Продолжение. Начало см. в № 1, 2/2005 Лабораторная работа 1. Реакции кислотПри выполнении лабораторных работ строго
следуйте указаниям инструкции, выбирая только
тот уровень, с которыми вы справитесь. Если в
инструкции не указан номер уровня, значит, этот
опыт одинаковый для всех. ОПЫТ 1. Действие кислот на растворы индикаторов. Раствор серной кислоты налейте в три пробирки. В первую пробирку добавьте раствор фиолетового лакмуса, во вторую – метилоранжа, в третью – фенолфталеина. Что вы наблюдаете? Результаты опыта оформите в виде таблицы. Таблица Изменение окраски индикатора при
подкислении
|
Cреда раствора | Индикатор | ||
---|---|---|---|
Лакмуса | Метилоранж | Фенолфталеин | |
Kислая | Из фиолетовой – в ... |
Из желто-оранжевой – в ... |
Из бесцветной – в ... |
ЗАДАНИЯ
(Выполняйте задания последовательно, переходя от одного уровня к другому.)
Уровень 1
Запишите уравнение электролитической диссоциации серной кислоты.
Уровень 2
Запишите уравнение диссоциации серной кислоты с образованием иона гидроксония. Если вы испытываете затруднение, используйте справочную страницу к уроку 2–3.
Уровень 3
Запишите уравнение ступенчатой диссоциации серной кислоты.
ОПЫТ 2. Взаимодействие кислот с металлами.
Налейте в две пробирки по 3 мл раствора серной кислоты. В одну пробирку поместите гранулу цинка, а в другую – кусочек меди. Что вы наблюдаете? Сравните результаты.
ЗАДАНИЯ
(Выполняйте задания только того уровня, который для вас наиболее приемлем.)
Уровень 1
Оформите результаты опыта. Запишите уравнение практически осуществимой реакции в молекулярном и ионном видах.
Zn + H2SO4 (р-р) = ... + H2,
Сu + H2SO4 (р-р) .
Вывод. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду стандартных электродных потенциалов до ... .
Уровень 2
Запишите уравнение практически осуществимой реакции в молекулярном и ионном видах.
а) цинк + серная кислота (р-р)
б) медь + серная кислота (р-р)
Вывод.
Уровень 3
Даны три металла: медь, магний и цинк. Какие из
предложенных металлов будут взаимодействовать с
разбавленной серной кислотой? Докажите
практически. Обратите внимание на скорость этих
химических реакций.
Запишите уравнения практически осуществимых
реакций в молекулярном и ионном видах. Укажите
тип реакций, назовите продукты реакций.
Вывод.
ОПЫТ 3. Взаимодействие кислот с основными оксидами.
Посмотрите опыт, который продемонстрирует вам учитель. Опишите этот опыт по предложенному плану. Выберите тот план, который для вас наиболее приемлем.
ЗАДАНИЯ
Уровень 1
В пробирку налили раствор серной кислоты ... (формула). К этому раствору добавили порошок оксида меди(II) ... (формула) черного цвета. Видно, что ... (растворяется ли порошок?). Затем содержимое пробирки нагрели, соблюдая правила нагревания, а именно:
Раствор становится .... цвета, т.к. в результате
реакции образуется сульфат меди(II) ... (формула).
Запишите уравнение реакции в молекулярном и
ионном видах. (Не забудьте, что формулы оксидов
пишут в молекулярном виде.)
H2SO4 + CuO =
Вывод. Кислоты взаимодействуют
Уровень 2
В пробирку налили раствор ... (формула и
название вещества). К этому раствору добавили
порошок ... черного цвета. Без нагревания порошок
.... (растворяется или нет). Затем содержимое
пробирки нагрели, соблюдая при этом правила
нагревания, а именно:
После нагревания раствор становится ... цвета, т.к.
в результате реакции образуется
Запишите уравнение реакции в молекулярном и
ионном видах. (Имейте в виду, что формулы
оксидов записывают в молекулярном виде.)
Серная кислота + оксид меди(II)
Вывод.
Уровень 3
Сделайте описание увиденного опыта. Запишите уравнение соответствующей реакции в молекулярном и ионном видах.
Вывод.
ОПЫТ 4. Взаимодействие кислот с основаниями.
Выполните следующие опыты:
а) соляная кислота + гидроксид кальция ... ;
б) азотная кислота + гидроксид магния ... ;
в) серная кислота + гидроксид бария ... .
Опишите, как выглядят исходные вещества, как вы смешивали эти вещества, какие наблюдали изменения. Напишите уравнения реакций в молекулярном и кратком ионном видах. Сделайте вывод по результатам опыта.
ОПЫТ 5. Взаимодействие кислот с солями.
ЗАДАНИЯ
Уровень 1
Добавьте в пробирку раствор соляной кислоты
.... . Прилейте к этому раствору несколько капель
раствора нитрата серебра .... . В результате
реакции происходит образование осадка ... цвета.
Это является признаком химической реакции.
Запишите уравнение реакции между исходными
веществами в молекулярном и ионном видах. Какое
вещество выпадает в осадок? (Обратите внимание,
что формулы веществ, выпадающих в осадок,
записывают в молекулярном виде.)
Вывод. Кислоты взаимодействуют с солями при условии, что
Уровень 2
Проведите реакцию раствора соляной кислоты с раствором нитрата серебра. Что является признаком этой химической реакции?
Составьте уравнение реакции между исходными веществами в молекулярном и ионном видах.
Вывод.
Уровень 3
Изучите взаимодействие кислот с солями на примере соляной и серной кислот. Какие соли, выданные вам в качестве реактивов (Pb(NO3)2, Na2CO3, BaCl2, Na2SO4), можно взять для проведения таких химических реакций? Ответ поясните. Сделайте краткое описание проведенных опытов по плану: исходные вещества, признаки химических реакций, уравнения химических реакций в молекулярном и кратком ионном видах.
Вывод.
Приведите свое рабочее место в порядок.
Примерные вопросы для творческих заданий
1. Как по химической формуле H2SO4 догадаться, что это:
а) кислота;
б) кислородсодержащая кислота;
в) двухосновная кислота;
г) серная кислота;
д) сильная кислота?
2. Напишите по две химические формулы и названия кислот, обладающих перечисленными ниже свойствами:
а) летучие;
б) неустойчивые;
в) содержат серу;
г) молярная масса 98 г/моль;
д) одноосновные кислородсодержащие.
3. Какая из перечисленных кислот:
а) H2S; б) HF; в) H2SiO3; г) H2SO3 –
имеет следующие отличительные особенности:
1) запах тухлых яиц;
2) суффикс «-ист-» в названии;
3) нерастворима в воде;
4) tкип 20 °С;
5) существует только в водных растворах?
4. Составьте по два молекулярных уравнения реакций для каждого из следующих кратких ионных уравнений:
а) Н+ + ОН– = Н2О;
б) 2Н+ + = Н2О + СО2;
в) 2Н+ + S2– = Н2S;
г) 2Н+ + = Н2SiO3.