Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №5/2005

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Ваш профессионализм

 

Творчество А.А.Блока и
научная деятельность
Д.И.Менделеева

Сценарий литературной гостиной
для старшеклассников

Снижение интереса школьников к изучению химии – явление, характерное для многих школ России. Особенно остро эта проблема стоит перед учителями, работающими в школах гуманитарного профиля: языкового, музыкально-эстетического, художественного и т. д. Учителям химии приходится постоянно решать проблему формирования интереса к предмету, повышения познавательной активности учащихся.
Современная методика обучения химии включает богатый арсенал методических приемов и форм организации уроков, направленных на повышение интереса учащихся к учению.
На уроках используются занимательные примеры, парадоксальные факты, дидактические игры, проводятся опыты.
Оригинальные по форме уроки или внеурочные мероприятия включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета – интерес. Подготовка к необычным урокам приобщает учащихся к чтению научной и научно-популярной литературы, развивает их творческие способности.
В нашей школе с углубленным изучением музыки мы, учителя литературы и химии, организовали и провели литературную гостиную, посвященную научной деятельности Д.И.Менделеева и творчеству А.А.Блока. В рамках литературной гостиной была создана та особая эмоциональная атмосфера, без которой невозможно формирование любви к предмету, повышение уровня усвоения и запоминания изучаемого материала, образование стойких ассоциативных связей. Кроме того, использование музыки, поэзии, театрального искусства предоставило нам немалые возможности для эстетического и нравственного воспитания учащихся.
В преддверии гостиной с учащимися была организована экскурсия в Шахматово и Боблово, имения, которые связывали две великие русские фамилии – Блока и Менделеева. Именно там родилась идея воссоздания знаменитых вечеров, на которых ставились домашние спектакли по любимым произведениям Менделеева и Блока: «Гамлет» У.Шекспира, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, главные роли в которых исполняли Александр Блок и Любовь Менделеева.
Учащимися школы был собран и представлен на стендах в гостиной большой иллюстративный материал о жизни Менделеева в имении Боблово и Блока в имении Шахматово.
На занятии учащиеся в полной мере смогли продемонстрировать свои музыкальные, вокальные и актерские способности.

 

Уважение к минувшему – вот черта
отличающая образованность от дикости.

А.С.Пушкин

Следовать за мыслями великого человека
есть наука самая занимательная.

А.С.Пушкин

Цели. Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.А.Блока и Д.И.Менделеева;
раскрыть многогранность личности Менделеева, огромный круг его интересов, талант и широту научных исследований в познании окружающего мира.
Реализовать принцип взаимосвязи урочной и внеклассной работы с целью повышения интереса учащихся к учению.
Использовать интеграцию литературы, науки и искусства для эстетического, нравственного и духовного воспитания учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Приобщить учащихся к чтению художественной, научной и научно-популярной литературы.
Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.
Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование. Портреты Д.И.Менделеева и А.А.Блока; репродукции картин А.И.Куинджи, В.М.Васнецова, И.И.Шишкина.
На плакатах высказывания:
«Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку» (А.Блок),
«Вопросы искусства были близки Менделееву в такой же степени, как и вопросы науки» (Я.Д.Минченков),
«Шахматово – гнездо, из которого вылетел лебедь новой русской поэзии» (С.Соловьев),
«Новые завоевания рождаются всюду, где вдумчивая мысль ученого пытается применить закон Менделеева к анализу природных явлений» (А.Е.Ферсман),
«Периодическая классификация является для химиков тем же, чем морская карта и компас для мореплавателей» (Ф.Содди),
«Труд есть радость, полнота жизни», «Посев научный взойдет для жатвы наружной», «Наука и промышленность – вот мои мечты», «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает», «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку как дух...», «Века наши будут когда-нибудь характеризоваться появлением естествознания в науке и пейзажа в искусстве» (Д.И.Менделеев).

План проведения гостиной

• Вступление. Психологический портрет А.А.Блока и Д.И.Менделеева.
• Д.И.Менделеев и А.А.Блок в России.
• Образ женщины в трудах Д.И.Менделеева и А.А.Блока как образ матери, как выражение прочного, постоянного, сокровенного, нравственного, чистого и гуманного.
• Любовь Менделеева и Александр Блок.
• Способы познания действительности средствами науки и искусства.
• Родственники о Д.И.Менделееве и А.А.Блоке.

