ОТКРЫТИЕ, ПОЛУЧЕНИЕ И
|
Фамилия учащегося |
Оценка, баллы | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Защита эмблемы | Откры- тие О2 |
Приме- нение О2 |
Рису- нок |
Полу- чение О2 |
Орфо- графия |
Слова- ри |
Допол- нение |
Итог работы | |
Иванов | |||||||||
Kозлов | |||||||||
Жуков | |||||||||
Петров | |||||||||
… |
Постановка цели и задач урока
Учитель русского языка. Сегодня мы будем говорить о газе. Вы повторите и обобщите изученный ранее материал по русскому языку и химии, составите текст-справку для газеты и разгадаете ребусы. А о каком газе пойдет речь, вы скажете сами, выполнив следующее задание.
Подготовка к восприятию темы
На доске записано стихотворение:
«Достоин тот га... уд…вленья.
Его пр...меняют сейчас
Для ре...ки мета...ов, в стал…варении
И в доме...ых мощных п...чах.
Берет его летчик в высотные дали.
П...дводник с собою берет.
Вы, верно, уже уг...дали,
Что этот га... – ……………….».
(Кислород.)
Ученик выразительно читает стихотворение,
говорит, о каком газе идет речь.
Учитель русского языка. Вставьте
пропущенные буквы, приготовьтесь устно
объяснить причины их выбора. Сделайте
орфографический разбор стихотворения.
Ученик у доски вставляет в слова стихотворения
пропущенные буквы, делает орфографический
разбор слов: газ – газы, резка
– резать, кислород – кислорода;
удивленья – диво, в печах
– печь, угадали – догадка;
применяют (в значении присоединения к
чему-либо); подводник; доменные
– домна + н; металл;
сталеварение.
Учитель русского языка. Сгруппируйте
устно орфограммы.
Ученик. Парные согласные по
глухости-звонкости в корне слова (газ –
газы), безударная гласная в корне слова
(в печах – печь), правописание
приставок «пре-», «при-» (применяют),
правописание неизменяемых приставок (подводник),
правописание удвоенных согласных с основой на
«н» (доменные), правописание словарных
слов с удвоенными согласными (металл),
способ образования слов – сложение основ на
мягкий согласный с соединительной гласной «е»
(сталеварение).
Учитель русского языка. Запишите
транскрипцию слова «кислород».
Ученик записывает транскрипцию слова на доске,
другие учащиеся – в своих тетрадях:
[к’ и с л а р о т] – 8 букв, 8 звуков.
Ответы оцениваются учителем русского языка и записываются в карточки капитанами.
Защита эмблем
Команды защищают свои эмблемы. Они
рассказывают о химическом элементе О и простых
веществах – кислороде О2 и озоне О3.
Ученик (команда «Элемент О»). Символ
химического элемента кислорода – О. Кислород
– самый распространенный элемент на Земле. Он
входит в состав кислородсодержащих кислот
(серной, азотной, фосфорной), их солей и оксидов.
Кислород образует два аллотропных
видоизменения:
О2 – кислород и О3 – озон.
Ученик (команда «Кислород О2»). Кислород
О2 – это газ без цвета, вкуса и запаха,
малорастворим в воде. Он поддерживает горение и
дыхание. Без кислорода невозможна жизнь на Земле.
Ученик (команда «Озон О3»). Озон О3
(аллотропная модификация кислорода) – это газ со
специфическим свежим запахом, голубого цвета,
малорастворим в воде. Озон неустойчив и
самопроизвольно разлагается:
О3 = О2 + О, 2О3 = 3О2.
В природе озон образуется из кислорода воздуха под действием электрического тока (электрических разрядов в грозу):
3О2 = 2О3.
Учитель химии оценивает ответы учащихся, а капитаны команд записывают оценки в карточки.
Работа со словарями
Учитель русского языка. Обобщая
сказанное, найдем значение слова «кислород» в
«Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и
запишем его в тетради.
Ученик у доски находит определение и зачитывает
вслух, остальные записывают его в тетради.
Учитель информатики одновременно проецирует
определение на экран.
