Тестовый контроль знаний
СТАРШАЯ ШКОЛА
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Предлагается комплексная система
эвристических, развивающих тестовых заданий по
курсу школьной химии. Тесты предназначены для
проверки усвоения учебного материала по шести
блокам А–F (каждый блок включает 50 тестовых
заданий).
Блок А. Основные понятия, теории и
законы школьного курса химии.
Блок B. Общие закономерности химических
процессов: химическая термодинамика, кинетика и
катализ.
Блок C. Растворы, электрохимические
процессы и закономерности
окислительно-восстановительных процессов.
Блок D. Химия металлов.
Блок E. Органическая химия (2-я часть
курса). Спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды,
кетоны, карбоновые кислоты, амины. Тестовые
задания по 1-й части курса органической химии
(углеводороды) опубликованы в № 8/2004
учебно-методической газеты «Химия».
Блок F. Органическая химия (3-я часть
курса). Высокомолекулярные соединения – белки,
жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты,
органические полимеры.
Тесты способствуют развитию умений решать
химические задачи, анализировать, обобщать и
систематизировать полученные сведения. При
работе с тестами формируется химическое
логическое мышление, обучение превращается из
обязанности в увлечение.
Тесты выполняют диагностические и
контролирующие функции.
Дидактическое диагностирование – это
наблюдение за течением учебного процесса.
Диагностирование включает в себя «контроль,
проверку и оценивание статистических данных, их
анализ, выявление динамики тенденций и
прогнозирование дальнейшего развития» [1].
«Педагогический контроль – это способ получения
информации о качественном состоянии учебного
процесса» [2]. «Основными принципами контроля
являются: профессиональная направленность,
валидность, надежность, системность и
систематичность» [3].
«Надежность – возможность получения устойчивых
результатов, безотказность, долговечность,
сохраняемость при заданных условиях.
Валидность – соответствие полученных
результатов цели тестирования.
Определенность, общепонятность, простота теста
проверяется тем, насколько одинаково понимает
один и тот же тест значительная группа людей.
Однозначность – одинаковость восприятия
испытуемыми соответствующих заданий» [4].
С учетом вышеперечисленных требований
разработан комплекс тестовых заданий для
систематической оценки качества знаний учащихся
11-го класса. Тесты можно использовать в процессе
изучения школьного курса химии (тематический
контроль знаний), а также при итоговой проверке
знаний.
В предложенных тестовых заданиях, как правило,
лишь один ответ правильный. В некоторых тестах
нужно отметить неверный ответ.
Оценка выполненного варианта производится по
формуле:
К = а/р,
где К – коэффициент усвоения знаний и
сформированности умений на данном уровне; а
– число правильно выполненных существенных
операций; р – общее число существенных
операций в тестовых заданиях [5].
Среднее образование находится в состоянии
непрерывного изменения. Образовательное
тестирование отражает состояние как в нашей
стране, так и за ее пределами. Можно утверждать,
что происходящие здесь перемены в обозримом
будущем не только продолжатся, но и усилятся [6, 7,
8]. Тестирование при обучении будет непрерывно
совершенствоваться по мере развития теории и
эмпирических исследований. Никогда не наступит
такое время, когда мы удовлетворимся каким-либо
одним способом оценки или методом обучения,
поскольку каждому методу присущи свои
ограничения. Кроме того, разные школьники
требуют разных подходов. Поэтому поиск
усовершенствований в сфере образования будет
продолжаться.
БЛОК А.
Основные понятия, теории
и законы школьного курса химии
1. Если два элемента образуют между собой
несколько соединений, то массы одного элемента,
приходящиеся в этих соединениях на одну и ту же
массу другого элемента, соотносятся между собой
как небольшие целые числа. Такую формулировку
имеет закон:
а) кратных отношений;
б) постоянства состава;
в) эквивалентов;
г) Пруста.
2. Ученый, который ввел понятие
относительной атомной массы, – это:
а) А.Л.Лавуазье;
б) Ж.Л.Пруст;
в) Дж.Дальтон;
г) Д.И.Менделеев.
3. Атом водорода обладает минимальной
энергией, когда его электронное облако
соответствует состоянию:
а) 4s; б) 2p; в) 1s; г) 3d.
4. Энергию и размеры электронных орбиталей
определяет:
а) магнитное квантовое число;
б) орбитальное квантовое число;
в) главное квантовое число;
г) спиновое число.
5. Ориентацию орбитали в простанстве
характеризует:
а) магнитное квантовое число;
б) орбитальное квантовое число;
в) главное квантовое число;
г) спиновое число.
6. Форму атомной орбитали определяет:
а) магнитное квантовое число;
б) орбитальное квантовое число;
в) главное квантовое число;
г) спиновое число.
7. Электроны с орбитальным квантовым числом
3 получили название:
а) s-электронов;
б) p-электронов;
в) d-электронов;
г) f-электронов.
8. Электроны с орбитальным квантовым числом
1 получили название:
а) s-электронов;
б) p-электронов;
в) d-электронов;
г) f-электронов.