Психологический портрет А.А.Блока и Д.И.Менделеева

Вопрос Ответ  Блока Ответ  Менделеева
Главная черта характера Нерешительность Не люблю, когда при мне про кого-нибудь говорили дурно
Любимое качество Ум и хитрость Правда, труд, прощение
Место, где любил жить Шахматово Боблово
Любимый цветок Роза Полевые цветы
Любимое животное Собака и лошадь Kошки, собаки
Любимая птица Орел, аист, воробей Kанарейка, белый попугай
Любимые иностранные писатели У.Шекспир У.Шекспир, Жюль Верн, В.Гюго
Любимые русские писатели А.С.Пушкин, В.А.Жуковский А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь
Любимые герои художественных произведений Гамлет, Петроний, Тарас Бульба Kраснокожие индейцы
Любимые герои в действительной жизни Иоанн IV, Нерон, Александр II, Петр I Петр I
Любимая пища Мороженое Отварной рис с красным вином, ячневая каша, гречневая каша, поджаренные на масле лепешки из вареного риса и геркулеса
Любимый напиток Пиво Kрепкий чай
Девиз «Пусть чернь слепая суетится, не нам бессильной подражать» «Один человек – нуль, вместе только люди»

Звучит музыка И.С.Баха, текст идет на фоне музыки.

О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!

…И тщетно, страсти затая,
В холодной мгле передрассветной
Среди толпы блуждаю я
С одной лишь думою заветной:
Пусть светит месяц – ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, –
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.

За городом, в полях весною воздух
дышит.
Иду и трепещу в предвестии огня.
Там, знаю, впереди морскую зыбь
колышет
Дыханье сумрака – и мучает
меня.
Я помню: далеко шумит, шумит
столица.
Там, в сумерках весны,
неугомонный зной.
О, скудные сердца!
Как безнадежны лица!
Не знавшие весны тоскуют над
собой.
А здесь, как память, лето
невинных и великих,
Из сумрака зари – неведомые
лики…

…Вещают жизни строй
и вечности огни...
Забудем дальний шум. Явись
ко мне без гнева,
Закатная, таинственная Дева,
И завтра и вчера огнем соедини.

 

Ведущий. Столица царской России – Санкт-Петербург начала восьмидесятых годов XIX в. На Университетской набережной Невы, на Васильевском острове, в уютной квартире «ректорского дома», в культурной семье, хранящей память о благородных традициях дворянской интеллигенции сороковых годов, растет светлокудрый мальчик – Саша, Сашура, как его ласково зовут в семье.

Глава семьи – профессор-ботаник Андрей Николаевич Бекетов – уволен с должности ректора за «студенческие беспорядки». Совсем недавно «грянул взрыв с Екатеринина канала» и бомбой народовольца Гриневицкого был убит царь Александр II.

Семья живет замкнутой жизнью. Науки, литература, милое старинное «красноречие», стихи Жуковского, Полонского, Майкова, Фета, Апухтина создают в доме особую атмосферу духовной чистоты и благородства и одновременно замкнутости от окружающего мира. Дед читает лекции в университете, летом бродит с внуком по окрестностям своей небольшой усадьбы в селе Шахматово под Москвой, учит маленького Сашу основам ботаники (интерес к естественным наукам сохранится у Блока в течение всей жизни).

Блок почти не знал своего отца – профессора юридического факультета Варшавского университета Александра Львовича Блока, с которым мать будущего поэта Александра Андреевна рассталась еще до рождения сына. Чуткая, впечатлительная женщина с необычайно тонкой, хрупкой, нервной натурой, подверженная болезненной экзальтированности, мать была самым близким другом Александра Блока до последних дней его жизни (она пережила сына на два года).

Блок. Мы с мамой почти одно и то же.

