Алкины10 класс
|
ВАРИАНТ 1 |
1. Назовите следующие алкины:
(3 балла.)
2. Напишите структурные формулы следующих алкинов:
а) 3-3-диметилбутин-1;
б) гептин-1;
в) 4-метилпентин-2;
г) 4-этилгексин-2.
(3 балла.)
3. Для вещества СНС–СН2–СН2–СН3
составьте формулы:
а) двух гомологов;
б) двух изомеров.
Назовите все вещества.
(4 балла.)
4. Среди предложенных структурных формул веществ найдите и назовите изомеры:
(5 баллов.)
ВАРИАНТ 2 |
1. Назовите следующие алкины:
(3 балла.)
2. Напишите структурные формулы следующих алкинов:
а) гептин-2;
б) 3-этилгексин-1;
в) 3,4-диметилпентин-1;
г) пропин.
(3 балла.)
3. Среди предложенных ниже структурных формул веществ найдите:
1) 2,5-диметилгексин-3;
2) 3-метилпентин-1;
3) бутин-1;
4) 2,6-диметилгептин-3.
(4 балла.)
4. Cреди предложенных структурных формул веществ найдите и назовите изомеры:
(5 баллов.)
ВАРИАНТ 3 |
1. Назовите следующие алкины:
а) СНС–СН2–СН3;
(3 балла.)
2. Напишите структурные формулы следующих алкинов:
а) гептин-1;
б) 3,3-диметилбутин-1;
в) 4-метилпентин-2;
г) пропин.
(3 балла.)
3. Соотнесите структурные формулы алкинов с их названиями:
1) бутин-1;
2) 5-метилгексин-2;
3) пентин-2;
4) 4,4-диметилпентин-1;
5) бутин-2;
6) гептин-1;
7) гексин-2;
8) 3-метилпентин-1;
9) гексин-1;
10) гексин-3.
(4 балла.)
4. Напишите все возможные структурные формулы изомеров углеводорода состава С6Н10, относящихся к классу алкинов. Назовите все вещества.
(5 баллов.)
ВАРИАНТ 4 |
1. Назовите следующие алкины:
(3 балла.)
2. Напишите структурные формулы следующих алкинов:
а) 3-метил-3-этилпентин-1;
б) гептин-3;
в) бутин-2;
г) 2,5-диметилгексин-3.
(3 балла.)
3. Для вещества
составьте формулы:
а) двух гомологов;
б) двух изомеров.
Назовите все вещества.
(4 балла.)
4. Среди предложенных структурных формул веществ найдите изомеры и назовите их:
(5 баллов.)
УЭ-3
Цель. Изучить физические и химические свойства алкинов на примере ацетилена, закрепить знания.
Последовательность действий
1. Прочитайте § 13, с. 102–106.
2. Обсудите в группе следующие вопросы.
1) Каковы физические свойства алкинов? Запишите
сведения о них в тетрадь.
2) Чем обусловлены химические свойства алкинов?
3) Назовите типы химических реакций, характерных
для алкинов. Какие вещества могут присоединяться
к алкинам? Перечислите эти вещества.
4) Как и где используется реакция горения
ацетилена? Запишите уравнение реакции горения
ацетилена.
5) Почему во всех работах, связанных с ацетиленом,
категорически запрещено применять медь и ее
сплавы – в реакторах, инструментах,
коммуникациях?
3. Выполните упражнения.
ВАРИАНТ 1 |
1. Закончите уравнения реакций:
а) СНСН + Сl2
… ;
б) СНС–СН3 + HF
… ;
в) СНС–СН2–СН3
+ О2
… ;
г) СН3–СС–СН3 +
Н2О
… .
(4 балла.)
2. Составьте и запишите уравнения следующих химических реакций:
а) гидрирование пропина;
б) димеризация ацетилена;
в) хлорирование пентина-2;
г) присоединение фтороводорода к этину;
д) тримеризация ацетилена при нагревании над
активированным углем;
е) гидратация ацетилена;
ж) горение пропина.
Назовите образующиеся вещества.
(5 баллов.)
ВАРИАНТ 2 |
1. Закончите уравнения реакций:
а) СНСН + Br2
… ;
б) СНС–СН3 + НСl
… ;
в) СНС–СН2–СН3
+ Н2О
… ;
г) СН3–СС–СН3 +
О2
… .
(3 балла.)
2. Составьте и запишите уравнения следующих химических реакций:
а) гидрирование бутина-1;
б) димеризация ацетилена;
в) гидрофторирование пропина;
г) присоединение хлороводорода к пентину-2;
д) тримеризация ацетилена при нагревании над
активированным углем;
е) гидратация ацетилена;
ж) горение бутина-2.
Назовите образующиеся вещества.
(4 балла.)
ВАРИАНТ 3 |
1. Закончите уравнения реакций:
а) СНСН + I2
… ;
б) СНС–СН3 + НBr
… ;
в) СНС–СН2–СН3
+ Н2О
… ;
г) СН3–СС–СН3 +
О2
… .
(3 балла.)
2. Составьте и запишите уравнения следующих химических реакций:
а) гидрирование пентина-1;
б) димеризация ацетилена;
в) присоединение I2 к бутину-1;
г) присоединение хлороводорода к гексину-2;
д) тримеризация ацетилена при нагревании над
активированным углем;
е) гидратация ацетилена;
ж) горение пропина.
Назовите образующиеся вещества.
(4 балла.)
ВАРИАНТ 4 |
1. Закончите уравнения реакций:
а) СНСН + Н2
… ;
б) СНС–СН3 + НI
… ;
в) СНС–СН2–СН3
+ O2
… ;
г) СН3–СС–СН3 +
Н2О
… .
(4 балла.)
2. Составьте и запишите уравнения следующих химических реакций:
а) гидрирование пентина-1;
б) димеризация ацетилена;
в) хлорирование 2-метилгексина-3;
г) присоединение бромоводорода к этину;
д) тримеризация ацетилена при нагревании над
активированным углем;
е) гидратация ацетилена;
ж) горение пропина.
Назовите образующиеся вещества.
(5 баллов.)
УЭ-4
Цель. Выяснить способы получения алкинов, узнать основные области применения алкинов.
Последовательность действий
1. Прочитайте § 13, с. 101–102, 106.
2. Ответьте на вопросы и
выполните задания.
1) Перечислите основные способы получения
алкинов. Какие из них наиболее приемлемы в
лаборатории, а какие – в промышленности? Почему?
2) Изучите схему на с. 107 учебника (рис.). Каковы
области применения ацетилена и его гомологов?
Запишите ответ в тетрадь.
3. Выполните упражнения.
ВАРИАНТ 1 |
1. Напишите уравнения следующих химических реакций:
а) получение пропина из 2,2-дифторпропана;
б) получение бутина-1 из 1,2-дихлорбутана;
в) получение этина из метана;
г) гидролиз карбида кальция.
(4 балла.)
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
(5 баллов.)
![]() |
Рис. Применение ацетилена |
3. Какой объем ацетилена (н.у.) можно получить из 150 г карбида кальция, если массовая доля примесей в нем составляет 24%?
(4 балла.)
4. При полном разложении 1 кг технического карбида кальция водой было получено 280 л ацетилена (н.у.). Рассчитайте массовую долю примесей, содержащихся в этом образце карбида кальция.
(5 баллов.)
5. Алкин массой 13 г (н.у.) занимает объем 11,2 л.
Массовая доля водорода в нем составляет
7,7%. Найдите молекулярную формулу алкина.
(5 баллов.)
ВАРИАНТ 2 |
1. Напишите уравнения следующих химических реакций:
а) получение пентина из 2,2-дифторпентана;
б) получение бутина-1 из 1,2-дибромбутана;
в) получение этина из метана;
г) гидролиз карбида кальция.
(4 балла.)
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
(5 баллов.)
3. Рассчитайте массу кислорода, необходимого для полного сгорания 208 г ацетилена. Какая масса воздуха содержит такую массу кислорода?
4 балла.)
4. Какую массу брома может присоединить смесь ацетилена с метаном (н.у.) объемом 25 л? Объемная доля метана в смеси составляет 20%.
(5 баллов.)
5. Найдите молекулярную формулу алкина, массовая доля углерода в котором составляет 90%. Относительная плотность его по водороду равна 20.
(5 баллов.)
ВАРИАНТ 3 |
1. Напишите уравнения следующих химических реакций:
а) гидролиз карбида кальция;
б) получение пентина-2 из 2,3-дибромпентана;
в) получение бутина-1 из 1,2-дихлорбутана;
г) получение этина из метана.
(4 балла.)
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
(5 баллов.)
3. Какая масса 1,1,2,2-тетрахлорэтана образуется при взаимодействии ацетилена объемом 6 л и хлора объемом 15 л?
(4 балла.)
4. Какую массу уксусного альдегида СН3–СНO можно получить из 104 г ацетилена по реакции Кучерова, учитывая, что массовая доля выхода альдегида составляет 85%?
(5 баллов.)
5. Найдите молекулярную формулу алкина, массовая доля водорода в котором составляет 11,1%. Относительная плотность этого алкина по воздуху равна 1,863.
(5 баллов.)
ВАРИАНТ 4 |
1. Напишите уравнения следующих химических реакций:
а) получение пропина из 2,2-дифторпропана;
б) получение бутина-1 из 1,2-дихлорбутана;
в) получение этина из метана;
г) гидролиз карбида кальция.
(4 балла.)
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
(5 баллов.)
3. Термохимическое уравнение реакции горения ацетилена:
2С2H2 + 5О2 = 4СO2 + 2H2O + 2610 кДж.
Какое количество теплоты выделится при сгорании ацетилена объемом 5,6 л (н.у.)?
(4 балла.)
4. Какой объем кислорода (н.у.) потребуется для полного сгорания ацетилена, полученного из 120 г карбида кальция, содержащего 15% примесей?
(5 баллов.)
5. При сжигании алкина массой 5,2 г выделилось 8,96 л углекислого газа (н.у.) и 3,6 г воды. Относительная плотность этого вещества по водороду равна 13. Найдите молекулярную формулу алкина.
(5 баллов.)
УЭ-5.
Подведение итогов урока
Прочитайте еще раз цели урока. Удалось ли вам
достичь поставленных целей? В какой степени?
Подсчитайте количество набранных вами баллов.
Поставьте себе оценку за урок. Сделайте вывод.
Kоличество баллов | Оценка |
---|---|
20–25 | Пять |
15–19 | Четыре |
10–14 | Три |
Примечание. Для отличной оценки из каждого учебного элемента – УЭ-2, УЭ-3 и УЭ-4 – должно быть выполнено не менее двух упражнений.