9. «Заполнение орбиталей одного подуровня в
основном состоянии атома начинается одиночными
электронами с одинаковыми спинами» – так
формулируется правило:
а) Хунда;
б) Паули;
в) Клечковского;
г) минимальной энергии.
10. Первый период периодической таблицы
Д.И.Менделеева состоит из:
а) одного элемента;
б) двух элементов;
в) трех элементов;
г) четырех элементов.
11. Фундаментальной основой химической
связи стала теория химического строения:
а) Б.Клапейрона;
б) Д.И.Менделеева;
в) А.М.Бутлерова;
г) А.Л.Лавуазье.
12. Выберите инертный газ, у которого на
внешней оболочке не 8 электронов:
а) гелий;
б) аргон;
в) криптон;
г) ксенон.
13. Химическая связь, образованная путем
обобществления пары электронов двумя атомами,
называется:
а) ионной связью;
б) ковалентной связью;
в) металлической связью;
г) сильно ионной связью.
14. Число ковалентных связей у атома азота
равно в ионе аммония:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
15. Идею о гибридизации атомных орбиталей
выдвинул:
а) Л.Полинг;
б) Д.И.Менделеев;
в) Ж.Б.Ламарк;
г) А.М.Бутлеров.
16. В жидкости текучесть:
а) очень высокая;
б) высокая;
в) при обычных температурах отсутствует;
г) всегда отсутствует.
17. В газах сжимаемость:
а) высокая;
б) незначительная;
в) практически отсутствует;
г) всегда отсутствует.
18. У сплавов железа в твердом веществе
плотность:
а) низкая;
б) от умеренной до большой;
в) большая;
г) умеренная.
19. «Общее давление смеси газов равно сумме
парциальных давлений компонентов» – так
формулируется закон:
а) Дальтона;
б) Пруста;
в) Менделеева;
г) Больцмана.
20. Идеальным называется газ, который
подчиняется уравнению:
а) Гесса;
б) Менделеева–Клапейрона;
в) Бутлерова;
г) Менделеева.
21. Валентные электроны у металлов:
а) не локализованы;
б) локализованы.
22. Водородная связь:
а) значительно упрочняет кристаллы;
б) разрыхляет компактную структуру кристаллов.
23. Вид атомов с одинаковым зарядом ядра –
это:
а) химическое соединение;
б) молекула;
в) химический элемент;
г) вещество.
24. Закон объемных отношений нашел
объяснение в гипотезах:
а) Авогадро;
б) Гей-Люссака;
в) Ломоносова;
г) Менделеева.
25. Спектр, излучаемый свободными атомами,
называется:
а) полосатый;
б) линейчатый.
26. Молекулярный водород имеет спектр,
имеющий название:
а) линейчатый;
б) полосатый.
27. Нагретые твердые тела дают спектр,
имеющий название:
а) линейчатый;
б) сплошной.
28. Воображаемый заряд атома элемента в
соединении, определяемый из предположения
ионного строения вещества, – это:
а) степень окисления;
б) валентность;
в) координационное число;
г) атомность.
29. Химическая связь представляет собой:
а) физическое явление;
б) биологическое явление;
в) химическое явление;
г) физико-химическое явление.
30. Разрыв связи в молекуле осуществлен
гомолитически, если образуются:
а) нейтральные атомы;
б) ионы.
31. Разрыв связи в молекуле осуществлен
гетеролитически, если образуются:
а) нейтральные атомы;
б) ионы.
32. Электрический момент диполя является
мерой:
а) полярности молекулы;
б) неустойчивости молекулы;
в) устойчивости молекулы;
г) сложности молекулы.
33. Явление смещения электрических зарядов
под действием каких-то сил – это:
а) сцинтилляция;
б) поляризация;
в) координация;
г) электросинтез.
34. Смешивание орбиталей может происходить в
отсутствие электронов на орбиталях и при наличии
спаренных электронов на одной или нескольких
орбиталях. Такое явление называется:
а) гибридизация;
б) электросинтез;
в) сцинтилляция;
г) поляризация.
35. Многоцентровая химическая связь с
дефицитом электронов в твердом или жидком
веществе, основанная на обобществлении внешних
электронов атомов, – это:
а) ковалентная неполярная связь;
б) ионная связь;
в) металлическая связь;
г) ковалентная полярная связь.
36. Укажите явление, которое свидетельствует
о волновых свойствах частиц:
а) дифракция электронов;
б) фотоэффект;
в) люминесценция;
г) линейчатый спектр излучения атома.
37. Фотохимические реакции свидетельствуют
о:
а) волновых свойствах частиц;
б) корпускулярных проявлениях электромагнитного
излучения.
38. Число вырываемых светом электронов прямо
пропорционально интенсивности света. Этот закон
установил:
а) Э.Резерфорд;
б) Н.Бор;
в) А.Г.Столетов;
г) А.Эйнштейн.
39. Красная граница фотоэффекта – это:
а) минимальная частота, начиная с которой
возможен фотоэффект;
б) минимальная частота, начиная с которой
фотоэффект невозможен;
в) максимальная частота, начиная с которой
возможен фотоэффект;
г) максимальная частота, при которой фотоэффект
уже невозможен.
40. Разновидности атомов данного
химического элемента, различающиеся по массе их
ядер, называются:
а) нуклоны;
б) атомы;
в) изотопы;
г) изобары.
41. Ядерные силы – это проявление:
а) сильного взаимодействия;
б) среднего взаимодействия;
в) слабого взаимодействия;
г) легкого взаимодействия.
42. Укажите, каким свойством не обладают
силы, связывающие нуклоны в ядре:
а) насыщением (каждый нуклон взаимодействует
только с ограниченным числом ближайших к нему
нуклонов);
б) зарядовой зависимостью (имеют электрическую
природу);
в) короткодействием (проявляются на расстояниях
между нуклонами, сравнимых по порядку величины с
размерами самих нуклонов);
г) зависимостью от ориентации спинов
взаимодействующих нуклонов.
43. Выберите пример взаимодействия, которое
не относится к электромагнитным
взаимодействиям:
а) -распад;
б) кулоновское взаимодействие заряженных частиц;
в) рождение электронов и позитронов g-квантами;
г) все примеры относятся к примеру проявления
электромагнитного взаимодействия.
44. Спин электрона – это:
а) собственный момент количества движения
электрона;
б) квантовое число собственного механического
момента нуклона;
в) квантовое число собственного механического
момента позитрона;
г) квантовое число собственного
электромагнитного момента электрона.
45. Момент импульса движущегося электрона
определяется:
а) спиновым квантовым числом;
б) магнитным квантовым числом;
в) орбитальным квантовым числом;
г) главным квантовым числом.
46. Наименьшая частица вещества, обладающая
всеми его химическими свойствами, – это:
а) атом;
б) молекула;
в) позитрон;
г) нуклон.
47. Наименьшая частица химического элемента,
которая является носителем его свойств:
а) атом;
б) молекула;
в) позитрон;
г) нуклон.
48. Частично или полностью ионизированный
газ, в котором концентрации положительных и
отрицательных зарядов практически одинаковы, –
это:
а) плазма;
б) пар;
в) газ;
г) возгоняющаяся жидкость.
49. Вблизи температуры кристаллизации
многие свойства жидкостей близки к свойствам:
а) соответствующих аморфных тел;
б) соответствующих твердых тел.
50. Квантовое число m, определяющее
величину проекции момента импульса на вектор
магнитной индукции, может принимать:
а) 2l + 2 значений;
б) 3l + 2 значений;
в) 2l + 1 значений;
г) 3l + 1 значений.
Ответы на тестовые задания
1 – а; 2 – в; 3 – в; 4 – в; 5 – а; 6
– б; 7 – г; 8 – б; 9 – а; 10 – б; 11 –
в; 12 – а; 13 – б; 14 – г;
15 – а; 16 – б; 17 – а; 18 – в; 19 – а; 20
– б; 21 – а; 22 – а; 23 – в; 24 – а; 25
– б; 26 – б; 27 – б;
28 – а; 29 – г; 30 – а; 31 – б; 32 – а; 33
– б; 34 – а; 35 – в; 36 – а; 37 – б; 38
– в; 39 – а; 40 – в;
41 – а; 42 – б; 43 – а; 44 – а; 45 – в; 46
– б; 47 – а; 48 – а; 49 – б; 50 – в.
Критерии оценки
(если используется в качестве
учебного материала на уроке)
Оценка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Выполнение работы, % |
До 48 |
50–69 |
70–91 |
92–100 |
|
|
25–34 |
35–45 |
46–50 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Симонов В.М. Педагогика. Краткий курс
лекций. Волгоград: Учитель, 1999, 70 с.
2. Кочетов А.И., Панкратова Г.В., Шумянкова Н.В.
Контроль знаний студентов: опыт организации.
Социально-политический журнал, 1995, № 1, с. 97–105.
3. Щевелева Г.М. Диагностическое тестирование
предметных знаний первокурсников. Педагогика,
2001, № 7, с. 26–32.
4. Воробейчикова О.В. Структурированные тесты
как средство контроля знаний. Информатика и
образование, 2001, № 7, с. 14–17.
5. Басова Н.В. Педагогика и практическая
психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000, 410 с.
6. Technology assessment in education and training. Eds. E.L.Baker, H.E.O’Neil.
Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1994.
7. International perspectives on academic assessment. Eds. T.Oakland, R.K.Hambleton.
Boston: Kluwer, 1995.
8. Snow R.E., Lohman D.E. Implications of cognitive psychology for educational
measurement. In: Educational measurement. New York: American Council on
Education/Macmillan, 1989 (3-rd ed.),
p. 263–331.
Печатается с продолжением
А.А.АДАМЕНКО,
студентка Института химии
и прикладной экологии ДВГУ
(г. Владивосток)
|