Посвящается моей маме

Серебристыми крылами
Зыбь речную задевая,
Над лазурными водами
Мчится чайка молодая.
На воде букеты лилий,
Солнца луч на них играет,
А из струй реки глубокой
Стая рыбы выплывает.
Облака плывут по небу.
Журавли летят высоко.
Гимн поют хвалебный Фебу.
Чуть колышется осока.

Ведущий. Она знала сына до конца. Во всех его слабостях и страстях, во всей его душевной высоте.

Мать Блока. Он только одного беспокойства не доставил – на аэропланах не летал. А так – я вечно за него боялась; или утонет, как Сапунов (художник), или пойдет по рельсам и заглядится на что-нибудь, хоть на девушку какую-нибудь (помните, «стройная, с тугой косою»), а поезд налетит на него и раздавит, или еще что-нибудь...

Сашенька, деточка, душенька! День начинается и кончается мыслью о тебе.

Ведущий. Менделеев родился 8 февраля 1834 г. в г. Тобольске в семье директора гимназии. Его отец в этот год ослеп на оба глаза, вследствие чего должен был оставить службу и перейти на скудную пенсию. Воспитание детей (Менделеев родился 14-м ребенком в семье) и все материальные заботы о многочисленной семье целиком легли на плечи матери Марии Дмитриевны, энергичной и умной женщины, которая для улучшения материального положения семьи взяла на себя тяготы управления стекольной фабрикой своего брата, находившейся в
2,5 км от Тобольска.

Менделеев до конца своих дней сохранил благодарную память о Марии Дмитриевне.

Матери Дмитрий Иванович посвятил один из самых значительных своих трудов – «Исследование водных растворов по удельному весу» (1887). Глубоким уважением и искренней горячей любовью дышит трогательное посвящение ее памяти, сделанное в этой монографии.

Менделеев. Это исследование посвящается памяти матери ее последышем. Она могла его взрастить только трудом своим, ведя заводское дело, воспитала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского обольщения, настаивать в труде, а не в словах, и терпеливо искать божескую или научную правду, ибо понимала... сколь многое еще должно узнать. Как при помощи науки, без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие. Заветы матери считаю священными.

…Там, на стеклянном заводе, управляемом моей матушкой, получились первые мои впечатления от природы, людей и промышленных дел.

Ведущий. Боблово и Шахматово – это места, которые объединяли семьи Менделеевых и Бекетовых.

Блок. Дмитрий Иванович играл большую роль в бекетовской семье. И дед, и бабушка мои были с ним дружны. Менделеев и дед мой вскоре после освобождения крестьян ездили в Московскую губернию и купили в Клинском уезде два имения по соседству: менделеевское Боблово лежит в семи верстах от Шахматова. В юности я стал бывать там часто.

Ведущий. Но не только ради красот природы и желания иметь уединенное место для летнего отдыха принимает Менделеев решение купить имение Боблово: на первом плане оказалась важная практическая цель. На склоне лет он объяснил ее в «Заветных мыслях».

Менделеев. В самую эпоху освобождения крестьян, т. е. в начале 60-х годов, когда господствовало убеждение в невозможности выгодно вести помещичье хозяйство, я купил в Московской губернии, в Клинском уезде около 4-х сотен десятин земли... Меня... глубоко занимала мысль о возможности выгодно вести хозяйство при помощи улучшений и вкладов в землю свободного труда и капитала... Мне предрекали великий неуспех, тщету усилий, но меня это не смущало, а только возбуждало. Лет 6 или 7 затрачено мною на эту деятельность, и в такой короткий срок... получен был результат несомненной выгодности... В 5–6 лет мне удалось удвоить всю урожайность земли, и тогда же мне стало ясно, что повсеместно в России... легко достигнуть такого же удвоения урожая.

Дом Менделеевых в имении Боблово
Дом Менделеевых в имении Боблово

Ведущий. На менделеевских «опытных полях» проходили летнюю практику студенты Петровской сельскохозяйственной академии (ныне Тимирязевская академия) – факт, который едва ли требует комментариев. Здесь бывали ученые, составившие славу российской науки: К.А.Тимирязев, В.В.Докучаев, И.М.Сеченов, П.А.Костычев. В бобловской усадьбе несколько раз бывал изобретатель радио А.А.Попов, который однажды демонстрировал семье Менделеевых свое изобретение в действии: он провел сеанс радиосвязи с Бобловом из соседних Бабаек.

