов Сердар (9-й класс) Туркменистан Бронзовая медаль
46 Айрапетян Давид* (10-й класс) Армения Бронзовая медаль

Менделеевские олимпиады не только поддерживают общие высокие стандарты химического образования в странах-участницах, но и несут важнейшую гуманитарную миссию, еще раз подтверждая, что у образования нет границ, что культура и традиции народов могут успешно дополнять и обогащать друг друга.

Менделеевские олимпиады школьников являются мощным инструментом создания единого образовательного пространства в странах-участницах. В частности, для победителей и призеров – это возможность бесплатно учиться в МГУ и других ведущих российских вузах. Призеры Менделеевских олимпиад – выпускники школ – зачисляются на первый курс без вступительных экзаменов. Только за последний год и только на химический факультет МГУ поступили 17 победителей 38-й Менделеевской олимпиады. Значение Менделеевской олимпиады было подчеркнуто на Международном совещании по проблемам дальнейшего развития химических олимпиад (Рига, Латвия, 9–10 января 2004 г.), где отмечалось, что она является хорошим примером межрегионального сотрудничества и привлекает школьников к дальнейшему профессиональному изучению химии.

Жюри олимпиады и ее оргкомитет в разные годы возглавляли такие известные ученые, как академики РАН А.Л.Бучаченко, Ю.А.Золотов и П.Д.Саркисов. В последние годы олимпиадой руководит декан химического факультета МГУ академик РАН В.В.Лунин. В состав оргкомитета, методической комиссии и жюри олимпиады входят профессора и преподаватели ведущих вузов, а также учителя химии общеобразовательных школ стран-участниц. Перечислим имена людей, вклад которых в сохранение и развитие Менделеевской олимпиады очень велик. Это профессора и преподаватели химического факультета МГУ В.Б.Голубев, А.И.Жиров, М.Д.Решетова, Ю.А.Устынюк и С.С.Чуранов, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Содействие химическому и экологическому образованию» Е.С.Ротина, главный редактор журнала «Химия и жизнь» Л.Н.Стрельникова, доцент Московского педагогического государственного университета Ю.Н.Сычев, доцент Пермского государственного университета З.Д.Белых, доценты Донецкого государственного национального университета Е.Н.Швед и Г.М.Розанцев, доцент Белорусского государственного университета В.Н.Хвалюк, учитель средней школы № 125 г. Алматы В.Е.Шварцман.

У Менделеевской олимпиады есть отличительная черта – в составе ее методической комиссии и в жюри наряду с профессорами и преподавателями обязательно работают студенты и аспиранты – вчерашние победители Менделеевских школьных олимпиад. Это помогает сохранить ее традиции и обеспечивает преемственность на годы вперед.

Финансирование олимпиады все годы проводилось на спонсорские средства различных финансовых структур и фирм. С 1997 г. значительную часть расходов по проведению олимпиады брали на себя также правительства стран, которые проводили олимпиады.

В олимпиаде принимают участие школьники выпускных и предвыпускных классов школ из числа победителей национальных химических олимпиад. Важно подчеркнуть, что вместе со школьниками на олимпиаду приглашается руководитель, как правило, это вузовский преподаватель – «тренер» команды. Именно он имеет возможность при необходимости накануне каждого тура олимпиады сделать перевод заданий на национальный язык. Кроме того, по желанию участников им предлагаются задания олимпиады на английском языке. В целом же рабочим языком олимпиады является русский.

Все участники олимпиады, независимо от того, в каком классе они учатся, выполняют одно и то же задание. Традиционно олимпиада состоит из трех туров: первый – теоретический тур (8 обязательных задач), второй – теоретический тур (5 задач из 15 по выбору участников) и третий – экспериментальный тур.

Задачи первого тура по сложности соответствуют программе специализированных химических классов, на втором туре предлагаются задачи несколько более высокого уровня [4, 5]. Задачи второго тура разделены на пять разделов: неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия, физическая химия и науки о живом (по три задачи в каждом разделе). Участники олимпиады должны выполнить пять задач, при этом не более двух задач из одного раздела. Таким образом, проверяется универсальность подготовки участника.

Третий экспериментальный тур олимпиады подразумевает наличие у ребят навыков работы в химической лаборатории. Задание третьего тура разрабатывается таким образом, чтобы участники могли продемонстрировать умение выполнять химический анализ веществ, а также проводить синтез по предложенной методике.

Необходимо подчеркнуть, что по сложившейся традиции научную программу олимпиады составляют ведущие специалисты-химики стран-участниц и в отличие от Международной химической олимпиады круг разделов химии не сужается предварительной публикацией тренировочного комплекта заданий. С одной стороны, это позволяет участникам узнать очень многое о современных проблемах любимой науки, а с другой – создает дополнительные соревновательные сложности для участников.

