МЕНДЕЛЕЕВСКАЯ
|
Год | Место проведения |
Kол-во стран-участниц |
Kол-во участников |
---|---|---|---|
1992 | Самара (Россия) | 9 | 200 |
1993 | Пущино (Россия) | 4 | 29 |
1994 | Пущино (Россия) | 9 | 43 |
1995 | Пущино (Россия) | 11 | 63 |
1996 | Пущино (Россия) | 12 | 85 |
1997 | Ереван (Армения) | 8 | 48 |
1998 | Иссык-Kуль (Kыргызстан) | 12 | 68 |
1999 | Минск (Беларусь) | 11 | 65 |
2000 | Баку (Азербайджан) | 10 | 54 |
2001 | Москва (Россия) | 13 | 80 |
2002 | Алматы (Kазахстан) | 14 | 85 |
2003 | Пущино (Россия) | 12 | 76 |
2004 | Kишинэу (Молдова) | 14 | 77 |
В мае 2004 г. очередная 38-я Менделеевская олимпиада с большим успехом прошла в столице Молдовы г. Кишинэу на базе Государственного университета Молдовы, став культурным явлением крупного масштаба. В этой олимпиаде впервые приняли участие школьники Болгарии и Румынии, добившись при этом высоких результатов (табл. 2).
Таблица 2
Победители 38-й международной Менделеевской олимпиады
№п/п | Участник | Страна | Награда |
---|---|---|---|
1 | Зейфман Алексей (10-й класс) | Россия | Золотая медаль |
2 | Выборный Михаил (10-й класс) | Украина | Золотая медаль |
3 | Воронцов Егор* (11-й класс) | Россия | Золотая медаль |
4 | Путов Алексей (11-й класс) | Беларусь | Золотая медаль |
5 | Тимковский Иосиф* (11-й класс) | Беларусь | Золотая медаль |
6 | Дерендяев Антон* (11-й класс) | Россия | Серебряная медаль |
7 | Мурзин Вадим* (11-й класс) | Kазахстан | Серебряная медаль |
8 | Витрук Игорь (10-й класс) | Украина | Серебряная медаль |
9 | Такакс Kонстантин-Николае (12-й класс) | Румыния | Серебряная медаль |
10 | Бисенов Ескендир* (11-й класс) | Kазахстан | Серебряная медаль |
11 | Белов Дмитрий (10-й класс) | Россия | Серебряная медаль |
12 | Пендюх Вячеслав (10-й класс) | Украина | Серебряная медаль |
13 | Антонов Александр* (11-й класс) | Россия | Серебряная медаль |
14 | Зималиев Максим (10-й класс) | Россия | Серебряная медаль |
15 | Жиентаев Тимур* (11-й класс) | Kазахстан | Серебряная медаль |
16 | Доне Николае (12-й класс) | Румыния | Серебряная медаль |
17 | Ене Алина-Ралука (12-й класс) | Румыния | Серебряная медаль |
18 | Фазылбеков Марат (10-й класс) | Россия | Серебряная медаль |
19 | Kоровин Алексей* (11-й класс) | Украина | Серебряная медаль |
20 | Простакова Виктория* (12-й класс) | Эстония | Серебряная медаль |
21 | Акопян Kорюн (10-й класс) | Армения | Серебряная медаль |
22 | Громенко Елена* (11-й класс) | Украина | Серебряная медаль |
23 | Kамалов Медер (10-й класс) | Kыргызстан | Серебряная медаль |
24 | Абдрашитов Виталий (10-й класс) | Россия | Бронзовая медаль |
25 | Kнязева Ольга (12 класс) | Эстония | Бронзовая медаль |
26 | Абдрахманов Нуржан (10-й класс) | Kазахстан | Бронзовая медаль |
27 | Арутюнян Борис (10-й класс) | Армения | Бронзовая медаль |
28 | Топчий Максим (10-й класс) | Украина | Бронзовая медаль |
29 | Токарев Kонстантин (10-й класс) | Россия | Бронзовая медаль |
30 | Kапаров Kыялбек* (11-й класс) | Kыргызстан | Бронзовая медаль |
31 | Парпалак Роман (12-й класс) | Молдова | Бронзовая медаль |
32 | Простов Максим* (11-й класс) | Украина | Бронзовая медаль |
33 | Година Алексей* (12-й класс) | Молдова | Бронзовая медаль |
34 | Федин Игорь (10-й класс) | Украина | Бронзовая медаль |
35 | Осипов Kонстантин (11-й класс) | Эстония | Бронзовая медаль |
36 | Архипов Дмитрий (10-й класс) | Россия | Бронзовая медаль |
37 | Наширбаев Адилет* (11-й класс) | Kазахстан | Бронзовая медаль |
38 | Должникова Елена (10-й класс) | Kазахстан | Бронзовая медаль |
39 | Чичанов Борис (11-й класс) | Болгария | Бронзовая медаль |
40 | Велиан Александра (12-й класс) | Румыния | Бронзовая медаль |
41 | Скабеев Артем (10-й класс) | Kыргызстан | Бронзовая медаль |
42 | Ваклев Николай (11-й класс) | Болгария | Бронзовая медаль |
43 | Шубернецкая Ольга* (12-й класс) | Молдова | Бронзовая медаль |
44 | Стойчев Георги* (12-й класс) | Болгария | Бронзовая медаль |
45 | Маметшерипов Сердар (9-й класс) | Туркменистан | Бронзовая медаль |
46 | Айрапетян Давид* (10-й класс) | Армения | Бронзовая медаль |
Менделеевские олимпиады не только поддерживают общие высокие стандарты химического образования в странах-участницах, но и несут важнейшую гуманитарную миссию, еще раз подтверждая, что у образования нет границ, что культура и традиции народов могут успешно дополнять и обогащать друг друга.