С Бобловом связано, наконец, событие в жизни Менделеева, вызвавшее широкий резонанс: его полет в возрасте 57 лет на воздушном шаре «Русский», состоявшийся 7 августа 1887 г. с площадки на окраине Клина. На рассвете этого дня происходило редкое событие – полное солнечное затмение. Менделеев, всегда интересовавшийся проблемами воздухоплавания и метеорологии, намеревался с борта аэростата провести наблюдения солнечной короны. Вместе с ним должен был подняться в воздух пилот-аэронавт А.М.Кованько, но из-за сильного дождя шар намок и не мог поднять двух человек. Менделеев удачно совершил полет в одиночку.

Александр Блок и Любовь Менделеева родились в зданиях Петербургского университета, когда у Бекетовых и у Менделеевых были там квартиры.

Когда Саше Блоку было три года, а Любе Менделеевой два, они встречались на прогулках с нянями. Одна няня вела за ручку крупную, розовую девочку в шубке и капоре из золотистого плюша, другая вела розового мальчика в темно-синей шубке и таком же капоре. В то время они встречались и расходились незнакомые друг другу. А Дмитрий Иванович, придя в ректорский дом, спрашивал у бабушки о маленьком Блоке.

Менделеев. Ваш принц что делает? А наша принцесса пошла гулять.

Ведущий. После окончания гимназии Блок приеxал в Боблово верхом на своем белом коне, о котором не один раз упоминается в его стихах. Саша и Люба сразу произвели друг на друга глубокое впечатление. Это было в 1898 г., когда Любе было 16 лет.

Учащиеся разыгрывают сцену из произведения А.С.Грибоедова «Горе от ума» (Софья – Любовь Менделеева, Чацкий – Александр Блок). После сценки звучит романс на музыку М.Глинки и слова Е.Баратынского «Не искушай меня без нужды...».

Ведущий. Люба была первым ребенком от второй жены – Анны Ивановны Поповой. У Менделеева было шестеро детей: двое от первого брака (с Феозвой Никитичной Лещевой) – Владимир и Ольга и четверо от второго (с Анной Ивановной Поповой) – Любовь, Иван, близнецы Василий и Мария.

Дмитрий Иванович и Феозва Никитична Менделеевы

Дмитрий Иванович и
Феозва Никитична Менделеевы

Менделеев обвенчался с Анной Ивановной в апреле 1882 г., спустя три с половиной месяца после рождения Любы. Разница супругов в возрасте составляла 26 лет. Молодая жена Менделеева подавала надежды как художница.

Анна Ивановна Менделеева (урожденная Попова)

Анна Ивановна Менделеева
(урожденная Попова)

Из всех шестерых детей Менделеева у одной Любы была определенная артистическая жилка, несомненное актерское дарование. В сезон 1900–1908 гг. она играла в труппе В.Э.Мейерхольда в театре В.Ф.Комиссаржевской под сценической фамилией Басаргина. Она интересовалась балетом, сохранилась рукопись ее книги по истории балета. Люба давала уроки актерского мастерства таким известным впоследствии балеринам, как Г.Н.Кириллова и Н.М.Дудинская.

Я и молод, и свеж,
и влюблен.
Я в тревоге, в тоске
и в мольбе
Зеленею, таинственный клен,
Неизменно склоненный к тебе.
Теплый ветер пройдет по листам –
Задрожат от молитвы стволы,
На лице, обращенном к звездам, –
Ароматные слезы хвалы.
Ты придешь под широкий шатер
В эти бледные сонные дни
Заглядеться на милый убор,
Размечтаться в зеленой тени.
Ты одна, влюблена и со мной,
Нашепчу я таинственный сон,
И до ночи – с тоскою, с тобой,
Я с тобой, зеленеющий клен.