[С.И.Ожегов. «Кислород – химический элемент, бесцветный газ, входящий в состав воздуха, необходимый для дыхания и горения» |
Учитель русского языка. Как
образовалось слово «кислород»? Обратимся к
«Школьному этимологическому словарю русского
языка» Н.М.Шанского. Найдем там значение слова
«кислород» и запишем его в тетради.
Учитель информатики проецирует определение на
экран, учитель русского языка зачитывает его
вслух, а учащиеся записывают в тетради.
[Н.М.Шанский. «Кислород – словообразовательная калька французского слова oxygene, это сложение греческого oxis – «кислый» и gennao – «рождаю». Окончательно закрепилось в I половине XIX в. До этого кислород назывался также кислородным газом, оксигеном, кислотвором» |
Учитель русского языка. Сделаем
морфемный разбор слова «кислород». Для этого
обратимся к «Школьному словообразовательному
словарю русского языка» А.Н.Тихонова.
Учитель русского языка зачитывает определение,
спроецированное на экран.
[А.Н.Тихонов. «Это слово непроизводное, употребляется только в единственном числе; состоит только из корня и окончания» |
Учитель русского языка. Учитывая
это, разберите слово «кислород» по составу.
Ученик делает разбор слова на доске, а остальные
– в своих тетрадях. Учитель русского языка
оценивает ответ, капитан записывает оценку в
карточку.
Повторение изученного материала
Учитель химии. Расскажите об
открытии кислорода.
Члены команд рассказывают об открытии кислорода.
Ученик (команда «Элемент О»). В чистом
виде кислород впервые был получен в 1772 г.
шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле.
На экран проецируется портрет ученого-химика
К.В.Шееле с краткой справкой о нем.
Ученик. Это имя стало широко известным ученому миру в 1777 г., когда Шееле опубликовал книгу «Химический трактат о воздухе и огне». Книга была написана в 1775 г., и лишь по вине издателя публикация ее задержалась на два года. Это досадное обстоятельство лишило Шееле права именоваться первооткрывателем кислорода, хотя он описал его еще в 1772 г., причем полнее и четче, чем это сделал Джозеф Пристли.
Ученик (команда «Кислород О2»). В
1774 г. английский ученый Джозеф Пристли
разложением оксида ртути(II) получил кислород и
изучил его свойства.
На экране демонстрируется портрет
ученого-химика Дж.Пристли с краткой справкой о
нем.
Ученик. Ученый проделал следующие
опыты. В сосуд с кислородом он внес горящую свечу,
свеча горела ярким пламенем. На основании этого
Пристли сделал вывод, что кислород поддерживает
горение. Затем ученый взял два колокола –
один с воздухом, а другой – с кислородом. Под
каждый колокол он поместил по мыши и стал
наблюдать. Вскоре под колоколом с воздухом мышь
погибла, в то время как в кислороде мышь
продолжала резвиться. Пристли еще раз повторил
этот опыт. Результат был такой же. Исследователь
сделал вывод: кислород поддерживает дыхание.
Тогда он попробовал сам дышать кислородом и
отметил, что в кислороде дышится легко и
свободно. А в заключение опытов Пристли написал:
«Кто знает, может быть, этот газ станет модным
предметом роскоши, а пока что я и две мыши дышали
им».
Ученик (команда «Озон О3»). Однако
Пристли не знал, что полученный им газ входит в
состав воздуха. Только спустя несколько лет
Лавуазье, подробно изучивший свойства этого
газа, установил, что он является составной частью
воздуха.
Одновременно с ответом ученика на экран
проецируется портрет А.Лавуазье с краткой
справкой о нем.
Ответы оцениваются учителем химии, а капитаны команд делают записи в карточки.
Закрепление изученного. Дифференцированные задания командам
Учитель химии. На каких свойствах кислорода основано его применение в указанном стихотворении (написано на доске)?
• для получения высоких температур (сталеварение и резка металлов);
• для ускорения процесса (в доменных печах);
• для дыхания (летчики, подводники).
Учитель химии выдает каждой команде карточки с дифференцированными заданиями (рисунки):
1-й команде – рис. 1,
2-й команде – рис. 2,
3-й команде – рис. 3.