Вышеизложенное показывает уникальность положения Менделеевской олимпиады в системе химических олимпиад высокого уровня. В этой связи интересно сравнить результаты школьников разных стран на Менделеевских, а затем и на международных олимпиадах за последние три года (табл. 3–5).

Таблица 3

Сравнение результатов (мест) участников 36-й Менделеевской олимпиады
(Алматы, Республика Казахстан) и Международной химической олимпиады
(Голландия) в 2002 г.

Участник Страна Менделеевская
олимпиада
Международная
олимпиада
Джавадов Араз Азербайджан III III
Петкевич Kирилл Беларусь II II
Меньшиков Денис II III
Путов Алексей II III
Жданко Александр II III
Иванищев Владислав Эстония III II
Тамьяр Евгения III
Искаков Асет Kазахстан II II
Нуртазин Ануар II II
Нургабдешов Асылбек II
Тулебеков Ержигит II
Аматов Тынчтык Kыргызстан III
Жумабаев Сыргак
Естебесов Эмил
Багджюнас Гинтаутас Литва III III
Седов Игорь Россия I I
Глебов Илья I III
Хайтыев Сердар Туркменистан III III
Беглиев Аман III III
Розыев Перман III
Ходжаназаров Нарзулла III – 

Таблица 4

Сравнение результатов (мест) участников 37-й Менделеевской олимпиады
(Пущино, Россия) и Международной химической олимпиады (Греция) в 2003 г.

Участник Страна Менделеевская
олимпиада
Международная
олимпиада
Гейбатов Эльчин Азербайджан III II
Гасанов Руфат III
Жданко Александр Беларусь II II
Путов Алексей I I
Тамьяр Евгения Эстония III III
Нуртазин Ануар Kазахстан III II
Должников Дмитрий II II
Искаков Асет III II
Тютенов Kанат III II
Kапаров Kыялбек Kыргызстан III
Жумабаев Сыргак III III
Прокофьев Александр Латвия II II
Белецкий Евгений Россия II II
Белов Александр I I
Меньшенин Антон I II

Таблица 5

Сравнение результатов (мест) участников 38-й Международной Менделеевской олимпиады
(Кишинэу, Молдова) и Международной химической олимпиады (Германия) в 2004 г.

Участник Страна Менделеевская
олимпиада
Международная
олимпиада
Искандеров Хикмет Азербайджан
Джафаров Емин III
Валадов Афан I
Еминов Санан I
Путов Алексей Беларусь I I
Тимковский Иосиф I III
Мешнигаров Kалин Болгария II
Чичанов Борис III
Ваклев Николай III
Простакова Виктория Эстония II III
Kнязева Ольга III III
Мурзин Вадим Kазахстан II II
Жиентаев Тимур II II
Биссенов Ескендир II II
Kапаров Kыялбек Kыргызстан III
Исабеков Алтынбек
Kамалов Медер II
Зейфман Алексей Россия I I
Воронцов Егор I II
Дерендяев Антон II III
Такакс Kонст.-Николае Румыния II I
Доне Николае II III
Kодирова Сайера Таджикистан
Полвонов Дилмурод
Юсупов Мекан Туркменистан III
Маметшери-пов Сердар III
Гурбанов Муса
Аширов Шохрат

Из данных этих таблиц следует, что уровень сложности заданий и уровень оценивания жюри результатов, показанных участниками Менделеевской олимпиады, практически соответствует показателям Международной химической олимпиады.

ЛИТЕРАТУРА

1. Задачи всероссийских олимпиад по химии. Под ред. В.В.Лунина. М.: Экзамен, 2003, 480 с.
2. Задачи и задания химических олимпиад школьников Республики Татарстан (1996–2003). Под ред. И.Я.Курамшина. Казань: РНЦ «Школа», 2004, 164 с.
3. Задачи международных олимпиад по химии. Под ред. В.В.Еремина. М.: Экзамен, 2004, 416 с.
4. 37-я Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии. I, II теоретический тур. Условия задач. Под ред. В.Г.Ненайденко. М.: МГУ, 2003, 32 с.
5. 37-я Международная менделеевская олимпиада школьников по химии. I, II теоретический тур. Решения. Под ред. В.Г.Ненайденко. М.: МГУ, 2003, 44 с.

В.В.ЛУНИН, О.Н.РЫЖОВА,
Н.Е.КУЗЬМЕНКО, В.Г.НЕНАЙДЕНКО
(химический факультет МГУ
им. М.В.Ломоносова)

Рейтинг@Mail.ru