Любовь Менделеева. Милый, дорогой, не знаю, как и начать рассказывать. Папа, папа согласен на свадьбу летом! Он откладывал только, чтобы убедиться, прочно ли «все это», «не поссоримся ли мы». И хотя он еще не успел в этом убедиться, но раз мы свадьбы хотим, так определенно он позволяет. Папа спросил, на что ты думаешь жить, я сказала. Папа нашел, что этого вполне довольно, потому что он может мне давать в год 600 руб. Теперь он только хочет поговорить с твоей мамой о подробностях, узнать, что они думают...

Любовь Дмитриевна Менделеева и Александр Александрович Блок
Любовь Дмитриевна Менделеева
и Александр Александрович Блок

Ведущий. На другой день мать Блока побывала у Менделеевых... Венчание состоялось.

Блок. Старшая дочь Менделеева от второго брака – Любовь Дмитриевна – стала моей невестой. В 1903 г. мы обвенчались с ней в церкви села Тараканово, которое находится между Шахматовом и Бобловом.

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Видно, дни золотые пришли –
Все деревья стоят, как в сияньи.
Ночью холодом веет с земли:
Утром белая церковь вдали
И близка, и ясна очертаньем.

Ведущий. Вспоминает племянница Менделеева Надежда Яковлевна Капустина-Губкина: «Свадьба была скромная, семейная. Дмитрий Иванович во фраке, лентах и звездах со своими длинными седыми волосами и бородой имел то размягченное и нежное выражение лица, которое так шло к нему и выдавало наружу в таких исключительных случаях всю любовь его к детям.

Одно только грустно было на этой свадьбе, что он уже плохо видел и все искал то жену, то юную дочь свою, больше всех детей похожую на него чертами лица и синими глазами...»

В Боблове и Шахматове звучали стихи, исполнялись музыкальные произведения, был организован домашний театр. Здесь ставились пьесы, например «Гамлет» У.Шекспира (Блок – Гамлет, Любовь Дмитриевна – Офелия, С.Д.Менделеева – королева Гертруда).

Блок.

Я – Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
И в сердце – первая любовь
Жива – к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою,
Увел далеко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.

Сцена из «Гамлета» – о безумстве Гамлета, смерти Офелии (исполняется «Элегия» на слова А.А.Дельвига и музыку М.Яковлева).

Ведущий. Понимал ли Дмитрий Иванович, что в лице Блока на российском поэтическом небосводе засияла новая яркая звезда? Как он сам относился к поэзии? К художественной литературе вообще?

Сын Иван, оставивший содержательные воспоминания об отце, утверждал, что отец любил поэзию, в дни молодости даже пробовал написать несколько стихотворений.

«Мне не раз приходилось убеждаться, что отец тонко знал и понимал поэзию. Иногда вставала вдруг, как бы невзначай, философская мысль, которая свидетельствовала о целом скрытом мире выношенных чувств и образов... Иногда отец вдруг цитировал наизусть целое стихотворение... Все его симпатии были на стороне Ф.И.Тютчева. Любимое стихотворение – тютчевское “Молчание”».

«Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Вступают и заходят они
Безмолвно, как звезды в ночи,
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь;
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!..»

Первые две строчки стихотворения Менделеев даже взял эпиграфом к своим «Заветным мыслям». Почему он так любил «Молчание» – загадка. Ведь в жизни-то Менделеев был не таков: своих мыслей и взглядов, особенно если они касались дела, не скрывал, откровенно – и порой жестоко – их высказывал. Чем не раз вызывал раздражение и неприязнь со стороны властей предержащих.

Пожалуй, как нельзя лучше подходило для него блоковское: «И вечный бой! Покой нам только снится...»

Менялись у поэта вкусы, убеждения. Но увлечение театром не проходило. Блок боготворил звезд тогдашней петербургской сцены – Долматова, Дальского, Савину. Тишина шахматовской усадьбы по-прежнему нарушалась пылкими монологами Гамлета и Ромео. Благоговейное отношение к Шекспиру Блок сохранил на всю жизнь.

Сцена из «Гамлета». Дуэль Лаэрта с Гамлетом, их смерть, отравление Гертруды. Звучит песня «Нежна, бела, как первый снег» (музыка Э.Грига, перевод А.Ефременкова).

Блок.

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь.

