Щелочность мыла.Валеологический подход к выбору туалетного мылаПроблемный урок с элементами исследования • 10 класс Цели. Рассмотреть роль химии в повседневной
жизни человека; выявить причинно-следственную
связь между составом, строением и свойствами
синтетических моющих средств (на примере
туалетного мыла), действие мыла на кожу человека;
научить правильно выбирать косметическое
средство (туалетное мыло) для ухода за кожей в
соответствии с ее типом; вырабатывать
исследовательские навыки, логику, интерес к
предмету, способствовать воспитанию здорового
образа жизни. ХОД УРОКА МОТИВАЦИЯ Учитель. Было время, когда
христианская религия считала мытье тела делом
«греховным». Многие «святые» были известны
только тем, что всю свою жизнь не умывались. Но
люди давно заметили вред и опасность для
здоровья загрязнения кожи. В описаниях военных
событий XIX в. указывалось, что солдаты перед боем
обычно мылись, надевали чистое белье. Этот обычай
был разумным. На чистой коже раны заживают
быстрее.
Учитель. Итак, необходимость
ухода за кожей очевидна. Вспомните, благодаря
чему на поверхности кожи создаются
благоприятные условия для развития бактерий. При
ответе используйте таблицу «Строение кожи». ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Видеозапись рекламы: «Обычное мыло сушит
кожу. А вот мыло “Dоve” кожу не сушит, т.к. на 1/4
состоит из крема». ПОИСК РЕШЕНИЯ Выдвижение гипотез Учитель. Какие у вас есть
предположения, позволяющие дать ответы на
поставленные вопросы? Проверка гипотез Учитель. Сегодня на урок вы принесли
мыло. Посмотрите и скажите, как по агрегатному
состоянию можно классифицировать это моющее
средство. Запишите схему на доске. Учитель. Прочитайте состав мыла на
его упаковке и назовите основную составную
часть, которая записана на первом месте. C17H35COONa + H2O C17H35COOH + Na+ + OH–. Учитель. Какие вещества образуются в
результате гидролиза?
Ученик. Чем более щелочную
реакцию имеет раствор мыла, тем лучше он удаляет
жир. ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА Учитель. Ваша задача – приготовить раствор мыла определенной концентрации (указана в задании) и исследовать с помощью универсальной индикаторной бумаги его реакцию. Тексты заданий, необходимые реактивы и оборудование для проведения исследования находятся на столах. Работу необходимо выполнить в течение 10 мин. Задания 1. Приготовьте раствор принесенного вами
мыла: Таблица 1 Щелочность мыла
5. Сравните значения рН
приготовленных растворов мыла со значением рН
рогового слоя кожи, которое, по данным
физиологов, составляет 5,5. Учитель. Водородным показателем рН называют десятичный логарифм концентрации водородных ионов, взятый с обратным знаком: pH = –lg [Н+] или [Н+] = 10–рН, где [Н+] – концентрация ионов водорода в растворе, моль/л. Понятие «водородный показатель» было введено
датским химиком С.Серенсеном в 1909 г.: буква «р» –
начальная буква датского слова «роtenz» –
математическая степень, буква «Н» – символ
водорода. Схема Взаимосвязь концентрации ионов
водорода [Н+],
|
№ | Название мыла | Значение рН | Реакция раствора |
---|---|---|---|
1 | 7 | Нейтральная | |
2 | 7 | Нейтральная | |
3 | 7 | Нейтральная | |
4 | 7 | Нейтральная | |
5 | 7 | Нейтральная | |
6 | 6 | Слабокислая |
Таблица 3
Щелочность мыла
(Оформление группы 2. Вид мыла – твердое.)
№ | Название мыла | Значение рН | Реакция раствора |
---|---|---|---|
1 | 10 | Слабощелочная | |
2 | 9 | Слабощелочная | |
3 | 8 | Слабощелочная | |
4 | 7 | Нейтральная | |
5 | 9 | Слабощелочная | |
6 | 8 | Слабощелочная |
Таблица 4
Щелочность мыла
(Оформление группы 3. Вид мыла – твердое.)
№ | Название мыла | Значение рН | Реакция раствора |
---|---|---|---|
1 | 8 | Слабощелочная | |
2 | 8 | Слабощелочная | |
3 | 7 | Нейтральная | |
4 | 7 | Нейтральная | |
5 | 9 | Слабощелочная | |
6 | 8 | Слабощелочная |
Таблица 5
Щелочность мыла
(Оформление группы 4. Вид мыла – твердое.)
№ | Название мыла | Значение рН | Реакция раствора |
---|---|---|---|
1 | 9 | Слабощелочная | |
2 | 8 | Слабощелочная | |
3 | 8 | Слабощелочная | |
4 | 8 | Слабощелочная | |
5 | 9 | Слабощелочная | |
6 | 8 | Слабощелочная |
Таблица 6
Щелочность мыла
(Оформление группы 5. Вид мыла – твердое.)
№ | Название мыла | Значение рН | Реакция раствора |
---|---|---|---|
1 | 8 | Слабощелочная | |
2 | 7 | Нейтральная | |
3 | 9 | Слабощелочная | |
4 | 8 | Слабощелочная | |
5 | 9 | Слабощелочная | |
6 | 7 | Нейтральная |
ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Учитель. Сколько видов мыла вы
исследовали? Какие это виды?
Ученик. Два вида мыла: жидкое и
твердое.
Учитель. Какой вид мыла по значению рН
наиболее подходит для ухода за кожей? Почему?