Капитаны руководят действиями команд. Один ученик собирает прибор, как показано на рисунке, и отвечает на вопрос. Другой ученик в это время пишет уравнения реакций получения кислорода на доске. Остальные ученики в тетрадях зарисовывают предложенный им прибор для сбора газа и записывают уравнения реакций получения газа О2.
Задание команде «Элемент О». Можно ли воспользоваться изображенным на рис. 1 прибором для получения кислорода и собирания его в пробирку? Ответ поясните.
Рис. 1 |
Ученик. С помощью такого
прибора получить и собрать кислород нельзя, т.к.
пробирка, в которую надо собрать кислород,
расположена вверх дном. Кислород тяжелее
воздуха, поэтому он будет вытекать из пробирки.
Уравнения реакций получения кислорода в
лаборатории:
2HgO 2Hg + O2,
2КMnО4 K2МnО4
+ МnО2 + О2.
Ученик зачитывает уравнения реакций, учащиеся проверяют свои записи в тетрадях.
Задание команде «Кислород О2». Можно ли воспользоваться изображенным на рис. 2 прибором для получения кислорода и собирания его в пробирку? Ответ поясните.
Рис. 2 |
Ученик. Я собрал прибор и
говорю, что с помощью такого прибора можно
получить и собрать кислород. Пробирка, в которую
надо собрать кислород, расположена вверх
отверстием, газоотводная трубка опущена до
самого дна пробирки. Кислород тяжелее воздуха и
вытесняет его из пробирки. Пробирка наполнится
кислородом.
Уравнения реакций получения кислорода в
лаборатории:
Задание команде «Озон О3». Можно ли воспользоваться изображенным на рис. 3 прибором для получения кислорода и собирания его в пробирку? Ответ поясните.
Рис. 3 |
Ученик. С помощью такого
прибора можно собрать кислород. Этот газ
малорастворим в воде, поэтому его можно собрать
над водой.
Уравнение реакции получения кислорода в
лаборатории:
Следует сказать, что ни на одном рисунке в
пробирке нет вещества, из которого получают
кислород.
Кроме того, не указаны условия получения
кислорода (нагревание).
Команда «Элемент О» не сможет получить
кислород из НgО, т.к. в результате реакции
образуется жидкая ртуть, которая вытечет из
пробирки. Чтобы этого не произошло, надо поменять
наклон пробирки с исходным веществом.
Команде «Кислород О2» не удастся
получить кислород из перекиси водорода Н2О2,
т.к. это жидкое вещество и оно вытечет из пробирки
с приподнятым дном. Чтобы этого не произошло,
надо поменять наклон пробирки.
Ответы оцениваются учителем химии, их записи
делаются в карточки капитанами.
Творческое задание
Учитель русского языка. Используя
свои знания о кислороде, дополните химическое
определение терминами.
На экран проецируется определение понятия
«кислород» с пропусками слов, учитель русского
языка зачитывает его вслух.
[Кислород] Кислород – это ... газ. |
Ученики записывают определение в
тетради, заполняя пропуски.
Ученик команды «Кислород О2» зачитывает
полученное определение. Другие ученики сверяют
текст со своими записями.
На доске записывают слова для справок:
бесцветный, тяжелее, нерастворим, веществами,
оксидами.
Учитель русского языка. Проверьте
правильность выполнения своей работы.
Учитель русского языка оценивает ответ ученика
команды «Кислород О2».
Фронтальный опрос
Учитель русского языка. Какими по
структуре предложениями вы пользовались чаще
при ответах на конкретные вопросы и почему?
Ученик. При ответах на конкретные
вопросы мы использовали односоставные
предложения, т.к. в устной разговорной речи чаще
всего используют неполные и нераспространенные
предложения.
Вопросы
• Когда предпочтительнее использовать полные и распространенные предложения?
• Какие предложения называют полными, а какие – неполными?
• Какие предложения называют распространенными, а какие – нераспространенными?
Ответы учащихся оцениваются учителем русского языка, делаются соответствующие записи в карточки капитанами.
Творческая работа в группах
Учитель русского языка. Какой стиль
речи вы использовали на уроке при ответах на
вопросы по химии?
Ученик. Научный стиль речи.
Учитель русского языка. Докажите.