Сцена из спектакля «Гамлет» (второй слева – А.Блок)
Сцена из спектакля «Гамлет»
(второй слева – А.Блок)

Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где валуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвие.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины…

Стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с самого начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении как стрела – прямой, как стрела – действенный...

Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно произношу я имя: Россия. Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель.

Рожденные в годы глухие
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего.

Ведущий. Свою многогранную деятельность Менделеев называл службой Родине. Здесь, в Боблове, в августе 1903 г. он написал (но не отправил) письмо С.Ю.Витте, в котором поведал о своих «трех службах Родине».

Первая служба – на поприще научном.

Менделеев. Я выслужил 48 лет Родине и науке.

Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух.

Ведущий. Научная деятельность Менделеева характеризуется исключительной многогранностью, сочетанием теоретических работ с практическими нуждами промышленности и охватывает самые разнообразные отрасли науки и техники. Его перу принадлежит более 500 работ.

Менделеев. По существу четыре предмета составили мне имя: периодический закон, исследование газов, понимание растворов как диссоциации и «Основы химии». Тут все мое богатство!

Ведущий. Менделеевым было опубликовано большое число печатных трудов – 431 работа. Из них 40 посвящено химии, 106 – физикохимии, 99 – физике, 22 – географии, 99 – технике и промышленности, 36 – социальным и экономическим проблемам и 29 – другим темам. Жизнь Менделеева – неустанный труд. «Труд есть радость, полнота жизни», – говорил Менделеев.

Второй службой он считал просвещение. 35 лет жизни Менделеев посвятил преподаванию. «Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство».

Менделеев преподавал в Симферопольской и Одесской гимназиях, во 2-м кадетском корпусе, Инженерной Академии, Институте инженеров путей сообщения, Петербургском технологическом институте, Петербургском университете и на Высших женских курсах.

Менделеев. Ко мне в аудиторию ломились не ради красных слов, а ради мыслей.

Ведущий. Третьей службой Менделеева была промышленность.

Менделеев. Наука и промышленность – вот тут мои мечты… Третья моя служба Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет до сих пор. Эта служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности…

Ведущий. Менделеев занимался изучением нефти, ее происхождением; рецепт русского бездымного пороха, лучшего в мире, – его рецепт. Менделеева интересовали вопросы по кораблестроению и освоению Арктики, проблемы металлургической и каменноугольной отраслей промышленности, вопросы развития электрификации и строительства железных дорог.

Блок.

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь – степной, наш путь – в тоске
безбрежной,
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы – ночной и зарубежной –
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

Ведущий. Менделеев любил оперу, особенно «Князя Игоря». Но из всех видов искусств он, можно сказать, обожал живопись. Его квартиру украшали картины выдающихся русских художников, у него была коллекция в несколько сот гравюр, представляющих большую редкость. Менделеев дружил с большим кругом художников-передвижников. Часто Боблово посещали великие русские художники И.Е.Репин, В.В.Стасов, А.И.Куинджи, Н.Е.Ярошенко, И.Н.Крамской, В.Е.Маковский, И.И.Шишкин, скульптор И.Я.Гинцбург.

Общение художников с Менделеевым оказывало влияние на их творчество. Менделеев был незаурядным критиком и ценителем художественных произведений.

Есть сведения, что и к качеству, и к оттенкам красок он тоже свою руку приложил. Наконец, он был избран действительным членом Академии художеств.

На менделеевских «средах» много спорили о науке, литературе, искусстве. Для разрядки обстановки Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации.

Репин очень много курил. Однажды Менделеев объявил, что соберет в закрытой стеклянной банке дым его папиросы. Репин закурил папиросу, и в момент, когда он выпустил первую струю табачного дыма, Менделеев закрыл банку крышкой. Банка тотчас, к удивлению зрителей, заполнилась дымом...

А вот еще один опыт. Этиловый спирт горит разноцветным пламенем. К одной из «сред» Менделеев приготовил четыре бесцветных раствора и продемонстрировал их горение. Удивление вызвало то, что один раствор горел фиолетовым пламенем, другой – зеленым, третий – красным, а четвертый – синим.