Менделеевские олимпиады школьников являются мощным инструментом создания единого образовательного пространства в странах-участницах. В частности, для победителей и призеров – это возможность бесплатно учиться в МГУ и других ведущих российских вузах. Призеры Менделеевских олимпиад – выпускники школ – зачисляются на первый курс без вступительных экзаменов. Только за последний год и только на химический факультет МГУ поступили 17 победителей 38-й Менделеевской олимпиады. Значение Менделеевской олимпиады было подчеркнуто на Международном совещании по проблемам дальнейшего развития химических олимпиад (Рига, Латвия, 9–10 января 2004 г.), где отмечалось, что она является хорошим примером межрегионального сотрудничества и привлекает школьников к дальнейшему профессиональному изучению химии.
Жюри олимпиады и ее оргкомитет в разные годы возглавляли такие известные ученые, как академики РАН А.Л.Бучаченко, Ю.А.Золотов и П.Д.Саркисов. В последние годы олимпиадой руководит декан химического факультета МГУ академик РАН В.В.Лунин. В состав оргкомитета, методической комиссии и жюри олимпиады входят профессора и преподаватели ведущих вузов, а также учителя химии общеобразовательных школ стран-участниц. Перечислим имена людей, вклад которых в сохранение и развитие Менделеевской олимпиады очень велик. Это профессора и преподаватели химического факультета МГУ В.Б.Голубев, А.И.Жиров, М.Д.Решетова, Ю.А.Устынюк и С.С.Чуранов, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Содействие химическому и экологическому образованию» Е.С.Ротина, главный редактор журнала «Химия и жизнь» Л.Н.Стрельникова, доцент Московского педагогического государственного университета Ю.Н.Сычев, доцент Пермского государственного университета З.Д.Белых, доценты Донецкого государственного национального университета Е.Н.Швед и Г.М.Розанцев, доцент Белорусского государственного университета В.Н.Хвалюк, учитель средней школы № 125 г. Алматы В.Е.Шварцман.
У Менделеевской олимпиады есть отличительная черта – в составе ее методической комиссии и в жюри наряду с профессорами и преподавателями обязательно работают студенты и аспиранты – вчерашние победители Менделеевских школьных олимпиад. Это помогает сохранить ее традиции и обеспечивает преемственность на годы вперед.
Финансирование олимпиады все годы проводилось на спонсорские средства различных финансовых структур и фирм. С 1997 г. значительную часть расходов по проведению олимпиады брали на себя также правительства стран, которые проводили олимпиады.
В олимпиаде принимают участие школьники выпускных и предвыпускных классов школ из числа победителей национальных химических олимпиад. Важно подчеркнуть, что вместе со школьниками на олимпиаду приглашается руководитель, как правило, это вузовский преподаватель – «тренер» команды. Именно он имеет возможность при необходимости накануне каждого тура олимпиады сделать перевод заданий на национальный язык. Кроме того, по желанию участников им предлагаются задания олимпиады на английском языке. В целом же рабочим языком олимпиады является русский.
Все участники олимпиады, независимо от того, в каком классе они учатся, выполняют одно и то же задание. Традиционно олимпиада состоит из трех туров: первый – теоретический тур (8 обязательных задач), второй – теоретический тур (5 задач из 15 по выбору участников) и третий – экспериментальный тур.
Задачи первого тура по сложности соответствуют программе специализированных химических классов, на втором туре предлагаются задачи несколько более высокого уровня [4, 5]. Задачи второго тура разделены на пять разделов: неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия, физическая химия и науки о живом (по три задачи в каждом разделе). Участники олимпиады должны выполнить пять задач, при этом не более двух задач из одного раздела. Таким образом, проверяется универсальность подготовки участника.
Третий экспериментальный тур олимпиады подразумевает наличие у ребят навыков работы в химической лаборатории. Задание третьего тура разрабатывается таким образом, чтобы участники могли продемонстрировать умение выполнять химический анализ веществ, а также проводить синтез по предложенной методике.
Необходимо подчеркнуть, что по сложившейся традиции научную программу олимпиады составляют ведущие специалисты-химики стран-участниц и в отличие от Международной химической олимпиады круг разделов химии не сужается предварительной публикацией тренировочного комплекта заданий. С одной стороны, это позволяет участникам узнать очень многое о современных проблемах любимой науки, а с другой – создает дополнительные соревновательные сложности для участников.
Вышеизложенное показывает уникальность положения Менделеевской олимпиады в системе химических олимпиад высокого уровня. В этой связи интересно сравнить результаты школьников разных стран на Менделеевских, а затем и на международных олимпиадах за последние три года (табл. 3–5).
Таблица 3
Сравнение результатов (мест) участников
36-й Менделеевской олимпиады
(Алматы, Республика Казахстан) и Международной
химической олимпиады
(Голландия) в 2002 г.
Участник | Страна | Менделеевская олимпиада |
Международная олимпиада |
---|---|---|---|
Джавадов Араз | Азербайджан | III | III |
Петкевич Kирилл | Беларусь | II | II |
Меньшиков Денис | II | III | |
Путов Алексей | II | III | |
Жданко Александр | II | III | |
Иванищев Владислав | Эстония | III | II |
Тамьяр Евгения | III | – | |
Искаков Асет | Kазахстан | II | II |
Нуртазин Ануар | II | II | |
Нургабдешов Асылбек | II | – | |
Тулебеков Ержигит | II | – | |
Аматов Тынчтык | Kыргызстан | III | – |
Жумабаев Сыргак | – | – | |
Естебесов Эмил | – | – | |
Багджюнас Гинтаутас | Литва | III | III |
Седов Игорь | Россия | I | I |
Глебов Илья | I | III | |
Хайтыев Сердар | Туркменистан | III | III |
Беглиев Аман | III | III | |
Розыев Перман | III | – | |
Ходжаназаров Нарзулла | III | – |
Таблица 4
Сравнение результатов (мест) участников
37-й Менделеевской олимпиады
(Пущино, Россия) и Международной химической
олимпиады (Греция) в 2003 г.
Участник | Страна | Менделеевская олимпиада |
Международная олимпиада |
---|---|---|---|
Гейбатов Эльчин | Азербайджан | III | II |
Гасанов Руфат | – | III | |
Жданко Александр | Беларусь | II | II |
Путов Алексей | I | I | |
Тамьяр Евгения | Эстония | III | III |
Нуртазин Ануар | Kазахстан | III | II |
Должников Дмитрий | II | II | |
Искаков Асет | III | II | |
Тютенов Kанат | III | II | |
Kапаров Kыялбек | Kыргызстан | III | – |
Жумабаев Сыргак | III | III | |
Прокофьев Александр | Латвия | II | II |
Белецкий Евгений | Россия | II | II |
Белов Александр | I | I | |
Меньшенин Антон | I | II |
Таблица 5
Сравнение результатов (мест) участников
38-й Международной Менделеевской олимпиады
(Кишинэу, Молдова) и Международной химической
олимпиады (Германия) в 2004 г.
Участник | Страна | Менделеевская олимпиада |
Международная олимпиада |
---|---|---|---|
Искандеров Хикмет | Азербайджан | – | – |
Джафаров Емин | – | III | |
Валадов Афан | – | I | |
Еминов Санан | – | I | |
Путов Алексей | Беларусь | I | I |
Тимковский Иосиф | I | III | |
Мешнигаров Kалин | Болгария | – | II |
Чичанов Борис | III | – | |
Ваклев Николай | III | – | |
Простакова Виктория | Эстония | II | III |
Kнязева Ольга | III | III | |
Мурзин Вадим | Kазахстан | II | II |
Жиентаев Тимур | II | II | |
Биссенов Ескендир | II | II | |
Kапаров Kыялбек | Kыргызстан | III | – |
Исабеков Алтынбек | – | – | |
Kамалов Медер | II | – | |
Зейфман Алексей | Россия | I | I |
Воронцов Егор | I | II | |
Дерендяев Антон | II | III | |
Такакс Kонст.-Николае | Румыния | II | I |
Доне Николае | II | III | |
Kодирова Сайера | Таджикистан | – | – |
Полвонов Дилмурод | – | – | |
Юсупов Мекан | Туркменистан | – | III |
Маметшери-пов Сердар | III | – | |
Гурбанов Муса | – | – | |
Аширов Шохрат | – | – |
Из данных этих таблиц следует, что уровень сложности заданий и уровень оценивания жюри результатов, показанных участниками Менделеевской олимпиады, практически соответствует показателям Международной химической олимпиады.
ЛИТЕРАТУРА
1. Задачи всероссийских олимпиад по химии. Под
ред. В.В.Лунина. М.: Экзамен, 2003, 480 с.
2. Задачи и задания химических олимпиад
школьников Республики Татарстан (1996–2003). Под ред.
И.Я.Курамшина. Казань: РНЦ «Школа», 2004, 164 с.
3. Задачи международных олимпиад по химии. Под
ред. В.В.Еремина. М.: Экзамен, 2004, 416 с.
4. 37-я Международная Менделеевская олимпиада
школьников по химии. I, II теоретический тур.
Условия задач. Под ред. В.Г.Ненайденко. М.: МГУ, 2003,
32 с.
5. 37-я Международная менделеевская олимпиада
школьников по химии. I, II теоретический тур.
Решения. Под ред. В.Г.Ненайденко. М.: МГУ, 2003, 44 с.