Ученик. Мы употребляли научные
термины, использовали символы, формулы. Научному
стилю присуще употребление однозначных слов, а
также логичность суждений.
Учитель русского языка. Сейчас каждая
команда должна разделиться на две группы. Одна
группа, обобщив свои знания о кислороде, составит
небольшой текст-справку или заметку о кислороде,
используя научный стиль речи. В заключение вы
прочтете тексты, и мы поместим их в нашу газету.
Другая группа в это время разгадает ребусы.
Капитаны делят команды на группы, распределяют
между ними задания. Учитель русского языка
раздает капитанам форматки для текста, затем
вывешивает газету, где помещены ребусы, а также
есть прорези, в которые команды должны вставить
написанные ими заметки.
Через 7 мин назначенный капитаном ученик каждой
команды зачитывает готовый текст. Речевые ошибки
исправляют участники других команд. После
прочтения и обсуждения заметки тексты помещают в
газету. Одновременно с этим назначенные
капитанами ученики записывают отгадки под
своими ребусами в газете.
Научные тексты команд и ребусы
Команда «Элемент О». «Кислород – самый распространенный элемент земной коры. В связанном виде он входит в состав воды, минералов, горных пород и почти всех веществ, из которых построены организмы растений и животных. Кислород образует два аллотропных видоизменения: О2 – кислород и О3 – озон». |
На форматке нарисована река с надписью «Н2О», песчаные берега с формулой SiО2, зеленая трава и цветы.
Ребусы
Команда «кислород О2». «Кислород O2 – это газ без цвета, вкуса и запаха, малорастворим в воде. Кислород поддерживает горение и дыхание. Если резиновый мячик опустить в жидкий кислород, а затем вынуть его и бросить, то он разобьется как стеклянный. Струя жидкого кислорода отклоняется в сильном магнитном поле». |
На форматке – рисунок, демонстрирующий магнитные свойства кислорода.
Струя жидкого кислорода
|
Ребусы
Примечание. Три изображенных в ребусе прибора использует врач, сокращенное название профессии которого содержит три буквы.
Команда «Озон О3». «Озон – газ голубого цвета с запахом свежести, малорастворим в воде. Озон – сильный окислитель. Если поместить окрашенную ткань в сосуд с озоном, она обесцветится. Озон убивает бактерии в питьевой воде, сточных водах, в воздухе помещений». |
На форматке – рисунок, иллюстрирующий свойства озона.
Свойства озона О3 |
В заключение учитель химии подводит итоги урока, учитель русского языка выставляет оценки в журнал.
Ребусы
Домашнее задание
Составить кроссворд из 10 слов – химических терминов.
Итоговая творческая работа
ЛИТЕРАТУРА
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.
Русский язык. Справочник для учащихся.
М.: Просвещение, 1984;
Винокурова Н.А. Лучшие тесты на развитие
творческих способностей. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999;
Глинка Н.Л. Общая химия. Л.: Химия, 1981;
Глориозов П.А., Рысс В.Л. Проверочные работы по
химии для 8–9 классов. М.: Просвещение, 1981;
Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Карточки для
уровнего обучения. Химия. 8 класс. Ч. 1. Минск:
НПО «Образование», 1999;
Леокум А.Н. Скажи мне, почему? Детская
энциклопедия. М.: Просвещение, 1992;
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка. М.: РАН, 1999;
Петрянов И.В. Детская энциклопедия. Т. 3. М.:
Просвещение, 1993;
Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно!
М.: Астра, 1994;
Тихонов А.Н. Словарь-справочник по русскому
языку. М.: Словари, 1995;
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный
словарь русского языка.
М.: Культура и традиции, 1999;
Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. Как были открыты
химические элементы. М.: Просвещение, 1980;
Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. М.:
Просвещение, 1988;
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический
словарь. М.: Просвещение, 1975;
Химия в школе, 1997, № 6;
Чаплыгина И.Д. Внеклассная работа по русскому
языку. М.: Владос, 1999;
Чунихина Л.Л. 230 тестов по химии. 8 класс. М.:
Издат-школа, 1997;
Шанский Н.М. Школьный этимологический
словарь русского языка. М.: Дрофа, 2000.