Ведущий демонстрирует опыты.

Ведущий. Имя Менделеева вписано золотыми буквами в историю человечества. В 1964 г. на Доске почета науки в американском Бриджпортском университете появилась русская фамилия: к перечисленным там гениям из гениев Евклиду, Архимеду, Копернику, Галилею, Ньютону, Лавуазье добавилось имя Менделеева. Этот человек воплотил в себе гениальность ученого, широту разнообразных интересов, простоту доступного для всех человека. Менделеев любил Россию и русский народ всей душой, это был патриот своей Родины.

Менделеев. И надобно иметь фонарь науки, чтоб осветить эти глубины, увидеть в этой темноте, и если вы этот фонарь знания внесете в Россию, вы сделаете в самом деле то, чего ожидает Россия, от чего зависит богатство или бедность ее народа, ее международная свобода (а ведь только независимость экономическая есть независимость действительная, всякая прочая есть фиктивная, воображаемая).

Ведущий. Блок видел в Менделееве воплощение гения России. Периодическая система элементов знаменовала для поэта торжество космоса над хаосом, научное постижение гармонии и музыки природы. Вот строки из его письма Любе 15 мая 1903 г.

Блок (жене). Твой папа, как всегда, решил совершенно необыкновенно, по-своему, своеобычно и гениально. Твой папа давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него никаких «убеждений» (консерватизм, либерализм и т.д.). У него есть все. Такое впечатление он и производит. При нем вовсе не страшно, но всегда не спокойно, это от того, что он все и давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша. Это все познание лежит на нем очень тяжело. Когда он вздыхает и охает, он каждый раз вздыхает обо всем вместе; ничего отдельного или отрывчатого у него нет – все неразделимо. То, что другие говорят, ему почти всегда скучно, потому что он все знает лучше всех...

Сын Менделеева. К поэту Александру Блоку, который бывал с детства в нашей семье... отец относился с нежностью, понимал его дар и брал часто под защиту от близоруких нападок «позитивистически» настроенных авторитетов. «Об этом нельзя рассуждать так плоско, – говорил отец. – Есть углубленные области сознания, к которым следует относиться внимательно и осторожно. Иначе мы не поймем ничего!» Но перегибы Саши в сторону модного тогда «декадентства» все же вызывали в нем некоторую тревогу.

Звучит романс на стихи А.А.Блока под музыку ученицы 10-го класса.

«Золотистою долиной
Ты уходишь, нем и дик.
Тает в небе журавлиный
Удаляющийся крик.
Замер, кажется, в зените
Грустный голос, долгий звук.
Бесконечно тянет нити
Торжествующий паук.
Сквозь прозрачные волокна
Солнце, света не тая,
Праздно бьет в слепые окна
Опустелого жилья.
За нарядные одежды
Осень солнцу отдала
Улетевшие надежды
Вдохновенного тепла».

ЛИТЕРАТУРА

Прашкевич Г.М. Самые знаменитые поэты России. М., 2001;
Блок А.А. И невозможное возможно: стихотворения, поэмы, театр, проза. М., 1980;
Ходасевич В.Ф. Книги и люди. Этюды о русской литературе. М., 2002;
Макареня А.А. и др. Д.И.Менделеев в воспоминаниях современников. М., 1973;
Макареня А.А., Рысев Ю.В. Д.И.Менделеев. Книга для учащихся. М., 1988;
Макареня А.А. Д.И. Менделеев и физико-химические науки. М., 1982;
Фигуровский Н.А. Дмитрий Иванович Менделеев. 1834–1907. М., 1984;
Смирнов Г.В. Менделеев. М., 1974;
Менделеев И.Д. Отец глазами сына. Химия (ИД «Первое сентября»), 1996, № 11;
Трифонов Д.Н. Боблово в его жизни. Химия (ИД «Первое сентября»), 1995, № 24;
Изучение жизни и деятельности Д.И.Менделеева во внеурочное время. Методические рекомендации. М., 1989.

И.Г.НЕНАШЕВА,
учитель химии,
Н.Н.РОГОЖКИНА,
учитель литературы
школы № 1732
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru