Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №4/2005

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО
ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Сопоставление различных показателей развития высшего образования в России свидетельствует в целом о повышении его доступности. По относительной численности студентов наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире. На рис. 1 показана динамика приема абитуриентов в вузы Российской Федерации с 1990 г. (для сравнения приведены данные о состоянии на 1985 г.) [1].

Рис. 1. Прием студентов в высшие учебные заведения Российской Федерации: св. тон – государственные вузы; темн. тон – негосударственные вузы

Рис. 1. Прием студентов в высшие учебные заведения Российской Федерации:
– государственные вузы; – негосударственные вузы

Можно сказать, что число выпускников одиннадцатых классов в России сближается с числом принятых в вузы. Необходимо отметить, что к настоящему моменту в отечественной системе высшего образования сформировались и функционируют две подсистемы: од-
на – массового общедоступного высшего образования, обслуживающая в основном сферу услуг, другая – это фундаментальное профессиональное образование [2], и именно о нем пойдет речь.
Возможность получения качественного образования (это относится и к химии) обеспечивается поступлением в так называемые элитные вузы, а необходимым условием для получения фундаментального высшего образования является высокий уровень довузовской подготовки абитуриента. Поэтому в вузах страны успешно функционируют различные системы отбора и зачисления абитуриентов. Так, на химическом факультете МГУ уже давно разработана двухступенчатая система заочно-очного приема. Отметим, что в прошедшем году она вынужденно претерпела серьезные изменения [3]. На примере химического факультета МГУ мы покажем, что сложившаяся система приема обеспечивает действительно равный доступ всем группам школьников к обучению даже в элитном вузе.
Необходимо подчеркнуть, что география приема на химический факультет всегда была необыкновенно широка. Каждый год во вступительных экзаменах участвуют представители более пятидесяти регионов России (от Калининградской области до Дальнего Востока), а также абитуриенты из стран СНГ и Балтии. В результате все последние годы более 60% студентов химфака – иногородние, а всего на факультете обучаются одновременно более тысячи студентов (к примеру, на настоящий момент – 1130 человек). На рис. 2 приведены данные по региональному составу студентов, зачисленных на первый курс в 2003 г. и 2004 г.

Рис. 2. Региональный состав студентов I курса химического факультета МГУ: а – всего 216 студентов; б – всего 215 студентов

Рис. 2.
Региональный состав студентов I курса химического факультета МГУ:
а – всего 216 студентов; б – всего 215 студентов

Сочетание традиционной системы приема с олимпиадой «Абитуриент МГУ» обеспечивает химическому факультету устойчивый и достаточно высокий конкурс. На рис. 3 мы можем проследить динамику конкурса более, чем за десять лет – начиная с суровых 1991–1993 гг. и кончая прошедшим 2004 г., принесшим немало переживаний как нам на факультете, так и абитуриентам, поскольку правила приема в МГУ подвергались корректировкам чуть ли не накануне самих экзаменов [4]. Это, безусловно, не могло не сказаться на конкурсе.

Рис. 3. Конкурс на химический факультет МГУ

Рис. 3.
Конкурс на химический факультет МГУ

Проследим динамику и статистически проанализируем результаты приема в 2003–2004 гг. с точки зрения их географических особенностей. В нашем распоряжении были следующие наборы данных (приведем пример 2003 г.):
1) список участников заочного тура олимпиады «Абитуриент МГУ-2003» (593 человека), приславших выполненные задания;
2) список участников заочной олимпиады, получивших приглашение и принявших участие в очном туре олимпиады (497 человек);
3) полный список абитуриентов, подавших документы в приемную комиссию химического факультета МГУ для участия в летних вступительных экзаменах (769 человек);
4) список зачисленных на химический факультет МГУ в 2003 г. (216 человек).
Из всех этих наборов нами были отобраны граждане России и отнесены по субъектам Федерации. Полученные результаты представлены в виде карт-схем России в соответствии с методикой кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ [5, 6].
Особенностью этих карт является отображение и сравнение не общего числа абитуриентов из разных регионов (такое сравнение было бы менее информативно, поскольку регионы у нас очень сильно различаются по населенности), а относительного – в пересчете на 100 тысяч населения, по сути плотностей. В качестве примера на рис. 4 представлена география участников заочного тура олимпиады «Абитуриент МГУ-2003». Эта карта* интересна тем, что позволяет сделать оценки интереса или «спроса» на обучение на химическом факультете МГУ, поскольку участие в заочном туре (как и в очном) бесплатное и ни к чему не обязывает потенциального абитуриента. Кроме того, многие ребята, ориентированные на получение фундаментального химического образования (необязательно именно в МГУ!), пользовались этой возможностью и проверяли свои знания накануне вступительных экзаменов.
В целом рис. 4 демонстрирует, что распределение участников заочного тура по субъектам Федерации хорошо согласуется с моделью «ядро–периферия». Максимальную плотность (зона ядра) показывают Москва, Московская область и прилегающие с юга области Центрального экономического района (Калужская, Тульская). Высокая плотность участников из Калмыкии, Башкортостана и целого ряда областей европейской части России (Белгородская, Брянская, Владимирская, Кировская, Костромская, Смоленская, Тамбовская, Тверская и др.). С другой стороны, интерес к поступлению в МГУ вполне закономерно практически отсутствует в географически удаленных от Москвы районах – Чукотка, Дальний Восток, Восточная Сибирь.
Самое интересное, что мы обнаруживаем на этих картах, – отчетливо прослеживается выраженное влияние крупных университетских центров. Так, например, отсутствуют участники заочного тура из Санкт-Петербурга, низка плотность участников из Ленинградской области, практически отсутствуют участники из регионов северо-запада европейской части России. Все это – зона влияния Санкт-Петербургского университета. «Белое пятно» выделяется и на юге Западной Сибири, где расположены такие мощные университеты, как Новосибирский и Томский, замыкающие на себе потенциальных абитуриентов. Устойчивое понижение плотности наблюдается на юге европейской части России, тяготеющем к Ростовскому университету, и в районе Самарского университета.
Можно сделать вывод о том, что спрос на фундаментальное высшее химическое образование в России имеет свои вполне отчетливые географические особенности.

Рис. 4. География участников заочного тура олимпиады «Абитуриент МГУ-2003» химического факультета

Рис. 4.
География участников заочного тура олимпиады
«Абитуриент МГУ-2003» химического факультета

Анализ состава зачисленных на химический факультет МГУ в 2003–2004 гг. показывает, что полностью отсутствуют студенты из Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Новгородской областей и из Карелии. «Белое пятно» в районе Новосибирска и Томска также расширило свои границы. Аналогичная картина – на юге России в зоне Ростовского университета.
Наконец, очень интересны интегральные карты-схемы, отображающие «подготовленность» или «качество» абитуриентов как отношение числа поступивших к числу поступавших из данного региона [5, 6]. Отсутствие поступивших из малого числа поступавших абитуриентов, прибывших из зон влияния крупных российских образовательных центров, показывает, что многие сильные и подготовленные абитуриенты предпочли местные вузы.
Итак, спрос на фундаментальное высшее химическое образование в стране имеет свою сложившуюся географию. Представленные данные позволяют проследить, как формируется набор в элитный вуз, как элитные вузы делят образовательное пространство России и борются между собой за контингент абитуриентов. Мы видим, что подготовленному и сильному абитуриенту необязательно ехать в Москву – у него есть выбор и возможность получить фундаментальное химическое образование в другом образовательном центре, ближе к дому. Можно предположить, что, если бы наши коллеги-химики из Санкт-Петербургского, Новосибирского или Казанского университетов обработали аналогичным образом данные по своим абитуриентам, они получили бы такое же ядро-периферийное распределение, только, возможно, оно было бы более локализованным.
Представленные результаты позволяют утверждать, что используемая в стране традиционная система приема в вузы в сочетании с современными формами, например, такими, как в МГУ, обеспечивает равнодоступность получения фундаментального высшего образования в России.
И последнее. Почему это нас так волнует? Что заставило химиков заинтересоваться проблемами экономической и социальной географии? Дело в том, что «территориальный фактор» часто (и бездоказательно, т.к. компетентных исследований на этот счет нет) используется в качестве одного из серьезных аргументов в пользу необходимости полного реформирования системы образования в стране. Так, один из тезисов в поддержку единого государственного экзамена (ЕГЭ) заключается именно в том, что введение системы зачисления в вузы (в том числе и в университеты) по результатам всеобщего тестирования сделает вузы равнодоступными для абитуриентов. Тем самым предполагается, что все функционирующие сейчас (и существующие десятилетиями) системы не предоставляют таких возможностей.
Однако результаты нашего исследования показывают, что проблема «равнодоступности» фундаментального высшего образования не может рассматриваться как один из серьезных аргументов в пользу введения в стране ЕГЭ.


* Карта на рис. 4 представлена в черно-белом формате и, конечно, не дает возможности в полной мере прочувствовать материал. Заинтересованный читатель найдет все карты в цветном изображении по электронным адресам [см. 5, 6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Образование в Российской Федерации. Статистический сборник. М.: ГУ ВШЭ, ЦИСИ, 2003, 255 с.
2. Садовничий В.А. Пока не поздно – уже опаздываем... В сб.: Образование, которое мы можем потерять. Под общей ред. В.А. Садовничего. М.: Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова; Институт компьютерных исследований, 2002, с. 93–104.
3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Рыжова О.Н. Современное состояние реформы школьного химического образования в России. Новые школьные учебники и новые олимпиады по химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2004, № 30, с. 1–7.
4. Еремин В.В. О новых правилах приема абитуриентов в Московский государственный университет. Химия (ИД «Первое сентября»), 2004, № 18, с. 10–11.
5. Рыжова О.Н., Кузьменко Н.Е., Пичугина Д.А. О равнодоступности высшего химического образования в России: статистика, «химико-географические карты». Интернет-приложение к журналу «Вестн. МГУ. Химия», 2003, т. 44, № 4. http://www.chem.msu.su/rus/vmgu/03add/welcome.html.
6. Рыжова О.Н., Кузьменко Н.Е., Пичугина Д.А. География приема на химический факультет МГУ в 2004 г. Интернет-приложение к журналу «Вестн. МГУ. Химия», 2004. http://www.chem.msu.su/rus/vmgu/04add/welcome.html.

О.Н.РЫЖОВА, кандидат
педагогических наук,
Н.Е.КУЗЬМЕНКО, профессор,
Д.А.ПИЧУГИНА, кандидат
химических наук,
химический факультет МГУ
им. М.В.Ломоносова
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru