Продолжение. Начало см. в № 1, 2, 3/2005 Уроки 3–4. ОснованияСправочная страница к уроку по теме «Основания»Общая формула оснований: Мn+(OH)n, где M – металл, n+ – заряд иона металла (табл. 4). Таблица 4 Классификация оснований
Номенклатура. Названия оснований
составляют по схеме: слово «гидроксид» + русское
название металла в родительном падеже + степень
окисления металла (если она переменная).
Например: ЧАСТЬ А Уровень 1 1. Запишите определение. Основания – 2. Заполните схему. В каждом пункте классификации напишите сначала соответствующую характеристику основания, а под ним – химические формулы веществ. Схема ЧАСТЬ Б Уровень 1 1. Заполните таблицу. Таблица Классификация и номенклатура оснований
Уровень 2 2. Запишите формулы оснований по их названиям, распределите вещества на классификационные группы: гидроксид калия, гидроксид железа(III), гидроксид магния, гидроксид меди(II). Уровень 3 3. Даны формулы оксидов: MnO, CoO, Fe2O3, K2O. Запишите формулы соответствующих им оснований и распределите эти основания по классификационным группам. Химические свойства основанийУровень 1 4. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах, укажите их типы, запишите названия продуктов реакций.
а) NaOH + HNO3 = б) КОН + SO3 = в) Сu(OH)2 + HCl = Уровень 2 5. Закончите уравнения практически осуществимых реакций. Составьте ионные уравнения реакций. Запишите названия продуктов реакций. Определите тип каждой химической реакции. а) гидроксид натрия + оксид азота(V) = б) гидроксид бария + сульфат калия = в) гидроксид железа(III) + серная кислота = 6. Запишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: Уровень 3 7. Запишите уравнения реакций, характеризующие химические свойства растворимых и нерастворимых оснований, в молекулярном и ионном видах. Сравните их между собой и сделайте общий вывод. в) Ca(OH)2 + SO2 = г) Fe(OH)3 + ... = Fe(NO3)3 + д) Fe(OH)3 8. Пунктирными линиями покажите, с какими веществами взаимодействуют основания. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и кратком ионном видах. 9. Запишите на примере бария и кальция уравнения реакций в соответствии со следующей схемой: металл основный оксид основание соль. 10. Запишите схему превращений и уравнения реакций, при помощи которых из цинка можно получить гидроксид цинка, зная, что оксид цинка не взаимодействует с водой. ЧАСТЬ В. Задания для самоконтроля Установите соответствие между формулами веществ и их названиями. 1. Вещества: Вариант I 1) NаOH, LiOH, Вa(OH)2; Вариант II 3) Zn(OH)2, Fe(OH)3, Cu(OH)2; Классы веществ: а) основные оксиды; 2. Названия оксидов: Вариант I 1) оксид магния; Вариант II 4) оксид кальция; Формулы оснований: а) Hg(OH)2; 3. Формулы оснований: Вариант I 1) Fe(OH)2; Вариант II 4) NаOH; Формулы оксидов: а) Cr2O3; 4. Названия оснований: Вариант I 1) гидроксид бария; Вариант II 4) гидроксид бериллия; Формулы оснований: а) CuOH; (Обведите кружком номер правильного ответа.) 5. Характерное свойство раствора:
это: 1) окрашивание раствора фенолфталеина в
малиновый цвет; 6. Ряд веществ, относящихся к:
это: 1) Fe(OH)2, Fe(OH)3, Mg(OH)2; 7. Свойства, характерные для:
это: 1) взаимодействие с кислотными оксидами,
кислотами, растворами некоторых солей; 8. Дополните химические уравнения, укажите сумму коэффициентов в каждом уравнении реакции:
9. Установите соответствие исходных веществ и продуктов реакции. Исходные вещества: Вариант I 1) Na2O + H2O; Вариант II 4) NaOH + CuCl2; Продукты реакции: а) NaOH; 10. Установите соответствие кратких ионных и молекулярных уравнений реакций. Краткие ионные уравнения: Вариант I 1) Fe3+ + 3OH– = Fe(OH)3; Вариант II 4) Fe2+ + 2OH– = Fe(OH)2; Молекулярные уравнения: а) Bi(OH)3 + 3HNO3= Bi(NO3)3 + 3H2O; 11. Задача. Массовая доля гидроксида натрия в растворе, приготовленном при смешивании гидроксида натрия массой:
и воды массой:
составляет: 1) 0,1; 2) 0,2; 3) 0,25; 4) 0,5. (Обведите кружком номер правильного ответа на задачу.) 12*. Задача. Массовая доля гидроксида натрия, приготовленного при смешивании:
составляет: 1) 0,24; 2) 0,26; 3) 0,21; 4) 0,22. 13*. Задача. Количество вещества соли, полученной взаимодействием:
составляет ... моль. (Дополните тексты задач численными значениями.) 14*. Задача. Масса осадка, полученного взаимодействием:
и
составляет ... граммов. |