Ученик. Жидкое мыло, т.к. его значение рН
наиболее близко к значению рН кожи.
Учитель. Возвратимся к рекламе. Что вы
можете сказать про мыло «Dove»?
Ученик. Мы исследовали жидкое и
твердое мыло «Dove», которые имеют нейтральную
реакцию раствора (рН = 7). Следовательно, мыло
«Dove» кожу не сушит.
Учитель. Какое еще мыло из
исследованных вами сортов по значению рН
можно рекомендовать для ухода за кожей?
Ученики называют сорта мыла, по значению рН
близкие к значению рН кожи.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Учитель. Одинаковая ли у нас у всех
кожа по свойствам и внешнему виду?
Ученик. Нет, кожа у всех разная.
Учитель. О каких типах кожи вы слышали?
Запишите их названия на доске.
Ученик. Встречаются следующие типы
кожи: нормальная, раздражительная, сухая, жирная,
комбинированная.
Учитель. Верно. На основании знаний,
полученных на уроке, подберите по реакции
раствора туалетное мыло для каждого типа кожи.
Запишите на доске напротив каждого типа кожи
реакцию раствора мыла.
Ученик. Нормальная кожа – мыло с любой
реакцией раствора, т. к. кожа не обладает особой
чувствительностью.
Раздражительная кожа – нейтральное мыло, т.к.
кожа очень чувствительна.
Сухая кожа – мыло нейтральное, т.к. щелочное
сушит кожу.
Жирная кожа – мыло щелочное, т.к. необходимо
удалять излишки кожного сала.
Комбинированная кожа – мыло, соответствующее
участку кожи, т. к. кожа сочетает участки разных
типов.
Учитель. А теперь проверим себя,
послушаем сообщение о том, что рекомендуют
косметологи.
Один из учащихся находится у доски и по ходу
сообщения проставляет знаки «+» или «–». Знак «+»
означает, что выбор учащихся совпадает с
рекомендациями косметологов, а знак «–» – не
совпадает.
Сообщение «Типы кожи и уход за ней»
Различают следующие типы кожи: нормальная, раздражительная, жирная, сухая, комбинированная. Главные причины увядания кожи – естественное старение и влияние окружающей среды. Чтобы сохранить кожу на долгие годы в хорошем состоянии, надо соблюдать три условия: правильно очищать, питать и защищать. Остановимся более детально на первом из них.
Нормальная кожа – чистая, гладкая, эластичная, без косметических дефектов. Для ухода за ней используют прохладную воду и любое туалетное мыло, т.к. она их хорошо переносит и более устойчива к атмосферным воздействиям. При нормальной коже лицо следует умывать два раза в день.
Раздражительная кожа быстро реагирует на самые разные раздражители: внешнюю среду, косметические средства, изменения состояния здоровья, эмоциональные «всплески». Очищать такую кожу лучше туалетной водой или отварами лекарственных растений (крапива, череда, ромашка). К выбору туалетного мыла нужно подходить с позиции наименьшей щелочности, лучше всего использовать нейтральные косметические средства. По утрам, после умывания, следует протереть кожу льдинкой крепкого чая, а затем нанести слой крема.
Жирная кожа – это блестящая, рыхлая кожа. Для жирной кожи подходит любое туалетное мыло щелочной реакции, утром нужно умываться прохладной водой, вечером – попеременно теплой и прохладной.
Сухая кожа на вид нежная, гладкая, бархатистая. Но она тоньше кожи других типов и больше подвержена влиянию внешних факторов. Поскольку сухая кожа очень чувствительна к внешним воздействиям, утром и вечером надо умываться мягкой водой комнатной температуры. Умываться с мылом следует не чаще 1–2 раз в неделю. Сухую кожу очищают нейтральными косметическими средствами (мыло, крем, лосьон и др.), которые обеспечивают ее дополнительной влагой.
Комбинированная кожа сочетает участки разного типа. Как правило, на лбу, подбородке, крыльях носа она бывает жирная, а на щеках и веках – сухая. Уход за такой кожей должен быть соответствующим типу кожи на отдельно взятом ее участке.
Учитель. Посмотрите на доску, какие
знаки проставлены по ходу сообщения?
Ученики. Во всех случаях знак «+».
Учитель. Молодцы! Мне остается
надеяться, что отныне вы будете следовать
рекомендациям косметологов, чтобы сохранить
свою кожу на долгие годы в хорошем состоянии.
Используйте химические знания, полученные на
уроке, чтобы правильно ее очищать. Сделайте общие
выводы по теме урока.
Ученик.
• Основной характеристикой мыла является
щелочность. Чем более щелочную реакцию имеет
раствор мыла, тем лучше он удаляет кожное сало, но
при этом сушит кожу.
• Косметическое средство должно
соответствовать по реакции раствора типу кожи.
• Чтобы правильно пользоваться косметическими
средствами по уходу за кожей, необходимо уметь
определять значение рН их водных растворов.
ЛИТЕРАТУРА
Батуев А.С. и др. Биология. Человек. Учебник. 9
класс. М.: Дрофа, 2000, с. 135;
Захаров Ю. Фитокосметика. Рецепты, дарующие
молодость, здоровье и красоту.
М.: ООО «Издательство “Яуза”», 1999, с. 6–12;
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии,
физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение,
1983, с. 143;
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как
открывать знания с учениками. М., 2002;
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник. 10
класс. М.: Просвещение, 1991, с. 122;
Третьяков Ю.Д. Справочные материалы. Химия. М.:
Просвещение, 1996, с. 180.