Алкины10 класс Модульный урокИнтегрирующая цель. Рассмотреть особенности строения молекул алкинов, их гомологический ряд, изомерию, номенклатуру, физические и химические свойства; научиться называть алкины по их структурным формулам и записывать уравнения реакций алкинов; продолжить формировать навыки самостоятельной работы. УЭ*-1. Входной контроль*УЭ – учебный элемент. Цель. Определить исходный уровень
знаний об алкинах. УЭ-2Цель. Самостоятельно изучить особенности строения молекул алкинов на примере ацетилена; рассмотреть гомологический ряд ацетилена, изомерию и номенклатуру алкинов; закрепить полученные знания. Последовательность действий 1. Внимательно прочитайте в учебнике
(Габриелян О.С. Химия-10. М.: Дрофа, 2002) § 13, 1) Какие органические вещества относят к
алкинам? Запишите в тетрадь определение. 3. Выполните упражнения.
1. Назовите следующие алкины:
2. Напишите структурные формулы следующих алкинов: а) 3-3-диметилбутин-1;
3. Для вещества СНС–СН2–СН2–СН3 составьте формулы: а) двух гомологов; Назовите все вещества.
4. Среди предложенных структурных формул веществ найдите и назовите изомеры:
1. Назовите следующие алкины:
2. Напишите структурные формулы следующих алкинов: а) гептин-2;
3. Среди предложенных ниже структурных формул веществ найдите: 1) 2,5-диметилгексин-3;
4. Cреди предложенных структурных формул веществ найдите и назовите изомеры:
1. Назовите следующие алкины: а) СНС–СН2–СН3;
2. Напишите структурные формулы следующих алкинов: а) гептин-1;
3. Соотнесите структурные формулы алкинов с их названиями: 1) бутин-1;
4. Напишите все возможные структурные формулы изомеров углеводорода состава С6Н10, относящихся к классу алкинов. Назовите все вещества.
1. Назовите следующие алкины:
2. Напишите структурные формулы следующих алкинов: а) 3-метил-3-этилпентин-1;
3. Для вещества составьте формулы: Назовите все вещества.
4. Среди предложенных структурных формул веществ найдите изомеры и назовите их:
УЭ-3Цель. Изучить физические и химические свойства алкинов на примере ацетилена, закрепить знания. Последовательность действий 1. Прочитайте § 13, с. 102–106. 1) Каковы физические свойства алкинов? Запишите
сведения о них в тетрадь. 3. Выполните упражнения.
1. Закончите уравнения реакций: а) СНСН + Сl2 … ; б) СНС–СН3 + HF … ; в) СНС–СН2–СН3 + О2 … ; г) СН3–СС–СН3 + Н2О … .
2. Составьте и запишите уравнения следующих химических реакций: а) гидрирование пропина; Назовите образующиеся вещества.
1. Закончите уравнения реакций: а) СНСН + Br2 … ; б) СНС–СН3 + НСl … ; в) СНС–СН2–СН3 + Н2О … ; г) СН3–СС–СН3 + О2 … .
2. Составьте и запишите уравнения следующих химических реакций: а) гидрирование бутина-1; Назовите образующиеся вещества.
1. Закончите уравнения реакций: а) СНСН + I2 … ; б) СНС–СН3 + НBr … ; в) СНС–СН2–СН3 + Н2О … ; г) СН3–СС–СН3 + О2 … .
2. Составьте и запишите уравнения следующих химических реакций: а) гидрирование пентина-1; Назовите образующиеся вещества.
1. Закончите уравнения реакций: а) СНСН + Н2 … ; б) СНС–СН3 + НI … ; в) СНС–СН2–СН3 + O2 … ; г) СН3–СС–СН3 + Н2О … .
2. Составьте и запишите уравнения следующих химических реакций: а) гидрирование пентина-1; Назовите образующиеся вещества.
УЭ-4Цель. Выяснить способы получения алкинов, узнать основные области применения алкинов. Последовательность действий 1. Прочитайте § 13, с. 101–102, 106. 1) Перечислите основные способы получения
алкинов. Какие из них наиболее приемлемы в
лаборатории, а какие – в промышленности? Почему? 3. Выполните упражнения.
1. Напишите уравнения следующих химических реакций: а) получение пропина из 2,2-дифторпропана;
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
3. Какой объем ацетилена (н.у.) можно получить из 150 г карбида кальция, если массовая доля примесей в нем составляет 24%?
4. При полном разложении 1 кг технического карбида кальция водой было получено 280 л ацетилена (н.у.). Рассчитайте массовую долю примесей, содержащихся в этом образце карбида кальция.
5. Алкин массой 13 г (н.у.) занимает объем 11,2 л.
Массовая доля водорода в нем составляет
1. Напишите уравнения следующих химических реакций: а) получение пентина из 2,2-дифторпентана;
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
3. Рассчитайте массу кислорода, необходимого для полного сгорания 208 г ацетилена. Какая масса воздуха содержит такую массу кислорода?
4. Какую массу брома может присоединить смесь ацетилена с метаном (н.у.) объемом 25 л? Объемная доля метана в смеси составляет 20%.
5. Найдите молекулярную формулу алкина, массовая доля углерода в котором составляет 90%. Относительная плотность его по водороду равна 20.
1. Напишите уравнения следующих химических реакций: а) гидролиз карбида кальция;
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
3. Какая масса 1,1,2,2-тетрахлорэтана образуется при взаимодействии ацетилена объемом 6 л и хлора объемом 15 л?
4. Какую массу уксусного альдегида СН3–СНO можно получить из 104 г ацетилена по реакции Кучерова, учитывая, что массовая доля выхода альдегида составляет 85%?
5. Найдите молекулярную формулу алкина, массовая доля водорода в котором составляет 11,1%. Относительная плотность этого алкина по воздуху равна 1,863.
1. Напишите уравнения следующих химических реакций: а) получение пропина из 2,2-дифторпропана;
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
3. Термохимическое уравнение реакции горения ацетилена: 2С2H2 + 5О2 = 4СO2 + 2H2O + 2610 кДж. Какое количество теплоты выделится при сгорании ацетилена объемом 5,6 л (н.у.)?
4. Какой объем кислорода (н.у.) потребуется для полного сгорания ацетилена, полученного из 120 г карбида кальция, содержащего 15% примесей?
5. При сжигании алкина массой 5,2 г выделилось 8,96 л углекислого газа (н.у.) и 3,6 г воды. Относительная плотность этого вещества по водороду равна 13. Найдите молекулярную формулу алкина.
УЭ-5.
|
Kоличество баллов | Оценка |
---|---|
20–25 | Пять |
15–19 | Четыре |
10–14 | Три |
Примечание. Для отличной оценки из каждого учебного элемента – УЭ-2, УЭ-3 и УЭ-4 – должно быть выполнено не менее двух упражнений.